Различные подходы к классификации органов государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 00:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы раскрыть виды государственных органов.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие органов государственной власти;
- описать по каким критериям классифицируются органы государственной власти;
- охарактеризовать органы государственной власти по принципу разделения властей;
- охарактеризовать Президента РФ - как главу государства;
- охарактеризовать органы государственной власти с особым статусом;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Понятие и сущность органов государственной власти
1.1. Понятие органов государственной власти…………………………….. 5
1.2. механизм органов государственной власти…………………………….7
1.3. Признаки органов государственной власти…………………………….9
2. Различные подходы к классификации органов государственной власти
2.1. Классификация органов государственной власти………………10
2.2. Классификация органов государственной власти в соответствии с принципом разделения властей………………………………………………13
а. Законодательные органы государственной власти………………...13
б. Органы исполнительной власти……………………………………. .19
в. Судебные органы……………………………………………………...28
3. Президент РФ как глава государства……………………………………33
4. Органы государственной власти с особым статусом…………………39
Заключение…………………………………………………………………….43
Список библиографии………………………………………………………..45

Файлы: 1 файл

Органы государственной власти.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

- по характеру  компетенции — на органы общей компетенции, которые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и др.), и специальной компетенции, которые осуществляют деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства, ведомства, государственные комитеты и пр.), и т.п.

В зависимости  от критерия органы государственной власти могут быть классифицированы на несколько групп. Классификация нужна не сама по себе и не только для теории вопроса, она помогает уяснению специфики каждого органа государственной власти, пониманию причин их несхожести между собой. Классификация раскрывает диалектическую связь единства и многообразия органов, отправляющих государственную власть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Органы государственной власти в соответствии с принципом разделения властей

а. Законодательные органы государственной власти

 

Органы законодательной  власти – это Федеральное Собрание РФ; народные собрания, государственные  собрания, верховные советы, законодательные  собрания республики в составе Федерации; думы, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, а также комитеты и комиссии палат Федерального Собрания. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут4. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти РФ.5

При демократическом  государственном строе высшим и  представительным законодательным  органом является парламент. Он представляет суверенитет народа, и только он один правомочен выражать волю народа в форме закона. В Англии, Индии, Канаде, Финляндии, Японии и ряде других стран законодательный орган непосредственно именуется парламентом. В остальных странах этот государственный орган называется иначе (например: Сейм - в Польше, Фолькетинг - в Дании, Альтинг - в Исландии, Конгресс - в США).

Помимо введения парламентаризма в России Манифестом для спокойствия страны гарантировались: неприкосновенность личности; свобода  слова, совести, собраний, союзов; декларировалось создание народного представительства в Государственной думе. Одновременно Манифест подчеркивал необходимость наведения в стране порядка.

Парламенты  могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру. В  федеративных государствах парламенты состоят из двух палат - нижней и верхней, которые в принципе обладают одинаковыми законодательными полномочиями. Численность парламентов в различных странах неодинакова. Федеральное Собрание России состоит из 450 депутатов Государственной думы и 176 членов Совета Федерации (по 2 представителя от каждого из 88 субъектов Российской Федерации).

Наряду с  непосредственным законотворчеством  парламент обладает верховными финансовыми  полномочиями, осуществляет контроль над исполнительной властью, а также решает другие важные вопросы государственной жизни общества.

Контроль парламента над исполнительной властью. Парламент  осуществляет контроль над органами исполнительной власти самыми

разнообразными  методами. Первый из них заключается  в том, что парламент участвует  в назначении различных должностных  лиц, возглавляющих исполнительную власть.

Главным видом  парламентского контроля над исполнительной властью является назначение парламентом  главы государства. Такой контроль в полном объеме осуществляется в  парламентарных республиках. При президентском  правлении, где выборы главы государства проводятся на основе всеобщего избирательного права, в том числе коллегией выборщиков, участие парламента в формировании главы высшей исполнительной власти номинально. К примеру, Конгресс США занимается лишь подсчетом голосов избирателей при выборах президента. Только в Том случае, если один из кандидатов не соберет абсолютного большинства голосов, Палата представителей избирает президента, а Сенат - вице-президента. Во Франции в выборах кандидата на пост главы государства участвуют члены парламента, более того, каждый депутат должен заручиться поддержкой не менее 100 лиц, в числе которых должны быть члены парламента, члены

Экономического  и социального совета, генеральные  советники или выборные мэры.

В зависимости  от формы государственного правления парламент в той или иной мере участвует в процедуре назначения главы правительства и кабинета и, таким образом, оказывает влияние на структуру, персональный состав и характер деятельности правительства. В ряде стран главы правительства и члены кабинета министров назначаются парламентом и ответственны перед ним. Это характерно для тех государств, где действует метод прямых выборов исполнительных органов государственной власти. При такой избирательной системе парламент абсолютным большинством палат (палаты) избирает главу правительства, который затем представляет для утверждения в парламент кандидатов в члены правительства.

В некоторых  странах согласно конституции парламент  выражает свою точку зрения на кандидатуру  главы правительства до формального акта его

назначения. В  государствах с классическим президентским  правлением, как известно, полномочия главы государства и главы  правительства совмещаются в  одном лице и в их избрании парламент  принимает лишь косвенное участие.

В соответствии со ст. 101 Конституции РФ Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, являющиеся постоянно действующими органами парламента.

Комитеты палат  по вопросам, отнесенным к их ведению, осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов; организуют проводимые палатами парламентские слушания и их подготовку к рассмотрению палатой; решают вопросы организации своей деятельности; рассматривают иные вопросы, относящиеся к ведению палат.

