Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 20:51, контрольная работа
Наиболее характерные черты государственного строя России XVIII в.наметились еще в предшествующем столетии, когда началось пе-
рерастание сословно-представительной монархии в абсолютную. Основной причиной его были серьезные изменения в социально-экономическом развитии страны, вызванные генезисом капиталистических отношений, резким обострением борьбы крепостных крестьян против феодального гнета.
1. Введение
2. Петр I (1672—1725)
3. Утверждение абсолютизма
4. Реформы Петра I
5. Церковная реформа
6. Реформа местного управления
7. Реформа городского управления
8. Военная реформа
9. Судебная реформа
10. Итоги
11. Список литературы
апелляционной инстанции. Недостаточная надежность фискалитета
привела в свою очередь к возникновению в 1715 г. при Сенате
должности генерального ревизора, или надзирателя, указов. Главное
дело ревизора — ≪чтобы все исполнено было≫. В 1720 г. был сделан
более сильный нажим на Сенат: предписано было наблюдать, чтобы
здесь ≪все было сделано порядочно, и суетных разговоров, крика и про-
чего не было≫. Когда и это не помогло, через год обязанности и ге-
нерального прокурора и обер-секретаря возложили на военных:
один из штаб-офицеров армии дежурил в Сенате помесячно для
наблюдения за порядком,
Наконец в 1722 г. эти функции возложили на специально на-
значенного генерал-прокурора, который, иметь надзор над прокурорами и фискалами и вообще быть
≪оком государевым≫ . Первым генерал-прокурором Сената был П.И. Ягужинский (1683—1738), человек весьма деятельный и властный, умевший придать своей должности высокий престиж.
В том же 1722 г. учреждены были еще должности рекетмейстера
и герольдмейстера. Первый ведал ,принимал и рассматривал жалобы на волокиту или несправедливые решения коллегии, доносил о том Сенату и требовал решения, а в некоторых случаях докладывал дело самому государю. Герольдмейстер заведовал дворянством и его службой, должен был представлять дворян к делам, для замещения должностей и исполнения поручений. Таким образом, царь-реформатор вынужден
был постоянно расширять созданную им специальную систему ор-
ганизованного недоверия и доносительства, дополняя существую-
щие органы контроля новыми.
Анализируя работу Сената, В.О. Ключевский писал:
В недостатке подготовки, в привычке вести дела кое-как, в от-
сутствии служебной дисциплины Сенат показывал пример подчи-
ненному управлению... В Сенате шли ожесточенные раздоры и разыг-
рывались непристойные сцены... Больше того: редкий из сенаторов
миновал суда или подозрения в нечистых делах..., казнокрадство и взя-
точничество достигли размеров, небывалых прежде... Петр терялся в до-
гадках, как изловить казенные деньги.
Раз, слушая в Сенате доклады о хищениях, он вышел из себя и сгоряча
тотчас велел обнародовать именной указ, гласивший, что, если кто ук-
радет у казны лишь столько, чтобы купить веревку, будет на ней по-
вешен. Генерал-прокурор Ягужинский, око государево при Сенате,
возразил Петру: ≪Разве, ваше величество, хотите остаться императором
один, без подданных? Мы все воруем, только один больше и примет-
нее, чем другой≫. Петр рассмеялся и не издал указа'.
Создание Сената не могло завершить реформы управления, так как
отсутствовало промежуточное звено между Сенатом и губерниями,
продолжали действовать многие приказы. В 1717—1722 гг. на смену
44 приказам конца XVII в. пришли коллегии. В отличие от приказов
коллегиальная система (1717—1719 гг.) предусматривала систематиче-
ское разделение администрации на определенное количество ведомств,
что само по себе создавало более высокий уровень централизации.
Сенат назначил президентов и вице-президентов, определил шта-
ты и порядок работы. Кроме руководителей, в состав коллегий вхо-
дили четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, ак-
туариус, регистратор, переводчик и подьячие. Специальным указом
предписывалось с 1720 г. начать производство дел новым порядком.
Петр стремился создать в России аппарат власти по образцу за-
падноевропейского государства. Об этом у него был разговор с извест-
ным немецким математиком и философом Г. Лейбницем, который
государственный механизм уподоблял хорошо отлаженному механизму
часов. Лейбниц, в частности, говорил: ≪Опыт достаточно показал, что
государство можно привести в цветущее состояние только посредством
учреждения хороших коллегий, ибо, как в часах одно колесо приво-
дится в движение другим, так и в великой государственной машине
одна коллегия должна приводить в движение другую, и если все уст-
роено с точною соразмеренностью и гармонией, то стрелка жизни
непременно будет показывать стране счастливые часы≫.
