Реформирование государственного строя в России в первой четверти XVIII в. Реформы центрального управления. Создание сената. Табель о ранг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 20:51, контрольная работа

Описание работы

Наиболее характерные черты государственного строя России XVIII в.наметились еще в предшествующем столетии, когда началось пе-

рерастание сословно-представительной монархии в абсолютную. Основной причиной его были серьезные изменения в социально-экономическом развитии страны, вызванные генезисом капиталистических отношений, резким обострением борьбы крепостных крестьян против феодального гнета.

Содержание работы

1. Введение

2. Петр I (1672—1725)

3. Утверждение абсолютизма

4. Реформы Петра I

5. Церковная реформа

6. Реформа местного управления

7. Реформа городского управления

8. Военная реформа

9. Судебная реформа

10. Итоги

11. Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольная по истории.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

ция — уезд≫. Губернатору подчинялись четыре его непосредствен-

ных подчиненных: обер-комендант отвечал за военные дела, обер-

комиссар и обер-провиантмейстер — за денежные и хлебные сборы,

ландрихтер — за судебные дела. Во главе провинции обычно стоял

воевода, в уезде финансовое и полицейское управление возлагалось

на земских комиссаров, частично избираемых уездными дворянами,

частично назначаемых сверху.

Губернаторам перешла часть функций приказов (особенно тер-

риториальных), их количество было сокращено.

  Указ об учреждении губерний завершил первый этап реформы

местного управления. Губернское управление осуществлялось губер-

наторами и вице-губернаторами, выполнявшими в основном воен-

ные и финансовые функции управления. Однако это деление оказа-

лось слишком крупным и не позволяло осуществлять на практике

управление губерниями, особенно при существовавших тогда комму-

никациях. Поэтому в каждой губернии были крупные города, в кото-

рых управление осуществляла прежняя городская администрация.

    

                                        Реформа городского управления                                    Вокруг вновь образованных промышленных предприятий, мануфактур, приисков, шахт и верфей появлялись новые поселения городского типа, в которых стали формироваться органы самоуправления. Уже в 1699 г. Петр I, желая предоставить городскому сословию полное самоуправление по типу

Запада, приказал учредить бурмистерскую палату. В городах стали

формироваться органы самоуправления: посадские сходы, магист-

раты. Стало оформляться юридически городское сословие. В 1720 г.

в Санкт-Петербурге был учрежден Главный магистрат, которому

было поручено ≪ведать все городское сословие в России≫.

По регламенту Главного магистрата 1721 г. оно стало делиться

на регулярных граждан и ≪подлых≫ людей. Регулярные граждане, в свою

очередь, делились на две гильдии. Первая гильдия — банкиры, куп-

цы, доктора, аптекари, шкиперы купеческих судов, живописцы,

иконописцы и серебряных дел мастера. Вторая гильдия — ремеслен-

ники, столяры, портные, сапожники, мелкие торговцы. Гильдии управ-

лялись гильдейскими сходами и старшинами. Низший слой городского

населения (≪обретающиеся в наймах, в черных работах и тем подоб-

ные≫) выбирал своих старост и десятских, которые могли доносить

магистрату о своих нуждах и просить об их удовлетворении.

По европейскому образцу создавались цеховые организации, в ко-

торых состояли мастера, подмастерья и ученики, руководимые стар-

шинами. Все остальные горожане в гильдии не вошли и подлежали

поголовной проверке с целью выявления среди них беглых крестьян

и возвращения их на прежние места проживания.

Деление на гильдии оказалось чистейшей формальностью, так

как проводившие его военные ревизоры, прежде всего заботившиеся

об увеличении числа плательщиков подушной подати, произвольно

включали в члены гильдий и лиц, не имеющих к ним отношения.

 

                                             Военная реформа

 

была одним из важнейших звеньев в цепи государственных преобразований начала XVIII в. После неудачных походов на Азов (1695—1696) прекратило свое существование дворянское конное ополчение. Образцом для преобразований военных частей стали полки личной охраны Петра I — Преображенский,Семеновский и Бутырский. Стрелецкое восстание 1698 г. ускорило ликвидацию старых стрелецких подразделений и их расформирование.

       С 1699 г. начинается формирование рекрутской системы набора

в армию. Указ от 19 ноября 1699 г. предусматривал формирование

30 пехотных солдатских полков из ≪даточных≫ и ≪охочих≫ людей. А указ

1705 г. завершил ≪складывание≫ рекрутчины.

Офицерский корпус, как правило, состоял из дворян. Служба в ар-

мии как для солдат, так и для офицеров стала пожизненной. Офи-

церы, как указывалось, перестали получать за службу поместные

оклады землей и крестьянами и были переведены на государственное

денежное жалованье (солдаты также получали жалованье). Все это ста-

вило солдат и офицеров в зависимость от царской власти и превраща-

ло в надежную опору абсолютизма.

