Происхождение права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 12:03, курс лекций

Описание работы

Происхождение права – одна из кардинальных проблем теории права. Долгое время ее трактовка давалась так, как ее представлял и описывал Ф. Энгельс в своей знаменитой работе “Происхождение семьи, частной собственности и государства”. Отступление от энгельсовской трактовки происхождения права как атрибута государства в период советской власти было чревато для ученых многими неприятностями. Да и это вполне понятно: советское государство имело в качестве своей основы марксистско-ленинскую идеологию, подрыв которой строго наказывался.

Файлы: 1 файл

Опорный конспект лекций по дисциплине общая теория права.doc

— 728.00 Кб (Скачать файл)

Однако, правовая система в целом должна обеспечивать полное содержание правовой нормы, имея в наличии или в запасе все  три элемента. Поэтому реальную структуру  и охранительной и регулятивной нормы можно превратить в трехзвенную структуру их логической нормы. Например, двухзвенная структура правоохранительной нормы “Причинение смерти по неосторожности – наказывается исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок  (ч.1 ст. 144 УК Республики Беларусь) -- имеет следующее логическое содержание: “Если причинена смерти по неосторожности (гипотеза), а причинение смерти по неосторожности запрещается под страхом уголовного наказания (диспозиция), иначе такие действия наказываются исправительными работами …”.

 Аналогичную  процедуру можно провести и  с регулятивной нормой, переформулировать  ее в соответствии с требованиями  логической структурой. Например, “Президентом  Республики Беларусь может быть  избран гражданин Республики Беларусь не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее 10 лет” (статья 80 Конституции Республики Беларусь). Реальная структура этой нормы такова: “Если необходимо избрать Президента Республики Беларусь (гипотеза), то он должен отвечать требованиям возраста и постоянного проживания в стране (диспозиция)”. Санкция в данном случае может быть следующая: “... иначе такой гражданин не может быть избран Президентом Республики Беларусь”.

 

Лекция 13. Система  права

 

Система права представляет собой его внутреннее строение, которое состоит из объединений правовых норм.

Традиционно структура или система современного права представлена такими элементами: норма права, институты права, подотрасль и отрасль права, которые, в свою очередь, объединяются в материальное и процессуальное право, частное и публичное, национальное и международное. Такая система права исходит из его позитивистского понимания и фактически создается государством.

Их взаимодействие внутренне согласовано  и характеризуется наличием  прямых и обратных связей.

Норма права, как указывалось ранее, является первичным элементом системы права. В ней фиксируется только одно правило поведения, одно субъективное право или юридическая обязанность. Однако, ясно, что общественные отношения – сложнейшая система горизонтальных и вертикальных взаимоотношений, поэтому существование одной правовой нормы бессмысленно. Практическая ценность норм права состоит в их множественности и взаимодействии.

Основанием  деления системы права на отрасли служит два критерия: предмет правового регулирования, который включает в себя определенную сферу общественных отношений (семья, собственность, государственная власть)  и метод правового регулирования, который предполагает совокупность способов воздействия права на определенную сферу общественных отношений. Выделяют два основных метода правового регулирования: императивный (категорический, властный, административный) и диспозитивный (гражданско-правовой, автономный). Императивный метод правового регулирования предполагает жесткую регламентацию поведения участников правовых отношений, неравное их положение (вертикальное), отношения власти и подчинения, он не допускает отступления от правовых предписаний. Диспозитивный метод предполагает относительную свободу поведения сторон, равное положение участников правоотношения (горизонтальное), их способность самостоятельно избирать тот или иной вариант поведения.

Таким образом, отрасль права представляет собой  совокупность правовых норм, которые  регулируют качественно однородную сферу общественных отношений своим особым методом. Отраслями права являются конституционное право, уголовное право, семейное право, гражданское право и т.д.

Отрасль права  обладает внутренней структурой и также  системна, поскольку состоит из норм права в определенном порядке объединенных в правовые институты и подотрасли права.

Правовой  институт – совокупность правовых норм, регулирующих вид или определенную сторону общественных отношений. Например, в конституционном праве существует институт парламентаризма, гражданства, президентства, в трудовом праве – охраны труда, заработной платы, времени отдыха, рабочего времени и т.д.

