Различные подходы к классификации органов государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 00:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы раскрыть виды государственных органов.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие органов государственной власти;
- описать по каким критериям классифицируются органы государственной власти;
- охарактеризовать органы государственной власти по принципу разделения властей;
- охарактеризовать Президента РФ - как главу государства;
- охарактеризовать органы государственной власти с особым статусом;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Понятие и сущность органов государственной власти
1.1. Понятие органов государственной власти…………………………….. 5
1.2. механизм органов государственной власти…………………………….7
1.3. Признаки органов государственной власти…………………………….9
2. Различные подходы к классификации органов государственной власти
2.1. Классификация органов государственной власти………………10
2.2. Классификация органов государственной власти в соответствии с принципом разделения властей………………………………………………13
а. Законодательные органы государственной власти………………...13
б. Органы исполнительной власти……………………………………. .19
в. Судебные органы……………………………………………………...28
3. Президент РФ как глава государства……………………………………33
4. Органы государственной власти с особым статусом…………………39
Заключение…………………………………………………………………….43
Список библиографии………………………………………………………..45

Файлы: 1 файл

Органы государственной власти.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

В соответствии с конституцией РФ (ст.125) судебным органом  конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства, является Конституционный Суд РФ.

Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, осуществляющим в предусмотренных федеральным законом процессуальных  формах судебный надзор за их деятельностью и дающим разъяснения по вопросам судебной практики, является Верховный Суд РФ.

Высшим судебным органом по разрешению  экономических  споров и иных дел, рассматриваемых  арбитражными судами, который осуществляет в предусмотренных федеральным законам процессуальных формах судебный надзор и дает разъяснения по вопросам судебной практики, является Высший Арбитражный Суд РФ.

В системе государственных  властей судебной власти отведена роль уравновешивающего механизма, позволяющего эффективно направлять действия законодательной и исполнительной власти в правовые рамки. Взаимоотношения между исполнительной и судебной властями носят более жесткий характер, нежели между судебной и законодательной. В правовом государстве стремлению к доминированию исполнительной власти эффективно противостоит власть судебная. действующие законы в совокупности с объективно вынесенными судебными решениями обеспечивают в обществе принцип «господства права».

Высказывается мнение, что термины «Судебная власть» и «Правосудие» выражают одно и то же понятие. Однако глава 7 Конституции Российской Федерации называется «Судебная власть». Это подчеркивает ее самостоятельный, относительно обособленный характер в системе ветвей государственной власти. Здесь не делается акцент на системе органов, осуществляющих судебную власть. В названной главе Конституции не говорится о системе органов судебной власти. В ч. З ст. 118 речь идет о судебной системе страны, которая устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом1.

Судебная власть - одна из ветвей единой государственной  власти, обладающая спецификой имеющейся  у нее компетенции и реализующая  свои полномочия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В ч. 1 ст. 118 Конституции РФ использован термин «правосудие». Он отражает не только само содержание, но и функцию судебной власти. Однако судебная власть - сложное и многоэлементное явление, сердцевину которого и главное предназначение составляет деятельность судов по отправлению правосудия. Правосудие осуществляется от имени государства специальными государственными органами - судами, уполномоченными рассматривать в судебных заседаниях гражданские, уголовные и административные дела в определенной, установленной законом процессуальной форме.

Таким образом, правосудие представляет собой один из видов государственной деятельности, осуществляемой только судами по поводу рассмотрения и разрешения конфликтных ситуаций, связанных с действительным или предполагаемым нарушением нормативных правовых актов.

Единство судебной системы современной России определяется и централизованным порядком ее финансирования. Например, численность судей судов  Российской Федерации (за исключением Конституционного Суда Российской Федерации) и работников аппаратов судов (без персонала по охране и обслуживанию зданий) утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

При всем многообразии подходов к формированию судебной системы в различных странах общим для них является принцип пожизненного назначения судей па занимаемые должности. В своей совокупности суды образуют определенное единство, судебную систему.

