Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 16:00, курсовая работа
Суд - орган государства, охраняющий от всяких посягательств на интересы господствующего класса, путем осуществления правосудия, применения мер государственного принуждения, с лицом, нарушающим установленный правопорядок. Суд возникает вместе с государством, но выделяется в самостоятельный орган по мере развития государственного механизма и образования специального государственного аппарата.
В России суд выходит со времени Киевской Руси, где суд творился князем, его представителями-посадниками и тиунами.
I. Обзор исторического развития судопроизводства в России до 1864 года
II . Причины реформы и ее подготовка.
1. Причины реформы.
2. Подготовка судебной реформы 1864 года. а) Дореформенный суд в Российской империи. б) Участие дворянских комитетов в подготовке судебной реформы
III. Судебные органы после реформы 1864 года.
1. Принцип несменяемости судей.
2. Изменение судебных органов. а) Мировые суды. б) Волостные суды. в) Окружные суды. г) Суд сословных представителей. д) Суд присяжных. е) Судебные палаты. ж) Верховный суд. з) Военные суды
IV. Реорганизация прокуратуры.
1. Возникновение института прокуратуры в Российской империи.
2. Прокуратура после судебной реформы 1864 года.
V. Адвокатура
VI. Судоустройство.
1. «Учреждение судебных установлений».
2. «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями».
3. «Устав уголовного судопроизводства».
4. «Устав гражданского судопроизводства».
VII. Заключение.
Сноски.
Список литературы.
Губернские комитеты предлагали ввести конкретные институты, оздоровляющие юстицию. Парначев предлагал открыть судопроизводство с независимым судом, упростить следствие, обязать полицию отвечать перед судом. Аналогичные мысли высказывал один из членов Харьковского губернского комитета Д.Я.
Хрущев, Тверского – Е.А. Карно-Сысоев, Нижегородского –Г.Н.Нестеров. И.С.
Безобразов считал
целесообразным установить
А.М. Унковский. Он
писал: «Итак все дело в
Владимирское дворянство убеждало в невозможности крестьянской реформы без судебной, «потому что освобожденные крестьяне, лишенные защиты помещиков, при отсутствии правосудия и ответственности должностных лиц подвергнутся еще большей и невыносимой зависимости от произвола чиновников и через то могут совсем потерять уважение к действительной законности». Поэтому «для мирного и благоприятного исхода предстоящей реформы» необходимо:
1. Разделить власти: административную, судебную и полицейскую;
2. Определить «ответственность всех и каждого перед судом»;
3. Ввести гласность гражданского и уголовного судопроизводства;
4. Учредить суд присяжных.
Необходимость спешной судебной реформы диктовалась экономикой страны, находившейся в застое. Без нее нельзя было рассчитывать на помощь иностранного капитала. Таким образом, судебная реформа становилась очевидной для правительственных кругов. Однако они отрицали в то же время институты, известные странам Запада, гарантировавшие неприкосновенность личности, собственности, режим законности.[6]
III. Судебные органы после реформы 1864 года.
Судебная реформа 1864 года – либерально преобразование царским правительством всей судебной системы и порядка гражданского и уголовного процессов в России. Реформа внесла значительные изменения в судоустройство крепостнической России, отличавшееся узкосословной системой, прямой зависимостью суда от администрации, многообразием и многочисленностью судебных инстанций, инквизиционным характером процесса, основанного на теории формальных доказательств.
Судебными уставами 1864 года
создавалась оригинальная и эффективная
система правосудия. Она имела
две ветви, две подсистемы, которые
объединял высший судебный орган
– Сенат: общие суды и мировые
суды. Кроме того, существовали суды
особой подсудности: военные, волостные,
коммерческие и другие, создание которых
предусматривалось иными
Следует также иметь в виду, что проведение судебной реформы продолжалось до конца XIX века. Первые общие суды открылись только в 1866 году, они распространили свою деятельность лишь на десять губерний центральной
России. На остальной
же территории страны
Административно-
Соответственно, и судьи второй инстанции избавлялись от давления на них со стороны губернской бюрократии.
