Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 12:03, курс лекций
Происхождение права – одна из кардинальных проблем теории права. Долгое время ее трактовка давалась так, как ее представлял и описывал Ф. Энгельс в своей знаменитой работе “Происхождение семьи, частной собственности и государства”. Отступление от энгельсовской трактовки происхождения права как атрибута государства в период советской власти было чревато для ученых многими неприятностями. Да и это вполне понятно: советское государство имело в качестве своей основы марксистско-ленинскую идеологию, подрыв которой строго наказывался.
Каждый из принципов законности может быть развернут в совокупность ее требований. Так, принцип верховенства закона развертывается в следующие требования: все законы (и деятельность по их созданию) должны соответствовать конституции и другим вышестоящим законам; подзаконные нормативные акты (и деятельность по их созданию) должны соответствовать законам; акты правоприменения и правоприменительная деятельность должны соответствовать законам и основанным на них подзаконным нормативным актам и актам правоприменения.
Важно, что каждое из этих требований, в свою очередь, может быть развернуто в совокупность положений, которые либо прямо зафиксированы в законе, либо вытекают из его текста. Таким образом, от общих принципов законности через ее требования возможно перейти к конкретным правовым нормам. (См.: там же. С.218-224).
Оригинальный вариант концепции законности изложен и в издании: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. Саратов. СВШ МВД РФ. 1995. С.419-425. Сущность законности заключается в строгом и неуклонном соблюдении и исполнении всеми субъектами права действующих законов. Ее нельзя толковать буквально, а следует рассматривать как целевую установку общественного развития, которая сводится к одному - достижению законопослушания со стороны его членов. Поэтому законность характеризует процесс формирования правового государства и реализации идеи социальной справедливости. Такое понимание законности позволяет рассматривать ее как системное образования и предрешает элементную структуру. С помощью нее в категории обобщаются конкретные предметы - носители признаков. Они составляют объем законности.
К структурным' элементам законности относятся: цель - достижение строгого и неуклонного соблюдения и исполнения всеми участниками общественных отношений норм .права; взгляды и принципы - содержание и теоретико-мировоззренческая основа законности; система средств, приемов и условий, с помощью которых происходит осуществление идеи и начал законности; мотивированная деятельность человека - связующий элемент законности, определяющий ее социальную природу; критерии оценки поведения субъектов общественных отношений - действующее законодательство; юридическая основа законности - право и правомерное поведение участников общественных отношений.
Можно выделить основные свойства законности: во-первых, ее причинно-следственную зависимость от социально-нравственных и государственно-правовых процессов; во-вторых, общеобязательность требований законности для всех субъектов правовых отношений; в-третьих, высокую степень абстракции и системности, что объясняется совокупностью обобщаемых этой категорией политико-правовых явлений; в-четвертых, объективность как следствие вышеперечисленных черт законности.
В итоге можно сформулировать общее определение законности. Законность - политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формы организации общества и реализации идеи социальной справедливости путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства. Наиболее полно и адекватно отражают смысл, содержание и роль законности следующие принципы: 1) единство законности; 2) гарантированность основных прав и свобод граждан; 3) неотвратимость наказания за совершенное правонарушение; 4) недопустимость противопоставления законности и целесообразности; 5) взаимосвязь законности и культурности. (См.: там же. С.422-423).
Анализируя содержание законности, можно заметить, что ее требования (принципы) касаются прежде всего процесса осуществления права, различных форм реализации права. Однако все принципы законности предполагают наличие совершенного законодательства. На этот аспект теории законности внимание обращалось и в советское время, в частности, был предложен уровневый подход к законности в соответствии с которым различалась правотворческая (легитимность и высокое качество конституции, принятие всех остальных нормативно-правовых актов в строгом соответствии с конституцией) и правореализующая законность.
Для более глубокого понимания законности следует иметь в виду то обстоятельство, что данная концепция долгое время разрабатывалась в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Исследуемое явление ранее называлось не иначе как "социалистическая законность", а ее принципы - ленинскими принципами социалистической законности, поскольку содержание каждого принципа было подтверждено цитатами из работ В.И.Ленина.
