Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 16:00, курсовая работа
Суд - орган государства, охраняющий от всяких посягательств на интересы господствующего класса, путем осуществления правосудия, применения мер государственного принуждения, с лицом, нарушающим установленный правопорядок. Суд возникает вместе с государством, но выделяется в самостоятельный орган по мере развития государственного механизма и образования специального государственного аппарата.
В России суд выходит со времени Киевской Руси, где суд творился князем, его представителями-посадниками и тиунами.
I. Обзор исторического развития судопроизводства в России до 1864 года
II . Причины реформы и ее подготовка.
1. Причины реформы.
2. Подготовка судебной реформы 1864 года. а) Дореформенный суд в Российской империи. б) Участие дворянских комитетов в подготовке судебной реформы
III. Судебные органы после реформы 1864 года.
1. Принцип несменяемости судей.
2. Изменение судебных органов. а) Мировые суды. б) Волостные суды. в) Окружные суды. г) Суд сословных представителей. д) Суд присяжных. е) Судебные палаты. ж) Верховный суд. з) Военные суды
IV. Реорганизация прокуратуры.
1. Возникновение института прокуратуры в Российской империи.
2. Прокуратура после судебной реформы 1864 года.
V. Адвокатура
VI. Судоустройство.
1. «Учреждение судебных установлений».
2. «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями».
3. «Устав уголовного судопроизводства».
4. «Устав гражданского судопроизводства».
VII. Заключение.
Сноски.
Список литературы.
г) Суд сословных представителей.
Суд с участием сословных
представителей – суд сословных
представителей – был одним из
весьма наглядных проявлений непоследовательности
судебной реформы 1864 года. "Замахнувшись"
на множественность судов
"обслуживания" дворян,
купцов, ремесленников, крестьян
и других сословий, власти не
решились полностью
"преступлениях по должности".
При их разбирательстве к профессиональным судьям присоединялись предусмотренные законом четыре сословных представителя - губернский и уездный предводители дворянства, городской голова и волостной старшина, допускалось некоторое изменение такого состава сословных представителей: в рассмотрении дела мог участвовать не сам губернский предводитель дворянства, а кто-то другой, кому доверялось выполнить эту миссию от имени дворянского собрания. Сословные представители участвовали в вынесении приговоров, пользуясь теме же правами, что и профессиональные судьи: при постановлении приговоров они заседали все вместе и все вместе решали вопрос как о том, виновен ли данный подсудимый в совершении преступления, в котором его обвинили, так и о том, подлежит ли он наказанию, а если подлежит, то какому. Рассмотрение уголовных дел с участием сословных представителей осуществлялось не только в окружных судах, но и в судах других инстанций общих судебных установлений - в судебных палатах и
Правительствующем сенате.
д) Суд присяжных.
Суд с участием присяжных
заседателей - суд присяжных - значительно
более прогрессивное явление
для того времени, чем суд с
участием сословных представителей.
К середине XIX века, когда велась
подготовка российской реформы 1864 года,
суд присяжных пережил период
своего наибольшего расцвета и признания.
Он считался лучшей формой суда, поскольку
обеспечивал привлечение к
В суде присяжных
не связанных
Было известно, что суд
присяжных успешно
Таким образом, суд присяжных – это был институт, меняющий уголовный процесс, исключавший возможность приобщения доказательств, добытых с нарушением закона, гарантировалась нейтральная позиция судьи, равноправные условия состязания сторон. Суд присяжных обозначил серьезные и глубокие перемены в российском праве.
Введение суда присяжных в Российской империи было встречено неоднозначно.
Одни восторженно хвалили
его как одно из проявлений
демократизма государственного
устройства тех лет, а другие
высказывали сомнения и
При рассмотрении конкретных дел этот суд состоял из трех судей- профессионалов и 12 присяжных заседателей. Последними могли стать российские подданные, которые отвечали установленным законом требованиям, возраст, состояние здоровья, знание русского языка, обладание земельным наделом размером не менее ста десятин или недвижимостью определенной стоимости и т.д. Специально образовавшиеся комиссии заблаговременно составляли списки всех, кто в данной местности мог быть вызван в суд в качестве присяжных. Председательствовавший судья и приглашавшийся для этого священник приводили их к присяге – отсюда их наименование. Дав присягу, они начинали участвовать в разбирательстве дела.
