Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 12:03, курс лекций
Происхождение права – одна из кардинальных проблем теории права. Долгое время ее трактовка давалась так, как ее представлял и описывал Ф. Энгельс в своей знаменитой работе “Происхождение семьи, частной собственности и государства”. Отступление от энгельсовской трактовки происхождения права как атрибута государства в период советской власти было чревато для ученых многими неприятностями. Да и это вполне понятно: советское государство имело в качестве своей основы марксистско-ленинскую идеологию, подрыв которой строго наказывался.
Правовая идеология - это представления, взгляды, понятия, убеждения, теории, концепции о правовой действительности; т.е. идеологические элементы представляют собой по преимуществу систематизированное знание о конкретных правовых явлениях, их осмысление на достаточно высоком, научном уровне. Правовая идеология не возникает самопроизвольно, она вырабатывается специалистами и усваивается населением в процессе правового воспитания, при получении юридического образования, при знакомстве с юридической литературой, нормативными актами.
Правовая психология - это оценки, чувства, эмоции, настроения людей в отношении правовой действительности; идеологические элементы правосознания - это отношение к знанию о правовых явлениях, их эмоциональное восприятие. Правовая действительность фиксируется не только на уровне знаний, но и на уровне эмоций, переживаний ("хорошее" или "плохое", "справедливое" или "несправедливое", "радует" или "огорчает" и т.д.). Но при этом нельзя говорить о первенстве правовой идеологии над правовой психологией. Скорее, наоборот, знанию глубокому и систематизированному предшествует знание случайное, фрагментарное, складывающееся стихийно, в значительной степени эмоционально окрашенное. Как правило правовую идеологию и правовую психологию достаточно трудно четко отделить друг от друга, имеют место их переплетение и взаимопроникновение. Обе сферы правосознания тесно связаны и взаимодействуют между собой. Активно пропагандируемые юридические концепции (та же теория правового государства) воздействуют на правовую психологию, изменяют ее. Но и эмоциональные, чувственные элементы правосознания имеют огромное значение для развития правовой идеологии, они могут или содействовать, или тормозить распространение тех или иных юридических идей.
Иногда в структуре правового сознания выделяют и поведенческие элементы, которые характеризуют готовность личности к совершению сознательных правовых поступков. На этом уровне на основе идеологических и психологических элементов формируются определенные поведенческие ориентации, мотивы, установки.
Продолжая исследование проблем правового сознания, далее рассматривают его виды. Классификации обычно проводятся по двум основаниям -по субъектам и по уровням правосознания.
По субъектам различают индивидуальное, групповое и общественное правосознание. Индивидуальное правосознание - это представления, взгляды, эмоции и т.д. одного человека. Оно неповторимо, однако можно говорить о том, что у определенных категорий граждан (молодежи, студентов, пенсионеров, педагогов, врачей, судей, адвокатов и т.д.) есть сходные черты правового сознания; поэтому выделяют и исследуют групповое правосознание, особенности представлений о праве определенной социальной группы. Наконец, в силу того, что в каждой стране существуют свои государственно-правовые институты, свои юридические традиции, существуют и особенности в отражении правовых явлений в сознании того или иного общества; поэтому анализируется так называемое общественное правосознание, которому свойственен самый высокий уровень общности. Возможно проследить связь между указанными видами правового сознания. Они соотносятся между собой как философские категории "единичное", "особенное" и "общее". Общественное правосознание складывается из представлений о юридической действительности отдельных индивидов, отдельных социальных групп. Однако оно не сводимо ни к групповому, ни к индивидуальному правосознанию, поскольку ни первое, ни второе не в состоянии отразить его качественного многообразия. Исследование правового сознания разных уровней общности остается актуальной проблемой юридической науки, в частности, представляет интерес анализ соотношения господствующего (как правило "положительного") и не господствующего ("отклоняющегося") правосознания на индивидуальном, групповом и общественном уровнях.
В зависимости от уровня, от глубины отражения юридической действительности различают обыденное и теоретическое правовое сознание.