В 1717—718 гг. система приказов была заменена коллегиями,
которые выгодно отличались от приказов:
• в коллегиях устанавливался совместный (коллегиальный) прин-
цип рассмотрения и решения всех дел;
• каждая из коллегий ведала определенными отраслями или сфе-
рами руководства и управления в масштабах всей страны;
• в основе коллегиальной системы лежала высокая степень цен-
трализации.
Вот как выглядел состав и компетенция новых ведомств соглас-
но ≪Реестру коллегий≫ Петра от 12 декабря 1718 г.:
1. Чужестранных дел (что ныне Посольский приказ). Всякие
иностранный и посольский дела и пересылка со всеми окрестными го-
сударствы и приезды послов и посланников и приезды курьеров и дру-
гих иноземцев. 2. Камер (или казенных сборов). Всякое расположе-
ние и ведение доходов денежных всего государства. 3. Юстиция (то
есть расправа гражданских дел). Судныя и розыскныя дела в той же
коллегии и ведении и Поместный приказ. 4. Ревизион. Счет всех го-
сударственных приходов и расходов. 5. Воинской. Армия и гарнизо-
ны и все воинские дела... 6. Адмиралтейской. Флот со всеми мор-
скими воинскими служители,... 7. Коммерц. Смотреть над всеми
торгами и торговыми действиями. 8. Штатс-контор (казенный дом).
Ведение всех государственных расходов. 9. Берг и Мануфактур. Ру-
докопные заводы и все прочия ремесла...1
В 1721 г. была создана Вотчинная коллегия, заменившая Поме-
стный приказ, в ведении которой находилось дворянское землевла-
дение. На правах коллегий были Главный магистрат, который управ-
лял городским сословием, и Святейший правительствующий Синод.
Его появление свидетельствовало о ликвидации автономии церкви.
Коллегии не охватывали всех отраслей управления. По-прежнему
дворцовое, ямское, строительное, медицинское дело и некоторые
другие находились в ведении приказов, палат и контор. Политиче-
ским сыском на протяжении всей Петровской эпохи занимался Пре-
ображенский приказ, созданный еще в 1689 г. С 1697 г. в нем оказа-
лись сосредоточенными розыск и суд по важнейшим политическим
и воинским делам; он превратился в центральный орган, ведавший
политическим сыском. Им руководил князь Ф.Ю. Ромодановский
(ок. 1640-1717).
В 1699 г. с целью улучшить поступление в казну прямых нало-
гов была учреждена Бурмистерская палата, или Ратуша. К 1708 г.
она превратилась в центральное казначейство, заменив Приказ
большой казны. В нее вошли двенадцать старых финансовых при-
казов. В 1722 г. из единой Берг-мануфактур-коллегии выделилась
Мануфактур-коллегия, на которую, кроме функций управления
промышленностью, были возложены задачи экономической поли-
тики и финансирования. За Берг-коллегией остались функции гор-
нодобычи и монетного дела.
В 1722 г. в Глухове была учреждена Малороссийская коллегия
для регулярного управления ≪малороссийским народом≫.
Создание системы коллегий завершило процесс централизации
и бюрократизации государственного аппарата. Четкое распределе-
ние ведомственных функций, разграничение сфер государственного
управления и компетенции, единые нормы деятельности, сосредо-
точение управления финансами в едином учреждении — все это
существенно отличало новый аппарат от приказной системы.
К выработке регламентов были привлечены иностранные правове-
ды, был учтен опыт государственных учреждений Швеции и Дании.
Коллегиальное управление в России было учреждено по швед-
скому образцу. В 1718 г. Петр указал сочинить регламенты для всех
коллегий на основании ≪шведского устава≫, изменив те ≪пункты,
которые в шведском регламенте неудобны, или с ситуацией сего
государства не сходны≫. Коллегия состояла из 11 членов: президен-
та, вице-президента, 4 советников и 4 асессоров. В качестве кон-
сультантов к ним добавлялись по одному советнику или асессору из
иностранцев, один из двух секретарей коллежской канцелярии так-
же назначался из иностранцев. Президентами коллегий были на-
значены русские, вице-президенты в большинстве коллегий были
иностранцы. Коллегиям подчинялась губернская, провинциальная
и уездная администрации.
В отличие от приказов, действовавших на основании обычая и пре-
цедента, коллегии должны были руководствоваться четкими право-
выми нормами и должностными инструкциями. Наиболее общим
законодательным актом в этой области был Генеральный регламент
(1720), представлявший собой устав деятельности государственных
коллегий, канцелярий и контор и определявший состав их членов,
компетенцию, функции, порядок деятельности. Принятые в даль-
нейшем регламенты коллегий конкретизировали общие положения
применительно к сфере их компетенции.