Основной функцией присяжных того времени было принятие решения по вопросу о том, виновен или невиновен подсудимый в совершении преступления, в котором его обвиняли. В случае признания подсудимого виновным они могли высказать свое суждение относительно того, заслуживает или не заслуживает он снисхождения при определении меры наказания. Другими словами, судьи- профессионалы и присяжные заседатели принимали свои решения раздельно.
Рассмотрение уголовных
дел с участием присяжных
е) Судебные палаты.
Судебные палаты - вышестоящие по отношению к окружным судам инстанции.
Создавались они, как
правило, на территориях
Председатели и члены
этих судов тоже назначались
царем. Требования к тем, кто
хотел занимать такую
К основным функциям судебных палат относились:
- принятие решений о
предании суду, в том числе
иногда и по делам,
- разбирательство по первой
инстанции дел о
"преступлениях по должности".
Обычно в эти суды попадали
чиновники так называемого
- проверка в апелляционном
порядке обоснованности и
По первой инстанции в
судах этого уровня решения и
приговоры выносились, как правило,
профессиональными судьями. Для
некоторых случаев закон
- рассмотрение дел о
наиболее опасных
- проверку в апелляционном
порядке обоснованности и
- проверку в кассационном
порядке законности решений и
приговоров всех указанных
ж) Верховный суд.
Обособленное место среди общих судебных установлений занимал Верховный суд.
Он образовывался каждый
раз для рассмотрения
Государственного совета.
Приговоры этого суда
з) Военные суды.
Военные суды были обособлены
от гражданских судов, общих и
местных. Их система строилась в
соответствии с предписаниями Временного
судебного устава 1867 года. Основным
звеном этих судов считались полковые
суды, которые рассматривали дела
о преступлениях, не представлявших
большой опасности и
Вышестоящими инстанциями
по отношению к полковым судам
были военно-окружные суды. Их состав утверждался
главными начальниками (командующими)
военных округов. В каждом военном
округе было по одному такому суду. Состояли
они из председателя, двух постоянных
членов и назначавшихся на четыре
месяца временных членов из числа
офицеров, проходивших службу в данном
военном округе. К их ведению были
отнесены все уголовные дела, кроме
тех, что рассматривались полковыми
судами. Они также проверяли
Высшим военным судом был Главный военный суд. Он действовал в составе председателя и постоянных членов, из числа военных юристов, а также временных членов. Все они назначались по представлению военного министра «с
Высочайшего изволения». Временными членами этого суда могли быть по меньшей мере два генерала, проходивших службу в Санкт-Петербурге. На Главный военный суд возлагались в основном те же функции, что и на
Правительствующий сенат
в его взаимоотношениях с
По приведенным данным видно, что судебную реформу 1864 года и ее основные результаты нельзя оценивать односторонне, изображать все только в розовых или черных тонах. Было и то и другое. Что-то удалось реализовать, а что-то полностью или в значительной мере осталось лишь добрым намерением. Как отмечено выше, это случилось с мировой юстицией. Не повезло и суду присяжных. К началу Первой мировой войны он более или менее прочно
«обосновался» лишь в центральных губерниях. Его не могли внедрить на большей части территории Российской империи – в Прибалтике, Варшавском округе, на Северном Кавказе и в Закавказье, Среднеазиатском регионе,
Восточной и Западной
Сибири и других местностях. Судебные
уставы 1864 года обеспечивали целостность
судебной системы Российской
империи. Принципы и институты
судебной реформы действовали
как единый механизм, дополняли
друг друга. Отказавшись от
хаотичной системы сословных
судов, судебные уставы ввели
стройную систему судебных
IV. Реорганизация прокуратуры.
Большое значение для утверждения
новых демократических
Российской империи.
1. Возникновение института
прокуратуры в Российской
Институт прокуратуры в России возник после указа Петра I от 12 января 1722 года «О должности Генерал-прокурора». Петр I замыслил прокуратуру как особый институт контроля за деятельностью чиновников всех мастей, отнюдь не чуждых казнокрадства, и ведомств, пресечения безнаказанного своевольства столичных и местных правителей. Известный российский историк В.О.