Обыденное (или эмпирическое) правосознание складывается стихийно, самопроизвольно, оно присуще людям, которые сталкиваются с юридической сферой жизни общества лишь эпизодически. Обыденное правосознание представляет собой отражение правовых явлений на основе повседневного опыта, в связи с этим говорят о том, что его точнее было бы называть практическим правосознанием. На этом уровне чувственное преобладает над рациональным, конкретное над абстрактным. Используя знание описанных выше элементов правосознания, возможно указать на значительный объем правовой психологии в структуре обыденного правосознания. Обыденные представления о праве носят ограниченных характер, поскольку они находятся в рамках поведения человека, его повседневного опыта. Обыденное правосознание имеет разрозненный, хаотический характер, наряду с правильными здесь могут уживаться и ошибочные взгляды и представления о юридических явлениях. Обыденное правовое сознание является более распространенным, поскольку основная масса населения не имеет специальной юридической подготовки. Данный вид правового сознания возможно описать на индивидуальном, групповом и общественном уровне.
Противоположностью обыденного является теоретическое (научное) правосознание. Оно формируется на базе научных исследований и выражено в понятиях, категориях, идеях, концепциях, отражающих юридические явления на совершенно ином, значительно более глубоком уровне. Теоретическое правосознание как система правовых знаний раскрывает сущность юридических явлений, закономерности их функционирования и развития. Следует иметь в виду, что предпосылкой теоретического правосознания является правосознание обыденное, поскольку знанию систематическому, научному всегда предшествует знание фрагментарное, неполное.
Раскрывая виды правового сознания по уровням, как правило специально внимание обращают и на правосознание, сформированное конкретной юридической практикой, называя его профессиональным правосознанием. Его особенность состоит в доскональном знании правовых норм, регулирующих тот или иной вид юридической деятельности, определенных юридических процедур; это правосознание практикующих юристов - судей, прокуроров, адвокатов, юрисконсультов и т.д.
2. Основные типы правосознания
Интерес представляет прежде всего анализ правового сознания наибольшего уровня общности. С одной стороны, общественное правосознание не существует вне группового, вне индивидуального; но с другой стороны, всю совокупность взглядов, представлений о юридической действительности невозможно свести к правосознанию какого-либо отдельного индивида или любой социальной группы. Более того, с генетической точки зрения (т.е. с точки зрения происхождения, формирования) существующее на данный момент общественное правовое сознание во многих случаях предшествует групповому и всегда - индивидуальному. Правосознание каждого человека формируется в процессе социализации под влиянием взглядов, господствующих в обществе, в определенных социальных группах.
Проблемы типологии общественного правосознания должным образом в науке не исследованы, не изучено все многообразие разновидностей данного явления. В самом общем плане представляется возможным указать только на два крайних варианта отношения к праву, ко всей юридической действительности. Первый предполагает признание огромной ценности права как средства упорядочения и развития общественных отношений, второй - безразличное или же открыто скептическое, враждебное отношение к праву. По мнению В.А.Туманова, наиболее полным выражением первого подхода явилось так называемое юридическое мировоззрение, второго - юридический (или правовой) нигилизм (см.: Общая теория права: Курс лекций / Под ред. В.К.Бабаева. Нижний Новгород. Нижегородская ВШ МВД РФ. 1993. C. 11).
Основная черта юридического мировоззрения, становление которого приходится на период буржуазных революций, - трактовка права как первоосновы общественной жизни. Вера в то, что именно праву принадлежит решающая роль в жизни общества и что с его помощью могут быть разрешены все социальные проблемы, была особенно отчетливо выражена доктриной естественного права и просветительством и тесно связана, в частности, с его политическим требованием - заменить правление людей правлением закона; это сочеталось с верой во всемогущество законов (см.: Туманов В.А. Буржуазная правовая идеология. К критике учений о праве. М. Наука. 1971. С.28). Юридическое мировоззрение объединяет самые разные научные концепции и школы, которые, иногда весьма существенно различаясь и в содержательном, и в методологическом плане, признают значимость права, юридических процедур для развития общества. Данный вариант отношения к праву является определяющим для всех юридических исследований, для юридического образования.
