Происхождение права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 12:03, курс лекций

Описание работы

Происхождение права – одна из кардинальных проблем теории права. Долгое время ее трактовка давалась так, как ее представлял и описывал Ф. Энгельс в своей знаменитой работе “Происхождение семьи, частной собственности и государства”. Отступление от энгельсовской трактовки происхождения права как атрибута государства в период советской власти было чревато для ученых многими неприятностями. Да и это вполне понятно: советское государство имело в качестве своей основы марксистско-ленинскую идеологию, подрыв которой строго наказывался.

Файлы: 1 файл

Опорный конспект лекций по дисциплине общая теория права.doc

— 728.00 Кб (Скачать файл)

Юридическая техника включает в себя использование  правовых символов, к которым относят  предметные (государственный флаг, герб, денежные знаки паспорт гражданина), словесные (присяга), музыкальные (государственный гимн), письменные (личная подпись гражданина, товарный знак).

 

Лекция 12. Норма права: признаки, структура, виды.

Понятие и признаки нормы  права.

Норма права  является первичным элементом правовой системы. С одной стороны  это клетка или атом правовой системы, т.е. ее первичный элемент, с другой стороны норма права -- сама система, поскольку имеет сложную внутреннюю структуру, основой которой является правило поведения.   Фактически совокупность норм права образует правовую систему общества.

Норма права обладает следующими признаками. Прежде всего она представляет собой разновидность социальных норм, поскольку обладает одинаковыми со всеми другими социальными регуляторами свойствами, т.е. устанавливает, определяет границы, рамки возможного, дозволенного, обязательного поведения субъектов права. Норма права как и другие социальные нормы являет собой масштаб, меру свободы личности, разграничение этих свобод между индивидами, веер возможностей при выборе тех или иных вариантов поведения.

Норма права  носит общий характер, выступает в качестве равного, одинакового для всех и каждого правила поведения. Она неперсонофицирована, и рассчитана не на конкретную ситуацию, а на все сходные ситуации. Например, нормы, определяющие порядок выборов, рассчитаны не на одну избирательную компанию, нормы, определяющие куплю-продажу – не на одну конкретную сделку.

Норма права  всегда формально определена. Это означает, что любая норма письменно закреплена в части, параграфе, статье, главе, разделе нормативного правового акта, либо другом источнике права.

Системность – следующий признак нормы права. Он выражается, во-первых, в объединении всех норм права в различные отрасли и институты права, которые в совокупности составляют систему права, во-вторых, в том, что каждая норма права обладает внутренней системой, состоящей из взаимосвязанных элементов – гипотезы, диспозиции, санкции. Ни одна норма права как единичное правило поведения не может существовать самостоятельно вне связи с другими нормами. Так, для того, чтобы наказать правонарушителя, применив соответствующую норму административного деликтного права, следует воспользоваться другими нормами административного права, определяющими порядок составления протокола об административном правонарушении, порядок наложения взыскания и т.д. Системность характеризует также иерархию правовых норм.

 Говоря  о правовых нормах необходимо  указать на свойства, характеризующие  их связь с государством – общеобязательность и обеспечение средствами государственного принуждения. Норма права представляет собой правило поведения общеобязательного характера, т.е. она предписывает правильный, целесообразный, оптимальный с точки зрения общества и потому обязательный для субъекта права образ действий. Норма права гарантированна государством, т.е. государство не только создает социально-экономические, политические условия для реализации нормы права, но и предусматривает правовое принуждение в случае ее нарушения. Существует развитый институт юридической ответственности.

 Нормы права принимаются  субъектами правотворчества, т.е.  компетентными государственными  органами либо народом в ходе  референдума.

Исходя из выше названных признаков норму  права можно определить как общеобязательное, структурно организованное государственно-властное веление субъектов правотворчества, содержащееся в нормативном правовом акте.

 

Виды норм права.

Нормы права  чрезвычайно разнообразны. С целью  их изучения применяются различные  классификации.

В зависимости от роли в регулировании  общественных отношений нормы права могут быть типичными (содержат правила поведения и регулируют  поведение людей, общественные отношения непосредственно) и нетипичными.