К 1705 г. было собрано уже 27 полков, набор осуществлялся по

установленным рекрутским округам. Первый набор был произведен

в 1705 г., до 1710 г. наборы производились ежегодно по норме —

один рекрут с 20 тягловых дворов. Каждый набор составлял около

30 тыс. рекрутов. С 1723 г. на основе переписи была введена систе-

ма подушной раскладки рекрутов (до 1725 г. было проведено

53 рекрутских набора, давших 284 тыс. солдат). Закрепленный поря-

док позволил сформировать многочисленную армию. Если в 1699 г.

было создано 2 гвардейских, 27 пехотных и 2 драгунских полка, то

к 1708 г. петровская армия насчитывала уже 52 только пехотных полка.

К концу правления Петра 130-тысячная армия состояла из трех родов

войск — пехоты, кавалерии и артиллерии. Кроме того, около 70 тыс.

находилось в гарнизонных войсках, 6 тыс. — в ландмилиции (опол-

чении) и свыше 105 тыс. — в казачьих и иных иррегулярных частях.

Система рекрутских наборов оказалась устойчивой и достаточно

эффективной, просуществовав без изменений 170 лет — до 1874 г.

В начале XVIII в. управление армией осуществляли Разрядный

приказ и Приказ военных дел, созданный для руководства полками

≪нового строя≫. Были упразднены Иноземский и Рейтарский при-

казы. Обеспечением армии ведали Приказ генерал-комиссара,

Приказ артиллерии (1700) и Провиантский приказ (1700). Стрельцы

находились в подчинении Приказа земских дел. После создания

Сената часть военного управления переходит к нему и часть Воен-

ной канцелярии, созданной из слившихся военных приказов. Цен-

трализация военного управления завершилась созданием Военной

коллегии (1719) и Адмиралтейства (1718).

В 1719 г. вводится изданный в 1716 г. Устав воинский, регламенти-

ровавший состав и организацию армии, отношения командиров и под-

чиненных, обязанности армейских чинов.

Одновременно с регулярной армией создавался военно-морской

флот. Основные усилия были сосредоточены на создании Балтий-

ского флота. В 1708 г. был спущен первый 28-пушечный фрегат на

Балтике. Через 20 лет российский флот на Балтике был самым мощ-

ным: 32 линейных корабля, 16 фрегатов, 8 шняф, 85 галер и других

мелких судов. Набор осуществлялся также из рекрутов (первый в 1705).

   Для обучения морскому делу составлялись инструкции: ≪Артикул

корабельный≫, ≪Инструкция и артикулы военные Российскому

флоту≫ и ≪Регламент адмиралтейский≫ (1722). В 1720 г. был при-

нят Морской устав. Над воинским уставом Петр I работал целый год,

а над морским — пять лет.

Для вновь создаваемой регулярной армии требовались обмунди-

рование и амуниция. Необходимые для этого средства правительст-

во выискивало, увеличивая косвенные налоги. Следует отметить,

что из расходного бюджета страны, последнего бюджета, составлен-

ного при Петре I на 1724 г., на статью ≪военный расход≫ приходи-

лось: на сухопутное войско (из подушной подати) — 4 596 493 руб.,

на флот — 1 200 000 руб. Расход на войско и флот составлял 67%

всего сметного дохода бюджета. Войско стало обходиться стране до-

роже, чем до Петра I, когда на него расходовалось менее 50% смет-

ного дохода, хотя сам доход был значительно выше. В.О. Ключев-

ский, приводя сопоставимые данные бюджетов 1680 и 1724 гг. ≪на

наши деньги≫ называет следующие цифры: бюджет 1680 г. равнялся

20 млн руб., а бюджет 1724 г. — 70 млн руб.

Петровская государственная реформа, а также преобразование

армии привели, с одной стороны, к достаточно четкому разделению

военной и гражданской служб, а с другой — ознаменовались широ-

ким распространением практики участия профессиональных воен-

ных в государственном управлении. Это выражалось, прежде всего,

в регулярном использовании военных, особенно гвардейцев, в ка-

честве эмиссаров царя, наделенных для исполнения своего сроч-

ного задания чрезвычайными полномочиями, что открывало им

дорогу к применению репрессий и насилия в отношении админи-

страции и населения. Такое сложное мероприятие государственной

важности, как перепись населения — ревизия, также было осущест-

влено силами военных.

Подушная перепись привела к введению нового порядка содер-

жания и размещения войск. Полки были расселены на землях тех

крестьян, с ≪подушного числа≫ которых взималась подать на нужды

этого полка. В итоге воинские части 200-тысячной армии размеща-

лись практически в каждом уезде страны (за исключением окраин),

причем постойная повинность, ранее временная, становилась для

большинства крестьян постоянной. Претворение в жизнь этой идеи

стало тяжелым бременем для крестьян.