Так, указывали прежде всего на известное письмо В.И.Ленина в Политбюро ЦК РКП(б) от 20 мая 1922 г. "О "двойном" подчинении и законности", в котором был обоснован принцип единства социалистической законности и недопустимость двойного подчинения (как по вертикали - вышестоящим органам, так и по горизонтали - соответствующим местным органам) органов прокуратуры, осуществляющих надзор за законностью. "... Законность не может быть калужская и казанская, а должна быть единая всероссийская и даже единая для всей федерации Советских республик". Местные государственные органы обязаны "абсолютно соблюдать единые, установленные для всей федерации законы", а прокуратура призвана "следить за установлением действительно единообразного понимания законности во всей республике, несмотря ни на какие местные различия...". (См.: Ленин В.И. О "двойном" подчинении и законности // Полн. собр. соч. Т.45. С. 198). Ссылались и на иные работы В.И.Ленина, например, на "Очередные задачи советской власти", "Письмо к рабочим и крестьянам по поводу победы над Колчаком" и др., в которых он обращал внимание на те или иные грани законности; а также на первые акты Советской власти, отразившие некоторые ленинские идеи (см., например. Постановление ВЦИК от 5 января 1918 г. "О признании контрреволюционным действием всех попыток присвоить себе функции государственной власти"; Постановление Совета РКО от 8 декабря 1918 г. "О точном и быстром исполнении распоряжений центральной власти и устранении канцелярской волокиты"; Постановление YI Всероссийского съезда Советов "О точном соблюдении законов"; Постановление СНК от 30 декабря 1919 г. "Об устранении волокиты"). В работах В.И.Ленина отмечалось, что социализм невозможен без законности, это необходимых элемент осуществления диктатуры пролетариата, деятельности органов советского государства. Подчеркивалось обусловленность социалистической законности материальными факторами, общественными отношениями, развитостью законодательства, государственного аппарата и его правотворческой деятельности. Говорилось о связи законности с уровнем культуры (с культурностью, пользуясь терминологией того времени), о необходимости "культурно бороться за законность". Однако главным в содержании законности объявлялся ее классовый характер. В условиях переходного периода (от старой общественно-экономической формации к новой) прежде всего классовая борьба определяет характер законности; законность должна служить не интересам всего общества, а интересам рабочих и крестьян.
С позиций марксистско-ленинской теории государства и права речь шла и о гарантиях законности, в качестве которых выступали объективные условия общественного развития и специально выработанные государством разнообразные способы и методы, при помощи которых обеспечивается режим законности. Таким образом, различались общие и специальные гарантии законности, причем первые составляли предмет особой гордости. В систему общих гарантий законности входили экономические (социалистический способ производства, в основе которого лежит социалистическая собственность на средства производства; весь экономический строй социалистического общества), политические (вся система политической организации советского общества, и прежде всего - его государственный строй, социально-классовая структура советского общества), идеологические (марксистско-ленинская идеология - передовое учение об обществе), общественные (деятельность разнообразных общественных организаций - общественных пунктов охраны правопорядка, добровольных народных дружин, товарищеских судов и т.д.) гарантии. Среди специальных юридических гарантий законности назывались высокое качество законодательства, осуществление контроля и надзора за законностью, деятельность правоохранительных органов государства, обеспечение неотвратимости юридической ответственности и т.д. Анализируя общие гарантии законности, можно отметить их декларативность, идеалистичность; с этих позиций лицемерно противопоставлялась восхваляемая социалистическая и критикуемая буржуазная законность. В настоящее время общие гарантии законности (излагаемые, кстати говоря, в некоторых современных учебных изданиях почти в том же виде), имеют чуть ли не противоположный смысл. Какая может быть законность в условиях бедственного экономического положения, в нестабильной политической ситуации, при отсутствии пронизывающей общество и объединяющей людей положительной идеологии - научной, религиозной или даже псевдонаучной?!