Конституция устанавливает  важнейший, можно сказать, основополагающий принцип деятельности судей - их независимость и подчинение только закону. Независимость судей - основная гарантия и условие функционирования объективного и самостоятельного правосудия, способного в точном соответствии с законом защитить права и интересы человека и гражданина. Независимость и суда в целом, и судьи обеспечивается тем, что суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

Принцип независимости судей помимо Конституции РФ закреплен в ряде Федеральных конституционных и Федеральных законов РФ: «О статусе судей РФ»; «О Конституционном Суде Российской Федерации»; «Об арбитражных судах Российской Федерации»; Уголовно-процессуальном и Гражданском процессуальном кодексах и т.д.8 Содержание данного принципа правосудия состоит в стремлении государства обеспечить такие условия, в которых суд может иметь реальную возможность принимать

ответственные решения на прочной основе предписаний  закона, и только закона, без вмешательства, давления или иного воздействия извне.

Опыт многих десятилетий и даже столетий показывает, что суд относится к числу  таких государственных учреждений, решения которых находятся всегда в поле зрения других государственных  органов, должностных лиц различного уровня и просто граждан. Все, так или иначе заинтересованы в результатах судебного разбирательства конкретных дел.

Поэтому возникает  искус оказания воздействия на суды. Избежать этого позволяет комплекс мер, среди которых выделяются: реальный статус независимости судьи, который конституционно установлен; признание обязательности исполнения па всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу; законодательное закрепление единства статуса судей; финансирование функционирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» провозгласил принцип единства и федеральности судебной власти, ее централизованной сплоченности. Единство судебной системы страны обеспечивается путем:

- установления  судебной системы Российской  Федерации Конституцией Российской  Федерации и данным Федеральным  конституционным законом;

- соблюдения  всеми федеральными судами и  судами субъектов Федерации установленных федеральными законами правил судопроизводства

        - применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Президент РФ – глава государства

 

 Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит напрямую, непосредственно ни в одну из трех ее ветвей.

Однако данное положение не дает никаких оснований  трактовать президентскую власть как стоящую над другими властями, зависящими от нее. Каждая из них осуществляет конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими, обеспечена определенными рычагами влияния на иные ветви власти и на Президента. В Конституции заложена необходимая система «сдержек и противовесов», способствующая сбалансированному взаимодействию властей. Между ними нет отношений подчинения. Свои полномочия Президент осуществляет не на основе его ничем не связанной воли. Они реализуются в рамках Конституции РФ, в соответствии с ней и федеральными законами, в необходимом взаимодействии с парламентом и Правительством РФ9.

В Конституции  заложена система гарантий, препятствующих превращению Президента в авторитарного правителя. Они заключаются в ограничении периода полномочий Президента коротким четырехлетним сроком, порядком всенародных прямых выборов, их альтернативным характером, в недопустимости занятия поста Президента более двух сроков подряд, в возможности отрешения его от должности, признании не соответствующими Конституции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного Суда и др.

В конституциях зарубежных стран вопрос о включении  или невключении президента в  исполнительную власть решается по-разному. Так, в классической президентской республике, которой является США, президенту принадлежит исполнительная власть, и такого органа, как правительство, не предусмотрено. В Азербайджане исполнительная власть принадлежит президенту. В Исландии своеобразно закреплено совмещение властей: законодательная власть принадлежит совместно Альтингу (представительный орган) и президенту, а исполнительная осуществляется президентом и органами исполнительной власти. В Словении исполнительную власть олицетворяет президент, в Австрии - президент и правительство.

Не включение Конституцией РФ напрямую Президента в исполнительную власть не нарушает закрепленного в ст. 10 Конституции принципа осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Выделение этих ветвей власти не исключает, а предполагает наличие такого органа, который обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, возлагаемое на Президента.

Кроме того, традиционно  в системе органов государственной  власти любого государства должно быть лицо, персонифицировано представляющее государство в отношениях с другими государствами. В мировой практике таким лицом в большинстве стран является президент.

