Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 12:03, курс лекций
Происхождение права – одна из кардинальных проблем теории права. Долгое время ее трактовка давалась так, как ее представлял и описывал Ф. Энгельс в своей знаменитой работе “Происхождение семьи, частной собственности и государства”. Отступление от энгельсовской трактовки происхождения права как атрибута государства в период советской власти было чревато для ученых многими неприятностями. Да и это вполне понятно: советское государство имело в качестве своей основы марксистско-ленинскую идеологию, подрыв которой строго наказывался.
Таким образом, принимая во внимание обратную силу (ретроактивность) и переживание действия (ультраактивность) нормативно-правового акта, при изучении действия норм права во времени следует обращать внимание на два обстоятельства. Во первых, на сроки календарного действия правовых норм, они ограничены моментом вступления в юридическую силу. нормативно-правового акта и моментом утраты им юридической силы. И, во-вторых, на те факты и отношения, на которые нормы права распространяют свое действие.
Основные
принципы действия нормативно-правовых
актов во времени нашли отражение
в важнейших международных
"Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено" (ч.2 ст.11 Всеобщей декларации прав человека 1948 года).
"1. Никто не может быть признан виновным в совершении какого-либо уголовного преступления вследствие какого-либо действия или упущения, которое согласно действовавшему в момент его совершения внутригосударственному законодательству или международному праву не являлось уголовным преступлением. Равным образом не может назначаться более тяжкое наказание, чем то, которое подлежало применению в момент совершения уголовного преступления. Если после совершения преступления законом устанавливается более легкое наказание, действие этого закона распространяется на данного преступника. 2. Ничто в настоящей статье не препятствует преданию суду и наказанию любого лица за любое деяние или упущение, которые в момент совершения являлись уголовным преступлением согласно общим принципам права, признанным международным сообществом." (Ст. 15 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года). Действие во времени - наиболее значимый с практической точки зрения из всех параметров действия нормативно-правовых актов.
Слишком быстрое (после принятия) введение в действие крупного и сложного нормативного акта может вызвать затруднение в работе органов государства, поставить в невыгодное положение тех или иных субъектов, повлечь за собой трудности в решении практических вопросов. При кажущейся простоте правил действия нормативно-правовых актов во времени (внимание следует обращать прежде всего на момент вступления в юридическую силу и на момент утраты юридической силы, в отдельных случаях возможна обратная сила нормативно-правового акта, и лишь иногда - переживание его действия) на практике нередко возникают достаточно запутанные ситуации, выход из которых приходится искать высшим судебным инстанциям.
В научных исследованиях поднимаются самые разные проблемы временных пределов действия нормативно-правовых актов.
Д.Н.Бахрах говорит о том, что само понятие "действие нормативно-правового акта во времени" следует заменить более точным определением "действие нормы права во времени", поскольку один документ может содержать предписания с различными временными параметрами. Это позволит уточнить соотношение таких явлений, как обратная сила, действие и переживание действия нормы права. Такая позиция в принципе верна и заслуживает поддержки; следует иметь в виду и то, что в научной и учебной литературе прочно закрепился термин "действие нормативно-правовых актов". В этой же работе выделяются типы и принципы действия правовых норм во времени.
Типы действия новой нормы: перспективное - на факты, возникшие после вступления в силу нормативно-правового акта, только на новые правоотношения; немедленное - на факты прошлого и ранее возникшие правоотношения; обратное - на правоотношения, которые возникли до' вступления в силу нормативно-правового акта. Соотношение действия во времени новой и старой нормы может быть выражено следующим образом: перспективное действие новой нормы - переживание старой; немедленное действие новой нормы - немедленное прекращение действия старой; обратное действие новой нормы - досрочное прекращение действия старой.
Нормы права должны действовать во времени в соответствии со следующими принципами:
* Общее правило - немедленное действие правовых норм.
* Норма, ухудшающая правовое положение граждан, других субъектов права, должна иметь только перспективное действие.
* Норма, улучшающая правовое положение граждан и других субъектов права, имеет обратную силу.
* Исключения из этих правил, которые должны быть закреплены законодательно, возможны только при наличии специальных коллизионных норм. (См.: Бахрах Д.Н. Действие правовой нормы во времени // Советское государство и право. 1991. №2. C.I 1-20).
Совершенствованию
правового регулирования
1. Правомерность или противоправность поведения граждан, юридических лиц, общественных объединений и других субъектов, а равно их ответственность за противоправные деяния определяются законом, действовавшим во время совершения поведенческого акта. Никто не может быть привлечен к ответственности или иным образом ограничен в правах и свободах за деяние, которое в момент его совершения не признавалось противоправным. Никто не может дважды нести ответственность за одно и то же правонарушение.
