Различные подходы к классификации органов государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 00:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы раскрыть виды государственных органов.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие органов государственной власти;
- описать по каким критериям классифицируются органы государственной власти;
- охарактеризовать органы государственной власти по принципу разделения властей;
- охарактеризовать Президента РФ - как главу государства;
- охарактеризовать органы государственной власти с особым статусом;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Понятие и сущность органов государственной власти
1.1. Понятие органов государственной власти…………………………….. 5
1.2. механизм органов государственной власти…………………………….7
1.3. Признаки органов государственной власти…………………………….9
2. Различные подходы к классификации органов государственной власти
2.1. Классификация органов государственной власти………………10
2.2. Классификация органов государственной власти в соответствии с принципом разделения властей………………………………………………13
а. Законодательные органы государственной власти………………...13
б. Органы исполнительной власти……………………………………. .19
в. Судебные органы……………………………………………………...28
3. Президент РФ как глава государства……………………………………33
4. Органы государственной власти с особым статусом…………………39
Заключение…………………………………………………………………….43
Список библиографии………………………………………………………..45

Файлы: 1 файл

Органы государственной власти.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………..3

  1. Понятие и сущность органов государственной власти

1.1. Понятие органов  государственной власти…………………………….. 5

1.2. механизм органов государственной власти…………………………….7

1.3. Признаки органов государственной власти…………………………….9

     2.  Различные подходы к классификации органов государственной    власти

2.1. Классификация органов государственной власти………………10

2.2.  Классификация органов государственной власти в соответствии с принципом разделения властей………………………………………………13

    а. Законодательные  органы государственной власти………………...13

    б. Органы исполнительной власти……………………………………. .19

    в. Судебные органы……………………………………………………...28

     3. Президент РФ как глава государства……………………………………33

     4.  Органы государственной власти с особым статусом…………………39

     Заключение…………………………………………………………………….43

     Список библиографии………………………………………………………..45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Научная и практическая актуальность темы обусловлены реальными  потребностями современной российской жизни и практики.

Дело в том, что со времени крупнейших политических и социально-экономических, а также государственно-правовых (в самом широком смысле этих понятий) преобразований, осуществленных в России в последние десять с лишним лет, не издано пособия по проблемам теории и практики органов государственной власти в России в современный период.

Лишь отдельные  аспекты данной многогранной и чрезвычайно  широкой, объемной по кругу вопросов и граней темы нашли частичное  отражение в многочисленных диссертациях, а также в публикациях Б. М. Лазарева, Ю. М. Козлова, Л. Л. Попова, Б. А. Страшуна, С. А. Авакьяна, М. В. Баглая, Б. Н. Габричидзе, О. Е. Кутафина, Б. П. Елисеева, И. Л. Бачило, А.Г. Чернявского, Г. В. Атаманчука, К. С. Вельского, В. Е. Чиркина, С.С. Алексеева; В. В. Лазарева, Е. А. Лукашевой и других известных специалистов в области конституционного и административного права и теории права и государства.

Поэтому авторы предприняли попытку подготовить  и издать монографию, в которой в комплексном плане излагаются вопросы характера и статуса органов государственной власти современной России в условиях рыночных отношений, развития правового государства.

Актуальность  темы обусловлена возрастанием экономической  роли государства, экономической функции права, экономической деятельности всех ветвей власти и ее органов Президента РФ, президентов глав республик в составе Российской Федерации, федеральных органов, в первую очередь Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, всех федеральных органов исполнительной власти, органов судебной власти, а также органов государственной власти субъектов Федерации.

Рассматриваемая тема — «Виды государственных  органов» - важна и актуальна. Современное  особое внимание к данной теме вызвано, потребностями существующей в нашей стране практики и особенно перспективами развития современного государства. А это, в свою очередь, требует самого пристального внимания.

Цель данной работы раскрыть виды государственных  органов.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

- раскрыть понятие  органов государственной власти;

- описать по  каким критериям классифицируются  органы государственной власти;

- охарактеризовать  органы государственной власти  по принципу разделения властей;

- охарактеризовать  Президента РФ - как главу государства;

- охарактеризовать  органы государственной власти с особым статусом;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и сущность органов государственной власти

1.1. Понятие органов государственной власти

 

Орган государственной  власти – это звено государственного аппарата, состоящее из государственных служащих, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в связи с этим властными полномочиями.

Механизм государства  состоит из различных частей, имеющих  специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Основным элементом этого механизма является орган государства.

Органы государства  классифицируются по порядку их создания и характеру выполняемых ими  задач. Остановимся более подробно на характеристике каждой из ветвей государственной власти.

Роль органов  государственной власти в осуществлении  глубочайших социально-экономических  преобразований в России объективно возрастает. Речь идет о совокупности объективных экономических факторов и условий, оказывающих существеннейшее влияние в обстановке рыночных отношений в России на формирование и функционирование органов государственной власти, всех их разновидностей и организационных форм.

Одновременно  чрезвычайно важны факторы субъективного  характера, среди которых следует  выделить в первую очередь создание соответствующих конституционно-правовых условий, предпосылок и гарантий эффективного функционирования единой системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. Так, провозглашены и закреплены в Конституции РФ основополагающие принципы и начала осуществления государственной власти в России.

«Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Принципиальное  нововведение Конституции РФ — это  новое и расширительное понимание  термина «орган государственной власти»1.

