Религиозно-правовые системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Основные цели работы – рассмотрение общего понятия системы права, выступающей как внутренняя форма права, которая отражает общественные отношения в той или иной стране, раскрытие и анализ религиозных правовых систем.
Для этого в рамках данной курсовой работы решаются следующие задачи:
ознакомиться с системой права и ее структурой;
рассмотреть правовую систему и ее классификацию;
раскрыть и проанализировать религиозные правовые системы;
выявить проблемы взаимоотношения норм права с религиозными нормами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………....3

Глава 1 Общее понятие правовой системы……………………………...5

Понятие и структура системы права………………………………….5

Правовая система. Понятие и ее структура…………………………..9

Классификация правовых систем……………………………………12

Глава 2 Религиозные правовые системы………………………………...17

2.1 Мусульманская правовая система…………………………………...17

2.2 Индусское право…………..…………………………………………..22

2.3 Иудейское право как разновидность религиозного права………….26

Заключение……………………….…………………………………….....33

Список литературы……………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

Курсовая по ТГП.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………....3

 

Глава 1 Общее понятие  правовой системы……………………………...5

 

    1. Понятие и структура системы права………………………………….5

 

    1. Правовая система. Понятие и ее структура…………………………..9

 

    1. Классификация правовых систем……………………………………12

 

Глава 2 Религиозные правовые системы………………………………...17

 

2.1 Мусульманская правовая  система…………………………………...17

 

2.2 Индусское право…………..…………………………………………..22

 

2.3 Иудейское право  как разновидность религиозного  права………….26

 

Заключение……………………….…………………………………….....33

 

Список литературы……………………………………………………….35

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Взаимосвязь между нормами  религии и нормами права является очень тесной. Религия никогда  не сводилась лишь к вере в Бога и в потустороннюю жизнь и  совершению религиозных обрядов. Именно социальные учения позволяли монотеистическим религиям завоевывать массы и влиять на расстановку сил в обществе. Религия по-своему объясняет реально существующий мир и регулирует отношения между людьми. Без религиозной интерпретации чисто земных отношений между людьми религия не смогла бы выполнять сложные социальные функции, в том числе и интегрирующую, потеряла бы свою привлекательность, перестала бы существовать. Сами причины возникновения новых религиозных движений, носили социально-политический характер. Фактически каждая вновь возникшая религиозная секта выступает как социально-политическая ячейка, а система ее воззрений - это новая социально-политическая доктрина, появляющаяся в религиозной форме. Такой является история возникновения таких религий как христианство, ислам, буддизм.

Религия и религиозные нормы возникают позднее первичных мононорм, но быстро проникают во все регулятивные механизмы первобытного общества. В рамках мононорм были тесно переплетены моральные, религиозные, мифологические представления и правила, содержание которых определялось сложными условиями выживания человека того времени. В период распада первобытнообщинного строя происходит дифференциация мононорм на религию, право, мораль. На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер взаимодействия права и религии были различными. Так, в некоторых правовых системах связь религиозных и правовых норм была настолько тесной, что их следует считать религиозными правовыми системами1. Древнейшая из таких правовых систем - индусское право, в котором тесно переплетались нормы морали, обычного права и религии. Другой пример - мусульманское право, которое, по существу, является одной из сторон религии ислама и называется шариатом.

Таким образом, религиозная правовая система - единый религиозно-нравственный и правовой регулятор всех сторон жизни общества.

Основные цели работы – рассмотрение общего понятия системы права, выступающей как внутренняя форма права, которая отражает общественные отношения в той или иной стране, раскрытие и анализ религиозных правовых систем.

Для этого в рамках данной курсовой работы решаются следующие  задачи:

    • ознакомиться с системой права и ее структурой;
    • рассмотреть правовую систему и ее классификацию;
    • раскрыть и проанализировать религиозные правовые системы;
    • выявить проблемы взаимоотношения норм права с религиозными нормами.

Объектом исследования курсовой работы является степень и характер взаимодействия права и религии в религиозных правовых системах.

Предметом является изучение понятий источников религиозных правовых систем, их соотношение и разграничение, изучение видов источников религиозных правовых систем.

