Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:42, контрольная работа
В ходе написания данной работы было проанализирована масса источников, в том числе Конституция, Закон о прокуратуре РФ, Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные акты, монографии известных ученых по прокурорскому надзору.
Объектом исследования являются авторские работы, нормативно-правовые акты и судебные решения, которые в той или иной степени затрагивают вопросы прокурорского надзора. Предметом же исследования являются развитие и современное состояние целей и основных направлений прокурорского надзора в Российской Федерации.
Введение
Глава 1. Исторические этапы возникновения прокурорского надзора в государственном механизме
Глава 2. Предмет общего надзора
Глава 3. Виды (отрасли) прокурорского надзора
3.1 Надзор за исполнением законов
3.2 Протест прокурора
3.3 Представление прокурора
3.4 Постановление прокурора
3.5 Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
3.6 Надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание, и иные назначаемые судом меры принудительного характера, администрацией мест содержания задержанных под стражу
3.7 Другие направления прокурорского надзора
Заключение
Список использованной литературы
Таким образом, уже первый законодательный акт о прокуратуре наметил все четыре основные направления прокурорского надзора, получившие затем наименование отраслей надзора.
В дальнейшем функция прокуратуры в суде подверглась изменению. Так на основании принятых в 1924 году «Основ судоустройства Союза ССР и союзных республик», на прокурора возлагался надзор за законностью судебной деятельности. Органы прокуратуры республик получили право опротестования в кассационном и надзорном порядке приговоров, решений и определений судов союзных республик.
Прокуратура
РСФСР создавалась в составе
Наркомата юстиции (НКЮ) во главе
с наркомом юстиции, который являлся
одновременно и Прокурором республики
(с 1928 года Прокурор республики стал заместителем
наркома юстиции). В составе НКЮ
был образован отдел
В непосредственном подчинении Прокурора республики находились губернские прокуроры, которые не подчинялись местным властям. В уездах действовали помощники губернских прокуроров.
Таким образом,
с момента образования
На прокуратуру Верховного Суда СССР возлагалось:
1) наблюдение
с точки зрения Конституции
СССР и общесоюзного
2) наблюдение за законностью действий ОГПУ;
3)надзор
за законностью судебных
Как видно,
Прокуратура Верховного Суда ССР
осуществляла надзор за законностью
деятельности центральных органов
союзных республик, но при этом не
возглавляла республиканские
Положение изменилось с принятием ЦИК и СНК СССР 20 июня 1933 года постановления об образовании Прокуратуры СССР, а 17 декабря 1933 года соответствующего Положения о ней, которым упразднялась Прокуратура Верховного Суда СССР.4
Согласно, Положения, Прокуратура СССР осуществляла:
Прокуратуру Союза возглавлял Прокурор СССР, назначенный ЦИК СССР и заместитель, утверждаемый Президиумом ЦИК СССР. Указания и распоряжения прокурора СССР были обязательны для всех органов прокуратуры. Прокуроры союзных республик назначались и отзывались Прокурором СССР по согласованию с ЦИК союзных республик.
При Прокуроре СССР действовали старшие помощники и помощники, а также следователи по важнейшим делам.
В прокуратуру
Союза вошли Военная
На этом
централизация прокурорской системы
не была завершена, так как прокуратуры
союзных республик входили в
структуру республиканских
Завершение
централизации прокурорской системы
произошло лишь после принятия постановления
ЦИК и СНК СССР от 20 июля 1936 года
«Об образовании Народного
В 1936 году была принята Конституция СССР, которая посвятила суду и прокуратуре специальную девятую главу. В ней были закреплены принципиальные положения организационного построения прокуратуры как единой централизованной системы во главе с Генеральным прокурором СССР, осуществлявшей свои функции по надзору за законностью и организацией борьбы с преступностью, независимо от местных органов.
А
24 мая 1955 года Президиум Верховного
Совета СССР утвердил
Указом от 14 декабря 1996 года было утверждено Положение о военной прокуратуре.
Положение от 24 мая 1955 года действовало почти четверть века, пока не было заменено Законом о прокуратуре СССР от 30 ноября 1979 года, принятым в соответствии с главой 21 Конституции СССР от 1977 года.
Конституция,
а за ней и Закон определили
специфику и характерные черты
прокурорского надзора, дали широкий
типовой перечень субъектов, на которых
распространяется надзор прокуратуры.