2. Закон, устраняющий противоправность деяния или смягчающий ответственность за него либо иным образом улучшающий правовое положение субъекта, имеет обратную силу, т.е. распространяется и на лиц, совершивших деяние до издания нового закона. Закон, имеющий обратную силу, вводится в действие и подлежит исполнению с момента его принятия.
3. Закон, устанавливающий противоправность деяния или отягчающий ответственность за него либо иным образом ухудшающий правовое положение лица, обратной силы не имеет. Закон, не имеющий обратной силы, вводится в действие с момента официального опубликования и подлежит применению по истечении 10 дней со дня его опубликования, если иной более длительный срок не указан в самом законе.
4. В случае коллизии или конкуренции законов, предусматривающих различную по виду и строгости ответственность за однородные деяния, применяется более мягкий, более благоприятный для лица закон. (См.: Медведев А.М. Правовое регулирование действия закона во времени // Государство и право. 1995. № 3. С.69-75.)
3. Действие нормативно-правовых актов в пространстве. Случаи экстерриториального действия закона
Действие нормативно-правовых актов в пространстве связано с их распространением на определенную территорию. Нормативно-правовые акты государства распространяют свое действие на всю территорию данного государства. Это правило вытекает из характеристики власти государства как власти суверенной. Именно вследствие государственного суверенитета действие нормативно-правовых актов государства на его территории безраздельно и исключительно. Территорией государства признается часть земного шара, на которую распространяется суверенная власть данного государства. Обычно сюда относят: сухопутное пространство в пределах государственных границ; недра земли в пределах государственных границ; внутренние воды, т.е. воды рек, озер и иных водоемов, берега которых полностью принадлежат государству; территориальные воды; континентальный шельф; воздушное пространство в пределах государственных границ; военные суда под флагом государства; гражданские суда под флагом государства, находящиеся в нейтральных водах или в международном воздушном пространстве; территории посольств, миссий, консульств государства за рубежом; космические корабли (станции) со знаком государства, зарегистрировавшего объект.
Высшими и центральными органами государства могут приниматься нормативно-правовые акты, действующие не на всей территории государства, а только на ограниченной ее части. Так, особый юридический режим может быть установлен в свободной экономической зоне, в оффшорной зоне, на территории, которая отличается сложными климатическими условиями или имеет иные существенные особенности (например, районы Крайнего Севера, см. ст.251 КЗоТ РФ).
Свою территорию действия
имеют нормативно-правовые акты местных
органов государства. Их решения обязательны
для исполнения всеми расположенными
на территории какой-либо административно-
Если возникает проблема соотношения нормативных актов, действующих на всей территории республики и на определенной ее части, то она решается по принципу преимущественной юридической силы актов вышестоящих органов перед актами нижестоящих органов.
Проблема территориального действия нормативно-правовых актов особую актуальность приобретает в федеративных государствах. Здесь заслуживают внимания два момента: соотношение территориальных пределов действия нормативно-правовых актов федерации и субъекта федерации, и различных субъектов федерации.
Из общего правила действия нормативно-правовых актов в пространстве существуют исключения, так называемые случаи экстерриториального действия закона, которое проявляется в основном в отношениях с иностранными гражданами и организациями, а также с гражданами и организациями Российской Федерации (или Республики Беларусь), находящимися за границей. Суть экстерриториального действия -в возможности применения к действиям, совершенным на территории одного государства, законодательства другого государства.
"Граждане Российской
Федерации и постоянно
"Форма сделки, совершаемой
за границей, подчиняется закону
места её совершения. Однако сделка
не может быть признана
4. Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц. Особенности правового положения иностранцев и лиц без гражданства
Нормативно-правовые акты государства по общему правилу распространяют свое действие на всех лиц, находящихся на территории данного государства. Таким образом, под действие нормативно-правовых актов любого государства подпадают граждане данного государства (в том числе и лица с двойным гражданством - бипатриды), иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории государства.
Граждане
обладают общим правовым статусом.
Его наличие не исключает особенностей
правового положения отдельных
Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц можно рассматривать еще и в следующем аспекте: адресатами предписаний, содержащихся в нормативных актах, являются физические лица, разнообразные негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации, должностные лица, государственные органы, государство в целом. Подробнее о субъектах права будет рассказано в теме "Правовые отношения").
Имея в виду правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, принципиально важно уяснить следующее положение -они не могут быть участниками целого ряда правоотношений, они не имеют тех прав и не несут тех обязанностей, которые неотделимы от гражданства. Иностранцы и лица без гражданства, к примеру, не обладают избирательным правом, не могут быть служащими государственного аппарата, не привлекаются к службе в вооруженных силах, не могут нести уголовную ответственность за измену Родине и т.д. Кроме того, существуют особенности правового положения иностранных граждан, обладающих дипломатическим иммунитетом.