Актуальность темы курсовой работы заключается в характере взаимодействия норм права и религиозных норм в социальной регуляции того или иного общества, определяющегося связью правовых и религиозных норм с моралью и связью права с государством.

В ходе работы над темой  исследованы учебная и специальная  литература.

Структура курсовой работы обусловлена целью, задачами и логикой  исследования и состоит из введения, двух глав: теоретической и практической, а также заключения и списка литературы.

Глава 1 Общее понятие  правовой системы

 

    1. Понятие и структура системы права

 

Система права представляет собой внутреннее строение, определенный порядок организации и расположения составляющих ее частей, обусловленный характером существующих в обществе отношений. Все составляющие систему права нормы находятся между собой в таких же по своему характеру взаимосвязи и взаимозависимости, как и регулируемые ими общественные отношения2.

В основе этой целостности  и единства лежат многочисленные объективные и субъективные факторы. В повседневной жизни они постоянно  переплетаются и взаимодополняются.

Среди субъективных факторов следует выделить, прежде всего, стремление и прилагаемые усилия законодателя к созданию и развитию такой системы права, которая отличалась бы если не монолитностью и органическим единством, то по крайней элементарной слаженностью и непротиворечивостью составляющих ее частей. От того как создана и как внутренне организована система права, зависят ее социально – политическая, юридическая и даже идеологическая значимость и эффективность.

К объективным факторам, способствующим формированию целостности  и единства системы права, нужно  отнести те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые определяют не только процесс возникновения и существования системы права, но и объективную необходимость ее слаженного и эффективного функционирования.

Следовательно, можно сказать, что система права должна рассматриваться не вообще, «в общем и целом», а строго дифференцированно, с выделением и изучением формирующих ее составных частей, с глубоким их анализом.

Помимо этого, систему  права следует рассматривать  под углом зрения характера взаимосвязей и взаимодействия между составляющими ее элементами, уровня целостности правовой системы, особенностей формирующей ее и постоянно воздействующей на нее экономической, социальной, политической и иной среды. При рассмотрении системы права в плане ее внутреннего строения и особенностей расположения составляющих ее частей принято говорить о структурном анализе системы права,  о характере и содержании ее структуры. При этом составные части системы права обычно именуются структурными элементами.

Анализируя вышеизложенное можно дать основное понятие системы права – это весьма сложный, многоуровневый комплекс, структурными элементами которого, существующими и функционирующими на разных уровнях, являются отрасли, институты и нормы.

Нормы права составляют основу, базис любой системы права. Они исходят от государства и представляют собой общеобязательные правила поведения. Нормами права регулируются не все, а лишь наиболее важные для жизнедеятельности всего общества и граждан отношения. Что же касается остальных общественных отношений, то они регулируются неправовыми нормами.

Институты права, в отличие  от норм права являются относительно обособленными группами взаимосвязанных  между собой юридических норм, регулирующих определенные разновидности  общественных отношений. По сравнению с нормами – первичными структурными элементами системы права – институты являются более емкими по своему характеру и содержанию составными частями вторичными структурными элементами системы права.

Каждым в отдельности  институтом права регулируются не все, а лишь однородные общественные отношения. Следовательно, каждым институтом права в зависимости от вида и особенностей, опосредуемых им отношений охватываются не все, а лишь отдельные, качественно определенные, относительно самостоятельные и автономные совокупности правовых норм.

Институты права существуют и функционируют в пределах отраслей права. Вместе с составляющими их нормами они формируют структуру  каждой отрасли права.

Например, конституционное  право России состоит из таких  институтов, как институт гражданства, институты, определяющие место и роль конкретного государственного органа в общей системе государственных органов, институты, устанавливающие порядок формирования и деятельности политических партий, общественных организаций и другое3.

Наряду с институтами, действующими в пределах отрасли  права, существуют, хотя и немногочисленные, институты, вбирающие в себя нормы  нескольких отраслей права. Такие институты  называют смешанными. В качестве примера  можно сослаться на институт дисциплинарной ответственности, который является институтом трудового права России. В то же время администрация предприятия или учреждения, где совершаются трудовые нарушения, вправе применять к виновным дисциплинарные взыскания, также относящиеся к трудовому праву. Однако если дисциплинарные взыскания оспариваются в судебном порядке, то рассмотрение данного трудового спора осуществляется уже в рамках другой отрасли – гражданского процессуального права4.

