Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:42, контрольная работа
В ходе написания данной работы было проанализирована масса источников, в том числе Конституция, Закон о прокуратуре РФ, Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные акты, монографии известных ученых по прокурорскому надзору.
Объектом исследования являются авторские работы, нормативно-правовые акты и судебные решения, которые в той или иной степени затрагивают вопросы прокурорского надзора. Предметом же исследования являются развитие и современное состояние целей и основных направлений прокурорского надзора в Российской Федерации.
Введение
Глава 1. Исторические этапы возникновения прокурорского надзора в государственном механизме
Глава 2. Предмет общего надзора
Глава 3. Виды (отрасли) прокурорского надзора
3.1 Надзор за исполнением законов
3.2 Протест прокурора
3.3 Представление прокурора
3.4 Постановление прокурора
3.5 Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
3.6 Надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание, и иные назначаемые судом меры принудительного характера, администрацией мест содержания задержанных под стражу
3.7 Другие направления прокурорского надзора
Заключение
Список использованной литературы
Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. При этом прокуратура не подменяет иные государственные органы и должностных лиц, осуществляющих контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
В ходе выполнения указанной задачи прокурор рассматривает и проверяет жалобы, заявления и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод, привлечению к ответственности виновных и возмещению причиненного ущерба. При этом прокурор действует в рамках тех же полномочий, которые свойственны его деятельности по общему надзору.
При наличии оснований полагать, что нарушения прав и свобод человека и гражданина имеют характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, их совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом. Если нарушение прав и свобод гражданина имеет характер административного нарушения, прокурор передает сообщение об этом и материалы проверки органу или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дела об административном правонарушении.
Правовыми актами реагирования прокурора в этой области его деятельности являются протест и представление. Так, прокурор приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, органу или должностному лицу, издавшему этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Во всех иных случаях нарушения прав и свобод человека (когда это не связано с принятием незаконного акта) прокурор вносит в орган или должностному лицу представление об устранении допущенного нарушения.
Подробная
и обстоятельная регламентация
указанной надзорной
Надзор
за исполнением законов органами,
осуществляющими оперативно-
В системе
отраслей прокурорского надзора
эта отрасль занимает особое место,
поскольку цель ее: обеспечить всесторонность,
полноту и объективность
Исходя
из этого, предметом надзора являются:
соблюдение прав и свобод человека
и гражданина; установленный порядок
разрешения заявлений и сообщений
или готовящихся преступлениях;
выполнение оперативно-розыскных
Полномочия
прокурора в этой области надзора
устанавливаются уголовно-
К предмету
надзора отнесено исполнение закона
органами, осуществляющими оперативно-
В процессе осуществления надзора за исполнением законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий и принимаемых при этом решениях прокурор вправе знакомиться с оперативно-служебными документами и иными сведениями, полученными при подготовке и проведении этих мероприятий.
В случае нарушения органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов граждан, юридических лиц прокурор обязан принять меры по устранению этих нарушений, восстановлению нарушенных прав, возмещению причиненного ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 31 Закона).
Полномочия
прокурора по надзору за исполнением
законов органами дознания и следователем
определены ст. 25, 116, 211–217 УПК РФ. Согласно
этим нормам прокурор обязан во всех стадиях
уголовного судопроизводства своевременно
принимать предусмотренные
Прокурор обеспечивает защиту прав и законных интересов личности – потерпевших от преступлений и иных лиц, участвующих в деле, принимает необходимые меры к охране их жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества. В целях обеспечения возмещения материального ущерба, причиненного преступлением, прокурор предъявляет гражданский иск или поддерживает гражданский иск, заявленный потерпевшим. Прокурор следит за своевременным принятием мер, направленных на обеспечение предъявленного или возможного в будущем гражданского иска. Особое место занимает прокурорский надзор за соблюдением прав и законных интересов лиц, в отношении которых ведется уголовное преследование, – подозреваемого и обвиняемого. Прокурор обязан следить за тем, чтобы этим лицам были разъяснены их права и обеспечена возможность их реального осуществления.
