Реализация норм права: понятие и основные формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 08:44, курсовая работа

Описание работы

Правовые нормы существуют для того, чтобы целенаправленно воздействовать на волю и сознание людей, побуждая их вести себя так, как предписывает законодательство, регулировать общественные отношения. Волевое поведение людей - объект правового регулирования. Через поведение участников общественных отношений достигаются те результаты, которых намерен добиться законодатель, издавая нормы права.
Право создается для того, чтобы быть реализованным в поведении, деятельности, чтобы воплотиться в жизнь во всех ее проявлениях. Без воплощения правовых предписаний в жизнь нормы права мертвы, они теряют свое социальное назначение.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………......3
Глава 1. Реализация норм права: понятие и основные формы………………………………………………………………………………..4
1.1. Понятие реализации норм права……………………………….………...4
1.2. Основные формы реализации норм права………………………………5
Глава 2. Применение норм права как особая форма реализации норм права…………………………………………………………………………………8
2.1. Понятие применения норм права………………………………………..8
2.2. Необходимость применения норм права………………….…………...12
2.3. Формы применения права……………………………………………….13
Глава 3. Стадии применения норма права…………………………………….15
3.1. Установление и исследование фактических обстоятельств дела…….15
3.2. Установление юридической основы дела……………………………...18
3.3. Решение дела………………………………………………….………….23
Заключение………...………………………………………………………………28
Список использованной литературы……………………………………….….30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа..docx

— 58.99 Кб (Скачать файл)

     Следовательно, применить норму права - это не просто осуществить, реализовать ее. Это властная деятельность компетентного органа, которому государство предоставило полномочия на самостоятельную, творческую реализацию права.

     Цель применения  права – удовлетворение не  личных потребностей правоприменителей, а потребностей и интересов всего общества. Поэтому правоприменительная деятельность обладает повышенной социальной значимостью по сравнению с другими формами реализации права.

  1. Применение права осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений, так называемых правоприменительных отношений. Правовое положение участников в подобных правоотношениях различно. Активная и определяющая роль принадлежит субъекту, обладающему в данном конкретном отношении властными полномочиями. Субъект правоприменения – это наделенный государством соответствующей компетенцией активный участник правоприменительных отношений, которому принадлежит ведущая роль в развитии и движении этих отношений в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации при помощи акта применения права.
  2. Правоприменительная деятельность осуществляется в особых, установленных процессуальным законом формах. Это способствует укреплению законности и правопорядка в обществе, обеспечению защиты интересов личности.

     Существует  определенная процедура правоприменительной  деятельности судебных, административных, следственных и иных государственных  органов и должностных лиц. Степень детализации порядка правоприменительной деятельности различных органов и должностных лиц не всегда одинакова.

     У судебных  органов, рассматривающих гражданские  или уголовные дела, или у прокурорских  органов, занимающихся следственной  деятельностью, она всегда весьма высокая. Порядок деятельности этих органов регламентируется нормами соответствующих гражданско - процессуальной и уголовно-процессуальной отраслей права.

     Степень регламентации  правоприменительной деятельности  других государственных органов, например, административных органов, и должностных лиц, всегда намного  меньше, чем у судебных и следственных  органов. Это можно наблюдать в повседневной деятельности многочисленных исполнительных органов государственной власти, администрации предприятий и учреждений в России, занимающихся вопросами приема и увольнения, оформления отпусков, пенсий, пособий по безработице и другими вопросами правоприменительной деятельности.

  1. Применение права как самостоятельная форма реализации – сложная, поскольку ее осуществление проявляется в сочетании с иными формами реализации и во взаимном проникновении друг в друга.
  2. Применение права – это не одноактное действие, а определенный процесс, имеющий начало и окончание и состоящий из ряда последовательных стадий реализации права.
  3. Применение права сопровождается всегда вынесением индивидуального правового акта (акта применения права), исходящего от субъекта правоприменения.
  4. Правоприменительная деятельность государственных органов и должностных лиц всегда осуществляется в соответствии с определенными, общепризнанными во всех отраслях принципами. Среди них важнейшее значение имеют принципы законности, социальной справедливости, целесообразности и обоснованности, применяемых в порядке правоприменения тех или иных решений.