Поскольку Президент РФ не входит напрямую ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную власть, встает вопрос о том, как именовать государственную власть, осуществляемую Президентом, и не нарушает ли эта власть традиционной системы трех ветвей власти.

Представляется, что нельзя абсолютизировать концепцию  разделения власти на три ветви и полагать, что, кроме этих органов власти, нет и не может быть других носителей власти. Есть и местная власть, которая также является публичной властью. Есть и президентская власть. Термин «президентская власть» получил в Российской Федерации и правовое закрепление в указах Президента о штандарте (флаге) Президента и о знаке Президента, в которых они определяются как символ президентской власти.

Статус Президента РФ как главы государства проявляется  во всех его конституционно и законодательно определенных полномочиях. Однако в  обобщенной форме функции главы государства сформулированы в ст. 80 Конституции, установившей его дефиницию как главы государства: Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он должен принимать меры к тому, чтобы не допускалось нарушение Конституции, конституционный механизм защиты прав и свобод работал бесперебойно. Конкретные полномочия Президента, закрепленные в Конституции, обеспечивают возможности эффективно реализовать эту функцию. Среди них — право вето, право законодательной инициативы, обращения с запросом в Конституционный Суд РФ, роспуска Государственной Думы, отставки Правительства и многие др.

К важнейшим  основам конституционного строя  относятся суверенитет Российской Федерации, ее независимость и государственная целостность. На главу государства возлагается принятие мер по охране этих основ жизнедеятельности государства. Признание этих свойств государства является основополагающим для Президента в осуществлении его полномочий в сфере международных отношений, равно как и в аспектах внутренних ситуаций, могущих представлять угрозу для суверенитета и целостности государства. Президент, в частности, уполномочен вводить военное или чрезвычайное положение; как Верховный Главнокомандующий Президент несет ответственность за надлежащий уровень боеспособности страны, за состояние Вооруженных Сил РФ, их способность обеспечить охрану суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.

К функциям Президента относится обеспечение целостности  государства не только по причинам внешнего, но и внутреннего порядка.

Он несет  ответственность за надлежащий уровень  регулирования отношений между Российской Федерацией в целом и ее субъектами, которые исключали бы нарушение единства государства, препятствовали проявлению  сепаратистских устремлений.

Одним из принципов  федеративного устройства Российской Федерации является единство системы государственной власти (ст. 5 Конституции). Наличие сложной системы органов государственной власти — федеральных, региональных, законодательных и исполнительных при действии принципа разделения властей обусловливает необходимость обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Такого рода функция и возложена на Президента.

Президент как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. В прежней Конституции определение внутренней и внешней политики Российской Федерации относилось к ведению Съезда народных депутатов Российской Федерации. Закрепление за Президентом указанной функции часто являлось предметом оспаривания правомерности данной нормы со стороны парламентской оппозиции и одним из непременных пунктов различных предложений о поправках к Конституции.

При характеристике этой функции надо учитывать следующие факторы:

1) Президент  идет на выборы с определенной  программой, в которой намечаются стратегические направления развития государства и общества, и избрание того или иного кандидата означает одобрение содержащихся в ней установок большинством избирателей, и обязанность Президента претворять ее в жизнь;

2) основные направления  внутренней и внешней политики  определяются Президентом в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, принимаемыми Федеральным Собранием с учетом позиций политических партий, общественных институтов; 3) в отличие от прежней Конституции в ст. 80 Конституции 1993 года речь идет об основных направлениях политики, а не о политике в целом.

Наиболее важной формой реализации функции Президента, заключающейся в определении основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации, являются ежегодные послания Президента Федеральному Собранию. В них дается взвешенная, объективная оценка состояния всех сфер жизни общества, основанная на все охватывающей базе данных, которыми в силу своего статуса как главы государства владеет Президент, обязанный держать в поле своего зрения все сферы государственного руководства.

Информация о работе Различные подходы к классификации органов государственной власти