Прокурорский надзор: виды, правоовое регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:42, контрольная работа

Описание работы

В ходе написания данной работы было проанализирована масса источников, в том числе Конституция, Закон о прокуратуре РФ, Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные акты, монографии известных ученых по прокурорскому надзору.
Объектом исследования являются авторские работы, нормативно-правовые акты и судебные решения, которые в той или иной степени затрагивают вопросы прокурорского надзора. Предметом же исследования являются развитие и современное состояние целей и основных направлений прокурорского надзора в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Исторические этапы возникновения прокурорского надзора в государственном механизме
Глава 2. Предмет общего надзора
Глава 3. Виды (отрасли) прокурорского надзора
3.1 Надзор за исполнением законов
3.2 Протест прокурора
3.3 Представление прокурора
3.4 Постановление прокурора
3.5 Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
3.6 Надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание, и иные назначаемые судом меры принудительного характера, администрацией мест содержания задержанных под стражу
3.7 Другие направления прокурорского надзора
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

прокурорский надзор.docx

— 58.24 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Московская государственная академия водного транспорта» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Прокурорский надзор

 

ТЕМА: Прокурорский надзор: виды, правоовое  регулирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил

студент 5 курса

Группы 13-14-ЮР

Кондакова Оксана Андреевна

 

Проверил

преподаватель

                                                                                   __________________________________

 

                                                                                   __________________________________

 

 

 

 

 

Москва 2012 г.

 

МИНИСТЕРСТВО  ТРАНСПОРТА РФ

МОСКОВСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

Дневное, вечернее, заочное обучение

(подчеркнуть)

Регистрационный № ………….

Факультет             Юридический                                   .

Курс               V                 группа .           13-14-ЮР             .

Дисциплина    Прокурорский надзор

Тема К/Р   Прокурорский надзор: виды, правове регулирование

Рецензент ____________________________________________

(ученое звание, фамилия,  инициалы)

Ф.И.О. студента              Кондакова О.А.                                           

№ зач. Книжки       213    Дата выдачи______________________

Дата получения К/Р _________________________

Дата возвращения К/Р _______________________

Оценка ____________________________________________

(зачет, незачет)

Подпись преподавателя ___________________

Р е ц е н з и я 

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Исторические этапы возникновения прокурорского  надзора в государственном механизме

Глава 2. Предмет  общего надзора

Глава 3. Виды (отрасли) прокурорского надзора

3.1 Надзор  за исполнением законов

3.2 Протест  прокурора

3.3 Представление  прокурора

3.4 Постановление  прокурора

3.5 Надзор  за соблюдением прав и свобод  человека и гражданина

3.6 Надзор  за исполнением законов администрацией  органов и учреждений, исполняющих  наказание, и иные назначаемые  судом меры принудительного характера,  администрацией мест содержания  задержанных под стражу

3.7 Другие  направления прокурорского надзора

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Введение

 

Прокурорский надзор – специфическая деятельность государственных  федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности исполнения законов, действующих  на ее территории. Прокурорский надзор – самостоятельный, специфический  вид государственной деятельности. Эту деятельность не могут осуществлять кроме прокуратуры никакие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные органы, организации, учреждения, должностные или физические лица.

Прокурорский надзор осуществляется от имени государства  – Российской Федерации. Важность этого  положения заключается в том, что прокурор, осуществляя надзор, представляет и защищает общественные интересы не от имени отдельных органов  местного самоуправления, субъектов  федерации или иной представительной, исполнительной или судебной власти, а в совокупности всех их, объединяемых общей системой государства, приводя  таким образом интересы отдельных  органов, организаций, учреждений, должностных  или физических лиц в соответствие с интересами государства в целом.

Самостоятельность прокурорского надзора как вида государственной деятельности, его  отличие от других видов деятельности как прокуратуры, так и иных государственных  органов, определяется содержанием  этой деятельности, которая состоит  в проверке точности исполнения или  соблюдения требований законов, соответствия иных правовых актов закону и устранении (принятии мер к устранению) выявленных правонарушений.