 

2.2 Необходимость применения норм права

 

 

 

     Необходимость применения права в определенных сферах общественных отношений диктуется природой и характером этих отношений. В частности:

  1. Когда правоотношение не может появиться без властного веления государственного органа или должностного лица (призыв граждан на действительную военную службу, назначение пенсии и т.д.).
  2. Когда возникает спор о праве и стороны сами не могут прийти к согласованному решению (раздел судом имущества) или существует препятствие для реализации субъектных прав и юридических обязанностей.
  3. Когда требуется официально установить наличие или отсутствие конкретных фактов и признать их юридически значимыми. Только в судебном порядке, например, можно признать гражданина умершим или безвестно отсутствующим.
  4. Когда общественное отношение в силу особой социальной значимости должно пройти контроль со стороны соответствующих органов государства с целью проверки его правильности и законности (регистрация избирательной комиссии кандидата в депутаты, регистрация автотранспорта в органах ГИБДД и т.д.).
  5. Когда совершено правонарушение и лицо привлекается к юридической ответственности.

     Исходя из  вышеизложенного, применение права  можно определить как осуществляемую  в специально установленных законом  формах государственно-властную, организующую деятельность компетентных органов по реализации норм права в конкретном случае и вынесении индивидуально-правовых актов (актов применения права).

 

2.3 Формы применения права

 

 

 

     Путем применения  права государство в своей  деятельности осуществляет две  функции:

  1. Организацию выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование посредством индивидуальных актов.
  2. Охрану и защиту права от нарушения.

     На этом основании выделяются две формы применения права: оперативно-исполнительную и правоохранительную.

     Оперативно-исполнительная форма применения права - это властная оперативная деятельность государственных органов по реализации предписаний норма права путем создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе норм права. Это позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов. Примерами являются, согласно российскому законодательству, приказ о приеме на работу, выдача свидетельства о регистрации брака, решение о строительстве промышленного объекта или жилого дома. При этом применяется диспозиция норм права, имеющая не запрещающее, а положительное содержание. Это творческая, организующая работа по осуществлению выраженной в норме политике социальных сил, господствующих в обществе. Для современного цивилизованного государства эта форма применения пава является основой, посредством ее объединяется и направляется деятельность министерств и ведомств, предприятий и учреждений, подбираются кадры, конкретизируются плановые задания, обеспечиваются права личности и т.д.

     Правоохранительная деятельность – это деятельность компетентных органов по охране норм права, от каких бы то ни было нарушений. Цель правоохраны – контроль за соответствием деятельности субъектов права юридическим предписаниям, за ее правомерностью, а в случае обнаружения правонарушения – принятия соответствующих мер для восстановления нарушенного правопорядка, применение государственного принуждения к правонарушителям, создание условий, предупреждающих правонарушения. Такая деятельность характерна в первую очередь для так называемых юрисдикционных органов (суд, прокуратура, инспекция), для органов контроля и арбитража. В то же время и органы управления, руководители предприятий и учреждений, ряд общественных организаций также занимаются этой деятельностью (вынесение выговоров руководителем предприятия, наложение начета на работника и т.д.).

     Правоприменительная  деятельность в правоохранительной  форме касается таких отношений, в которых осуществляющие ее  компетентные органы сами не  участвуют и к которым не  имеют собственного интереса. Правоприменительный орган является не участником юридического конфликта, а его арбитром и судьей.

     В правоприменительной  деятельности особенно важен  процессуальный порядок рассмотрения  дел, гарантирующий полное и всестороннее  изучение обстоятельств правонарушения, охрану прав граждан, привлекаемых  к правовой ответственности, устраняющий  возможность ошибок и неправильных  решений. Правоприменение всегда носит подзаконный, а точнее, поднормативный характер, поскольку осуществляется на основе норм права и в пределах установленных законом или подзаконным актом полномочий компетентного органа.

    

 

 

 

3. Стадии применения  норм права

 

 

 

     Применение права  – единый и вместе с тем  сложный процесс. Он состоит из  нескольких логически связанных  друг с другом стадий, в рамках  каждой из которых разрешаются  конкретные организационные и исследовательские задачи по реализации норм права.

     Определенная последовательность  совершения комплексов действий  в ходе правоприменения дает  основание говорить о трех  стадиях правоприменительной деятельности:

  1. Установление и исследование фактических обстоятельств дела;
  2. Установление юридической основы дела;
  3. Решение дела.

     Иногда выделяется  и рассматривается четвертая стадия применения – доведение содержания принятого решения до сведения заинтересованных государственных и общественных органов и должностных лиц.

     Применение права  – процесс, имеющий начало и  окончание, поэтому доведение содержания  принятого решения является логическим  окончанием стадии решения дела.