Нетипичных  норм немного. К ним относятся  коллизионные нормы – принимаются  с целью устранения коллизий, либо устанавливающие порядок разрешения противоречий между юридическими нормами (“В случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действует Конституция” – ст.137 Конституции Республики Беларусь) и оперативные нормы (нормы-инстументарии) определяют момент и прядок вступления в силу того или иного юридического акта, его отмену либо пролонгацию.

Нетипичные нормы занимают важное место в законодательстве, во-первых, они имеют прямое действие, т.е. на них можно ссылаться при решении конкретного юридического дела, во-вторых, они получают логическое развитие, конкретизацию в типичных нормах, правилах поведения.

Типичных  норм большинство. В зависимости  от основных функции права (охранительная  и регулятивная) они подразделяются на охранительные нормы, которые рассчитаны на неправомерное поведение и поэтому всегда фиксируют меры государственного принуждения, юридической ответственности, которые применяются за нарушение правовых запретов, и регулятивные нормы, рассчитанные на правомерное поведение и устанавливающие юридические права и обязанности субъектов права.

Охранительные нормы, содержащиеся в Уголовном  Кодексе Республики Беларусь и Кодексе  об административных правонарушениях  Республики Беларусь, устанавливают  меры юридической ответственности за конкретные преступления и административные деликты. Так, за  распространение индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица в рекламе, средствах массовой информации и иным способом заведомо ложных сведений, наносящих вред деловой репутации конкурента, -- наказывается штрафом или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет (ст. 249 УК Республики Беларусь).

Охранительные нормы гражданского и трудового права имеют более общий характер. Например статья 276 ТК Республики Беларусь запрещает привлекать работников моложе восемнадцати лет к ночным и сверхурочным работам, работам в государственные праздники, праздничные и выходные дни, а статья 465 этого же Кодекса говорит о том, что юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о труде несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством.

Регулятивные нормы  могут быть обязывающими и предписывать обязанность совершить активные обязательные положительные действия (“Договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу…” -- ч.1 ст. 400 ГК Республики Беларусь); запрещающими и устанавливать заперты на совершение действий, обязанность воздерживаться от их совершения (“Расторжение брака недопустимо во время беременности жены и в течении трех лет после рождения ребенка без письменного согласия супруги на развод” – ст.35 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье) ; управомачивающими, предоставляя право на совершение определенных действий (“Для проживания граждан на период их работы или учебы могут быть использованы общежития” -- ч.1 ст. 97 Жилищного кодекса Республики Беларусь).

При изложении обязывающих  норм употребляются глаголы “должен”, “обязан”, запрещающие нормы требуют  использования глаголов “воспрещается”, “не допускается”, “запрещается”, наконец, при формулировании управомачивающих норм обычно употребляются выражения “имеет право”, “может”, “возможно”. Хотя в некоторых случаях обязывание, запрещение и управомочивание может быть выражено и без использования этих специальных глаголов. Например, статья 38 Жилищного Кодекса Республики Беларусь устанавливает такую норму “Граждане проживающие в домах, грозящих обвалом выселяются в административном порядке по постановлению прокурора с предоставлением жилого помещения типовых потребительских качеств”-- которая является обязывающей.

По объему регулирования  общественных отношений выделяют общие норы права, которые регулируют определенный род общественных отношений, специальные – регулирующие вид, т.е. более узкий круг общественных отношений по сравнению с общими нормами права и исключительные нормы, которые устанавливают изъятия из общих и специальных норм. Со времен римского традиционно применяется правило: “Специальная норма отменяет в части своего действия общую норму”. Так, к примеру, часть 1 статьи 335 УК Республики Беларусь в которой определяется, что незаконное врачевание повлекшее по неосторожности причинение менее тяжкого телесного повреждения наказывается штрафом или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок -- является общей нормой, а часть 2 этой же статьи, в которой предусмотрено, что за незаконное врачевание, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения, наказывается более значительно -- ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до семи лет –является специальной нормой. Часть 2 статьи 126 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье дает нам пример  исключительной нормы. Так, при усыновлении ребенка отчимом или мачехой наличие разницы в возрасте не требуется, хотя часть 1 этой же статьи предусматривает такую разницу в возрасте не менее 16 лет, между усыновителем не состоящим в браке и усыновляемым ребенком.