Сама прокуратура провозглашается
как единая централизованная система,
возглавляемая Генеральным
Фактическое аннулирование союзного законодательства в связи с подписанием так называемого Беловежского соглашения обусловило необходимость принятия целого ряда российских федеральных законов, одним из которых и был Закон «О прокуратуре РФ» от 17 января 1992 года. В точном соответствии с Конституцией РСФСР 1978 года, указанный Закон подтвердил незыблемость верховенства законности в стране, предусмотрел, что прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов, принимает меры, направленные на устранение их нарушений и привлечение виновных к ответственности, осуществляет уголовное преследование. Выполнению этих задач способствует построение прокуратуры как единой централизованной системы, осуществляющей свои полномочия независимо от органов государственной власти и управления, общественных и политических организаций. Независимость прокуроров гарантируется запрещением какого-либо вмешательства в осуществление прокурорского надзора.
Требования прокуроров, вытекающие из их полномочий, подлежат безусловному исполнению должностными лицами и гражданами. Их неисполнение влечет за собой предусмотренную Законом ответственность.
Принятая 12 декабря 1993 года Конституция
РФ, в отличие от ранее действовавшей,
посвятила прокуратуре в
Таким и является Закон от 17 января 1992 года с внесением в него изменениями и дополнениями от 17 ноября 1995
Глава 2. Предмет общего надзора
Предметом общего надзора является:
1) соответствие
актов, издаваемых всеми
2) соблюдение
законов о неприкосновенности
личности, социально-экономических,
политических, личных правах и
свободах граждан, защите их
чести и достоинства, если
3) соблюдение
законов, касающихся
Проверка исполнения законов проводится по заявлениям и другим сообщениям о нарушениях законности, требующие прокурорского реагирования, а при наличии поводов - также по собственной инициативе прокурора.
Прокуратура не подменяет органы ведомственного управления и контроля и не вмешивается в хозяйственную деятельность, если такая деятельность не противоречит действующему законодательству
Одной из
гарантий соблюдения законности государственными
органами, должностными лицами и гражданами
является деятельность органов предварительного
следствия, прокуратуры и суда. Особое
место в обеспечении законности
занимает деятельность органов предварительного
расследования, которая призвана обеспечивать
быстрое и полное раскрытие преступлений,
с тем, что бы каждый, совершивший
преступление был подвергнут наказанию
и не один невиновный не был привлечен
к уголовной ответственности
осужден. В связи с этим требования
Конституции РФ, регламентирующие гарантии
прав и свобод граждан (глава 7), в
равной мере относятся к предварительному
следствию, прокуратуре и суду, которые
должны неуклонно исполнять
Прокурорский надзор за точным и
единообразным соблюдением
Таким образом, в общем виде направления прокурорского надзора можно определить как специализированные участки деятельности прокуратуры, обладающие в силу характера объекта и предмета надзора объективно присущими им особенностями.
В целом можно отметить стабильность
основных направлений прокурорского
надзора с момента его
С учетом сказанного и в соответствии с третьим разделом статьи Закона «О прокуратуре РФ», именуемом «Прокурорский надзор», мы можем четко определить направления (отрасли) прокурорского надзора.
В соответствии со статьей 21 Федерального Закона «О прокуратуре РФ» Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам, издаваемых ими правовых актов.
В предмет прокурорского надзора включается проводка законности деятельности органов хозяйственного управления предприятиям, учреждениями, организациями, вне зависимости от их подчиненности, общественными организациями и движениями, должностными лицами и гражданами.
Надзор за исполнением законов местными представительными органами, органами исполнительной власти, управления и контроля, юридическими лицами общественными объединениями, должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов является одним из основных направлений в деятельности органов прокуратуры и именуется общим надзором.
В этой отрасли прокурорского надзора
наиболее рельефно раскрывается сущность
и назначение надзора за точным и
единообразным исполнением
Наименование этой отрасли – «Общий надзор» - является традиционным, оно присвоено ему еще в период образования органов советской прокуратуры в 1922 году. Оно как бы ограничивает эту отрасль от иных отраслей прокурорского надзора – за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, в уголовном и гражданском судопроизводстве, в стадии исполнения приговоров, определений и постановлений судов.
Ныне действующий закон «О прокуратуре РФ» термин «общий надзор» не использует, что, однако, не препятствует применению его для характеристики деятельности прокуратуры в рассматриваемой области, а также в научных и публицистических работах, посвященных отраслям прокурорского надзора.
Сущность и назначение общего надзора
главным образом составляет надзор
органов прокуратуры за точным и
единообразным исполнением
Информация о работе Прокурорский надзор: виды, правоовое регулирование