В самых крайний своих проявлениях он превращается в характеризуемый негативно правовой идеализм, который означает переоценку права. На это явление в настоящее время внимание обращает Н.И.Матузов (см.: Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны одной "медали" // Правоведение. 1994. № ,2; Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. Саратов. СВШ МВД РФ. 1995. С.509-516). "На право нельзя возлагать завышенные, несбыточные надежды - оно не всесильно. Наивно требовать от него большего, чем оно заведомо может дать, ему необходимо отводить то место и ту роль, которые вытекают из объективных возможностей данного института. Непосильные задачи могут только скомпрометировать право". (См.: Теория государства и права. Саратов. 1995. С. 509). Справедливо отмечается, что инерция политического и правового идеализма идет еще от старых коммунистических времен, когда господствовал своего рода культ "исторических", "судьбоносных" планов, решений, постановлений. Дутые программы и обещания, лозунги о светлом будущем были излюбленными приемами .работы. Все это переводилось на юридический язык, но оставалось не реализованным, поскольку было далеко от существующей действительности. И в настоящее время сохранилась тенденция принятия заранее невыполнимых нормативно-правовых актов. Указы и другие акты о борьбе с коррупцией и преступностью охарактеризованы в печати как маниловщина. Примерно так же можно оценить документы и бывшего Президента СССР, и нынешнего Президента России относительно "роспуска вооруженных формирований и сдачи оружия" в определенный срок. Набралось уже немало решений, не обеспеченных материально и поэтому не исполняемых - это, к примеру, и общероссийская программа "Жилье", Основы законодательства о культуре, знаменитый' президентский Указ № 1 "О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР". Нереальной является одна из принципиальных статей Закона "О собственности в РСФСР" (1991 г.), согласно которой государство обязано возмещать материальный ущерб, причиненный гражданам преступлением, ибо такие расходы сегодня государству не по карману. Действует отмененный еще в 1993 году режим прописки. Элементы идеализма и правового романтизма содержит российская Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г., многие ее положения в нынешних кризисных условиях неосуществимы. Она еще долгое время будет восприниматься обществом как некий свод мало чем пока подкрепленных общих принципов или своего рода торжественное заявление о намерениях и желаниях, а не как реальный документ. Известным забеганием вперед можно считать первую статью Конституции РФ, гласящую, что Россия уже сегодня является правовым государством. (См.: там же. С.511-513).
Различные варианты отрицательного отношения к праву можно исследовать на уровне теоретического и обыденного правосознания. В.А.Туманов предлагает выделить два основных направления юридического нигилизма, одно из которых условно можно назвать пассивной, а другое - активной формой рассматриваемого явления (см.: Общая теория права: Курс лекций / Под ред. В.К.Бабаева. Нижний Новгород. Нижегородская ВШ МВД РФ. 1993. С. 14). Для пассивной формы юридического нигилизма характерно непризнание позитивной роли права, безразличное к нему отношение. В самых разных философских, политических концепциях (например, во взглядах русских революционных демократов XIX века - Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова и др.) просматривается недооценка значения права, непризнание его в качестве средства преобразования общества.
