Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 09:36, курсовая работа
В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др. Именно переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда - отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена - торговли.
Введение
Социальная организация первобытного общества
Понятия и признаки государства
Основные теории происхождения государства
Заключение
Библиографический список литературы
Однако необходимо заметить, что далеко не везде рабовладение становилось основой хозяйства. В Древнем Шумере, Египте и во многих других обществах преобладал труд свободных рядовых общинников, а имущественная и социальная дифференциация развивалась параллельно с обособлением функций управления сельскохозяйственными работами (особенно при поливном земледелии) и распределения продуктов.
Таким образом, производящее хозяйство вело к общественному разделению труда, социальной, в том числе классовой, дифференциации, имущественному расслоению населения, делению на богатых и бедных, господ и рабов, неравноправные касты. У некоторых народов (древние Греция, Рим, Троя, Карфаген и другие античные полисы) рабовладение постепенно стало основным укладом. В Европе в первом тысячелетии н.э. разложение родового строя вело к феодальным отношениям. Другим важным социальным последствием неолитической революции явился переход от родовой общины к соседской (крестьянской).
Ведение
скотоводства и земледелия стало
возможным уже не всем родом, а
отдельными семьями. Семья (у большинства
народов - это "большая семья",
состоящая из двух-трех поколений) вполне
могла сама себя прокормить. Общественная
собственность материнского рода постепенно
переходит в частную
Естественная
эволюция, превратившая мужчину-охотника
в пастуха, а затем благодаря
появлению упряжки, в первое лицо
пашенного земледелия, приводит, в
конце концов, к ликвидации матриархальных
отношений как господствующих. На
смену им приходит патриархат, при
котором мужчина становится главой
семьи и собственником основных
средств и продуктов
Важным
фактором, ускорившим переход от родового
строя к государству, было возросшее
значение войн и военной организации
племен. Как отмечал Ф. Энгельс, "войны
между племенами стали вестись
с целью грабежа и сделались
средством постоянного
Большую роль в процессе государствообразования необходимо отвести религии. Она оказала существенное влияние на объединение отдельных родов и племен в единые народы. В первобытном обществе каждый род поклонялся своим языческим богам, имел свой тотем. В период объединения племен династия новых властителей стремилась утвердить и общие религиозные каноны. Такое значение имели Артхашастра в древней Индии, культ солнца и бога Озириса в Древнем Египте и т.п. Постепенно к новым условиям приспосабливаются религиозные верования племен майя, инков, скифов. Религия утверждала, что вожди получают власть от богов, оправдывая передачу ее по наследству Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебное пособие / Под ред. З. М. Черниловского. - М: Фирма Гардарика, 1996..
Таким
образом, для разложения первобытнообщинного
строя и преобразования родоплеменной
власти в государство имели
С давних
времен мыслители пытались ответить
на вопрос, что такое государство.
Еще древнеримский оратор философ
и политический деятель Марк Туллий
Цицерон спрашивал и
Позднее
широкое распространение
Рассматриваемое определение, верно отражающее некоторые черты государства, послужило поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли государство со страной, другие - с обществом, третьи - с кругом лиц, осуществляющих власть.
В современной учебной литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющий специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества. Поэтому мы считаем, что более точной будет следующая формулировка: государство - это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управления делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок . Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки, Государство и право, 1993, №7.
Лившиц Р.З. Теория права - М.: БЕК, 1994 - 224 С..
Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.
Понятие
государства, его характеристика конкретизируется
при раскрытии признаков, отличающих
его как от родового строя, так
и от негосударственных организаций
общества. Иными словами, «анализ
признаков государства
Признаки государства:
Во-первых, государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории.
Во-вторых, государство - особая организация политической власти, которая имеет специальный аппарат управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Механизм государства является материальным выражением государственной власти. Через систему своих органов государство осуществляет руководство обществом, закрепляет и реализует режим политической власти, защищает свои границы.
В-третьих, государство организует общественную жизнь на правовых началах. Правовые формы организации жизни общества присущи именно государству. Без права, законодательства, государство не в состоянии руководить обществом, обеспечивать реализацию принимаемых им решений.
В-четвертых, государство предоставляет собой суверенную организацию власти. Суверенитет государства - это свойства государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимого государства по отношению к другим властям внутри страны, а также в сферах межгосударственных отношений при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права.
Таковы
наиболее общие признаки государства,
характеризующие его как
Уже
тысячелетия люди живут в условиях
государственно-правовой действительности.
Они являются гражданами в пределах
государства, подчиняются государственной
власти, сообразуют свои действия с
правовыми предписаниями и
Теологическая теория:
Одним из самых старых объяснений происхождения государства является теологическая, или религиозная теория. Провозгласив государство творением божьим, она отстаивает "божественное" происхождение государства. Сторонники этой теории - богословы католицизма Августин "Блаженный" и Фома Аквинский делали из этого догматического положения тот вывод, что если государство создано богом, то оно неприкосновенно для человека, на него нельзя посягать, его нельзя изменить.
Известный русский юрист Г.Ф. Шершеневич, рассматривая религиозную теорию происхождения государства, замечает: "Можно утверждать, что государство, как форма общения, предписана человеку Богом, или же, что данное государство возникло непосредственно волею Бога. В сущности, такое непосредственное участие Бога в установлении государства мы встречаем только у евреев. Если государство вообще, или данное государство в частности есть творение Высшего Существа, то отсюда практический вывод - неприкосновенность государства для человека и недопустимость его критики" Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: Зерцало, ТЕИС, 1996, 476 С..
Если исходить из положения, что государство имеет божественное происхождение, так как все в мире, по мнению теологов, происходит по воле Бога, то из этого следует, что языческое государство имеет такое же происхождение, как и христианское. Далее следует, что и революционные силы, посягающие на неприкосновенность государства, проявляются и действуют также по воле Бога. Естественно, что в этой форме теория божественного происхождения государства применялась редко.
Чаще
религиозную теорию использовали для
обоснования божественного
Сторонниками идеи божественного происхождения государства были в XIX веке во Франции граф Жозеф де Местр: "Всякая государственная власть происходит от Бога, и все государи осуществляют свою власть, как исполнители божественной воли" и немец Фр. Шталь: "Божественное установление означает не только то, что государство есть вообще предписанная Богом форма общения, но так же, что данное устройство и данные носители власти имеют божественную поддержку".
В начале XX века представитель теократизма Катрейн, на вопрос, как возникает государственная власть и откуда берет она свое основание, отвечает, что источником государственной власти является воля Бога. Но Катрейн различает власть и носителей власти и утверждает божественное основание только самой власти.
Теория
договорного происхождения
Ранние буржуазные просветители XVII - XVIII вв. (Гоббс, Жан-Жак Руссо, Гуго Гроций и др.) утверждали, что государство возникло в результате договора или соглашения людей между собой. До образования государства, которое существовало не извечно, люди жили в первобытном, так называемом естественном состоянии, которое представлялось по-разному. По мнению английского философа XVII столетия Гоббса, оно являло собой царство личной свободы и дикой анархии, ведущей к войне против всех. Чтобы сдержать природную враждебность друг к другу, люди путем заключения договора создали государство.
Жан-Жак Руссо заявлял, что до возникновения государства был золотой век, царство всеобщего мира, благоденствия, свободы и равенства. Но с появлением частной собственности возникло неравенство, начались войны, вражда, и, чтобы люди не уничтожали друг друга, понадобилось государство, которое призвано было охранять свободу и естественные права человека, соблюдать принципы равенства всех перед законом.
Очевидно,
что возникновение частной