Происхождение права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 12:03, курс лекций

Описание работы

Происхождение права – одна из кардинальных проблем теории права. Долгое время ее трактовка давалась так, как ее представлял и описывал Ф. Энгельс в своей знаменитой работе “Происхождение семьи, частной собственности и государства”. Отступление от энгельсовской трактовки происхождения права как атрибута государства в период советской власти было чревато для ученых многими неприятностями. Да и это вполне понятно: советское государство имело в качестве своей основы марксистско-ленинскую идеологию, подрыв которой строго наказывался.

Файлы: 1 файл

Опорный конспект лекций по дисциплине общая теория права.doc

— 728.00 Кб (Скачать файл)

Думается, вполне обоснованно дополнить  существующую классификацию правовых систем мира новой, разделяющей правовые системы в зависимости от того, воспроизводит ли правовая система  ценности персоноцентризма или системоцентризма,  т.е от соотношения и взаимодействия человека как элемента общественной системы, и общественной системы как таковой в целом. И человек и система обладают ценностью: человек, поскольку является элементом социальной системы и ее благополучие определяется благополучием составляющих ее людей, и социальная система ценна как среда, где воспроизводится род человеческий. Критериями такого разделения могут служить: различное соотношение права и закона;  приоритета права над государством либо наоборот; признание либо отрицание естественных прав и свобод человека в качестве основной ценности и движущей силы правовой системы.

Правовые системы, воспроизводящие  ценности персоноцентризма, создают  в том числе и юридические  условия для осознания того, что  благополучие общества зависит от свободы, инициативности, независимости, творчества каждого отдельного человека. Здесь различаются право и закон, реализуется приоритет права над государством, признаются и гарантируются права и свободы человека, частному, индивидуальному интересу государство отдается предпочтение.

        Правовые системы государств  воспроизводящих ценности системоцентризма, обеспечивают существование общества  в целом, не выделяя и не  акцентируя внимания на отдельном  человеке. В данном случае человек  не оценивается как самодостаточная личность, а рассматривается как средство существования общества. Коллективный интерес в такой правовой системе преобладает над индивидуальным, право здесь приравнивается к закону, государство, творя закон, одновременно творит и право, оно определяет и закрепляет параметры прав и свобод человека только в его правовом статусе.

        Следует отметить, что в правовых  системах государств персоноцентризма  в понимании права воспроизводится  непозитивистский подход, а в  правовых системах системоцентризма реализуется позитивизм в понимании сущности права.

       Беларусь  все еще воспроизводит ценности  системоцентристской цивилизации,  сущностью которой является поглощение  отдельного человека системой. Как  известно, Европа – персоноцентристская цивилизация, постулатом которой является: развитие общества за счет развития потенций каждого отдельного человека, за счет самобытности, инициативы, предприимчивости каждого отдельного человека.

Говоря о существовании различных  правовых систем в современном мире, следует признать тенденции их определенного взаимопроникновения. Так романо-германская правовая система все более активно начинает использовать судебный прецедент, а в англосаксонских правовых семьях возрастает роль закона, как нормативного правового акта парламента.

В теории права  выделяют пять уровней развития и  существования правовой системы.

Первый –  субъектно-сущностный. Он предполагает существование в качестве системообразующего фактора правовой системы субъектов  права, к которым относятся человек, его объединения, государство. От их правового положения, статуса, взаимодействия зависит качество правовой системы.

Другой уровень  – интеллектуально-психологический, включающий в себя знания, эмоции, чувства, идеологические и религиозные взгляды  и догмы, нравственные постулаты. Он позволяет человеку воспринимать и  оценивать правовую реальность, вырабатывать ценностное отношение к ней и мотивы собственного правового поведения. На этом уровне формируется правопонимание, правосознание, правовая культура конкретного человека, социальной группы, всего общества.

Третий уровень  – нормативно регулятивный, который  включает в правовую систему нормы права. Их смысл состоит в том, что они объективируют идеальные представления людей о справедливости и несправедливости, о важности стимулирования либо препятствования тех или иных общественных отношений. Правовые нормы входят в правовую систему в качестве звена, с которым так или иначе спряжены все другие ее компоненты. В совокупности они представляют собой сущность правовой системы и характеризируют право как таковое. Норма первой испытывает на себе изменения, с нее начинается реальное совершенствование правовой системы. Благодаря своему универсальному, сквозному значению, норма права распространяет свои свойства и на другие уровни системы, служит точкой отсчета, единицей измерения правовой материи. Нормативный срез высвечивает основную социальную функцию правовой системы – регулирование общественных отношений, а также основные цели и направления правового воздействия на развитие общества.