Важную роль в утверждении абсолютизма
играла церковная реформа. Преобразования Петра I вызывали протест
со стороны консервативного боярства и духовенства. Глава право-
славной церкви патриарх Андриан открыто высказывался против
ношения иноземного платья и бритья бороды. Во время казни бун-
товщиков-стрельцов на Красной площади патриарх, моля об их по-
щаде, с крестным ходом пришел к Петру в Преображенское, но царь
его не принял. После смерти партриарха Андриана в 1700 г. Петр I
запретил избирать ему преемника, вокруг которого могли бы сосре-
доточиться противники преобразований. Он назначил ≪местоблюсти-
телем патриаршего престола≫ рязанского митрополита Стефана
Яворского, но не предоставил ему прав, принадлежавших патриарху.
В 1721 г. патриаршество было ликвидировано, для управления
церковью была создана Духовная коллегия — Святейший правитель-
ствующий Синод. В проведении церковной реформы деятельно
участвовал псковский епископ, умный и образованный Феофан
Прокопович. В 1719 г. им был написан ≪Духовный регламент≫,
тщательно отредактированный самим Петром I. В ≪Духовном рег-
ламенте≫ отмена патриаршества объяснялась несовершенством еди-
ноличного управления церкви и политическими неудобствами,
происходившими от возвеличения церковной высшей власти как
≪равносильной царской власти и даже выше ее≫.
В Синод входили назначенный президентом Стефан Яворский,
два вице-президента и восемь членов из представителей высшего
черного и белого духовенства. После смерти Стефана Яворского
Петр не назначил ему преемника, а фактической главой Духовной
коллегии являлся светский обер-прокурор Синода, который должен
был следить за действиями Духовной коллегии.
Учреждением Синода Петр подчинил церковную власть светской.
В начале своего царствования Петр пытался использовать прежнюю систему местного управления, постепенно вводя взамен назначаемых выборные элементы управления. Так, указом 10 марта1702г.предписывалось участие в управлении с главными традиционными администраторами (воеводами)выборных представителей дворянства. В 1705 г. этот порядок стал обязательным и повсеместным, что должно было усилить контроль
за старой администрацией.
В 1708 г. в стране была проведена реформа, которая совершенно
изменила систему местного управления. Ей был посвящен указ ≪Об
учреждении губерний и о росписании к ним городов≫ (18 декабря
1708). Основная цель этой реформы — обеспечение армии всем не-
обходимым: с полками армии, распределенными по губерниям, ус-
танавливалась прямая связь губерний через специально созданный
институт кригскомиссаров. Согласно этому указу вся территория стра-
ны была разделена на восемь губерний. Московская включала в свой
состав 39 городов. Ингерманландская (позднее С.-Петербургская) —
29 городов. Еще два города этой губернии — Ямбург и Копорье бы-
ли отданы во владение князю Меншикову. К Киевской губернии
было приписано 56 городов, к Смоленской — 17 городов, к Архан-
гелогородской (позднее Архангельской) — 20 городов, к Казанской —
71 городской и сельский населенный пункт. К Азовской губернии,
кроме 52 городов, были отнесены 25 городов, приписанных к кора-
бельным делам. К Сибирской губернии было приписано 26 городов,
≪да к Вятке 4 пригородка≫1. В 1711 г. группа городов Азовской гу-
бернии, приписанная к корабельным делам в Воронеже, стала Во-
ронежской губернией. Губерний стало девять. В 1713—1714 гг. чис-
ло губерний возросло до 11.
Так началась реформа областного управления. В окончательном
виде она сформировалась только к 1719 г., накануне второй област-
ной реформы.
По второй реформе одиннадцать губерний были разделены на
45 провинций, во главе которых были поставлены губернаторы, ви-
це-губернаторы или воеводы. Провинции делились на округа —
дистрикты. Администрация провинций подчинялась непосредст-
венно коллегиям. Четыре коллегии (Камер, Штатс-контора, Юсти-
ции и Вотчинная) располагали на местах собственным аппаратом
из камеристов, комендантов и казначеев. В 1713 г. в областное
управление было введено коллегиальное начало: при губернаторах
учреждены коллегии ландратов (от 8 до 12 человек на губернию),
избираемых местным дворянством.
Областная реформа, отвечая наиболее актуальным потребностям
самодержавной власти, была в то же время следствием развития
бюрократической тенденции, характерной уже для предшествующе-
го периода. Именно с помощью усиления бюрократического эле-
мента в правлении Петр намеревался решать все государственные
вопросы. Реформа привела не только к сосредоточению финансо-
вых и административных полномочий в руках нескольких губерна-
торов — представителей центральной власти, но и к созданию на
местах разветвленной иерархической сети бюрократических учреж-
дений с большим штатом чиновников. Прежняя система ≪приказ —
уезд≫ была удвоена: ≪приказ {или канцелярия) — губерния — провин-