Реформирование государственного строя в России в первой четверти XVIII в. Реформы центрального управления. Создание сената. Табель о ранг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 20:51, контрольная работа

Описание работы

Наиболее характерные черты государственного строя России XVIII в.наметились еще в предшествующем столетии, когда началось пе-

рерастание сословно-представительной монархии в абсолютную. Основной причиной его были серьезные изменения в социально-экономическом развитии страны, вызванные генезисом капиталистических отношений, резким обострением борьбы крепостных крестьян против феодального гнета.

Содержание работы

1. Введение

2. Петр I (1672—1725)

3. Утверждение абсолютизма

4. Реформы Петра I

5. Церковная реформа

6. Реформа местного управления

7. Реформа городского управления

8. Военная реформа

9. Судебная реформа

10. Итоги

11. Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольная по истории.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)


 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

“ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

(НОВОЧЕРКАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИ ИНСТИТУТ)”

 

ФАКУЛЬТЕТ      открытого и дистанционного обучения(ФОДО)

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ   :”Государственное и муниципальное управление”

 

 

 

                                                   КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

“История государственного управления в России”

 

 

на тему: “Реформирование государственного строя в России в первой

четверти XVIII в. Реформы центрального управления. Создание сената.

Табель о рангах.

 

 

 

 

Выполнил студен   2 курса                                                      Алексеев Е.О.

 

 

                  Принял:______________________________          ________________

 

 

                 “_______”____________________ г.

 

 

 

 

Новочеркасск,2011 г.

                                                                Оглавление

 

 

 

1.      Введение

2.      Петр I  (1672—1725)

3.      Утверждение абсолютизма

4.      Реформы Петра I

5.      Церковная реформа

6.      Реформа местного управления

7.      Реформа городского управления

8.      Военная реформа

9.      Судебная реформа

10. Итоги

11. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.Наиболее характерные черты государственного строя России XVIII в.наметились еще в предшествующем столетии, когда началось пе-

рерастание сословно-представительной монархии в абсолютную. Основной причиной его были серьезные изменения в социально-экономическом развитии страны, вызванные генезисом капиталистических отношений, резким обострением борьбы крепостных крестьян против феодального гнета.

   При Петре I Россия преобразилась. Была изменена вся сфера го-

сударственного управления, повлекшая за собой значительное укреп-

ление государственности страны. Развитие экономики во второй

четверти характеризовалось быстрым увеличением производства,

внутренней и внешней торговли. Система государственного управ-

ления, созданная Петром I, сохранилась до 70-х гг. XVIII в.

 

                                                     Петр I (1672—1725)

 

17-летний Петр сделался единодержавным Государем в 1689 г.

Первые годы своего царствования Петр заботился об устройстве ре-

гулярного войска и в то же время продолжал строить суда на Пере-

яславльском озере.Началом преобразований Петра по возвращении

его из-за границы было: бритье бород, изменение покроя платья по евро-

пейскому образцу, кроме духовенства и крестьян, и празднование дня

Нового года с 1 января. Своими победами Петр присоединил к России

Эстляндию, Лифляндию, с прилегающими островами Финляндии и за-

кончил Шведскую войну Ништадтским миром. В 1714 г. издан указ

о единонаследии. В 1721 г. Петр издал указ о престолонаследии: цар-

ствующий государь назначает себе преемника по своей воле. Петр не

щадил своего здоровья, трудясь на пользу России

 

 

 

                                          Утверждение абсолютизма

 

  В первой четверти XVIII в. переход к абсолютизму в России

был ускорен Северной войной и получил свое завершение. Именно

в петровское правление создаются регулярная армия и бюрократи-

ческий аппарат государственного управления, происходит как фак-

тическое, так и юридическое оформление абсолютизма.

Для абсолютной монархии характерно неограниченное сосредо-

точение власти,как светской, так и духовной в руках одной лич-

ности. Однако это не единственный признак. Такой властью обла-

дали и египетские фараоны, и римские императоры, но абсолютной

монархии в этих государствах не было. Для ее возникновения необ-

ходима ситуация перехода от феодализма к капитализму. Несмотря

на то что этот переход осуществлялся в разных странах в разные

исторические периоды, были общие признаки, характеризовавшие

это явление. Для абсолютной монархии характерны наивысшая

степень централизации, развитый, полностью зависимый от монар-

ха бюрократический аппарат, сильная регулярная армия. Эти при-

знаки были присущи и российскому абсолютизму.