Кроме того, комитеты Совета Федерации осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой федеральным законам и способствуют реализации положений Конституции РФ и федеральных законов, а комитеты Государственной Думы вносят предложения по формированию примерной программы законопроектной работы Думы на текущую сессию и календарь рассмотрения вопросов на очередной месяц; рассматривают и исполняют поручения Совета Государственной Думы; дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета; проводят анализ практики принятия законодательства; решают вопросы своей деятельности.

Состав комитетов  Совета Федерации утверждается палатой  большинством голосов от общего числа членов палаты. Председатель комитета, его заместители избираются на его заседании большинством голосов от общего числа членов комитета. Председатель комитета утверждается Советом Федерации большинством голосов от общего числа членов палаты. Председатель комитета, его заместители не могут быть представителями от одного субъекта Федерации. Численный состав каждого комитета определяется Советом Федерации, но не может быть менее восьми членов палаты.

Все члены Совета Федерации входят в состав комитетов, за исключением Председателя палаты и его заместителей. При этом член Совета Федерации может быть членом только одного комитета палаты.

Совет Федерации  вправе создавать постоянные и временные  комиссии. Деятельность временных комиссий ограничивается определенным сроком и (или) конкретной задачей. Задачи комиссии, срок ее деятельности, полномочия и персональный состав определяются постановлением палаты.

Согласно Регламенту Совета Федерации образуется Комиссия по регламенту и парламентским процедурам. Эта Комиссия является постоянно действующим органом Совета Федерации.

Комиссия по регламенту и парламентским процедурам:

а) готовит заключение по принятым Государственной Думой федеральным законам, по вопросам, регулирующим статус члена Совета Федерации, и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность Совета Федерации;

б) анализирует и обобщает предложения, поступающие от комитетов Совета Федерации, членов Совета Федерации, вырабатывает рекомендации и вносит на рассмотрение Совета Федерации предложения о внесении изменений и дополнений в Регламент Совета Федерации;

в) консультирует руководство Совета Федерации, комитетов, комиссий палаты, членов Совета Федерации, руководителей Аппарата Совета Федерации, руководителей структурных подразделений Аппарата Совета Федерации по положениям Регламента Совета Федерации;

г) проверяет соответствие документов, подтверждающих полномочия членов Совета Федерации,  положениям  Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»;

д) готовит заключения и вносит на заседание Совета Федерации проекты постановлений Совета Федерации о подтверждении, прекращении (досрочном прекращении) полномочий членов Совета Федерации;

е) готовит заключения по представлению Генерального прокурора РФ о лишении члена Совета Федерации неприкосновенности;

ж) организует аналитическую работу по проблемам парламентских процедур в Совете Федерации, в том числе с использованием опыта парламентов иностранных государств, государств — участников Содружества Независимых Государств, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.

Своим постановлением от 7 июля 2004г. Совет Федерации создал Временную комиссию по законодательному обеспечению формирования рынка доступного жилья в целях обеспечения координации работ по принятию законодательных актов, направленных на развитие системы ипотечного жилищного кредитования и создание условий для жилищного строительства в Российской Федерации. Основными задачами этой Комиссии признаны анализ законодательной базы по вопросам развития системы ипотечного жилищного кредитования и жилищного строительства в Российской Федерации; выработка стратегии законодательной деятельности, направленной на дальнейшее совершенствование системы ипотечного жилищного кредитования; подготовка предложений по разработке проектов федеральных законов, направленных на создание условий для жилищного кредитования в различных формах, а также для увеличения объемов жилищного строительства; изучение опыта работы органов государственной власти субъектов Федерации, фондов жилищного строительства, ипотечных агентств и корпораций банков, риэлтерских, оценочных и страховых комиссий по развитию жилищного строительства и ипотечного кредитования. Срок действия Временной комиссии определен в три года.

Комитеты Государственной  Думы образуются на срок полномочий Думы данного созыва.

Комиссии Государственной  Думы формируется из числа депутатов  Думы.

Комитеты и  комиссии имеют право вносить предложения по повестке дня заседания палаты. Представители комитета, комиссии имеют право выступать на заседаниях палаты с докладами по вопросам, относящимся к ведению представляемого ими комитета, комиссии6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б. Органы исполнительной власти

 

К органам исполнительной власти относятся, прежде всего, высший орган федеральной исполнительной власти – Правительство РФ; другие федеральные органы исполнительной власти – федеральные министерства, службы и федеральные агентства при Правительстве РФ; органы исполнительной власти субъектов федерации – президенты и главы администрации субъектов Федерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему органов исполнительной власти, возглавляемую Правительством РФ.

Для органов  исполнительной власти характерно, что  они образуются соответствующими руководителями исполнительной власти. Так, Правительство РФ образуется Президентом РФ, который назначает с  согласия Государственной Думы Председателя Правительства – заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер.

Они обладают следующими признаками:

- являются составной  частью системы органов государственной  власти;

- порядок их  образования, реорганизации и  ликвидации осуществляется  в установленном законом порядке;

- обладают специальным  правовым статусом, закрепляемым  в установленном порядке нормативным  правовым актом; 

- обладают определенной  организационной структурой, ориентированной  на выполнение стоящих перед  ними задач;

- для них  характерна определенная самостоятельность  деятельности;

- всегда действуют  от имени государства; 

- наделяются  специальной компетенцией и властными  полномочиями, рассчитанными для  обеспечения успешного выполнения  возложенных на них задач;

- их деятельность  носит исполнительно-распорядительный  характер.

Ответственность исполнительной власти перед парламентом. В цивилизованных странах высшие органы исполнительной власти несут  ответственность за свою деятельность перед парламентом. Это выражается в следующем:

Информация о работе Различные подходы к классификации органов государственной власти