Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 20:51, контрольная работа
Наиболее характерные черты государственного строя России XVIII в.наметились еще в предшествующем столетии, когда началось пе-
рерастание сословно-представительной монархии в абсолютную. Основной причиной его были серьезные изменения в социально-экономическом развитии страны, вызванные генезисом капиталистических отношений, резким обострением борьбы крепостных крестьян против феодального гнета.
1. Введение
2. Петр I (1672—1725)
3. Утверждение абсолютизма
4. Реформы Петра I
5. Церковная реформа
6. Реформа местного управления
7. Реформа городского управления
8. Военная реформа
9. Судебная реформа
10. Итоги
11. Список литературы
ция — уезд≫. Губернатору подчинялись четыре его непосредствен-
ных подчиненных: обер-комендант отвечал за военные дела, обер-
комиссар и обер-провиантмейстер — за денежные и хлебные сборы,
ландрихтер — за судебные дела. Во главе провинции обычно стоял
воевода, в уезде финансовое и полицейское управление возлагалось
на земских комиссаров, частично избираемых уездными дворянами,
частично назначаемых сверху.
Губернаторам перешла часть функций приказов (особенно тер-
риториальных), их количество было сокращено.
Указ об учреждении губерний завершил первый этап реформы
местного управления. Губернское управление осуществлялось губер-
наторами и вице-губернаторами, выполнявшими в основном воен-
ные и финансовые функции управления. Однако это деление оказа-
лось слишком крупным и не позволяло осуществлять на практике
управление губерниями, особенно при существовавших тогда комму-
никациях. Поэтому в каждой губернии были крупные города, в кото-
рых управление осуществляла прежняя городская администрация.
Запада, приказал учредить бурмистерскую палату. В городах стали
формироваться органы самоуправления: посадские сходы, магист-
раты. Стало оформляться юридически городское сословие. В 1720 г.
в Санкт-Петербурге был учрежден Главный магистрат, которому
было поручено ≪ведать все городское сословие в России≫.
По регламенту Главного магистрата 1721 г. оно стало делиться
на регулярных граждан и ≪подлых≫ людей. Регулярные граждане, в свою
очередь, делились на две гильдии. Первая гильдия — банкиры, куп-
цы, доктора, аптекари, шкиперы купеческих судов, живописцы,
иконописцы и серебряных дел мастера. Вторая гильдия — ремеслен-
ники, столяры, портные, сапожники, мелкие торговцы. Гильдии управ-
лялись гильдейскими сходами и старшинами. Низший слой городского
населения (≪обретающиеся в наймах, в черных работах и тем подоб-
ные≫) выбирал своих старост и десятских, которые могли доносить
магистрату о своих нуждах и просить об их удовлетворении.
По европейскому образцу создавались цеховые организации, в ко-
торых состояли мастера, подмастерья и ученики, руководимые стар-
шинами. Все остальные горожане в гильдии не вошли и подлежали
поголовной проверке с целью выявления среди них беглых крестьян
и возвращения их на прежние места проживания.
Деление на гильдии оказалось чистейшей формальностью, так
как проводившие его военные ревизоры, прежде всего заботившиеся
об увеличении числа плательщиков подушной подати, произвольно
включали в члены гильдий и лиц, не имеющих к ним отношения.
была одним из важнейших звеньев в цепи государственных преобразований начала XVIII в. После неудачных походов на Азов (1695—1696) прекратило свое существование дворянское конное ополчение. Образцом для преобразований военных частей стали полки личной охраны Петра I — Преображенский,Семеновский и Бутырский. Стрелецкое восстание 1698 г. ускорило ликвидацию старых стрелецких подразделений и их расформирование.
С 1699 г. начинается формирование рекрутской системы набора
в армию. Указ от 19 ноября 1699 г. предусматривал формирование
30 пехотных солдатских полков из ≪даточных≫ и ≪охочих≫ людей. А указ
1705 г. завершил ≪складывание≫ рекрутчины.
Офицерский корпус, как правило, состоял из дворян. Служба в ар-
мии как для солдат, так и для офицеров стала пожизненной. Офи-
церы, как указывалось, перестали получать за службу поместные
оклады землей и крестьянами и были переведены на государственное
денежное жалованье (солдаты также получали жалованье). Все это ста-
вило солдат и офицеров в зависимость от царской власти и превраща-
ло в надежную опору абсолютизма.