Регулярные армия и флот были созданы Петром I уже в начале

XVIII в. Рядовой состав комплектовался на основе рекрутских набо-

ров из числа крестьян и посадских людей, а офицерский корпус со-

стоял в большинстве своем из дворян. Служба в армии как для сол-

дат, так и офицеров стала пожизненной. Кроме того, офицеры

перестали получать за службу поместные оклады землей и крестья-

нами и были переведены на государственное денежное жалованье.

Помимо своей основной внутренней функции по подавлению

народных волнений и восстаний, армия выполняла и другие: с пет-

ровского времени она широко использовалась в государственном

управлении как принудительная сила

Наряду с армией для подавления своих политических противников абсолютизм использовал и специально созданные для этой цели карательные органы — Преобра-женский приказ, Тайную канцелярию и др.

Особенность российского абсолютизма состояла в том, что он

совпал с развитием крепостничества, тогда как в большинстве стран

Европы абсолютная монархия складывалась в условиях развития

капиталистических отношений и отмены крепостного права.

     Во время Петра Великого (1672—1725) были важнейшие преобразования, направленные на создание особого регулярного государства, в котором монархическая власть с помощью развитого законотворчества осуществляла все функции управления, а воля монарха являлась главной движущей силой прогресса.

Старая форма управления: царь с Боярской думой — приказы —

местная администрация в уездах, не отвечала новым задачам ни в обес-

печении военных потребностей материальными ресурсами, ни в сборе

денежных податей с населения. Приказы часто дублировали функ-

ции друг друга, создавая неразбериху в управлении и медлитель-

ность в принятии решений. Уезды были разных размеров — от уез-

дов-карликов до уездов-великанов, что делало невозможным

эффективное использование их администрации для взимания нало-

гов. Боярская дума с ее традициями неспешного обсуждения дел,

представительства родовитой знати, не всегда компетентная в госу-

дарственных делах, также не отвечала требованиям Петра. В 1721 г.

Петр издал указ о престолонаследии: царствующий государь назна-

чает себе преемника по своей воле.

Установление абсолютной монархии в России сопровождалось

широкой экспансией государства, его вторжением во все сферы об-

щественной, корпоративной и частной жизни. Россия в эпоху Петра

добилась выхода к Балтийскому и Азовскому морям, существенно

расширила свою территорию. Персия в результате войны 1722—

1723 гг. уступила России Дербент, Баку и области Гилянь, Мазен-

деран и Астрабад.

   Петр I проводил политику дальнейшего закрепощения крестьян,

принявшую наиболее жесткие формы на исходе XVIII в. Наконец,

усиление роли государства проявилось в детальной, обстоятельной

регламентации прав и обязанностей отдельных сословий и соци-

альных групп. Наряду с этим происходила юридическая консолида-

ция правящего класса, из разных феодальных слоев сложилось со-

словие дворянства.

Государство, сформировавшееся в начале XVIII в., называют

полицейским не только потому, что именно в этот период была

создана профессиональная полиция, но и потому, что государство

стремилось вмешиваться во все стороны жизни, регламентируя их.

Административным преобразованиям способствовал и перенос

столицы в Петербург. Царь хотел иметь под рукой необходимые ры-

чаги управления, которые он зачастую создавал заново, руководст-

вуясь сиюминутными потребностями. Как и во всех других своих

начинаниях, Петр при реформе государственной власти не считался

с российскими традициями и широко переносил на русскую почву

известные ему по западноевропейским вояжам структуры и методы

управления. Не имея четкого плана административных реформ,

царь, вероятно, все же представлял желаемый образ государственного

аппарата. Это строго централизованный и бюрократический аппа-

рат, четко и быстро исполняющий указы государя, в пределах своей

компетенции проявляющий разумную инициативу. Это нечто очень

похожее на армию, где каждый офицер, исполняя общий приказ

главнокомандующего, самостоятельно решает свои частные и кон-

кретные задачи. Как мы увидим, петровской государственной ма-

шине было далеко до подобного идеала, который просматривался

только как тенденция, хотя и четко выраженная.

