Развитие федерализма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования, во-первых, является анализ построения связей между субъектами входящих в состав нашего государства и федеральным центром; во-вторых, определив исторический аспект этих взаимоотношений попытаться определить развитие федерации в общем. При этом с целями тесно перекликаются задачи исследования, которые отражаются в анализе федерализма. В их число входят такие задачи, как раскрытие понятия федерализма в России; также акцентирование наиболее острых проблем в построении государственного устройства нашей страны; при этом одной из основных задач является рассмотрение разрешения федеративных вопросов в судебной практике.

Содержание работы

Введение
Глава I. Развитие федерализма в советский период
Глава II. Формирование современного российского федерализма
Глава III. Судебная практика Конституционного Суда Российской Федерации по проблемам федеративных отношений
Заключение

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (6).docx

— 44.64 Кб (Скачать файл)

Поскольку из Конституций  РСФСР и Республики Татарстан  вытекает, что на референдум Республики Татарстан не могут выноситься вопросы, не относящиеся к ведению республики, то в Законе о референдуме нет  необходимости давать их перечень. Поэтому само по себе отсутствие в  содержащемся в части второй статьи 1 Закона «О референдуме Татарской  ССР» перечне вопросов, которые нельзя выносить на референдум, вопроса об изменении государственного статуса  республики по отношению к Российской Федерации не является основанием для  вывода о нарушении разграничения  предметов ведения между Российской Федерацией и республиками в ее составе, установленного Конституцией РСФСР.

Нельзя согласиться с  утверждением о том, что отсутствие в указанном перечне вопроса  об изменении государственного статуса  республики Татарстан по отношению  к Российской Федерации противоречит статье 70 Конституции РСФСР, предусматривающей, что территория Российской Федерации  не может быть изменена без ее согласия. Изменение государственного статуса  республики в составе России может  осуществляться и без изменения  территории и границ федерации.

Статья 33 Закона Татарской  ССР «О референдуме Татарской  ССР» предусматривает, что решение  по вынесенным на референдум вопросам предусматривает, что решение по вынесенным на референдум вопросам считается  принятым, если за них проголосовало  более половины граждан республики, принявших участие в референдуме, а референдум считается несостоявшимся, если в нем приняло участие менее половины граждан республики, имеющих право участвовать в референдуме. Таким образом, решение по вопросу, вынесенному на референдум, в том числе и л принятии, изменении или дополнении Конституции Республики Татарстан может быть принято лишь одной четвертой частью от всех граждан, имеющих право участвовать в референдуме. Между тем, в соответствии со статьей 35 Закона РСФСР «О референдуме РСФСР», при проведении референдума по вопросам принятия, изменения и дополнения Конституции РСФСР решения считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан России, внесенных в списки для участия в референдуме.

Несоответствие статьи 33 Закона «О референдуме РСФСР» само по себе не означает несоответствия Закона Татарстана Конституции РСФСР с  точки зрения закрепленного в  ней разграничения предметов  ведения между Российской Федерацией и республиками в ее составе. Как  Россия, так и Республика Татарстан  в равной мере обладают конституционно закрепленным правом назначать и  проводить свои референдумы.

Наряду с этим статья 29 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что при осуществлении прав и  свобод необходимо обеспечивать должное  признание и уважение прав и свобод других согласно резолюции Генеральной  Ассамблеи ООН 41/117 от 4 декабря 1986 года «Развитие и защита одной категории  прав никогда не могут служить  предлогом или оправданием для  освобождения государств от развития и защиты других прав».

Международные документы  подчеркивают недопустимость использования  ссылок на принцип самоопределения  для подрыва единства государства  и национального единства.

Аналогичные принципы закреплены в документах Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе - Хельсинкском Заключительном акте 1975 года, Итоговом документе Венской встречи 1986 года, Документе Копенгагенского совещания  Конференции по человеческому измерению  СБСЕ 1990 года и других международно-правовых актах.

Не отрицая права народа на самоопределение, осуществляемого  посредством законного волеизъявления, следует исходить из того, что международное  право требует при этом соблюдения принципа территориальной целостности  и прав человека.

Согласно Конституции  РСФСР Республика Татарстан является составной частью Российской Федерации (статья 71); территория республики Татарстан  входит в ее территорию и не может  быть изменена без ее согласия (ст.70); Конституция Республики Татарстан  должна соответствовать Конституции  РСФСР (статья 78); изменение национально-государственного устройства Российской Федерации требует  внесения изменений в ее конституцию, что относится исключительно  к ведению Российской Федерации  в лице ее высших органов государственной  власти.

Конституция РСФСР не предусматривает  права республик в ее составе  на выход из федерации. Не предусмотрено  оно и в Конституции Республики Татарстан. Одностороннее установление республикой Татарстан такого права  означало бы признание правомерности  полного или частичного нарушения  территориального единства суверенного  федеративного государства.

Третий Съезд народных депутатов РСФСР объявил о  том, что он гарантирует территориальную  целостность Российской Федерации  и всех составляющих ее субъектов. Республика Татарстан является частью России и  находясь с ней в государственно-правовых отношениях, не вправе в нарушение  Конституции Российской Федерации  в одностороннем порядке решать вопрос о своем государственно-правовом статусе. Единственно правомерным  и справедливым в сложившейся  ситуации средством решения данной проблемы следует считать основанный на законе переговорный процесс, участниками  которого должны стать все заинтересованные субъекты федерации.

Вынося на референдум вопрос о государственно-правовом статусе  Республики Татарстан, Верховный Совет  республики Татарстан нарушил требование о ясности и однозначности  формулировки вопросов, выносимых на референдум. Затрудняет понимание смысла вынесенных на референдум вопросов и  отсутствие в преамбуле постановления  Верховного Совета Республики Татарстан  определения четкой цели проведения референдума. На референдум вынесены одновременно несколько вопросов, на которые предполагается дать один ответ. Не имея возможности раздельно ответить на них, граждане тем самым лишаются права на обсуждение и принятие законов и решений общегосударственного значения.

Часть формулировки, в которой  указываются, что Республика Татарстан - субъект международного права, и  утверждается тождество между договорами, заключаемыми между Республикой  Татарстан и другими республиками, государствами противоречит как  Конституции РСФСР, так и конституции  Республики Татарстан, поскольку отношения  Республики Татарстан с Российской Федерацией, а также с другими  республиками в ее составе, могут  строится только на базе Конституции  РСФСР и основанных на ней договоров.

Перевод отношений между  Республикой Татарстан и Российской Федерацией на международно-правовую основу квалифицирует Республику Татарстан  как государство, находящееся вне  Российской Федерации.


Информация о работе Развитие федерализма в России