Реализация Конституционного права в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Право участвовать в отправлении правосудия – это право призвано обеспечить демократический порядок формирования судебных органов. Оно предоставляет каждому гражданину возможность без всякой дискриминации занять должность судьи, быть присяжным заседателем, народным заседателем.
Назначение на должность судьи осуществляется с соблюдением условий, предусмотренных ст. 119 Конституции, — достижение возраста 25 лет, наличие высшего юридического образования, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Исторические этапы развития конституционного права России 5
§1. Дореволюционное конституционное (государственное) право 5
§ 2. Тоталитарное конституционное (государственное) право 7
§ 3. Демократическое конституционное право 9
Глава 2. Право на участие в отправлении правосудия 12
§ 1. Участие граждан в отправлении правосудия в качестве присяжных заседателей 14
§ 2. Участие граждан в отправлении правосудия в качестве арбитражных представителей 25
§ 3. Участие граждан в альтернативной процедуре разрешения споров 31
Заключение 38
Литература 39

Файлы: 1 файл

Реализация_Конституционного_права_в_РФ.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

В России еще в XVI в. московское правительство приняло решение о предоставлении судебных функций общественности, сохранив, конечно, за ней контроль. В ходе судебной реформы 1864 г. в России был утвержден мировой суд, предназначенный для рассмотрения дел сравнительно меньшей важности. Мировые судьи избирались пародом на три годы и утверждались правительством. Второй судебной инстанцией для мировых судей были съезды мировых судей, решавшие дела окончательно. Последнее обстоятельство в литературе подвергалось справедливой критике, поскольку в этом случае существенно возрастала возможность вынесения окончательного незаконного судебного решения мировыми судьями-непрофессионалами. Значение мировых судей, как и присяжных заседателей, в России постепенно искусственно уменьшалось. И это соответствовало общемировым тенденциям снижения роли народных представителей при отправлении правосудия с целью обеспечения получения «необходимого» судебного решения властвующими лицами, группами, партиями и классами. Не сняло проблему действительного народного участия в отправлении правосудия и введение института народных заседателей, отстраненных от вынесения окончательных судебных решений в кассационных и надзорных судебных инстанциях.

Приведенные исторические, теоретические, политические, экономические и иные аргументы относительно народного участия в отправлении правосудия позволяют сделать несколько выводов. Во-первых, реальное участие парода в отправлении правосудия достигается только в случае введения суда присяжных, которые в принципе должны играть решающую роль в рассмотрении всех уголовных и гражданских дел с целью привлечения граждан к действительному участию в жизни государства. Вместе с тем в силу экономических, организационных и юридических причин такое положение в настоящее время реализовать вряд ли возможно.

В самом деле, бесспорные с юридической точки зрения уголовные и гражданские дела, не требующие сбора большого количества доказательств, не только возможно, но и необходимо рассматривать единолично. Среди таких дел можно, например, назвать иски о разводе, взыскании долга, ущерба и т. д. В свою очередь, суд присяжных заседателей мог бы рассматривать уголовные дела о наиболее опасных преступлениях, предусматривающих наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или смертной казни. Другие уголовные, а также гражданские дела могли бы рассматриваться судом присяжных по письменному заявлению участников процесса, оплативших все судебные расходы. Малоимущих граждан суд вправе освободить от уплаты судебных расходов мотивированным определением. Во-вторых, учитывая теоретическую, экономическую и организационную необоснованность, необходимо ликвидировать институт народных заседателей, продемонстрировавший свою несостоятельность как за рубежом, так и в нашей стране. В-третьих, предлагается ввести институт единоличного рассмотрения сравнительно несложных с юридической и фактической точек зрения уголовных и гражданских дел, назвав таких судей, например, «народными судьями», поскольку их целесообразно выбирать непосредственно гражданами участка (микрорайона) посредством прямых, равных, всеобщих и тайных выборов на 4—5 лет. В этой связи мы избежали бы и очевидных недостатков института мировых судей; непрофессионализма, замкнутости системы мировой юстиции, вынесения незаконных и необъективных судебных решений, невозможности их отмены и повторного судебного рассмотрения. Наконец, для рассмотрения юридически сложных уголовных и гражданских дел в областных (окружных) и Верховных судах с согласия участников процесса можно ввести расширенную судебную коллегию, например, из трех судей-профессионалов.