Четвертый уровень  – организационно-деятельностный. Он охватывает юридическое оформление связей и отношений, формы реализации права, различные виды правового поведения людей.

Наконец, пятый  уровень – социально-результативный, который характеризует, с одной  стороны, то, насколько человек как  субъект права освоил правовую действительность, как он “живет” в ней, а с другой – то, как сформировались и насколько идентичны интересам индивида и общества различного рода правовые и политические режимы. На этом уровне заложенные в праве свободы, возможности и требования органично вплетаются в социальную и политическую материю. Здесь наиболее четко проявляются сущностные качества правовой системы, имеющие важное значение для формирования и функционирования экономической, политической системы и гражданского общества.

 

Англосаксонская правовая система.

 Происхождение  ее связывают с периодом формирования централизованной судебной системы в Англии (период правления Генриха II), время когда королевские разъездные судьи решали дела от имени Короны с выездом на места. Вырабатываемые этими судьями решения в одном месте брались за основу другими судебными инстанциями при рассмотрении аналогичных дел в другом месте. Так стала складываться единая система прецедентов, общая для всей Англии, получившая название “common Law” (общее право). В решении судебных споров принимали участие присяжные – свободные граждане из числа местных жителей, которые чаще всего не знали прецедентов и актов королей, но знали свои обычаи и традиции. Воздействие таких обычных норм существенно сказывалось на содержании выносимых судебных решений. В этом смысле общее право Англии – обычное, традиционное право.

Со временем нарождающиеся рыночные отношения  не находили должного выражения в  старых правовых формах и постепенно стал складываться особый порядок апелляции  к монарху молодой буржуазии: рассмотреть дело “по совести”, “по справедливости”, а не по прецедентам.

Таким образом  сложились две самостоятельные  системы права: общего прецедентного  и “права справедливости”. Последнее  постепенно претерпевало существенные изменения. Оно стало реализоваться  на основе ранее рассмотренных казусов и тоже превратилось в право прецедентное, поскольку нормы общего права и права справедливости стали применяться одними и теми же судьями, а прецеденты права справедливости влились в единое прецедентное право Англии.

В сферу влияния прецедентного права Англии попали США, Канада, Австралия, Индия, Новая Зеландия и другие страны, хотя в самой Великобритании оно не получило повсеместного распространения, в частности в Шотландии и Северной Ирландии.

В англосаксонском  праве существует два вида норм: законодательные и прецедентные. Законодательные представляют собой (как и в романо-германской системе) правила поведения общего характера, прецедентные – определенная часть судебного решения по конкретному делу.

Наиболее  важным источником англосаксонского права является судебный прецедент, главная форма выражения и закрепления английского права, которое было и остается прецедентным. Прецеденты создаются в Англии только высшими судебными инстанциями: Палатой лордов, Судебным комитетом Тайного Совета (по делам государств – членов Содружества), Апелляционным судом и Высоким судом. Нижестоящие суды прецеденты не создают. Английское правило прецедента гласит: решать так, как было решено ранее. Оно имеет императивный характер, т.е. каждая судебная инстанция обязана следовать прецедентам, выработанным вышестоящим судом.

Другим источником англосаксонского права является закон (статут). Он появился позднее прецедента, но постепенно приобрел весьма важное значение в правовом регулировании общественных отношений. Английские законодательные акты классифицируются по различным основаниям. По сфере действия они делятся на публичные, распространяющиеся на всей территории Великобритании, и частные, распространяющиеся на отдельных лиц и территории. Критерий деления нормативных актов на частные и публичные другой, нежели в романо-германской правовой системе, где таким критерием является интерес преобладающий в содержании акта – частный или общественный. По субъектам правотворчества нормативные правовые акты могут исходить непосредственно от Парламента. Парламент может делегировать свои полномочия другим субъектам (королеве, правительству, министерствам) совокупность таких актов, принятых по поручению Парламента составляет делегированное законодательство. Есть акты составляющие автономное законодательство: акты местных органов власти, англиканской церкви, профсоюзов, железнодорожных, строительных транспортных, газовых компаний, юридических обществ и других организаций. Эти решения обязательны для их членов и пользователей их услуг. Юридическая сила таких актов уступает силе актов Парламента и делегированного законодательства. По иерархии они приближаются к актам правоприменительных органов.