Важно, что органы государственной власти осуществляют сложнейшие задачи, функции и многогранные полномочия в иной обстановке, в  условиях рыночных отношений, конституционного провозглашения равенства форм собственности, единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности; права гражданина на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности; недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию; Конституционной охраны права частной собственности.

Перечисленные и иные фундаментальные начала экономического устройства России обусловили серьезные видоизменения характера функций и полномочий органов государственной власти. В условиях отказа от жесткой централизованной системы руководства и управления экономикой и социальной сферой происходит переход к сбалансированному, более гибкому и, динамичному государственному регулированию отраслей экономики и социальной инфраструктуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Механизм государственных органов

 

Механизм государства  – это система государственных  органов и организаций, с помощью  которых осуществляется государственная власть, решаются задачи и выполняются функции государства. Механизм государства состоит из следующих элементов:

1) система государственных  органов, обладающих государственно-властными  полномочиями (парламент, президент,  правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы и т. д.);

2) государственные  служащие, профессионально занимающиеся  управлением и получающие за  это денежное вознаграждение;

3) государственные  организации, предприятия и учреждения;

4) организационные и финансовые средства, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.

Понятие «механизм  государства» тесно связано с  понятием «государственный аппарат»2. Государственный аппарат принято употреблять в двух смыслах. В широком смысле понятие государственного аппарата выступает, как совокупность всех государственных органов совпадает с понятием механизма государства. В более узком смысле под государственным аппаратом понимают аппарат государственного управления. Именно в этом значении, в смысле совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов государства, используется понятие «государственный аппарат» в административном праве.

В теории государства  и права понятие государственного аппарата употребляется, по общему правилу, в своем широком значении, т. е. как адекватное понятию механизма государства.

Механизм государства, охватывает все государственные  органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его  реальное материализованное воплощение. Без государственного механизма быть не может государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Признаки органов государственной власти

 

Орган государства - это составная часть механизма  государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое. Как видно из определения, государственный орган имеет определенные признаки:

1. Все органы государства образуются в законодательном порядке, который определяет их компетенцию. Другими словами, образование и функциональная деятельность органа государства осуществляется на строго правовой основе.

2. Орган государства  является самостоятельным элементом государственного аппарата, действует специализированно в системе других органов.

3. Органы государства  тесно взаимодействуют между  собой. Они образуют единый  социальный организм, главными задачами  которого являются: обеспечение  нормального функционирования общества; защита законных прав и интересов личности; охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.

При формировании органов государственной власти в странах с многонациональным  составом населения в обязательном порядке должны учитываться такие факторы, как соотношение пропорционального представительства в органах государственной власти представителей от той или иной национальности или (если речь идет о «мусульманских» государствах) религии. Нередко эти проблемы являлись причиной ожесточенных вооруженных противостояний в государствах (Индия, Пакистан, Ливан, Ирак).

 

 

  1. Различные подходы к классификации органов государственной власти

2.1. Классификации органов государственной власти

 

Государственные органы многообразны. Они могут подразделяться по следующим критериям:

- по порядку  образования — органы, избираемые  непосредственно народом (Президент  РФ, Государственная Дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации) и органы, формируемые другими государственными органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и пр.);

- по форме  реализации государственной деятельности — на законодательные (представительные), исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные органы. Законодательные органы (Федеральное Собрание РФ, Саратовская областная дума, Пензенское представительное собрание и т.д.) призваны непосредственно выражать в законах волю и интересы общества; исполнительно-распорядительные органы (Правительство РФ, министерства, ведомства, государственные комитеты, администрации краев и областей и т.п.) призваны обеспечивать реализацию принятых законов и подзаконных актов; судебные органы (конституционные, обычные, военные, арбитражные суды) призваны осуществлять правосудие, рассматривать имущественные споры физических и юридических лиц, обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина; контрольно-надзорные органы (прокуратура, органы горного и промышленного надзора, органы надзора по ядерной и радиационной безопасности);

- по принципу  разделения властей — на законодательные (Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из Государственной Думы и Совета Федерации; республиканские и областные законодательные структуры), исполнительные (Правительство Российской Федерации, министерства, ведомства, государственные комитеты РФ, региональные правительства, администрации и т.п.) и судебные (Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Верховный Суд РФ, соответствующие суды субъектов РФ);

- по иерархии  — на федеральные (Президент  РФ, Генеральная прокуратура РФ и т.п.), республиканские (Президенты Татарстана, Башкортостана, Ингушетии, министерство внутренних дел Дагестана и т.д.), местные (губернатор Астраханской области, правительство Пензенской области, прокуратура Саратовской области и т.п.);

- по характеру подчиненности — на органы исключительно «вертикального» подчинения (прокуратура, суд и т.п.) и органы «двойного» («вертикально-горизонтального») подчинения (милиция, государственные банки и т.д.);

-  по срокам  полномочий — на постоянные, которые  создаются без ограничения срока действия (например, прокуратура, милиция, суд) и временные, которые создаются для решения определенных задач (временная администрация в условиях режима чрезвычайного положения);

- по способу  принятия решений — на коллегиальные  (Государственная Дума РФ, Правительство Саратовской области и т.д.) и едино-начальные (Президент РФ, министр, губернатор и т.п.)3;

- по правовым  формам деятельности -- на правотворческие  (Совет Федерации РФ, Правительство  РФ), правоприменительные (Министерство образования РФ, управление юстиции Пензенской области) и правоохранительные (органы налоговой полиции, таможенные органы и т.д.);

Информация о работе Различные подходы к классификации органов государственной власти