При решении вопроса о даче санкции на арест прокурор должен тщательно ознакомиться со всеми материалами, содержащими основания для заключения под стражу, и в необходимых случаях лично допросить подозреваемого или обвиняемого – во всех случаях.
Бдительно
следит прокуратура за тем, чтобы
органы дознания своевременно реагировали
на сигналы о совершенных
Об эффективности прокурорского надзора за предварительным расследованием говорят также данные: в 1992 г. прокуроры дали более 111 тыс. письменных указаний по уголовным делам, внесли около 28 тыс. представлений по вопросам нарушения закона при расследовании преступлений органами внутренних дел, освободили за неподтверждением подозрения более 1 тыс. человек. Аналогичная картина наблюдается и в последующие годы.
Актами прокурора в процессе осуществления надзора за следствием и дознанием являются:
Указание – обращение прокурора, даваемое, как правило, в письменной форме в связи с возбуждением и расследованием дела, которое является для органа дознания и следователя обязательным. Несогласие с указанием и его обжалование не приостанавливает исполнение. Исключение может иметь место лишь в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 127 УПК, когда следователь выражает несогласие с указаниями прокурора о привлечении лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения – о направлении дела для назначения к слушанию или о прекращении дела. Во всех этих случаях следователь, возражая надзирающему прокурору, вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. Вышестоящий прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или поручает производство по этому делу другому следователю.
Постановление
– решение, принимаемое по всем наиболее
важным вопросам, возникающим в процессе
надзора за расследованием преступлений
– о возбуждении уголовного дела,
о приостановлении
Представление
– требование прокурора, вносимое в
соответствующий
Санкция – решение прокурора в случаях, когда органу дознания или следователю необходимо ограничить конституционные права и законные интересы подозреваемого или обвиняемого (заключение под стражу, залог, отстранение от должности).
Утверждение
– применятся прокурором в случаях,
когда решение, принятое следователем,
в последующих стадиях
Реализация этих, как и многих других, надзорных полномочий прокурора в сочетании с процессуальной самостоятельностью следователя, тесным взаимодействием его с органами дознания обеспечивает успешное раскрытие преступлений, устранение причин и условий, способствующих их совершению.
Предметом
надзора данного направления
прокурорской деятельности являются:
законность нахождения лиц в местах
содержания задержанных, предварительного
заключения, исправительно-трудовых и
иных органах и учреждениях, исполняющих
наказание и другие меры принудительного
характера, назначаемые судом; соблюдение
установленных
Таким образом, надзор осуществляется как за законностью содержания в заключении лиц, в отношении которых приговор еще не вынесен, так и осужденных к лишению свободы и другим мерам наказания. В отношении первых проверяется в основном соблюдение уголовно-процессуальных норм, регламентирующих порядок и условия заключения под стражу в качестве меры пресечения, продление сроков содержания под стражей, освобождение незаконно содержащихся под стражей лиц. В отношении же осужденных – исполнение требований Исправительно-трудового (уголовно-исполнительного) кодекса РФ.
Осуществляя
надзор за исполнением законов, прокурор
вправе посещать в любое время
органы и учреждения, в которых
содержаться под стражей и
отбывают наказание осужденные (исправительно-трудовые,
воспитательно-трудовые колонии, тюрьмы),
а также лица, находящиеся под
следствием и подсудимые (изоляторы
временного содержания, следственные
изоляторы); опрашивать задержанных, арестованных,
осужденных и лиц, подвергнутых мерам
принудительного характера; знакомиться
с документами, на основании которых
эти лица задержаны, арестованы, осуждены
либо подвергнуты другим мерам принудительного
характера, с оперативными материалами;
требовать от администрации создания
условий, обеспечивающих права задержанных,
арестованных, осужденных и лиц, подвергнутых
мерам принудительного
Информация о работе Прокурорский надзор: виды, правоовое регулирование