Специфичность прокурорского  надзора как вида государственной  деятельности состоит в том, что  он не относится к деятельности одной  ветви власти (представительной, исполнительной, судебной), но в то же время имеет  признаки каждой из этих ветвей. Дело в  том, что органы прокуратуры занимают особое место в государственной  системе Российской Федерации. Имея функциональное отношение к каждой из трех, предусмотренных Конституцией РФ ветвей власти, они тем не менее  не относятся полностью ни к одной  из них. Это специфическое положение  прокуратуры в государственном  устройстве, позволяющее уравновешивать ветви власти и обеспечивать их оптимальное  функционирование, порождает и специфичность  прокурорского надзора как основного  вида деятельности прокуратуры.

В ходе написания  данной работы было проанализирована масса источников, в том числе  Конституция, Закон о прокуратуре  РФ, Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные акты, монографии известных ученых по прокурорскому надзору.

Объектом исследования являются авторские  работы, нормативно-правовые акты и  судебные решения, которые в той  или иной степени затрагивают  вопросы прокурорского надзора. Предметом же исследования являются развитие и современное состояние  целей и основных направлений  прокурорского надзора в Российской Федерации.

 

Глава 1. Исторические этапы  возникновения прокурорского надзора  в государственном механизме

 

История создания, формирования какого-либо государственного органа помогает лучше понять:

  • во-первых, историческое предназначение этого органа, его место в системе иных государственных органов;
  • во-вторых, историческую необходимость выполнения функций, возложенных на этот орган:
  • в-третьих, изучая историю того или иного государственного органа, можно в современных условиях принять меры законодательного и организационного характера, направленные на повышение эффективности деятельности этого органа.

В отличие  от судопроизводства, зародившегося  в далеком прошлом, прокурорский надзор в механизме государственности  возник сравнительно недавно. Впервые  прокуратура появилась во Франции  при короле Филиппе IV в 1302 году, как  орган Представительства интересов  монарха. Термин «прокурор» стал применяться  лишь в начале XVIII века. При этом функции  прокуратуры с момента ее возникновения  не сводились к сфере чисто  правовой. Прокурор, как утверждал  русский историк В.И. Веретенников «является в точном и полном смысле глазами короля, через посредничество которых король может следить  за правильностью хода всего государственного механизма».1

Во исполнение этих обязанностей генерал-прокурор «всегда  и во всем» защищал интересы королевской  короны, наблюдал за назначениями королевских  чиновников, оценивая насколько они  удовлетворяют предъявляемым им требованиям, наблюдая за делами религии  и церкви.

Прокурор  имел право вникать в деятельность по оформлению судебной процедуры. При  всем этом значительное место в деятельности прокуратуры Франции, как, в дальнейшем и в России, занимала обязанность  фискалата, то есть обеспечение интересов  казны (фиска). Поскольку суд в  то время был одним из главных  источников взыскания налогов, прокурор должен был заботиться о том, чтобы  доводить всевозможные проступки граждан  до сведения суда, а также о выгодном для государства решении.2

Прокуратура Франции послужила прообразом прокуратуры  России и до настоящего времени является эталоном прокуратуры западных стран.

Созданию  прокуратуры, Россия обязана Петру I, который четко обозначил функции  этого органа: осуществление контроля за соблюдением законности в деятельности центральных и местных органов  государственной власти. В Указе  от 27 апреля 1722 года царь назвал главу  прокуратуры – генерал-прокурора  «оком государевым» и «стряпчим  о делах государственных». Петр I очень тщательно подходил к выбору первого генерал-прокурора. Им стал известный в истории России государственный  деятель – П.И. Ягужинский.

Генерал –прокурор непосредственно надзирал за тем, чтобы высший государственный  орган – Сенат, рассматривая все  относящиеся к его компетенции  дела, действовал в строгом соответствии с регламентом и царскими указами.

