Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 14:11, курсовая работа
Целью нашего исследования, во-первых, является анализ построения связей между субъектами входящих в состав нашего государства и федеральным центром; во-вторых, определив исторический аспект этих взаимоотношений попытаться определить развитие федерации в общем. При этом с целями тесно перекликаются задачи исследования, которые отражаются в анализе федерализма. В их число входят такие задачи, как раскрытие понятия федерализма в России; также акцентирование наиболее острых проблем в построении государственного устройства нашей страны; при этом одной из основных задач является рассмотрение разрешения федеративных вопросов в судебной практике.
Введение
Глава I. Развитие федерализма в советский период
Глава II. Формирование современного российского федерализма
Глава III. Судебная практика Конституционного Суда Российской Федерации по проблемам федеративных отношений
Заключение
Одновременно с экономическим объединением шел процесс поисков путей координации усилий республик во всех областях государственного строительства. Поскольку в договорах не предусматривалось единое законодательство, высшие органы власти республик либо подтверждали действие декретов РСФСР на своей территории, либо эти декреты входили в силу после их утверждения республиками. Однако «регистрация» затягивала их введение в действие, лишая тем самым аппарат управления оперативности. Государственный аппарат всех республик был однотипным, создавался по образцу РСФСР. Проводилась единая таможенная политика: таможенных границ между республиками фактически не было за очень редкими и кратковременными исключениями.
С 1921 г. стали возникать специальные органы, способные поддерживать постоянные связи между правительствами РСФСР и республик - полномочные представительства республик в Москве. Они не являлись дипломатическими органами, но обладали широкими полномочиями: входить от имени своего правительства с представлениями и ходатайствами во ВЦИК, Совнарком и Наркоматы РСФСР и др. Также нужно отметить, что в это время между республиками возник дипломатический союз.
На следующем, заключительном, этапе развития сотрудничества народов произошло непосредственное объединение советских республик в единое союзное государство. К этому времени экономические, внутри - и внешнеполитические факторы настоятельно требовали пересмотра сложившихся форм отношений между республиками. В ходе переговоров об уточнении принципов федеративных связей в начале ее участники выдвинули три точки зрения о формах объединения:
1) создание союза в
форме конфедерации, при которой
все республики обладали бы
национальными рынками, своей
валютой, своими таможенными
2) включение других республик в состав РСФСР на правах автономии;
3) создание федерации равноправных республик.
Неприемлемость первого
предложения выявилась быстро: руководители
республик вполне отдавали себе отчет
в том, что в условиях конфедерации
их экономическое выживание
Другого мнения, как известно, был Ленин, который отвергал идею «автономизации», выдвинул и обосновал идею образования союза республик - Союза ССР. Также у двух лидеров большевиков были расхождения и в самом понятие федерации. Если Сталин рассматривал федерацию как условие хозяйственного единения, то для Ленина федерация представлялась наиболее приемлемой формой государственно-политического устройства многонациональной страны. Функционирование федерации он мыслил как длительный этап разрешения всех противоречий в области национальной жизни, включая сферу государственных отношений.
Но в ходе создания Советского Союза приоритетной стала точка зрения Сталина. Хотя на первых стадиях становления и развития СССР прослеживалось точная принадлежность этого государства к федеративным.
Создание Союза ССР
было не решением национального вопроса
как такового, скорее это была форма
организации связей между национальными
государствами. Создание этого государственного
образования получило конституционное
закрепление принятием
Проанализировав процесс
становления советской
Глава II. Формирование современного российского федерализма
федерализм государственное устройство судебное
Новой России досталось тяжелое
наследство в области территориального
устройства. Управление страной было
жестко централизовано, каждую мелочь
в жизни региона и города, села
приходилось согласовывать и
решать в Москве. Интересы регионов
были полностью подчинены
После падения тоталитарного
государства центробежные силы вырвались
наружу. Они привели к развалу
СССР, а затем стали угрозой
целостности России. Ее руководству
был брошен двойной вызов: надо было
срочно реконструировать унитарную
форму государственности и
Проблема формирования эффективно
функционирующего федерализма в
нашей стране - это проблема преодоления
исторически унаследованной специфики
государственного устройства, во многом
не отвечающей требованиям, выдвигаемым
современной политической, социальной,
экономической ситуацией в
И первым этапом реконструкции
стало создание федеральных округов
института полномочных
Асимметрия федеративных отношений РФ несомненно обусловлена исторически. Ключевой, оказывающей влияние и по сей день, тенденцией развития российской государственности была «декоративная», иллюзорная функция федерализма в унитарной, по существу, государственно-правовой системе СССР, где РСФСР представляла собой федералистический правовой каркас с унитарным наполнением. Что и привело к формированию в Российской Федерации фантомного федерализма - модели государственного устройства, в которой правовая конструкция не совпадает с политическими, управленческими и экономическими реалиями. На рубеже 1980-1990 гг. источником российского федерализма явилась государственно-правовая фикция, которую в условиях советской системы представляла собой РСФСР.
Нужно отметить, что в
начале 90-х годов декларативные
нормы федеративных отношений стали
применяться к реальному
Поэтому становление и
развитие современного российского
федерализма тесно связано с
разработкой и реализацией
Также можно отметить, что в сохранении федерации одна из главных проблем - это «проблемные» территории, которая решается помощью из центра.
Рассмотрев основные положения проблем нового федерализма, можно сделать вывод, что вопрос о разработке концепции нового федерализма актуален и по сей день.
Приведем мнение автора статьи
«о проблемах федерализма» Н.Добрынина.
Как он отмечал в своих трудах
направление развития современного
российского федерализма. Он считает,
что, прежде всего, необходимо четкое понимание
того, «что укрепление субъектов не
должно стать самоцелью
Многие исследователи проблемы развития современного российского федерализма указывают на цель реформирования федеративных отношений. Но этому противостоит основная проблема, которая стоит перед российской государственностью на протяжении последнего десятилетия, - это поразивший российское общество глубокий социально-экономический кризис. Создание предпосылок для социально-экономического развития, повышения уровня жизни граждан. Вот конечная цель любого реформирования государственно-правовых отношений.
Цель нового федерализма как модели государственного устройства - создание политической инфраструктуры для социально-экономического развития. Базовым элементом федеративных отношений является субъект федерации. Построение нового федерализма должно развиваться от субъектов к центру, а не наоборот.
Краеугольным камнем нового
российского федерализма - это создание
региона нового типа, который должен
быть основным элементом системы
федеративных отношений. Регион нового
типа - «это сформированный с учетом
интересов населения, экономической
и геополитической
Построение региона нового
типа и постижения нового федерализма
складываются из отдельных задач: во-первых,
укрепление субъектов как с целью
достижения оптимального с точки
зрения управляемости федерации
количества, так и с целью создания
условий для их экономической
самодостаточности и
Большая часть исследователей вопроса о формировании новых федеративных отношений утверждают, что первым этапом реконструкции федерации является выбор объектов укрепления.
Большинство экспертов утверждают,
что в первую очередь должны быть
укрупнены регионы, в прошлом
входившие или ныне входящие в
состав других субъектов. При этом во
главу угла ставится наличие исторического
прецедента и абсолютно игнорируются
реальные социально-экономические
предпосылки объединения или
их отсутствие. Реализация такой позиции,
по моему мнению, может привести
к разрушению российской государственности
в будущем. Процесс укрупнения следует
проводить с учетом экономических,
демократических, социальных, инфраструктурных
и геополитических факторов. При
этом территорию, численность населения,
социально-экономическое