Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 16:31, курсовая работа
Право участвовать в отправлении правосудия – это право призвано обеспечить демократический порядок формирования судебных органов. Оно предоставляет каждому гражданину возможность без всякой дискриминации занять должность судьи, быть присяжным заседателем, народным заседателем.
Назначение на должность судьи осуществляется с соблюдением условий, предусмотренных ст. 119 Конституции, — достижение возраста 25 лет, наличие высшего юридического образования, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.
Введение 3
Глава 1. Исторические этапы развития конституционного права России 5
§1. Дореволюционное конституционное (государственное) право 5
§ 2. Тоталитарное конституционное (государственное) право 7
§ 3. Демократическое конституционное право 9
Глава 2. Право на участие в отправлении правосудия 12
§ 1. Участие граждан в отправлении правосудия в качестве присяжных заседателей 14
§ 2. Участие граждан в отправлении правосудия в качестве арбитражных представителей 25
§ 3. Участие граждан в альтернативной процедуре разрешения споров 31
Заключение 38
Литература 39
39
Содержание
Введение
Глава 1. Исторические этапы развития конституционного права России
§1. Дореволюционное конституционное (государственное) право
§ 2. Тоталитарное конституционное (государственное) право
§ 3. Демократическое конституционное право
Глава 2. Право на участие в отправлении правосудия
§ 1. Участие граждан в отправлении правосудия в качестве присяжных заседателей
§ 2. Участие граждан в отправлении правосудия в качестве арбитражных представителей
§ 3. Участие граждан в альтернативной процедуре разрешения споров
Заключение
Литература
Право участвовать в отправлении правосудия – это право призвано обеспечить демократический порядок формирования судебных органов. Оно предоставляет каждому гражданину возможность без всякой дискриминации занять должность судьи, быть присяжным заседателем, народным заседателем.
Назначение на должность судьи осуществляется с соблюдением условий, предусмотренных ст. 119 Конституции, — достижение возраста 25 лет, наличие высшего юридического образования, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.
К судьям могут предъявляться дополнительные требования, если они будут установлены федеральным законом. Присяжные заседатели, входившие в русскую дореволюционную судебную систему, восстанавливаются Конституцией (ч. 4 ст. 123) как важная черта судопроизводства в случаях, предусмотренных федеральным законом. Организация суда присяжных, права и обязанности присяжных при рассмотрении определенных категорий уголовных дел установлены Федеральным законом «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», а также УПК РФ (ст. 324—353). Участие граждан в качестве присяжных заседателей объявлено их гражданским долгом. ГПК РФ (вступил в силу с 1 февраля 2003 г.) отменил институт народных заседателей.
Участие граждан в отправлении правосудия один из основополагающих правовых принципов, закрепленный конституцией РФ [1]. Изучение тенденций развития правовых канонов и основных нюансов данного направления позволит усовершенствовать систему отправления правосудия на каждом ее этапе.Объектом исследования стала система отправления правосудия в разрезе конституционных прав граждан.
Предмет исследования – правовые нормы, регламентирующие права и ответственность сторон в системе отправления правосудия.
Цель исследования – изучение отрасли отправления правосудия.
Задачи исследования – характеристика этапов развития и основных аспектов системы отправления правосудия; правовые нормы и ответственность сторон.
В XX в. в России сменилось два типа конституционного права:
1) дореволюционное конституционное (государственное) право, отражающее переходы страны от абсолютной к конституционной монархии (1905 г. — февраль 1917 г.), а затем к парламентской республике (февраль 1917 г. — октябрь 1917 г.);
2) тоталитарное конституционное (государственное) право, появившееся в результате свершения Октябрьской революции и просуществовавшее в разных модификациях вплоть до периода перестройки (вторая половина 1980-х гг.).
Каждый раз смена типов конституционного права сопровождала бурные события и общественные потрясения. И каждый раз новый тип полностью отрицал предыдущий. Так что о преемственности в развитии российского конституционного права можно говорить весьма условно [9, с.8-22; 11, с.68-74].