 

3.1 Установление и исследование фактических обстоятельств дела

 

 

 

     Установление фактических обстоятельств дела - это жизненные факты, явления действительности, образующие фактическую основу применения права. Среди фактических обстоятельств должны быть выделены факты самого случая, события, к которому применяются юридические нормы. В юридической науке и практике они нередко называются Главным фактом (или фактом подлежащим доказыванию). Например, факт убийства, совершенное гражданином. Главный факт относится, как правило, к юридическим фактам, притом к фактам правообразующим или правопрекращающим, т.е. влекущим возникновение или прекращение юридических последствий.

     В ряде случаев  круг обстоятельств, подлежащих  установлению, обозначен в законе. Так, согласно уголовно - процессуальному  законодательству, при производстве дознания, предварительного следствия и разбирательства уголовного дела в суде подлежат доказыванию: а) событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения); б) виновность обвиняемого и мотивы преступления; в) обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого, а также обстоятельства, характеризующие его личность; г) характер и размер ущерба, причиненного преступлением; д) обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.

     Необходимо, кроме  того, установить (собрать) все фактические  данные, на основе которых решается  вопрос о наличии общественно опасного деяния, виновности лица и т.д.

     Применение закона должно основываться на полной достоверной, надлежащим образом юридически закрепленной и оцененной информации, раскрывающей обстоятельства дела и реконструирующей событие, к которому применяется закон. Установление фактических обстоятельств дела осуществляется с помощью доказательств. Доказательства - данные (сведения) о фактических обстоятельствах. Доказательствами являются именно сведения о фактах, информация о них, а не логические аргументы, доводы в споре. Причем понятие доказательства охватывает и сами факты, т.е. доказательственные факты, и источники сведений о доказательственных фактах - документы, акты, свидетельские показания.

     Часто сбор  доказательств и предварительное  установление фактов является  делом одних лиц, а вынесение  решение по делу – других. Однако, правоприменяющий орган в этом  случае обязан убедиться в  достаточности установленных фактов и их обоснованности. Ни прокурор, утверждающий обвинительное заключение, ни судья, который рассматривает уголовное дело, ни директор предприятия или начальник УВД, издающий приказ о поощрении работника, не могут отнестись к своим обязанностям формально, полагаясь на представленные материалы.

     Источники сведений о фактах требуют известных процессуальных форм закрепления, удостоверения. Например, протокол о предметах, обнаруженных при обыске, должен быть подписан понятыми. Законом определена также доступность доказательств. Например, недопустимы такие доказательства, как сведения, полученные в результате незаконного прослушивания телефонного разговора. Из документов, источников сведений о фактах, а так же из документов правоприменительных органов (о принятии дела к производству, о назначении экспертизы и др.) и образует юридическое дело как совокупность документов, собранных вместе и определенным образом оформленных.

     Особенности доказывания связаны с такими категориями, как презумпция и бремя доказывания, определяющее значение при доказывании по уголовным делам, об административных правонарушениях имеет презумпция невиновности, т.е. предложение о невиновности любого лица, причем и тогда, когда против него говорит даже множестве фактов: лицо должно признаваться невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в порядке предусмотренным законом, и установлена приговором суда.

     От презумпции невиновности зависит распределение бремени доказывания, т.е. обязанностей предоставления и обоснования доказательств по уголовным делам и административным правонарушениям это бремя возложено на обвинителя. Обвиняемый же не обязан доказывать свою невиновность. Не будет доказана обвинителем его вина, и обвиняемый признается невиновным, ответственность в отношении него не наступает.

     Иная презумпция и иное распределение бремени доказывания применяются по гражданским делам, делам в области частного права. Здесь бремя доказывания как бы поровну распределено между сторонами. На истце-заявителе лежит бремя доказывания того, что имеется сам факт нарушения невыполненного обязательства, причем имущественный вред: и тогда, коль скоро это доказано, действует презумпция виновности лица, нарушившего обязательство или причинившего вред. Он считался виновным, и данное обстоятельство (виновность) истцу вовсе не нужно доказывать. Но лицо, которое предполагается виновным, освобождается от ответственности, если докажет, что за ним нет вины в неисполнении обязательства или в причинении вреда. То есть бремя доказывания вины лежит здесь уже на лице, которое не исполнило обязательств, причинило вред.

     При установлении фактических обстоятельств дела существенное значение имеет еще одна юридическая категория. Это преюдиция, т.е. юридическое предрешение наличия и истинности определенных фактов. Если суд, другой юрисдикционный орган, уже установил определенные факты, т.е. уже проверил и оценил их в установленном законом порядке, то они признаются преюдиционными такими, которые при новом рассмотрении дела считаются установленными истинными не требующими новой проверки и оценки.

Информация о работе Реализация норм права: понятие и основные формы