Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 14:11, курсовая работа
Целью нашего исследования, во-первых, является анализ построения связей между субъектами входящих в состав нашего государства и федеральным центром; во-вторых, определив исторический аспект этих взаимоотношений попытаться определить развитие федерации в общем. При этом с целями тесно перекликаются задачи исследования, которые отражаются в анализе федерализма. В их число входят такие задачи, как раскрытие понятия федерализма в России; также акцентирование наиболее острых проблем в построении государственного устройства нашей страны; при этом одной из основных задач является рассмотрение разрешения федеративных вопросов в судебной практике.
Введение
Глава I. Развитие федерализма в советский период
Глава II. Формирование современного российского федерализма
Глава III. Судебная практика Конституционного Суда Российской Федерации по проблемам федеративных отношений
Заключение
Как уже отмечалось выше,
ошибка в выборе объекта укрупнения
может иметь тяжелые социально-
Между тем, построение регионов
нового типа путем проведения мероприятий
по укрупнению и повышению управленческой
эффективности является лишь первым
этапом формирования системы нового
федерализма. Параллельно с этим
должно происходить обновление системы
отношений между субъектами внутри
федерации и по линии «центр -
регионы». Сейчас, к сожалению, сложилась
ситуация фактического неравенства
субъектов между собой и в
отношениях с федеральным центром.
Это неравноправие, как ни парадоксально,
закреплено на уровне Конституции РФ,
которая признает параллельное существование
в составе федерации таких
субъектов, как республики, края, области,
автономная область и автономные
округа. Эта застарелая проблема является
следствием непродуманной федеративной
политики и административно-
Устойчивой, сбалансированной, гармонично развивающейся федерации не может быть без обеспечения полного реального равноправия всех субъектов. В нашем обществе назрела острая необходимость в конституционно-правовом закреплении единого статуса полноправного субъекта федерации.
Еще в начале 90-х А.И.Солженицын высказал идею об отказе от национального критерия в формировании субъектов федерации путем перехода к губернскому принципу государственного устройства.
Основным аргументом критиков
идеи был тот тезис, что введение
губерний не обеспечит гармоничного
национально-культурного
Развитие нового федерализма,
формирование регионов нового типа необходимо
осуществлять на основе нового законодательства.
Федеральная реформа должна начаться
с принятия пакета федеральных конституционных
законов, вводящих единый статус субъекта
федерации - губернии, четко, по единой
для всех модели, фиксирующей разделением
прав и полномочий между федерацией
и регионом, порядок их делегирования.
Порядок и этапы перехода к
единой модели государственного устройства
следует тщательно
Новая модель управления в
России предполагает создание единообразной
вертикали законодательной и
исполнительной власти как на уровне
федерации, так и на уровне субъектов.
Губерниями должны руководить губернаторы,
региональные законы должны приниматься
губернскими думами. Формирование региональных
органов власти должно происходить
на основе единых принципов при соблюдении
легитимности и равного представительства.
Представительство же регионов в
Совете Федерации было бы правильным
восстановить на прежней основе, так
ак только она способна гарантировать
реальную защиту интересов субъектов
федерации и непосредственное участие
губернаторов в управлении делами государства,
а также быть системой сдержек
и противовесов для Государственной
Думы и Президента. По поводу федеральных
округов необходимо отметить неоднозначность
существующих в научной литературе
оценок. Если ряд авторов, например,
С.Хурсевич, стоят на позициях трактовки
федеральных округов как опоры
развития российского федерализма,
то для других (В.И.Лысенко) характерна
более сдержанная позиция, отвечающая
двойственный, паллиативный характер
данной новации. Хурсевич С. Роль федеральных
округов в развитии российского
федерализма // Федерализм, 2000. Лысенко
В.И. Развитие федеральных округов
и будущее федерализма в
Формирование регионов нового типа и становление нового российского федерализма поможет привести всю систему государственной власти в соответствии со временем.