Изданные законы о поселении полков 1724 г. —

должны были регулировать отношения населения с войсками, од-

нако на практике власть командира полка была выше власти мест-

ной гражданской администрации.

 

                                

 

 

                                       Судебная реформа

 

Переход к абсолютизму знаменовался и судебной реформой. Высшей судебной инстанцией был монарх.Его компетенция в сфере судопроизводства была неограниченной.

         Следующей инстанцией был Сенат, подчиняющий себе Юстиц-

коллегию (в числе всех других) и всю систему судебных учрежде-

ний. Сенат являлся высшей апелляционной инстанцией, и его ре-

шения были окончательными. Судебными функциями (по делам

своих чиновников) наделялись приказы и коллегии. Коммерц-

коллегия рассматривала торговые и вексельные споры, Вотчинная

коллегия — земельные споры, Мануфактур-коллегия — дела членов

цехов (мастеров, рабочих и учеников), Камер-коллегия — финансо-

вые правонарушения. Юстиц-коллегия была апелляционной инстан-

цией для нижестоящих судов, проводила для них работу по обобще-

нию судебной практики и подбору кадров.

Судебные органы были многообразными. В 1713 г. в губерниях

учреждались ландрихтеры. Указом 8 января 1719 г. было предписано

учредить 11 надворных судов, из них только пять совпадали с губер-

ниями, в трех губерниях (Петербургской, Рижской и Сибирской)

было по два надворных суда, но в Архангельской и Астраханской не

было ни одного. Надворные суды состояли из президента, вице-

президента и членов суда (до шести человек). Надворный суд рас-

сматривал дела по доносам фискалов, уголовные и гражданские дела,

выступал в качестве апелляционной инстанции к нижним судам.

Низшей инстанцией служили нижние суды двух составов: колле-

гиальные, называвшиеся провинциальными, назначенные в наиболее

важных городах, и единоличные, городовые или земские суды по не-

значительным городам с их уездами.

С 1720 г. при надворных судах учреждались прокуроры, следив-

шие за правильностью судопроизводства.

Надворному суду подчинялись нижние суды двух видов: колле-

гиальные и единоличные. Их юрисдикция распространялась на

дворянское сословие. Крестьян по малозначительным делам судили

помещики. Горожане судились в магистратах, духовенство — в кон-

систории при епархиальных архиереях, в Управлении духовных дел

и в Синоде. Политические дела рассматривались в Преображенском

приказе или в Тайной канцелярии.

В 1722 г. была проведена радикальная судебная реформа. Были

упразднены нижние суды. В провинциях судебная власть была воз-

вращена провинциальным воеводам единолично или с асессорами.

В отдаленных от провинциального центра городах воевода назначал

судебного комиссара, получавшего право рассматривать незначитель-

ные уголовные и гражданские дела.

В качестве апелляционной инстанции для провинциальных судов

сохранялись надворные суды, исключительным правом которых яв-

лялось рассмотрение дел, по которым назначалась смертная казнь.

Параллельно с гражданской судебной системой образовывались

военные суды. Высшей инстанцией в этой системе был генеральный

кригсрехт, рассматривающий наиболее важные дела, связанные с госу-

дарственными или воинскими преступлениями. Нижней инстанцией

был полковой кригсрехт, рассматривающий все остальные дела. Воен-

ные суды также были коллегиальными, при каждом из них состоял

аудитор, наблюдавший за законностью правосудия. Приговоры гене-

рального кригсрехта выносились на утверждение в военную коллегию.

Новыми чертами организационной судебной системы в первой

четверти XVIII в. стали:

• коллегиальное устройство судов;

• попытки (правда, неудачные) отделить судебную организацию

и функцию от административной;

• учреждение контроля за деятельностью судов со стороны спе-

циально учрежденных органов (прокуроров, фискалов, аудито-

ров), совмещение гражданской и военной юстиции.

 

Итоги петровских преобразований управления В 1718 г. была

образована Тайная канцелярия, ликвидированная в 1726 г. В 1729 г.

ликвидируется Преображенский приказ и розыскные функции пе-

редаются Верховному тайному совету, ас 1731 г. — Канцелярии тай-

ных розыскных дел.

Петровское законодательство отличается от предыдущего значи-

тельно меньшей казуистичностью, более высоким уровнем обобще-

ний, более четкой схемой и последовательностью. От формулировки

закона Петр требовал четкости и ясности: ≪Надлежит законы писать

ясно, чтобы их не перетолковывать≫. Вместе с тем и в содержании

законов, и даже в их названиях, нашла отражение его любовь ко

всему западному. Петровский идеал рационального и справедливого

государства, регулируемого хорошими законами, оказался утопией.

В итоге административных преобразований в России было за-

вершено оформление абсолютной монархии. Царь получил возмож-

Информация о работе Реформирование государственного строя в России в первой четверти XVIII в. Реформы центрального управления. Создание сената. Табель о ранг