Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 16:00, курсовая работа
Суд - орган государства, охраняющий от всяких посягательств на интересы господствующего класса, путем осуществления правосудия, применения мер государственного принуждения, с лицом, нарушающим установленный правопорядок. Суд возникает вместе с государством, но выделяется в самостоятельный орган по мере развития государственного механизма и образования специального государственного аппарата.
В России суд выходит со времени Киевской Руси, где суд творился князем, его представителями-посадниками и тиунами.
I. Обзор исторического развития судопроизводства в России до 1864 года
II . Причины реформы и ее подготовка.
1. Причины реформы.
2. Подготовка судебной реформы 1864 года. а) Дореформенный суд в Российской империи. б) Участие дворянских комитетов в подготовке судебной реформы
III. Судебные органы после реформы 1864 года.
1. Принцип несменяемости судей.
2. Изменение судебных органов. а) Мировые суды. б) Волостные суды. в) Окружные суды. г) Суд сословных представителей. д) Суд присяжных. е) Судебные палаты. ж) Верховный суд. з) Военные суды
IV. Реорганизация прокуратуры.
1. Возникновение института прокуратуры в Российской империи.
2. Прокуратура после судебной реформы 1864 года.
V. Адвокатура
VI. Судоустройство.
1. «Учреждение судебных установлений».
2. «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями».
3. «Устав уголовного судопроизводства».
4. «Устав гражданского судопроизводства».
VII. Заключение.
Сноски.
Список литературы.
Ключевский писал, что
Петр I немало размышлял над будущим
прокурорской власти. Ему хотелось
создать такой надзорный орган,
Сенатом и напрямую
выходил на императора. В его
обязанности входило "сидеть
в Сенате и смотреть накрепко,
дабы Сенат свою должность
хранил и во всех делах... истинно,
ревностно и порядочно без
потеряния времени по
Российские прокуроры, в отличие от своих западноевропейских коллег того времени, главные функции которых сводились к уголовному преследованию и поддержанию обвинения, были изначально блюстителями законов, обладая контрольно-надзорными полномочиями общегосударственного значения.
В последующий период российской государственности прокуратура переживала далеко не лучшие времена. В 1726 году Екатериной I была фактически упразднена должность генерал-прокурора и лишь в декабре 1741 года вновь восстановлена императрицей Елизаветой Петровной.
И все же, несмотря
на все перипетии истории и
некоторые изменения в статусе
прокуратуры, ее надзорная
Екатерины II даже заметно
возросла. В частности, учреждение
в России в 1775 году губерний
и создание соответствующих
2. Прокуратура после судебной реформы 1864 года.
Серьезным изменениям статус прокуратуры подвергся в период судебной реформы
1864 года. После судебной
реформы прокуратура
Принято считать, что
её функции в тот период
были сведены лишь к
"общенадзорной" функции,
сделав прокуроров
Должности прокурора
судебной палаты и его
Число товарищей прокурора
и распределение их
Первое поколение работников прокуратуры немногим уступало своим коллегам- противникам – адвокатам и в соблюдении норм судебной этики, и в стремлении установить в деле истину, а не доказывать вину подсудимого, во что бы то ни стало.
V. Адвокатура
Одним из наиболее впечатляющих итогов судебной реформы 1864 года оказалось создание мощной независимой адвокатуры. Судебная реформа 1864 года создала совершенно новую профессиональную группу, которая окажется очень важной для будущего Российской империи. Позднее её представителями станут Керенский и
Ленин. Речь идет
об присяжных поверенных - адвокатах.
Органами адвокатского
Присяжные поверенные
были объединены в присяжную
адвокатуру – коллегию
Профессия адвоката приобрела
в результате обострения внутриполитического
положения и в связи с
Адвокатура имела огромное значение в качестве охранника законов, а так же третья сторона участников процесса. Они были одной из немногих профессиональных групп с четким интересом соблюдения государственности.
Кроме того, судебные
залы были в России
«Мы, рыцари живого
слова и свободней чем
Между обвинением и защитой
происходили публичные
«беспристрастием», а защита брала изворотливостью и патетикой.
Таким образом, судебная реформа
создала не только новый суд, но и
новую систему
VI. Судоустройство.
Судебные уставы, в России законодательные положения, принятые 20 ноября
1864 года составили основу судебной реформы 1864 года.
Судебные уставы – в дореволюционной России официальное название законов, утвержденных 20 ноября 1864 года: «Учреждение судебных установлений»,
«Устав о наказаниях,
налагаемых мировыми судьями», «Устав
уголовного судопроизводства»,
1. «Учреждение судебных установлений».
Согласно «Учреждению судебных установлений» – закон о судоустройстве, судебная власть принадлежала мировым судьям, съездам мировых судей, окружным судам, судебным палатам и Сенату – верховный кассационный суд.
Мировые судьи решали
дела единолично. Они находились
при мировом округе – уездном
или городском, делившиеся на
несколько участков. В мировом
округе состояли также
Судебная палата учреждалась в округе, объединявшем несколько губерний или областей – по особому расписанию. Она делилась на департаменты, которые состояли из председателя и членов департамента. Для заведования судебной частью в Сенате были сохранены в качестве верховного кассационного суда кассационные департаменты по уголовным и гражданским делам. Прокурорский надзор вверялся обер-прокурорам, прокурорам и их товарищам и осуществлялся под наблюдением министра юстиции как генерал-прокурора.
2. «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями».
«Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями» являлся кодексом, в который были выделены из «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных» менее серьезные преступления, подведомственные мировым судьям.
Устав состоял из 13 глав. Глава 1-я содержала общие положения и перечень наказаний за преступления, предусмотренные уставами. Главы 2-9 были посвящены мелким преступлениям против общественного и политического строя, проступкам против порядка управления и т.д. В главах 10-13 говорилось о проступках против личной безопасности, против семейной чести и т.д.
3. «Устав уголовного
«Устав уголовного судопроизводства» (уголовно-процессуальный кодекс) определял компетенцию судебных органов по рассмотрению уголовных дел, общие положения, порядок производства в мировых установлениях, порядок производства в общих судебных местах, изъятие из общего порядка уголовного судопроизводства.
Согласно уставу, мировой
судья рассматривал уголовные дела
в пределах отведенной ему компетенции,
однако дела некоторых лиц, например
духовенства, подлежали ведомству
других судов; из компетенции мирового
судьи исключались дела таких
ли, привлечение которых к
Основными стадиями в уголовном
процессе, согласно Уставу, были: предварительное
расследование, предание суду, приготовительные
распоряжения к суду, рассмотрение
дела, исполнение приговора. Различались
приговоры окончательные –
4. «Устав гражданского судопроизводства».
«Устав гражданского судопроизводства» – гражданский процессуальный кодекс, различал судопроизводство гражданских дел в мировых и судебно- административных установлениях – в суде земских начальников и уездных съездов, и судопроизводство в общих судебных местах. В Уставе, отразившем основные принципы буржуазного права, наиболее последовательно осуществлены начала состязательности, доказательства в нем должны были обеспечивать стороны. Низшей инстанцией являлся окружной суд, апелляционной – судебная палата. Слушание дела происходило в открытом судебном заседании.
Судебные уставы ввели суд присяжных и институт судебных следователей, была реорганизована прокуратура, учреждена адвокатура и провозглашены такие принципы судопроизводства, как гласность, устность, состязательность.
Некоторые судебные
органы, как мировая юстиция, стали
выборными, была создана более
четкая система судебных
VII. Заключение.
Реформы второй половины XIX века
в Российской империи привлекают
умением правительства
Не меняя основ