В своих записках от 6 мая 1956 года, И.С.Безобразов, виновницей беззакония в стране с неизбежным последствием – социально-политической стагнацией – называет бюрократию. «Бюрократия, - писал он, - делает все, она обдумывает и пишет законы, рассматривает судебные дела, правит церковью, финансами, государственным хозяйством». Одно из центральных мест отвел И.С.Безобразов юстиции. Он писал: «Правосудие – это первая потребность жизни гражданской почти отсутствует, ибо суд получается большею частью ценою денег или влияния. Нетрудно доказать, ежели бы это не было всем известно, что нет дела сопряженного сколько-нибудь со значительным интересом, которое имело бы правильно законное производство»[7].
1. Принцип несменяемости судей.
Еще более значительной гарантией независимости судов стал принцип несменяемости судей, закрепленный ст. 243 учреждения судебных установлений.
Согласно этой статье,
председатели и члены окружных
судов и судебных палат не
могли быть уволены или
Учреждением судебных установлений
в ст.237 и 239 предусматривалось, что
основой внутренней самостоятельности
судей служат прочность судейских
должностей и равенство судей: у
них не может быть начальников; члены
всех судебных инстанций как судьи
равны между собой, а сами судьи
различаются только по степени власти
– суды первой и высших инстанций.
Прогрессивными были и такие важные
принципы, закрепленные в Судебных
уставах, как коллегиальность суда,
несменяемость судей и
Для того времени и на фоне существовавших тогда судебных систем в других странах российскую реформу нужно считать безусловно прогрессивной. Она не была слепым и бездумным подражанием порядкам, сложившихся в государствах
Европы и Северной
Америки. Ее основные
Российской империи.
Возможно, организаторы реформы
не во всем были
2. Изменение судебных органов.
Важной частью этой реформы было кардинальное упрощение судоустройства.
Вместо множества судов,
существовавших для "
а) Мировые суды.
Местными судебными
В соответствии с Учреждением
судебных установлений, на современном
языке – законом о
К ведению этих судов относились незначительные споры имущественного характера и дела о малозначительных преступлениях либо о проступках.
Например, не приставление
подпор к ветхим заборам,
Проверку законности и обоснованности приговоров и решений мировых судей должны были осуществлять съезды мировых судей. В состав этих съездов намечалось включать всех мировых судей, участковых, добавочных и почетных, работавших на территории конкретного уезда. Им предписывалось, что время от времени они должны собраться и рассматривать жалобы на решения мировых судей. Законность решений съездов мировых судей при определенных в законе условиях могла быть проведена окружным судом.
б) Волостные суды.
Довольно распространенными судебными учреждениями были сельские суды, которые назывались также крестьянскими или волостными судами. Их образование предусматривалось принятым 19 февраля 1861 года Общим положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. К этим судам относились, прежде всего, волостные суды, состоявшие из председателя и не менее чем двух членов, которые избирались из числа грамотных домохозяев, достигших 30 лет и соответствовавшие многочисленным требованиям, в частности, не были судимы, не подвергались порке по решению волостного суда, имели российское подданство и др. Избирались они по многоступенчатой системе: сначала сельские сходы избирались по одному выборщику из ста жителей, а затем эти на своем собрании избирали из числа самих выборщиков председателя и нужное количество членов волостного суда. Срок их полномочий
– три года. Волостные
суды рассматривали мелкие
Их приговоры и решения проверялись верхними сельскими судами, состоявшими из председателей всех волостных судов. Эти суды контролировались мировыми судьями – где они были, земскими начальниками, уездными съездами и губернскими присутствиями. Например, приговор, предусматривавший применение розги, мог быть приведен в исполнение лишь с разрешения от земского начальника, который давал согласие на исполнение после проверки законности приговора и состояния здоровья осужденного.
в) Окружные суды.
Основными звеньями общих судебных установлений были окружные суды, судебные палаты и Правительствующий сенат. Окружные суды образовывались обычно на территории нескольких уездов с учетом численности населения и объема работы. Председатели и члены этих судов назначались императором по представлению министра юстиции, который, представляя к назначению кандидатов, должен был считаться с мнением общего собрания судей того суда, где предстояло работать назначаемому. К претендентам на судейские должности по закону предъявлялись жесткие и многочисленные требования как образование, стаж работы, наличие определенного имущества, безупречность репутации и т.д.. Срок полномочий для судей этого уровня не устанавливался.
В составе окружных судов
образовывались, в зависимости от
количества судей, присутствия, в некоторых
крупных судах таких
В зависимости от особенностей
конкретного дела, опасности и
сложности преступления закон предусматривал
возможность образования
- профессиональными судьями
с участием присяжных