Говоря о системе права нельзя обойтись без рассмотрения понятия отраслей права, которые являются ее самыми крупными составляющими частями. Они представляют собой совокупность относительно обособленных, автономных юридических норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Так, совокупность норм права, опосредующих трудовые отношения, образует отрасль трудового права России; нормы права, опосредующие финансовые отношения, формируют отрасль российского финансового права; нормы права, закрепляющие и регулирующие земельные отношения, создают отрасль земельного права.

В зависимости от значимости для жизнедеятельности государства, общества и граждан регулируемых общественных отношений каждая отрасль  занимает в системе права определенное положение. Ведущую роль среди отраслей российского права занимает конституционное (государственное) право. За ним в системе права следуют остальные отрасли права, а именно: административное, финансовое, земельное, сельскохозяйственное, гражданское, трудовое, экологическое, семейное, уголовное, уголовно –процессуальное, гражданско-процессуальное и другие.

Каждая отрасль права  представляет собой не случайный  набор составляющих ее норм и институтов, а целостное образование, систему, точнее по отношению к системе  права в целом подсистему. Каждая отрасль права, в свою очередь, выступает в качестве общей системы по отношению к системе институтов права.

Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, можно сказать, что в рамках системы права  в целом существует менее общие  составляющие ее системы (подсистемы) в виде институтов и отраслей права. Все они органически связаны между собой, взаимодействуют, дополняют друг друга. Благодаря их взаимосвязи и взаимодействию, формируется цельное, внутреннее единое, состоящее из институтов и отраслей образование – система права.

Опять же систему права не стоит путать с правовой системой. Если под системой права понимают внутреннее строение, определенный порядок организации и расположения составляющих ее частей, то под правовой системой понимается вся правовая структура страны, правовая организация всего общества, складывающееся из совокупности всех юридических средств, институтов и учреждений, функционирующих в его пределах. Это не только нормы права, но и правовая идеология, правосознание, правовая культура, правовая практика и т.п.

 

1.2 Правовая система. Понятие и ее структура

 

В отечественной юриспруденции  вопросы правовой системы общества стали интенсивно разрабатываться  в конце 1970-х - начале 1980-х годов. Правоведы  отметили, что к этому времени  в юридической науке сложилась  ситуация, когда аналитические разработки в праве перешагнули через наличные теории и накопленный теоретический материал в них уже не укладывается. Другими словами, возникла насущная потребность в синтезе правовой мысли, в объединении накопленных знаний и создании целостной, системной картины правового регулирования.

Понятие «правовая система» относится к разряду предельно широких юридических понятий, таких же, как «правовая надстройка», «правовая действительность» и другое. И в этом плане правовую систему следует отличать от системы права. Понятие «система права» предназначено для того, чтобы раскрыть внутреннюю сторону объективного права, охарактеризовать его элементы и структуру (целесообразные связи между элементами). Когда же мы говорим о правовой системе, то объективное право само входит в нее в качестве элемента, хотя и особого.

 Особая роль объективного  права в правовой системе состоит  в том, что все остальные  элементы правовой системы вытекают из объективного права в процессе правового регулирования и так или иначе связаны с ним.

 Элементами правовой  системы является все то, что  необходимо для процесса правового  регулирования. Наряду с элементами другой стороной правовой системы является ее структура - целесообразные связи между элементами, которые проявляют себя через взаимодействие элементов.

Исходя из вышесказанного, можно дать определение правовой системы — это комплекс взаимосвязанных и согласованных юридических средств, предназначенных для регулирования общественных отношений, а также юридических явлений, возникающих вследствие такого регулирования (правовые нормы, правовые принципы, правосознание, законодательство, правовые отношения, юридические учреждения, юридическая техника, правовая культура, состояние законности и ее деформация, правопорядок и др.).

Информация о работе Религиозно-правовые системы