Генерал-прокурор наделялся полномочиями и в сфере  правотворчества» предлагал Сенату принимать решения по вопросам, не урегулированным правом. Ему подчинялись  обер-прокурор, прокуроры коллегий Сената, провинций. Сам Сенат был  непосредственно подчинен только царю.

Прокуратура надзирала за законностью деятельности и других государственных органов  и структур. Она вела наблюдение за интересами казны, надзор по арестантским делам, за местами содержания заключенных  под стражей. Подчеркивая это  обстоятельство, видный российский государственный  деятель, бывший министр юстиции, генерал-майор  Н.В. Муравьев свидетельствовал, что  в Росси «прокуратура с момента  ее создания (1722г) и до судебных реформ Александра II (60-е годы XIX) была преимущественно  органом общего (административного) надзора, а собственно судебная обвинительная  или исковая давность … составляла лишь одно из частных дополнений к  функции надзора, едва намеченное в  законе, слабое и незначительное на практике”. 3

Следовательно, первоначальной целью создания прокуратуры  в России было учреждение общего надзора, то есть надзора за законностью деятельности государственных органов и должностных  лиц и принимаемых ими правовых актов.

Наряду  с этим, прокуратура занималась надзором за соблюдением законности органами предварительного расследования, сыска, осуществляла поддержание государственного обвинения в суде.

Прокуратура утратила свои общенадзорные полномочия лишь в результате судебной реформы  в 1864 году.

При этом, учитывались не интересы государства, а амбиции отдельных влиятельных  властных структур, всесильной администрации, которой деятельность прокуратуры в области надзора за законностью мешала творить произвол.

Именно  поэтому утрата прокуратурой своей  общенадзорной функции рассматривалась  многими российскими политиками, государствоведами, судебными деятелями  как существенный порок реформы.

После убийства царя Александра II (1 марта 1881 года) в  период царствования Александра III принимаются  меры к усилению судебной репрессии  в отношении революционно настроенных  масс; существенно ограничиваются полномочия суда присяжных и, наоборот, расширяется  сфера коронного суда.

Рескриптом  Александра III учреждается комиссия, которая в течение шести лет  работала над проектом по усилению прокурорского надзора, о превращении  прокуратуры в сугубо карательный  орган. Эта сторона деятельности прокуратуры особенно отчетливо  проявилась после революции 1905 года.

Дореволюционный институт российской прокуратуры был  упразднен Декретом СНК РСФСР  от 24 ноября 1917 года «О суде» №1 со следующей  формулировкой: « Упразднить доныне существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора…».

В первые годы становления Советской власти функции надзора за соблюдением  законности распределялись между рядом  органов: ВЦИК, СНК, Наркомюст, Рабоче-крестьянская инспекция, местные Советы, ВЧК и  другие. Однако, укрепление государства, переход к мирной жизни, развитие гражданского оборота, введение новой  экономической политики побуждали  к совершенствованию и созданию наиболее оптимальных органов государственной  власти, государственного управления, иных властных структур. Тогда и  встал вопрос о создании прокуратуры  как органа, главной задачей которого является надзор за соблюдением законности, с тем, чтобы ни одно решение ни одной местной власти не расходилось  с законом.

Задача  обеспечения единой законности требовала  наделения прокуратуры такими свойствами, принципами, как единство, централизация, независимость от местных органов  власти и управления.

Датой создания прокуратуры РФ следует считать 28 мая 1922 года, когда сессия ВЦИК утвердила  Положение о прокурорском надзоре  в РСФСР. Произошло это 200 лет спустя после учреждения Петром I прокуратуры  в России. Данным Положением на прокуратуру  возлагалось:

  1. осуществление от имени государства надзора за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и иных частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений;
  2. непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов государственного политического управления;
  3. поддержание обвинения в суде;
  4. наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

Информация о работе Прокурорский надзор: виды, правоовое регулирование