Со второй половины XIX в. начинается процесс перестройки государственной системы и перерастания абсолютной монархии в конституционную. 17 октября 1905 г. Николаем II был издан Манифест, провозгласивший «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». Монарх как бы принимал на себя обязательство не нарушать и охранять провозглашенные права и свободы. Это был, конечно, ограниченный, но все же первый в истории России акт о гражданских свободах. Манифест провозгласил создание бессословного законодательного органа (Государственной думы), ограничение власти самодержавного монарха. В сочетании с Основными законами, принятыми 23 апреля 1906 г., и рядом последующих правовых актов этот акт положил начало конституционному развитию страны. Основные законы учредили двухпалатную парламентскую систему (Государственная дума и Государственный совет) при сохранении сильной власти царя: без его утверждения закон не мог вступить в силу. Совет министров был преобразован в постоянно действующий орган, назначаемый царем и ответственный только перед ним. Монарх сохранил полный контроль за формированием политики правительства, и особенно в области внешней политики и военных дел. Для избрания Государственной думы вводилось избирательное право, основанное на привлечении к выборам широких слоев населения, хотя и на неравных условиях. Государственной думе, которая должна была избираться сроком на пять лет, предоставлялось право утверждения всех законов, которые, однако, могли приниматься и царем, но с одобрения обеих палат парламента. Депутаты не несли ответственности перед избирателями. Вторая палата (Государственный совет) имела те же права, что и Дума. Она рассматривала все законопроекты, принятые первой палатой, и только в случае ее одобрения законопроект передавался на утверждение царю. Состав Государственного совета наполовину назначался царем, а другая его половина избиралась от духовенства, Академии наук и университетов, земских собраний, дворянских обществ, торговли и промышленности. Эти конституционные акты привели к легализации политических партий и обострению межпартийной борьбы.
Таким образом, страна медленно, но определенно эволюционировала в сторону конституционной монархии западного типа.
1 сентября 1917 г. Временное правительство провозгласило Россию республикой (к этому времени прекратила свои заседания Государственная дума). Правительство носило коалиционный характер, что было связано со стремлением объединить демократические силы страны. Оно приняло ряд прогрессивных законов (о печати, о рабочих комитетах и др.), отказалось от применения чрезвычайных мер (аресты без суда и проч.). Специальным актом (август 1917 г.) были введены критерии использования в новых условиях старых законов и постановлений.
В начале XX в. конституционный строй с такими институтами прочно утвердился в Великобритании, Франции и других странах Западной Европы, что не могло не оказывать влияния на конституционно-правовое развитие России. Можно смело предположить, что Учредительное собрание установило бы демократическую республику с конституционным строем, свободно избранным парламентом и контролируемой исполнительной властью. Но этим предначертаниям истории и желаниям народа не суждено было сбыться [7, с.27-32.].
Оно начинает складываться с 25 октября 1917 г., когда II Всероссийским съездом Советов был принят Декрет о власти, оформивший государственный переворот. О государственном праве собственно России можно говорить только относительно периода до 1922 г., т. е. до создания СССР. После этого Россия фактически управлялась союзными органами и законами, у нее в отличие от других союзных республик не было даже своего высшего партийного органа — все вершил союзный ЦК ВКП(б), а затем ЦК КПСС.
Вслед за принятием союзных конституций 1936 и 1977 гг. были приняты и слепки для конституций РСФСР 1937 и 1978 гг., объявивших Россию суверенным государством и создавших свою систему органов власти и управления, а также судов.
Развитие нового государственного права началось с утверждения Республики Советов — В. И. Ленин объявил, что парламентская республика была бы «шагом назад». Но через непродолжительное время было разогнано Учредительное собрание и началось свертывание свободной деятельности местных Советов. В сущности, с января 1918 г. не осталось никаких надежд на демократическое государственное устройство, принятая в июле того же года Конституция РСФСР это подтвердила.
Сталинский режим личной власти сложился в ленинских государственно-правовых формах, установленных конституциями 1918 г. (РСФСР) и 1924 г. (СССР). Но И. В. Сталин, провозгласивший курс на всемерное укрепление государственной власти, со временем пришел к выводу, что требуется демократизировать фасад этой власти. В результате появилась Конституция 1936 г., действительно очень демократическая для своего времени. В этой Конституции авторы показали знание принципа разделения властей, основанного на известной независимости парламента, правительства и суда друг от друга. Конституция ушла от откровенной дискриминации в избирательных правах, провозгласив принцип равноправия всех граждан. Впервые в истории Советского государства в конституционном тексте говорилось о политических и личных правах и свободах, социально-экономических правах. Но это была лишь бутафория, практически никаких улучшений в правовом статусе советского гражданина не произошло, этот гражданин как был, так и остался фактически бесправным.
Государственно-правовые институты, несмотря на некоторую демократизацию, по-прежнему лишь оформляли власть коммунистической партии, игнорировали приоритет человека, его права и свободы.
С другой стороны, проводилась политика уступок освободительным настроениям внутри страны и давлению общественного мнения Запада. Правящие круги решились на ратификацию принятых ООН в 1966 г. пактов о правах человека, но не допустили их широкого резонанса в средствах массовой информации. В 1975 г. после долгих, но безуспешных попыток найти удобные для себя формулировки Л. И. Брежнев подписал Хельсинкский документ с его третьей корзиной, в котором провозглашалась незыблемость общепризнанных демократических прав и свобод человека. И хотя этот документ так и не обрел реальной силы в стране, демократическая общественность почувствовала международную поддержку. В 1977 г. была принята Конституция СССР, отразившая двойственный характер брежневской политики. Она полностью сохранила в неприкосновенности антидемократическую машину власти, созданную еще И. В. Сталиным, и в то же время попыталась расширить перечень гражданских прав и свобод.