К 1705 г. было собрано уже 27 полков, набор осуществлялся по
установленным рекрутским округам. Первый набор был произведен
в 1705 г., до 1710 г. наборы производились ежегодно по норме —
один рекрут с 20 тягловых дворов. Каждый набор составлял около
30 тыс. рекрутов. С 1723 г. на основе переписи была введена систе-
ма подушной раскладки рекрутов (до 1725 г. было проведено
53 рекрутских набора, давших 284 тыс. солдат). Закрепленный поря-
док позволил сформировать многочисленную армию. Если в 1699 г.
было создано 2 гвардейских, 27 пехотных и 2 драгунских полка, то
к 1708 г. петровская армия насчитывала уже 52 только пехотных полка.
К концу правления Петра 130-тысячная армия состояла из трех родов
войск — пехоты, кавалерии и артиллерии. Кроме того, около 70 тыс.
находилось в гарнизонных войсках, 6 тыс. — в ландмилиции (опол-
чении) и свыше 105 тыс. — в казачьих и иных иррегулярных частях.
Система рекрутских наборов оказалась устойчивой и достаточно
эффективной, просуществовав без изменений 170 лет — до 1874 г.
В начале XVIII в. управление армией осуществляли Разрядный
приказ и Приказ военных дел, созданный для руководства полками
≪нового строя≫. Были упразднены Иноземский и Рейтарский при-
казы. Обеспечением армии ведали Приказ генерал-комиссара,
Приказ артиллерии (1700) и Провиантский приказ (1700). Стрельцы
находились в подчинении Приказа земских дел. После создания
Сената часть военного управления переходит к нему и часть Воен-
ной канцелярии, созданной из слившихся военных приказов. Цен-
трализация военного управления завершилась созданием Военной
коллегии (1719) и Адмиралтейства (1718).
В 1719 г. вводится изданный в 1716 г. Устав воинский, регламенти-
ровавший состав и организацию армии, отношения командиров и под-
чиненных, обязанности армейских чинов.
Одновременно с регулярной армией создавался военно-морской
флот. Основные усилия были сосредоточены на создании Балтий-
ского флота. В 1708 г. был спущен первый 28-пушечный фрегат на
Балтике. Через 20 лет российский флот на Балтике был самым мощ-
ным: 32 линейных корабля, 16 фрегатов, 8 шняф, 85 галер и других
мелких судов. Набор осуществлялся также из рекрутов (первый в 1705).
Для обучения морскому делу составлялись инструкции: ≪Артикул
корабельный≫, ≪Инструкция и артикулы военные Российскому
флоту≫ и ≪Регламент адмиралтейский≫ (1722). В 1720 г. был при-
нят Морской устав. Над воинским уставом Петр I работал целый год,
а над морским — пять лет.
Для вновь создаваемой регулярной армии требовались обмунди-
рование и амуниция. Необходимые для этого средства правительст-
во выискивало, увеличивая косвенные налоги. Следует отметить,
что из расходного бюджета страны, последнего бюджета, составлен-
ного при Петре I на 1724 г., на статью ≪военный расход≫ приходи-
лось: на сухопутное войско (из подушной подати) — 4 596 493 руб.,
на флот — 1 200 000 руб. Расход на войско и флот составлял 67%
всего сметного дохода бюджета. Войско стало обходиться стране до-
роже, чем до Петра I, когда на него расходовалось менее 50% смет-
ного дохода, хотя сам доход был значительно выше. В.О. Ключев-
ский, приводя сопоставимые данные бюджетов 1680 и 1724 гг. ≪на
наши деньги≫ называет следующие цифры: бюджет 1680 г. равнялся
20 млн руб., а бюджет 1724 г. — 70 млн руб.
Петровская государственная реформа, а также преобразование
армии привели, с одной стороны, к достаточно четкому разделению
военной и гражданской служб, а с другой — ознаменовались широ-
ким распространением практики участия профессиональных воен-
ных в государственном управлении. Это выражалось, прежде всего,
в регулярном использовании военных, особенно гвардейцев, в ка-
честве эмиссаров царя, наделенных для исполнения своего сроч-
ного задания чрезвычайными полномочиями, что открывало им
дорогу к применению репрессий и насилия в отношении админи-
страции и населения. Такое сложное мероприятие государственной
важности, как перепись населения — ревизия, также было осущест-
влено силами военных.
Подушная перепись привела к введению нового порядка содер-
жания и размещения войск. Полки были расселены на землях тех
крестьян, с ≪подушного числа≫ которых взималась подать на нужды
этого полка. В итоге воинские части 200-тысячной армии размеща-
лись практически в каждом уезде страны (за исключением окраин),
причем постойная повинность, ранее временная, становилась для
большинства крестьян постоянной. Претворение в жизнь этой идеи
стало тяжелым бременем для крестьян.