Подотрасль права регулирует особые крупные подразделения общественных отношений, входящих в сферу отношений, регулируемых отраслью права. В гражданском праве выделяют подотрасли авторского и наследственного права, в земельном праве – водного и горного права. Подотрасль права необязательный элемент системы права, в некоторых отраслях подотраслей не выделяют.

Все отрасли  права объединяются в подсистемы материального и процессуального права. Материальное право регулирует содержательную сторону общественных отношений и включает в себя административное, гражданское, финансовое и другие отрасли права. Нормы этих отраслей права непосредственно регулируют соответственно управленческие, имущественные, кредитно-денежные отношения. Процессуальное право регулирует общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления и защиты норм материального права и охватывает гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, административно-процессуальное право и т.д.

В систему  права включается также две подсистемы публичного и частного права.

Публичное право  регулирует отношения субординационные, базирующиеся на власти и подчинении, на механизме принуждения обязанных лиц. В нем доминируют императивные (категоричные) нормы, которые не могут быть изменены или дополнены участникам правоотношений. К сфере публичного права традиционно относят конституционное, уголовное, административное, финансовое, международное публичное право, процессуальные отрасли и т.д.

Частное право  опосредствует отношения “горизонтального”  типа, отношения между равноправными  независимыми субъектами. Здесь преобладают  диспозитивные нормы, действующие лишь в той части, в которой они не изменены и не отменены их участниками. В сферу частного права входят: гражданское, семейное, торговое, международное частное право, отдельные институты трудового права и некоторые другие отрасли и институты права.

Публичное право охватывает своим регулированием отношения в сфере государственной власти, где одним из субъектов права выступает государство в лице его компетентных органов. Оно включает в себя конституционное, административное, финансовое, арбитражное, муниципальное право. Предметом этого комплекса  отраслей являются общественные отношения выражающие общие (публичные) интересы.

Частное право  регулирует общественные отношения, обеспечивающие частные интересы, автономию и  инициативу индивидуальных, юридически равноправных собственников в их имущественной деятельности и в личных отношениях. В состав частного права входит гражданское, семейное, банковское, трудовое, торговое право.

Разделение права на публичное  и частное в носит условный характер. Государство все активнее вторгается в регулирование цен, налогов, запретов, лицензирования, квотирования, предоставления льгот, т.е. частная жизнь теряет свой автономный характер, поскольку в каждом отдельном акте гражданского оборота затрагивается и публичный интерес. С другой стороны все более публичный интерес складывается из частных интересов свободных, автономных собственников, все более ориентируется на  них.

Система права  затрагивает проблемы соотношения национального и международного права. Международное право – это общепланетарная правовая система, регулирующая отношения между государствами, а также между иностранным государством и гражданином и между гражданами разных государств. Существует два типа соотношения норм международного и национального права. В первом случае общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры государства входят в систему его национального права, причем приоритет отдается нормам международного права (Российская Федерация, ФРГ). В другом случае государство признает приоритет общепризнанным принципом международного права и обеспечивает соответствие им законодательства, не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции этого государства ( Беларусь).

Существует и другой подход к  пониманию структуры развитого права в зависимости от ценности самих правовых норм, их первичности и производности. Он свойственен непозитивистскому пониманию права. Основу системы в таком понимании права составляют права человека и принципы права, публичное право включает в себя референдумные нормы и нормы, изданные государством, частное право – договорные и корпоративные нормы. Охарактеризуем составные элементы этой системы.

права человека, т.е. первооснова права, его базис, наиболее общие правовые нормы, составляющие глубинный слой права, и являющиеся основой позитивного права, исходящего от государства. Права человека – это возможности человека, позволяющие ему достойно жить и работать. Предполагается, что ими обладают все люди независимо от своего имущественного, социального положения с момента рождения, поэтому эти права еще называют естественными, природными, прирожденными, абсолютными, неизменяемыми. Они вытекают как бы из естественного порядка вещей, из самой жизни, из социально-экономических условий, в которых находится общество и человек в тот или иной период развития. К правам человека относятся право на жизнь, здоровье, свободу, частную собственность, право ребенка на счастливое детство, и многие другие.