Принятие данного предложения позволит решить целый ряд теоретических, политических, экономических и организационных вопросов. Во-первых, поможет гражданам разделить реальную власть и ответственность с органами государства в соответствии с принципом действительного и непосредственного народовластия, свойственным социальному правовому государству. Во-вторых, сделает возможным достижение подлинного согласия граждан с юридической политикой, проводимой органами государственной власти. В-третьих, создаст юридическую базу для восприятия передового мирового и отечественного опыта. В-четвертых, даст возможность создать относительно недорогую судебную систему. В-пятых, поможет примерно одному миллиону народных заседателей вернуться к выполнению своих трудовых обязанностей. В-шестых, позволит создать организационно простую и попятную гражданам судебную систему, обеспеченную судьями-профессионалами и народными представителями в лице присяжных заседателей. Введение суда присяжных заседателей и народных судей (суммарной юрисдикции) влечет за собой и необходимость замены кассации апелляцией [12, с.75-77.].

§ 2. Участие граждан в отправлении правосудия в качестве арбитражных представителей

Представительство в арбитражном суде – это процессуальная деятельность, осуществляемая от имени и в интересах участвующих в деле лиц: сторон, третьих лиц, государственных органов.

Вопрос о ведении дел юридических лиц и граждан в АПК решается по-разному ввиду специфики этих участников процесса.

Представителем в арбитражном суде может быть любой гражданин, имеющий надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела в арбитражном суде.

Права и законные интересы граждан, не обладающих полной дееспособностью, защищают в арбитражном процессе из законные представители – родители, усыновители, опекуны или попечители. Законные представители могут поручить ведение дела в арбитражном суде другому избранному им представителю.

АПК 1992 года допускал в качестве представителей организации ее руководителя, работников этой организации и адвокатов.

Практика пошла по минимальному пути. В связи с созданием юридических фирм, в среду деятельности которых водило юридическое обслуживание организаций, в том числе представительства в суде, арбитражные суды допускали в арбитражном процессе таких представителей.

Статья 48 АПК не ограничивает круг лиц, которые могут быть представителями участников арбитражного процесса. Ими могут быть любые граждане, в том числе сотрудники организации, адвокаты, работники юридических фирм, любой уполномоченный гражданин, не подпадающие под исключения, предусмотренные статьей 51 АПК. Единственное требование, которое предъявляет Кодекс, это наличие надлежащим образом оформленных полномочий на ведение дела.

Вместе с тем, поскольку представитель обеспечивает защиту прав и интересов доверителя, он должен обладать необходимыми познаниями как в области правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, так и фактических обстоятельств дела.

Представители, как и лица, участвующие в деле, должны в соответствии со ст. 33 АПК добросовестно пользоваться принадлежащим этим лицам процессуальными правами [3, ст.19.].

Законные представители недееспособных граждан могут вести дела лично или через представителей.

Оформление полномочий представителя.

1. Полномочия представителя должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом.

2. Доверенность от имени организации выдается за подписью её руководителя или иного лица уполномоченного на это её учредительными документами, с приложением печати этой организации.

3. Доверенность, выдаваемая гражданином, может быть удостоверена в нотариальном порядке, а также организацией, в которой доверитель работает или учится, жилищно-эксплуатационной организацией по месту его жительства и администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении, командованием соответствующей части, если доверенность выдается военнослужащим. Доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверяются начальником соответствующего места лишения свободы.

4. Полномочия адвоката удостоверяются в порядке, установленном законом.

Согласно статье 185 ГК доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому для представительства перед третьими лицами.

В ст. 186 ГК предусмотрено, что срок действия доверенности не может превышать трёх лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня её совершения. Доверенность, в которой не указана дата её совершения, недействительна.

Обязательными условиями для доверенности, выданной организацией, являются подписание её руководителем или иным уполномоченным на это учредительными документами лицом и наличие на доверенности печати.

Доверенность, выданная с нарушением этих условий, не подтверждает полномочия на ведение дела [6, ст.48-54.].

Существует перечень организаций, которые вправе удостоверить доверенность гражданину, в зависимости от места его нахождения.

В действующем АПК не определено, каким документом удостоверяются полномочия адвоката. Между тем и в законодательстве в настоящее время такая форма отсутствует. По уже сложившейся практике адвокаты действуют на основании ордера, выдаваемого юридической консультацией, в случаях, когда производится разовое обслуживание организаций или гражданина предпринимателя. Если же с юридической консультацией заключен договор на постоянное юридическое обслуживание, то в нем указывается фамилия, имя и отчество адвоката, которому поручается исполнение договора со стороны юридической консультации. На основании этого договора организация (гражданин – предприниматель), заключившая договор с юридической консультацией, выдает указанному адвокату доверенность.

