Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 20:51, контрольная работа
Наиболее характерные черты государственного строя России XVIII в.наметились еще в предшествующем столетии, когда началось пе-
рерастание сословно-представительной монархии в абсолютную. Основной причиной его были серьезные изменения в социально-экономическом развитии страны, вызванные генезисом капиталистических отношений, резким обострением борьбы крепостных крестьян против феодального гнета.
1. Введение
2. Петр I (1672—1725)
3. Утверждение абсолютизма
4. Реформы Петра I
5. Церковная реформа
6. Реформа местного управления
7. Реформа городского управления
8. Военная реформа
9. Судебная реформа
10. Итоги
11. Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ “ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (НОВОЧЕРКАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИ ИНСТИТУТ)”
ФАКУЛЬТЕТ открытого и дистанционного обучения(ФОДО)
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ :”Государственное и муниципальное управление”
ПО ДИСЦИПЛИНЕ “История государственного управления в России”
на тему: “Реформирование государственного строя в России в первой четверти XVIII в. Реформы центрального управления. Создание сената. Табель о рангах.
Выполнил студен 2 курса
Принял:_______________________
“_______”____________________ г.
Новочеркасск,2011 г. |
1. Введение
2. Петр I (1672—1725)
3. Утверждение абсолютизма
4. Реформы Петра I
5. Церковная реформа
6. Реформа местного управления
7. Реформа городского управления
8. Военная реформа
9. Судебная реформа
10. Итоги
11. Список литературы
Введение.Наиболее характерные черты государственного строя России XVIII в.наметились еще в предшествующем столетии, когда началось пе-
рерастание сословно-представительной монархии в абсолютную. Основной причиной его были серьезные изменения в социально-экономическом развитии страны, вызванные генезисом капиталистических отношений, резким обострением борьбы крепостных крестьян против феодального гнета.
При Петре I Россия преобразилась. Была изменена вся сфера го-
сударственного управления, повлекшая за собой значительное укреп-
ление государственности страны. Развитие экономики во второй
четверти характеризовалось быстрым увеличением производства,
внутренней и внешней торговли. Система государственного управ-
ления, созданная Петром I, сохранилась до 70-х гг. XVIII в.
Петр I (1672—1725)
17-летний Петр сделался единодержавным Государем в 1689 г.
Первые годы своего царствования Петр заботился об устройстве ре-
гулярного войска и в то же время продолжал строить суда на Пере-
яславльском озере.Началом преобразований Петра по возвращении
его из-за границы было: бритье бород, изменение покроя платья по евро-
пейскому образцу, кроме духовенства и крестьян, и празднование дня
Нового года с 1 января. Своими победами Петр присоединил к России
Эстляндию, Лифляндию, с прилегающими островами Финляндии и за-
кончил Шведскую войну Ништадтским миром. В 1714 г. издан указ
о единонаследии. В 1721 г. Петр издал указ о престолонаследии: цар-
ствующий государь назначает себе преемника по своей воле. Петр не
щадил своего здоровья, трудясь на пользу России
В первой четверти XVIII в. переход к абсолютизму в России
был ускорен Северной войной и получил свое завершение. Именно
в петровское правление создаются регулярная армия и бюрократи-
ческий аппарат государственного управления, происходит как фак-
тическое, так и юридическое оформление абсолютизма.
Для абсолютной монархии характерно неограниченное сосредо-
точение власти,как светской, так и духовной в руках одной лич-
ности. Однако это не единственный признак. Такой властью обла-
дали и египетские фараоны, и римские императоры, но абсолютной
монархии в этих государствах не было. Для ее возникновения необ-
ходима ситуация перехода от феодализма к капитализму. Несмотря
на то что этот переход осуществлялся в разных странах в разные
исторические периоды, были общие признаки, характеризовавшие
это явление. Для абсолютной монархии характерны наивысшая
степень централизации, развитый, полностью зависимый от монар-
ха бюрократический аппарат, сильная регулярная армия. Эти при-
знаки были присущи и российскому абсолютизму.