Изданные законы о поселении полков 1724 г. —
должны были регулировать отношения населения с войсками, од-
нако на практике власть командира полка была выше власти мест-
ной гражданской администрации.
Переход к абсолютизму знаменовался и судебной реформой. Высшей судебной инстанцией был монарх.Его компетенция в сфере судопроизводства была неограниченной.
Следующей инстанцией был Сенат, подчиняющий себе Юстиц-
коллегию (в числе всех других) и всю систему судебных учрежде-
ний. Сенат являлся высшей апелляционной инстанцией, и его ре-
шения были окончательными. Судебными функциями (по делам
своих чиновников) наделялись приказы и коллегии. Коммерц-
коллегия рассматривала торговые и вексельные споры, Вотчинная
коллегия — земельные споры, Мануфактур-коллегия — дела членов
цехов (мастеров, рабочих и учеников), Камер-коллегия — финансо-
вые правонарушения. Юстиц-коллегия была апелляционной инстан-
цией для нижестоящих судов, проводила для них работу по обобще-
нию судебной практики и подбору кадров.
Судебные органы были многообразными. В 1713 г. в губерниях
учреждались ландрихтеры. Указом 8 января 1719 г. было предписано
учредить 11 надворных судов, из них только пять совпадали с губер-
ниями, в трех губерниях (Петербургской, Рижской и Сибирской)
было по два надворных суда, но в Архангельской и Астраханской не
было ни одного. Надворные суды состояли из президента, вице-
президента и членов суда (до шести человек). Надворный суд рас-
сматривал дела по доносам фискалов, уголовные и гражданские дела,
выступал в качестве апелляционной инстанции к нижним судам.
Низшей инстанцией служили нижние суды двух составов: колле-
гиальные, называвшиеся провинциальными, назначенные в наиболее
важных городах, и единоличные, городовые или земские суды по не-
значительным городам с их уездами.
С 1720 г. при надворных судах учреждались прокуроры, следив-
шие за правильностью судопроизводства.
Надворному суду подчинялись нижние суды двух видов: колле-
гиальные и единоличные. Их юрисдикция распространялась на
дворянское сословие. Крестьян по малозначительным делам судили
помещики. Горожане судились в магистратах, духовенство — в кон-
систории при епархиальных архиереях, в Управлении духовных дел
и в Синоде. Политические дела рассматривались в Преображенском
приказе или в Тайной канцелярии.
В 1722 г. была проведена радикальная судебная реформа. Были
упразднены нижние суды. В провинциях судебная власть была воз-
вращена провинциальным воеводам единолично или с асессорами.
В отдаленных от провинциального центра городах воевода назначал
судебного комиссара, получавшего право рассматривать незначитель-
ные уголовные и гражданские дела.
В качестве апелляционной инстанции для провинциальных судов
сохранялись надворные суды, исключительным правом которых яв-
лялось рассмотрение дел, по которым назначалась смертная казнь.
Параллельно с гражданской судебной системой образовывались
военные суды. Высшей инстанцией в этой системе был генеральный
кригсрехт, рассматривающий наиболее важные дела, связанные с госу-
дарственными или воинскими преступлениями. Нижней инстанцией
был полковой кригсрехт, рассматривающий все остальные дела. Воен-
ные суды также были коллегиальными, при каждом из них состоял
аудитор, наблюдавший за законностью правосудия. Приговоры гене-
рального кригсрехта выносились на утверждение в военную коллегию.
Новыми чертами организационной судебной системы в первой
четверти XVIII в. стали:
• коллегиальное устройство судов;
• попытки (правда, неудачные) отделить судебную организацию
и функцию от административной;
• учреждение контроля за деятельностью судов со стороны спе-
циально учрежденных органов (прокуроров, фискалов, аудито-
ров), совмещение гражданской и военной юстиции.
Итоги петровских преобразований управления В 1718 г. была
образована Тайная канцелярия, ликвидированная в 1726 г. В 1729 г.
ликвидируется Преображенский приказ и розыскные функции пе-
редаются Верховному тайному совету, ас 1731 г. — Канцелярии тай-
ных розыскных дел.
Петровское законодательство отличается от предыдущего значи-
тельно меньшей казуистичностью, более высоким уровнем обобще-
ний, более четкой схемой и последовательностью. От формулировки
закона Петр требовал четкости и ясности: ≪Надлежит законы писать
ясно, чтобы их не перетолковывать≫. Вместе с тем и в содержании
законов, и даже в их названиях, нашла отражение его любовь ко
всему западному. Петровский идеал рационального и справедливого
государства, регулируемого хорошими законами, оказался утопией.
В итоге административных преобразований в России было за-
вершено оформление абсолютной монархии. Царь получил возмож-