Ранее естественные права человека существовали в виде представлений, идей. Ныне они закрепляются в международных правовых актах, а также во внутреннем законодательстве конкретной страны;

принципы  права – основополагающие нормы  поведения. К ним относятся принципы равенства всех перед законом, гуманизма, социальной справедливости, приоритета прав человека над государством, приоритета права над государством. Эти принципы права играют первостепенную роль и имеют абсолютный приоритет над всеми другими нормативными положениями. Они – основа правотворческой деятельности;

референдумное право, как нормы  позитивного права, принятые в результате волеизъявления гражданами непосредственно  и определенно, без возможных  искажений и изменений государственными органами. Обычно таких норм немного, но переоценивать их юридическую силу и значимость в регулировании стратегического направления общественного развития нельзя;

нормы, изданные государственными органам -- это в основном нормы публичного права, регулирующие вертикальные отношения по поводу формирования государственной власти, налогообложения, экологии, обеспечения правопорядка, осуществления правосудия. Такие нормы можно назвать   централизованными государственными нормами;

     корпоративные нормы, как правила поведения, разрабатываемые в организациях. Корпоративные нормы современного права регулируют финансовые, управленческие, трудовые, имущественные и другие вопросы. В промышленно развитых странах доля корпоративных норм или децентрализованных по своему объему может превышать долю норм централизованных или общегосударственных. Эти нормы выражают баланс общественных и частных интересов, отражают принципы на началах равенства и координации, т.е. горизонтальные отношения. Это нормы частного права. чем выше уровень развития экономики той или иной страны, чем выше там уровень свободы субъектов, тем авторитетнее корпоративное права, которое может по своему объему превосходить нормы общегосударственные;

договорные  нормы, которые формируются сами гражданами или их организациями для урегулирования вопросов, по которым закон либо молчит, либо дает возможность субъектам права определятся самостоятельно. Договорные соглашения и содержащиеся в них договорные нормы обязательны как для договорившихся сторон, так и для суда, который при рассмотрении спора должен руководствоваться именно договорными нормами. Договоры распространены во многих сферах человеческой деятельности – трудовой договор, брачный контракт, договоры купли-продажи, бытового обслуживания, проката, поставки и т.д.

 

 

Лекция 14. Правовые отношения.

Понятие и признаки правового отношения.  

Известно, что общественные отношения  представляют собой различные связи  между людьми, которые возникают  в ходе их совместной деятельности. Общественные отношения существуют в сферах экономики, политики, социально  – культурной, трудовой и других видов деятельности. Поскольку право регулирует все эти виды общественные отношения, то в результате они приобретают правовую форму и становятся правовыми отношениями.

 Правовое отношение – центральная правовая категория, важнейший институт правовой системы любой страны и ее механизма правового регулирования.

 Правоотношения можно рассматривать в широком и узком смысле в зависимости от признания существования их до юридических норм,  либо только после, в результате их реализации, т.е как законоотношения.

Под правоотношением в широком  смысле принято понимать объективно возникающую до закона особую форму  социального взаимодействия людей, которые обладают взаимными правами  и обязанностями. Уже общепризнанным является существование естественных прав человека, коренящихся в его природе, поэтому исторически право появилось первоначально как система правоотношений между людьми, без соответствующих им норм позитивного права. Такие правоотношения существуют и сейчас в сфере производства, обмена, распределения материальных благ и присущи наиболее социальным связям, не получившим до определенного времени юридического оформления. Такие правоотношения обеспечиваются самими участниками без вмешательства государства. Они первичны по отношению к закону, поскольку формируют государственную волю, а  государственные органы и законодатель ищут право, проявляющееся в том числе и в правоотношениях.

Данное понимание  правоотношения особенно  актуально  восстановить  в посттоталитарных государствах, где в процессе демократизации  экономической, политической и других сфер общественной жизни возникают многочисленные прогрессивные  правоотношения, до определенного времени   не урегулированные  юридическими нормами. В данной ситуации основным принципом правового регулирования для свободного гражданина должен стать принцип: “Разрешено все, что не запрещено законом”.

Информация о работе Происхождение права