В 90-е годы продолжается и научная разработка проблем законности, и их осмысление в учебной литературе; предлагаются новые подходы (некоторые указаны выше) к определению содержания законности, к принципам и гарантиям законности. Представляется возможным указать на два принципиальных момента, которые обязательно следует учитывать при дальнейшем развитии теории законности. Во первых, необходимо согласование рассматриваемой конструкции с теорией правового государства, возможна корректировка понятия и принципов законности в связи с признанием более глобальной концепции. Такой подход начинает получать признание и в учебной литературе (см., например: Общая теория права: Курс лекций / Под ред. В.К.Бабаева. Нижний Новгород. Нижегородская ВШ МВД РФ. 1993. С.513-539; автор лекции "Законность: понятие, защита и обеспечение" - Н.В.Витрук), но здесь еще немало проблем, которые только ждут своего разрешения. Во-вторых, основой дальнейших исследований в рамках теории законности должно стать не только требование общеобязательности права как веления верховной, суверенной государственной власти, но и изучение реального процесса действия права. Здесь целесообразно воспользоваться достижениями различных социологических и психологических юридических концепций, социологии права. Теория законности, таким образом, должна преодолеть свой несколько идеалистичный характер - ведь стопроцентной законности, как показывают исследования, не было ни в одной стране ни в прошлом, ни в настоящее время.
С конструкцией законности органично
связано и теоретическое
Правопорядок складывается в процессе реализации правовых норм, это результат осуществления законности. Говоря о законности, акцент переносится на требования, которые необходимы для достижения правопорядка в обществе. Когда же речь идет о правопорядке, внимание акцентируется на конечном итоге правового регулирования, на результате соблюдения требований законности, на состоянии, уровне, прочности законности. Устойчивость, стабильность правового порядка обеспечивается реальным осуществлением требований законности. Вообще, законность и правопорядок - очень тесно связанные между собой явления. При их изучении используются сходные понятия и категории, говорят об уровне, состоянии, гарантиях как законности, так и правопорядка.
Замечания, сделанные
при оценке концепции законности,
можно отнести и к
Лекция 24. Правовые системы современности.
Правовая система: понятие и классификация.
Словосочетание “правовая система” используется в двух смыслах: узкая трактовка – «правовая система отдельной страны», широкое понимание - “правовая семья”, т.е. несколько родственных в правовом отношении стран.
Правовая система отдельной страны представляет собой совокупность юридических ценностей, действующих в этой стране, например, как система права и система законодательства, правовые институты и правовые учреждения, правовые понятия, принципы, символика, правовая политика, идеология, юридическая практика. Эти правовые ценности находятся во взаимодействии и согласованности и характеризуют уровень правового развития страны. Правовая система интегрирует всю правовую действительность конкретного государства.
Правовая семья – категория, которая служит для обозначения относительного единства правовых систем отдельных стран, имеющих сходные юридические признаки и историю развития. Существует несколько оснований объединения правовых систем различных государств в правовые семьи. Прежде всего – это общность возникновения и развития, т.е. правовые системы стран общей правовой семьи происходят из одного древнего государства, основаны на сходных правовых началах, принципах, нормах (например, рецепция римского права в странах Западной Европы). Другое основание - общность источников права, их роль в правовой системе, соотношение, так в одних странах преобладают судебные и административные прецеденты, в других – нормативные правовые акты. Третье основание - структурное сходство правовых систем государств одной правовой семьи как на микроуровне – строение нормы права (гипотеза, диспозиция, санкция), так и на макроуровне – построение всего нормативного материала (институт, подотрасль, отрасль права, право частное и публичное и т.д.). Четвертое основание -- общность принципов, методов, способов, типов правового регулирования, так, где-то преобладают теологические, религиозные начала, где-то, например, -- методы децентрализованного регулирования, а где-то - жесткого централизованного, императивного регулирования; в одних странах преобладает общедозволительный тип правового регулирования: “Можно все, что не запрещено”, в других – разрешительный: “Запрещено все, кроме прямо разрешенного”.
Существует
несколько классификаций
К. Цвайгерт делит правовые системы в зависимости от происхождения и эволюции правовой системы, своеобразия юридического мышления, специфики правовых институтов, природы источников права, идеологии, т.е. правового стиля на: романский правовой круг, германский правовой круг, скандинавский правовой круг, англо-американский, социалистический (Советская правовая система, правовые системы социалистических стран Европы, Азии, Республики Куба) правовой круг, право ислама, индусское право.
Интересная классификация представлена А.Х. Саидовым. Он вычленяет правовые системы в зависимости от исторического генезиса, системы источников права и структуры права только внутри буржуазного типа права. Это романо-германская, скандинавская, латиноамериканская правовые семьи, семья общего права, мусульманская, индусская, семья обычного права, дальневосточная правовая система.