Регулярные армия и флот были созданы Петром I уже в начале
XVIII в. Рядовой состав комплектовался на основе рекрутских набо-
ров из числа крестьян и посадских людей, а офицерский корпус со-
стоял в большинстве своем из дворян. Служба в армии как для сол-
дат, так и офицеров стала пожизненной. Кроме того, офицеры
перестали получать за службу поместные оклады землей и крестья-
нами и были переведены на государственное денежное жалованье.
Помимо своей основной внутренней функции по подавлению
народных волнений и восстаний, армия выполняла и другие: с пет-
ровского времени она широко использовалась в государственном
управлении как принудительная сила
Наряду с армией для подавления своих политических противников абсолютизм использовал и специально созданные для этой цели карательные органы — Преобра-женский приказ, Тайную канцелярию и др.
Особенность российского абсолютизма состояла в том, что он
совпал с развитием крепостничества, тогда как в большинстве стран
Европы абсолютная монархия складывалась в условиях развития
капиталистических отношений и отмены крепостного права.
Во время Петра Великого (1672—1725) были важнейшие преобразования, направленные на создание особого регулярного государства, в котором монархическая власть с помощью развитого законотворчества осуществляла все функции управления, а воля монарха являлась главной движущей силой прогресса.
Старая форма управления: царь с Боярской думой — приказы —
местная администрация в уездах, не отвечала новым задачам ни в обес-
печении военных потребностей материальными ресурсами, ни в сборе
денежных податей с населения. Приказы часто дублировали функ-
ции друг друга, создавая неразбериху в управлении и медлитель-
ность в принятии решений. Уезды были разных размеров — от уез-
дов-карликов до уездов-великанов, что делало невозможным
эффективное использование их администрации для взимания нало-
гов. Боярская дума с ее традициями неспешного обсуждения дел,
представительства родовитой знати, не всегда компетентная в госу-
дарственных делах, также не отвечала требованиям Петра. В 1721 г.
Петр издал указ о престолонаследии: царствующий государь назна-
чает себе преемника по своей воле.
Установление абсолютной монархии в России сопровождалось
широкой экспансией государства, его вторжением во все сферы об-
щественной, корпоративной и частной жизни. Россия в эпоху Петра
добилась выхода к Балтийскому и Азовскому морям, существенно
расширила свою территорию. Персия в результате войны 1722—
1723 гг. уступила России Дербент, Баку и области Гилянь, Мазен-
деран и Астрабад.
Петр I проводил политику дальнейшего закрепощения крестьян,
принявшую наиболее жесткие формы на исходе XVIII в. Наконец,
усиление роли государства проявилось в детальной, обстоятельной
регламентации прав и обязанностей отдельных сословий и соци-
альных групп. Наряду с этим происходила юридическая консолида-
ция правящего класса, из разных феодальных слоев сложилось со-
словие дворянства.
Государство, сформировавшееся в начале XVIII в., называют
полицейским не только потому, что именно в этот период была
создана профессиональная полиция, но и потому, что государство
стремилось вмешиваться во все стороны жизни, регламентируя их.
Административным преобразованиям способствовал и перенос
столицы в Петербург. Царь хотел иметь под рукой необходимые ры-
чаги управления, которые он зачастую создавал заново, руководст-
вуясь сиюминутными потребностями. Как и во всех других своих
начинаниях, Петр при реформе государственной власти не считался
с российскими традициями и широко переносил на русскую почву
известные ему по западноевропейским вояжам структуры и методы
управления. Не имея четкого плана административных реформ,
царь, вероятно, все же представлял желаемый образ государственного
аппарата. Это строго централизованный и бюрократический аппа-
рат, четко и быстро исполняющий указы государя, в пределах своей
компетенции проявляющий разумную инициативу. Это нечто очень
похожее на армию, где каждый офицер, исполняя общий приказ
главнокомандующего, самостоятельно решает свои частные и кон-
кретные задачи. Как мы увидим, петровской государственной ма-
шине было далеко до подобного идеала, который просматривался
только как тенденция, хотя и четко выраженная.