В случаях, когда представителем является работник юридической фирмы, с которой организация заключила договор, этот работник может действовать по доверенности организации или документу фирмы, содержащему поручение на ведение дела.

Полномочия представителя

Полномочия на ведение дела в арбитражном суде дают представителю право на совершение от имени представляемого всех процессуальных действий, кроме подписания искового заявления, передачи дел в третейский суд, полного или частичного отказа от исковых требований и признания иска, изменение предмета или основания иска, заключения мирового соглашения, передачи полномочий другому лицу (передоверие), обжалования судебного акта, получения присужденных имущества или денег. Полномочия представителя на совершение каждого из указанных действий должны быть специально предусмотрены в доверенности, выдаваемой представляемым.

Представители являются участниками арбитражного процесса. Объем процессуальных действий, которые вправе совершать представитель при ведении дела в арбитражном процессе, определяется выданной ему доверенностью.

На основании доверенности на ведение дела представитель вправе осуществлять права стороны или третьего лица, определенные в АПК. В частности представитель вправе знакомиться с материалами дела, делать выписки из него, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательства, заявлять ходатайства, возражать против ходатайств, представлять свои доводы и соображения по всем возникающим в ходе арбитражного процесса вопросам. О праве совершения таких действий не требуется специального указания в доверенности.

В целях защиты прав сторон право на совершение ряда процессуальных действий должно быть прямо предусмотрено в доверенности, выдаваемой представителю. Это касается распоряжения материальными правами сторон.

Права подписания искового заявления, отзыва, жалоб, заявления о принесении протеста, полного или частичного отказа от исковых требований, признания иска, изменение предмета или основания иска, передачи полномочий другому лицу, предъявления приказа ко взысканию, получения присужденного имущества или денег должны быть специально предусмотрены в доверенности полностью либо на совершение отдельных действий.

Лица, которые не могут быть представителями в арбитражном суде

1. Представителями в арбитражном суде не могут быть лица, не  обладающие полной дееспособностью либо состоящие под опекой или  попечительством.

2. Представителями в арбитражном суде не могут быть судьи,  следователи, прокуроры и работники аппарата суда. Данное правило не  распространяется на случаи, когда указанные лица выступают в  процессе в качестве уполномоченных соответствующих судов,  прокуратуры или как законные представители.

Для осуществления представительства в арбитражном суде необходимо обладать процессуальной дееспособностью, т.е. достичь совершеннолетия, которое наступает с 18 лет.

Поэтому лица, не достигшие этого возраста, не могут быть представителями в арбитражном суде. Они не могут быть представителями и в тех случаях, когда в соответствии с уставами, положениями об организациях не допускается избрание в руководящие органы лиц, не достигших 18 лет. Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть представителем, если он признан, совершеннолетним в порядке, установленном ГК.

Не могут быть представителями в арбитражном суде лица, признанные в установленном порядке недееспособными или состоящие под опекой или попечительством. Интересы этих лиц защищают в арбитражном процессе их опекуны.

Адвокат не может быть представителем в арбитражном суде, если имеются препятствия, предусмотренные законодательством.

В частности адвокат не может быть представителем в арбитражном суде в случаях:

если он по данному делу оказывает или ранее оказывал юридическую  помощь лицам, интересы которых противоречат интересам лица,  обратившегося с просьбой о ведении дела;

если он участвовал в деле в качестве судьи, прокурора, эксперта,  специалиста, переводчика, свидетеля;

если в рассмотрении дела участвует должностное лицо, с которым  адвокат состоит в родственных отношениях.

Судьи, следователи, прокуроры и работники арбитражных судов вправе выступать в арбитражном суде представителями соответственно суда, прокуратуры, арбитражного суда, только если последние являются стороной по спору, рассматриваемому арбитражным судом, а так же как законные представители [18, с.48; 16, с.74.].

Естественно, что представителями не могут быть родственники судей, рассматривающих данное дело.

§ 3. Участие граждан в альтернативной процедуре разрешения споров

Исторически сложились три основных подхода к разрешению споров и конфликтов: с позиции силы, с позиции права и с позиции интересов.

Суть подхода с позиции силы состоит в том, что одна (или несколько) сторон подавляется за счет перевеса другой в силе. Это может быть физическая сила, численное или техническое превосходство, деньги или деловой статус и т.д. Такой подход дает быстрое решение проблемы и обеспечивает достижение результата.

При этом подход с позиции силы:

1. нарушает отношения и порождает желание отомстить;

2. требует много ресурсов и может привести к их истощению; в случае изменения баланса сил - к проигрышу;

Информация о работе Реализация Конституционного права в РФ