Закон имеет  приоритет над прецедентом в  том смысле, что может отменить его. Однако это не означает, что прецедент производен от закона, вторичен. Своеобразие англосаксонского права состоит в том, что закон в нем реализуется не самостоятельно, а через прецеденты, посредством их. Прежде чем стать действующим актом, закон должен “обрасти” конкретизирующими его обязательными судебными решениями. Английская судебная практика знает немало случаев, когда принятые статуты, законы оставались мертворожденными, игнорировались судами либо их смысл и значение интерпретировались иначе.

Источником  англосаксонского права является также обычай. Его роль среди других источников права непрерывно уменьшается. Однако для становления и развития англосаксонского права обычай имел весьма важное значение. И сегодня, например, суды признают юридически значимым древний обычай , допускающий развешивание рыбацких сетей на чужом берегу вне зависимости от согласия собственника береговой полосы. И сегодня многие вопросы парламентской процедуры, взаимоотношений высших государственных должностных лиц, ритуально-этические нормы поведения монарха, членов его семьи регулируются в обычно-правовом порядке. Обычай заполняет ниши в праве, которые образовались из-за отсутствия писанной конституции и других конституционных актов.

Особое место  среди источников англосаксонского права занимает юридическая доктрина. Если в романо-германской правовой системе она не является самостоятельной формой выражения и закрепления юридических норм, то в англосаксонском праве некоторые литературные источники имеют повсеместное признание и используются при решении конкретных дел. К таким источникам относятся старинные руководства по общем праву, написанные наиболее авторитетными английскими юристами, чаще всего судьями. Значение юридической доктрины заключается не только в теоретических суждениях авторов, сколько в представленных в них обязательных прецедентах, приводимых и анализируемых учеными. Например, наиболее авторитетный источник – “Институция” Кока, как признают сами английские юристы, цитируется в судах чаще, чем любой другой сборник прецедентов. Современные же юридические доктрины в качестве первичных источников англосаксонского права практически не выступают, они имеют лишь убеждающее значение при решении судебных дел.

Таким образом, под английской доктриной как  источником права следует понимать не собственно юридическую науку, теоретические представления, идеи, конструкции, а судебные комментарии, описания прецедентной практики, призванные выполнять роль практического руководства для юристов.

Структура англосаксонского права  не знает классического деления на публичное и частное право. Вместо этого исторически сложилось его деление на общее право и право справедливости, которые определяют правовую архитектонику этой правовой семьи.

Здесь отсутствуют  кодексы европейского типа, а суды могут разбирать  разные категории дел: и публично-правовые и частноправовые, т.е. гражданские, торговые, уголовные. В право справедливости, например, попали споры о недвижимости, отношения доверительной собственности, дела о торговых товариществах, о банкротстве, наследовании. К предмету общего права отошли уголовно-правовые дела, договорное право, институты гражданско-правовой ответственности и некоторые другие.

Англосаксонская правовая система не знает также  выраженного деления права на отрасли. Структурные особенности англосаксонского права проявляются не только на макроуровне, но и на уровне юридической нормы или микроуровне. Прецедентные нормы представляют собой казусы, которым присущи свои структура и особое содержание. И связь этих первоначальных элементов (микроклеток) англосаксонского права в силу некоторых обстоятельств имеет часто не логический, рациональный, а традиционно- исторический характер.

 

 

Романо-германская правовая система.

Возникла  в XII-XIII вв. в результате рецепции римского права странами континентальной Европы. Основанием для рецепции в экономической сфере стало развитие торговли, ремесел, рост городов. Феодальные нормы, укоренившейся в деревне, не соответствовали принципам самоуправления свободных, “вольных” городов, которым потребовалась другая система нормативно-правового регулирования, строящаяся на идеях формального равенства и независимости участников рыночных отношений. Социальной основой рецепции в средневековой Европе стало сначала городское население, однако затем,  через несколько веков, с изменением сельского уклада, зародившаяся в городах правовая система стала общенациональной. Кроме экономических и социальных причин существовали и культурные предпосылки заимствования Европой римского права. Развитие здесь образования, искусства, культуры также подготовило почву для восприятия европейцами римских юридических концепций, взглядов, понятий, конструкций.

Информация о работе Происхождение права