Реформы высших органов власти и управления, прошедшие в первой четверти XVIII в., приня-
то подразделять на три этапа:
• 1699—1710 гг. — частичные преобразования;
• 1710—1719 гг. — ликвидация прежних центральных органов вла-
сти и управления, создание Сената, появление новой столицы;
• 1719—1725 гг. — образование новых органов отраслевого управ-
ления, проведение второй областной реформы, реформы цер-
ковного управления и финансово-налоговой.
К 1704 г. относится упоминание о последнем заседании Бояр-
ской думы. Первостепенное значение приобрела возникшая в 1699 г.
Ближняя канцелярия — учреждение, осуществлявшее администра-
тивно-финансовый контроль в государстве. В 1705 г. в заседаниях это-
го органа принимало участие не более 20 человек. Реальной властью
обладала заседавшая в здании Ближней канцелярии Консилия минист-
ров — совет глав важнейших ведомств при царе, управлявший прика-
зами и канцеляриями, обеспечивавший армию и флот всем необхо-
димым, ведавший финансами и строительством. После образования
Сената Ближняя канцелярия (1719) и Консилия министров (1711)
прекращают свое существование.
Следующим этапом в реформе центральных органов власти стало
создание Сената. Он был образован в 1711 г. как чрезвычайный ор-
ган перед отъездом царя в Прутский поход. 22 февраля 1711 г. Петр
собственноручно написал указ о составе Сената, который начинал-
ся фразой: ≪Определили быть для отлучек Наших Правительствую-
щий Сенат для управления≫. Содержание этой фразы дало повод
историкам до сих пор спорить о том, каким учреждением представ-
лялся Петру Сенат: временным или постоянным. 2 марта 1711 г.
царь издал несколько указов о компетенции Сената и правосудия,
об устройстве государственных доходов, торговли и других отраслей
государственного хозяйства. Сенату предписывалось:
• ≪Суд иметь нелицемерный, и неправедных судей наказывать от-
нятием чести и всего имения, то ж и ябедникам да последует≫.
• ≪Смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особ-
ливо напрасные, отставить≫.
• ≪Денег, как возможно, собирать, понеже деньги суть артерия
войны≫.
Члены Сената назначались царем. В его состав первоначально вхо-
дило всего девять человек, которые решали дела коллективно. В основу
комплектования Сената был положен не принцип знатности, а компе-
тентности, выслуги и близости к царю. М.М. Самарин был военным
казначеем, князь Г.И. Волконский — управителем тульских казенных
заводов, ВА Апухтин (Опухтин) — генерал-квартирмейстером. Они
хорошо разбирались в военном деле, ≪важнейшем предмете сенатор-
ского ведения, ...украсть могли, наверное, меньше Меншикова, если
же сенатор князь М. Долгорукий не умел писать, то и Меншиков
немного опередил его в этом искусстве, с трудом рисуя буквы своей
фамилии.
Сначала это учреждение представляло собой собрание лиц, на-
значенных царем для присутствования в нем, затем с 1718 по 1722 гг.
Сенат стал собранием президентов коллегий. В 1722 г. он был ре-
формирован тремя указами императора. Изменен состав, включаю-
щий как президентов коллегий, так и сенаторов, коллегиям чуждых.
Указом ≪О должности Сената≫ он получил право издавать собст-
венные указы.
Круг вопросов, которые находились в его ведении, был доста-
точно широк: вопросы правосудия, расходы казны и налоги, тор-
говля, контроль за администрацией разных уровней. Сразу же вновь
созданное учреждение получило канцелярию с многочисленными
отделами — ≪столами≫, где работали подьячие. Реформа 1722 г. пре-
вратила Сенат в высший орган центрального управления, вставший
над всем государственным аппаратом.
Своеобразие эпохи петровских реформ состояло в усилении ор-
ганов и средств государственного контроля. Для надзора за дея-
тельностью администрации при Сенате была учреждена должность
обер-фискала, которому подчинялись провинциал-фискалы (1711).
Доносы фискалов ежемесячно докладывала Сенату Расправная па-
лата, которая была восстановлена в 1712 г. В ее обязанность входи-
ло рассмотрение дел местных судов и администрации в качестве