Ключевой, по моему мнению,
задачей строительства
Глава III. Судебная практика по проблемам федеративных отношений
В ходе нашего исследования
проблемы федеративных взаимоотношений
в рамках нашего государства, необходимо
рассмотреть решения
В сфере территориальной целостности следует привести пример решение Конституционного Суда «О проверке конституционности декларации о государственном суверенитете Татарской ССР» от 30 августа 1990 года, Закона Татарской ССР от 18 апреля 1991 года «Об изменениях и дополнениях Конституции (основного закона) Татарской ССР», закона Татарской ССР от 29 ноября 1991 года «О референдуме Татарской ССР», постановления Верховного совета республики Татарстан от 21 февраля 1992 года «О проведении референдума республики Татарстан по вопросу о государственном статусе республики Татарстан», Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 марта 1992 г. №3-П. При рассмотрении этого постановления нужно рассмотреть, что же установил Конституционный Суд:
1. Одним из основополагающих
принципов построения
В настоящее время идут процессы обновления федерации, направленные на развитие статуса республик в ее составе.
Третий (внеочередной) Съезд народных депутатов Российской Федерации, опираясь на Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, декларации республик, входящих в ее состав, поддержал стремление народов строить Российскую Федерацию на принципах равноправия, добровольности объединения и сохранения целостности многонациональной страны.
Принятая вслед за Декларацией
о государственном суверенитете
РСФСР Декларация о государственном
суверенитете Татарской ССР в
статье 5 установила, что она является
основой для разработки Конституции
Татарстана и развития законодательства
республики. Тем самым Верховный
Совет Республики Татарстан придает
этому документу
Конституционный Суд Российской
Федерации с пониманием относится
к стремлению многонационального народа
Татарстана развивать и укреплять
государственность республики, которое
выразилось в принятии Декларации о
государственном суверенитете. Юридическое,
соответствующее
Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации с пониманием, не может оставить без внимания тот факт, что в отличие от подобных деклараций других республик в составе Российской Федерации Декларация о государственном суверенитете Татарстана совершенно не упоминает о том, что республика состоит в Российской Федерации.
Исходя из Декларации, Закон Татарской ССР от 18 апреля 1991 года «Об изменениях и дополнениях Конституции (основного закона) Татарской ССР» дал новую редакцию преамбулы, названия главы шестой, статей 64 и 70 Конституции республики, из которых изъяты положения о том, что республика находится в составе Российской Федерации, и о верховенстве законов России над законами Татарстана.
Исключение из Конституции
Татарстана положения о том, что
республика находится в составе
Российской Федерации, не соответствует
государственно-правовому
Отрицание принципа верховенства
федеральных законов над
Согласно статье 70 Конституции республики Татарстана, конституция и законы Татарстана по вопросам республиканского ведения обладают верховенством на всей его территории. Это соответствует Конституции Российской Федерации, так как тем самым признается верховенство федеральных законов по вопросам исключительного ведения Российской Федерации и совместного ведения России и входящих в нее республик.
Положение части второй статьи
64 Конституции Республики Татарстан
о том, что отношения республики
с Россией и другими
Положения части второй статьи
64 Конституции Республики Татарстан
противоречат части второй статьи 4
этой же конституции, закрепляющей основной
принцип федеративного
Учитывая, что в соответствии
с постановлением третьего Съезда народных
депутатов РСФСР «Об основных
началах национально-
2. В ходатайствах ставится
вопрос о конституционности
Статья 1 этого Закона предусматривает
возможность проведения в республике
референдумов по наиболее важным вопросам
государственной и общественной
жизни республики. Республика в составе
Российской Федерации самостоятельно
решает вопросы, относящиеся к ее
ведению в соответствии с разграничением
полномочий федерации и республик,
входящих в ее состав. При этом предметом
референдума могут быть лишь вопросы,
относящиеся к ведению