Активному юридическому нигилизму
свойственно осознанно
Одной из характерных черт русской дореволюционной мысли было отрицательное либо пренебрежительное отношение к праву, связанное с идеализацией общинного коллективизма. Право отвергалось по самым разным причинам: во имя самодержавия или анархии, во имя Христа или Маркса, во имя высших духовных ценностей или материального равенства (см.: Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX - начала XX века // Вопросы философии. 1991. № 8. С.25). Об этом же говорит и В.А.Туманов: "... Пожалуй, ни в одной развитой стране мира не было столько идеологических течений, отмеченных печатью анти-юридизма, а в лучшем случае - безразличия к праву". Против права выступали многие мыслители как правого, так и левого толка - славянофилы и Достоевский, с одной стороны, народники и анархисты - с другой. Славянофилы считали, что единой общечеловеческой цивилизации и, следовательно, единого пути развития для всех народов не существует, каждый из них живет "самобытной" жизнью. Запад стремиться построить жизнь на юридических основах, а России, в противоположность этому, более подходит порядок, основанных на нравственных началах, христианских идеалах, соборности; русскому народу право и конституция не нужны. (См.: Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. 1993. № 8. С.53). А.И.Герцен видел в неуважении к праву также историческое преимущество русского народа -свидетельство его внутренне свободы и способности построить новый мир. А.И.Герцену принадлежит известное высказывание: "Русский, какого бы звания он ни был, обходит и нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно, и совершенно так же поступает и правительство". Известен и антиюридизм Л.Н.Толстого, который называл право "гадким обманом", а юриспруденцию - болтовней о праве, наукой, еще более лживой, чем политическая экономия. Народники отрицали конституцию и политические свободы как орудие буржуазной эксплуатации народа. Вообще они оценивали право, интересуясь им преимущественно в той мере, в какой это способствовало или, наоборот, мешало революционным установкам. Еще более антиправовой была позиция анархистских и близких к ним течений. В отношении права, как и государства, они бескомпромиссны. В "Программе международного социалистического альянса" М.А.Бакунин требовал немедленной отмены "всего того, что на юридическом языке называлось правом, и применения этого права". (См.: там же. С.54). Отношение рвущихся к власти большевиков к праву, как замечает А.Валицкий, лучше всего характеризует ленинское определение диктатуры: "Научное определение диктатуры означает не что иное, как ничем не ограниченную, непосредственно на насилие опирающуюся власть" (см.: Ва-лицкий А. Указ. соч. С.38).
В нашей "богатой" литературе в прошлом нет ни одного трактата, ни одного этюда о праве, которые имели бы общественное значение. Ученые юридические исследования у нас, конечно, были, но они всегда составляли достояние только специалистов. Можно сказать, что в идейном развитии нашей интеллигенции не участвовала ни одна правовая идея. В развитии других цивилизованных народов все было наоборот. Достаточно назвать трактаты Гоббса "О гражданине" и "Левиафан", Фильмера "Патриарх", памфлеты Лильберна, этюды Локка "О правительстве" (Англия); "Дух законов" Монтескье, "Общественный договор" Руссо (Франция); не меньшую роль правовые идеи сыграли и в немецком духовном развитии. Так в начале века оценивал ситуацию русский ученый Б.А.Кистяковский в своей статье в известном сборнике "Вехи" (1909 г.), а затем и в более поздней работе (см.: Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. М. 1916. С.617-168).
Правовой нигилизм на обыденном уровне выражается в правовой неосведомленности, в недоверии к праву, в стремлении действовать в обход существующих правовых норм и юридических процедур. Иногда люди предпочитают отказаться от защиты своих нарушенных прав, лишь бы не связываться с должностными лицами государственных органов, не запускать юридический механизм разрешения конфликтных ситуаций. Низкая правовая культура населения стала особенно заметна с развитием процессов демократизации политической жизни общества, либерализации экономики.
Указанные выше варианты негативного отношения к праву не предполагают открыто противоправного поведения, они обозначают лишь в той или иной степени непризнание ценности права. В то же время на групповом уровне возможно говорить и об антиобщественном, преступном правосознании. Оно сходно с правовым нигилизмом в части отрицания, игнорирования ценности права, но это, конечно же, не однопорядковые явления. Антиобщественное правосознание отличается от правового нигилизма тем, что оно основано на сознательном нарушении правовых норм по мотивам корысти, жестокости и т.д., здесь отрицается не только юридическое, но и нравственное начало.
Характеристика правового сознания отдельных социальных групп, учитывая их многообразие, - весьма значительный по объему вопрос. В научной литературе наиболее исследовано правосознание сотрудников органов внутренних дел (см. обзор специальной литературы по теме). Данное обстоятельство обусловлено как некоторыми субъективными причинами, так и важностью проблемы. С целью достижения высокого уровня необходим адекватный анализ правового сознания сотрудников органов внутренних дел, поскольку они наделены весьма значительными полномочиями, при превышении которых или при злоупотреблении которыми существенно нарушаются права граждан.