С конца 1980-х гг. в Советском Союзе начался процесс реформ (перестройка), который затронул и сферу государственного права. Этот процесс был связан с именем М. С. Горбачева. Наиболее важным шагом было разрушение монополии КПСС на руководство обществом и государством — отмена ст. 6 Конституции СССР, а затем и соответствущей статьи Конституции РСФСР. Государственно-правовые реформы начались с создания органов народного представительства (Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР). Эта двухзвенная система на первом этапе имела прогрессивное значение, ибо позволила создать начала свободного парламентаризма. Съезд, однако, по своей структуре был организацией корпоративного типа, в нем по заранее утвержденной квоте были представлены КПСС, профсоюзы, комсомол, другие общественные организации. Но все же он выявил демократический потенциал страны, выдвинул плеяду решительных борцов за демократические перемены (А. Д. Сахаров, Б. Н. Ельцин, А. Н. Яковлев, Г. X. Попов, А. А. Собчак, Ю. А. Афанасьев и др.). Съезд народных депутатов избрал Президентом СССР М. С. Горбачева. Начался процесс расширения прав союзных республик. В апреле 1990 г. был провозглашен суверенитет РСФСР, а 12 июня 1991 г. впервые всенародно избран ее Президент — Б. Н. Ельцин. Августовский путч 1991 г., организованный сторонниками возврата к прошлому, закончился провалом, он дал толчок суверенизации всех союзных республик, сорвав подписание подготовленного проекта договора о конфедеративном союзе этих республик. Произошел распад СССР на 15 независимых государств.
После провозглашения России суверенным государством в соответствии с волей народа была проведена демократизация ряда институтов конституционного права.
В то же время разделение властей было проведено непоследовательно, в целом система власти сохраняла многие черты прежней, советской системы, когда Советы всех уровней формально контролировали все и вся, ни за что не отвечая.
В 1992—1993 гг. между Президентом и Верховным Советом стали назревать серьезные разногласия, которые завершились острым конституционным кризисом. 21 сентября 1993 г. Президент издал Указ, которым приостановил деятельность Верховного Совета и объявил о проведении новых выборов. 3—4 октября произошли трагические события, связанные с применением силы обеими сторонами, после чего на всенародное голосование была вынесена новая Конституция, которая и была принята 12 декабря 1993 г. Одновременно были проведены выборы в новые органы государственной власти (Государственную Думу и Совет Федерации). Этим завершился конституционный кризис, а в стране установилась новая форма правления [10, с. 68-74.].
Право на участие в отправлении правосудия — конституционное право граждан на участие в управлении государственными делами в форме отправления правосудия в качестве присяжных или народных заседателей. Организация суда присяжных заседателей, их права и обязанности определяются Законом РСФСР "О судоустройстве"[2. ст.8.]. В соответствии с этим Законом суды присяжных заседателей рассматривают уголовные дела о наиболее тяжких преступлениях. В Концепции судебной реформы РФ указывается, что суд присяжных заседателей предполагает разделение труда: юрист (профессиональный судья) решает правовые вопросы, обеспечивает законность производства, руководит ходом разбирательства; присяжные констатируют вопросы фактов ("было — не было", "совершил — не совершил", "виноват — не виноват"). Соответственно основной вопрос о виновности представляет соединение трех вопросов:
1) доказано ли, что соответствующее деяние имело место;
2) доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;
3) виновен ли подсудимый в совершении этого деяния.
Действующее уголовное законодательство России относит к компетенции коллегии присяжных заседателей разрешение основных вопросов о виновности по делам об убийствах и др. опасных преступлениях, за которые уголовным законом предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни [5, ст.30.].
Основания, порядок привлечения граждан в качестве народных заседателей определяются Федеральным законом от 2 января 2000 г. "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" [4, ст.1-9.]. В соответствии с Законом общий список народных заседателей районного суда формируется представительным органом местного самоуправления на основе списка избирателей района, на территорию которого распространяется юрисдикция данного районного суда. Общий список утверждается законодательным (представительным) органом субъекта РФ. Срок полномочий народных заседателей, включенных в такой список, составляет 5 лет. Отбор народных заседателей для участия в рассмотрении дел в Верховном суде республики, краевом, областном суде производится председателем соответствующего суда на основе общих списков народных заседателей. Председатель судебной коллегии Верховного Суда РФ осуществляет отбор народных заседателей для участия в рассмотрении дел Верховным Судом РФ.