   

                                           Реформы Петра I

 

  Реформы высших органов власти и управления, прошедшие в первой четверти XVIII в., приня-

то подразделять на три этапа:

• 1699—1710 гг. — частичные преобразования;

• 1710—1719 гг. — ликвидация прежних центральных органов вла-

сти и управления, создание Сената, появление новой столицы;

• 1719—1725 гг. — образование новых органов отраслевого управ-

ления, проведение второй областной реформы, реформы цер-

ковного управления и финансово-налоговой.

К 1704 г. относится упоминание о последнем заседании Бояр-

ской думы. Первостепенное значение приобрела возникшая в 1699 г.

Ближняя канцелярия — учреждение, осуществлявшее администра-

тивно-финансовый контроль в государстве. В 1705 г. в заседаниях это-

го органа принимало участие не более 20 человек. Реальной властью

обладала заседавшая в здании Ближней канцелярии Консилия минист-

ров — совет глав важнейших ведомств при царе, управлявший прика-

зами и канцеляриями, обеспечивавший армию и флот всем необхо-

димым, ведавший финансами и строительством. После образования

Сената Ближняя канцелярия (1719) и Консилия министров (1711)

прекращают свое существование.

Следующим этапом в реформе центральных органов власти стало

создание Сената. Он был образован в 1711 г. как чрезвычайный ор-

ган перед отъездом царя в Прутский поход. 22 февраля 1711 г. Петр

собственноручно написал указ о составе Сената, который начинал-

ся фразой: ≪Определили быть для отлучек Наших Правительствую-

щий Сенат для управления≫. Содержание этой фразы дало повод

историкам до сих пор спорить о том, каким учреждением представ-

лялся Петру Сенат: временным или постоянным. 2 марта 1711 г.

царь издал несколько указов о компетенции Сената и правосудия,

об устройстве государственных доходов, торговли и других отраслей

государственного хозяйства. Сенату предписывалось:

• ≪Суд иметь нелицемерный, и неправедных судей наказывать от-

нятием чести и всего имения, то ж и ябедникам да последует≫.

• ≪Смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особ-

ливо напрасные, отставить≫.

• ≪Денег, как возможно, собирать, понеже деньги суть артерия

войны≫.

Члены Сената назначались царем. В его состав первоначально вхо-

дило всего девять человек, которые решали дела коллективно. В основу

комплектования Сената был положен не принцип знатности, а компе-

тентности, выслуги и близости к царю. М.М. Самарин был военным

казначеем, князь Г.И. Волконский — управителем тульских казенных

заводов, ВА Апухтин (Опухтин) — генерал-квартирмейстером. Они

хорошо разбирались в военном деле, ≪важнейшем предмете сенатор-

ского ведения, ...украсть могли, наверное, меньше Меншикова, если

же сенатор князь М. Долгорукий не умел писать, то и Меншиков

немного опередил его в этом искусстве, с трудом рисуя буквы своей

фамилии.

    Сначала это учреждение представляло собой собрание лиц, на-

значенных царем для присутствования в нем, затем с 1718 по 1722 гг.

Сенат стал собранием президентов коллегий. В 1722 г. он был ре-

формирован тремя указами императора. Изменен состав, включаю-

щий как президентов коллегий, так и сенаторов, коллегиям чуждых.

Указом ≪О должности Сената≫ он получил право издавать собст-

венные указы.

   Круг вопросов, которые находились в его ведении, был доста-

точно широк: вопросы правосудия, расходы казны и налоги, тор-

говля, контроль за администрацией разных уровней. Сразу же вновь

созданное учреждение получило канцелярию с многочисленными

отделами — ≪столами≫, где работали подьячие. Реформа 1722 г. пре-

вратила Сенат в высший орган центрального управления, вставший

над всем государственным аппаратом.

Своеобразие эпохи петровских реформ состояло в усилении ор-

ганов и средств государственного контроля. Для надзора за дея-

тельностью администрации при Сенате была учреждена должность

обер-фискала, которому подчинялись провинциал-фискалы (1711).

Доносы фискалов ежемесячно докладывала Сенату Расправная па-

лата, которая была восстановлена в 1712 г. В ее обязанность входи-

ло рассмотрение дел местных судов и администрации в качестве

Информация о работе Реформирование государственного строя в России в первой четверти XVIII в. Реформы центрального управления. Создание сената. Табель о ранг