По методу правового  регулирования нормы права подразделяются на:    императивные, носящие сугубо строгий, властный, категоричный характер, которые не могут быть изменены соглашением сторон. Это нормы административного и уголовного права;  диспозитивные, которым присущ автономный характер, позволяющий участникам правоотношений самим договориться по вопросам процесса реализации правоотношения. Такие нормы находятся преимущественно в гражданско-правовых актах. Обычно такая норма формулируется таким образом “Должно быть  то, если иное не установлено законом  или договором”; рекомендательные – обычно содержат правила поведения, исполнение которых желательно для государства. Рекомендательные нормы содержаться в нормативных актах международного права.

По юридической силе различают  нормы права. содержащиеся в законах  и обладающие высшей юридической  силой, и нормы права, содержащиеся в подзаконных нормативных актах.

В зависимости  от того, в каком источнике права  содержатся нормы, они могут быть писаными, и располагаться в нормативных правовых актах, нормативных договорах, в содержании судебного или административного прецедента; они могут быть устными и существовать в правовых  обычаях, правовые нормы могут быть зафиксированы в религиозных догмах и также в трактатах ученых-юристов.

Различают правовые нормы, по сфере действия – общего, ограниченного и локального действия. Нормы общего действия распространяются на всех лиц, находящихся в пределах территории данного государства (граждане) и действуют на территории всего государства. Так,  нормы ограниченного действия распространяются только на определенную категорию лиц: предприниматели, военнослужащие, молодежь, лица, проживающих на территории загрязненной радионуклидами и т.д., и действуют на определенной территории (заповедники, пограничная зона, территория города и т.д.). Локальные нормы действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур (локальные нормативные предписания).

По субъектам правотворчества  различают правовые нормы, исходящие от государства (парламент, исполнительная и судебная власть) и от гражданского общества (местные и общегосударственные референдумы).

Правовые нормы распределяются по отраслям права: нормы конституционного права, гражданского права, уголовного и других отраслей права и т.д. В рамках этой же классификации различают нормы материального права (регулируют содержательную сторону общественных отношений) и процессуального права (регулируют порядок осуществления норм материального права); нормы частного права, защищающие индивидуальный интерес, и нормы публичного права, охраняющие общественный, коллективный интерес.

 

Структура типичной нормы права.

Одной из основополагающих характеристик нормы права является ее структурное построение. В структуре  нормы заложен ее регулятивный или охранительный смысл.

Различают трехзвенную структуру, которая определяет  норму, как логическую, т.е. выявленную логическим путем общее правило, обладающее полным набором признаков, раскрывающих государственно-властную и регулятивную характеристику нормы права, и двухзвенную или реальную структуру, которая представляет собой непосредственно закрепленное в тексте нормативного правового акта государственно-властное веление.

Традиционно считается, что логическая норма  состоит из трех составных элементов: гипотезы, которая указывает на конкретные условия, при наличии или отсутствии которых начинает действовать норма; диспозиции, содержащей правило поведения, которому должны следовать субъекты права, закрепляющей их права и обязанности; санкции, которая указывает на неблагоприятные последствия, меры принуждения, наступающие за неисполнение обязанностей, за нарушение диспозиции.

Формула логической нормы может  быть представлена в виде: “Если ..., то ..., иначе...”.

Такое строение нормы права  в виде всех трех названных элементов редко встречается в нормативных актах. Обычно в тексте нормативного акта формулируется два элемента правовой нормы. Третий элемент правовой нормы может находиться в другой статье закона и даже в другом законе. Так охранительные нормы содержат только гипотезу и санкцию, т.е. прямо закрепляют меры ответственности за правонарушение, не формулируя правило поведения, регулятивные нормы – гипотезу и диспозицию, т.е. прямо предписывают права и обязанности участников правоотношений, но не указывают на санкцию.

Информация о работе Происхождение права