Религиозно-правовые системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Основные цели работы – рассмотрение общего понятия системы права, выступающей как внутренняя форма права, которая отражает общественные отношения в той или иной стране, раскрытие и анализ религиозных правовых систем.
Для этого в рамках данной курсовой работы решаются следующие задачи:
ознакомиться с системой права и ее структурой;
рассмотреть правовую систему и ее классификацию;
раскрыть и проанализировать религиозные правовые системы;
выявить проблемы взаимоотношения норм права с религиозными нормами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………....3

Глава 1 Общее понятие правовой системы……………………………...5

Понятие и структура системы права………………………………….5

Правовая система. Понятие и ее структура…………………………..9

Классификация правовых систем……………………………………12

Глава 2 Религиозные правовые системы………………………………...17

2.1 Мусульманская правовая система…………………………………...17

2.2 Индусское право…………..…………………………………………..22

2.3 Иудейское право как разновидность религиозного права………….26

Заключение……………………….…………………………………….....33

Список литературы……………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

Курсовая по ТГП.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

Можно сказать, что это обусловленная объективными закономерностями развития общества целостная система юридических явлений, постоянно действующих вследствие воспроизведения и использования людьми и их организациями (прежде всего государством) для достижения своих целей.

Правовая система имеет  существенное значение для характеристики права, состояния законодательства, деятельности судов той или иной конкретной страны.

Структура правовой системы  — это устойчивое единство элементов  правовой системы, их связей, целостности, связей элементов с целым.

Выделим основные элементы правовой системы общества:

    • субъекты права — физические лица (граждане, иностранцы, лица без гражданства и др.), юридические лица — коммерческие и некоммерческие организации, государство, социальные общности и др. Долгое время правовая система характеризовалась как обезличенная структура, тогда как без личности социальная система не может состояться. Обращение к человеку как к систематизирующему фактору всех общественных явлений потребовало пересмотра предыдущих подходов к структуре правовой системы и выделения субъектов права в качестве непременного её элемента;
    • правовые нормы и принципы;
    • правовые отношения, правовое поведение, юридическая практика, режим функционирования правовой системы;
    • правовая идеология, правовое сознание, правовые взгляды, правовая культура;
    • связи между названными элементами, которые определяют результат их взаимодействия — законность, правопорядок.

Взаимодействие элементов правовой системы общества позволяет выделить пять подсистем её функционирования:

    • институциональная — субъектный состав (субъекты права) как системообразующий фактор всей правовой системы;
    • нормативная (регулятивная) — правовые нормы и принципы, регулирующие отношения между субъектами права, которые объективированы и систематизированы в нормативно-правовых актах;
    • идеологическая — правопонимание каждого человека, его правосознание и правовая культура, возможность оценить правовое бытие и выбрать вариант поведения — правомерного и неправомерного;
    • функциональная — правотворчество, правореализация, правоприменение, правовое воспитание, правоотношения, юридическая практика. Через них формируется, изменяется, осуществляется действие норм
    • коммуникативная — интегративные (суммирующие) связи всех подсистем функционирования правовой системы общества в целом, определяющие эффективность правового регулирования, законность и правопорядок.

Каждая из самостоятельных  частей правовой системы общества имеет  собственную структуру, свои принципы организации и деятельности. Таким образом, понятие «правовая система» имеет обобщающий характер5. Право — ядро и нормативная основа правовой системы, её цементирующий стержень. Правопонимание — концептуальный фундамент правовой системы. Законность и правопорядок — обязательные результативные элементы правовой системы, без которых она не может эффективно функционировать.

В настоящее время  в мире насчитывается около двухсот  национальных правовых систем. Национальные, то есть индивидуальные правовые системы  каждого государства, объединяются в правовые семьи - общего права, романо-германскую, обычно-традиционную, мусульманскую, индусскую. В рамках той или иной правовой семьи возможно выделение групп правовых систем.

Таким образом, можно  сделать вывод, что правовая система охватывает собой все правовые явления в масштабах государства и общества. Она включает в себя, по сути, все правовые явления: правотворчество, правосознание, деятельность, реализует право и правовую идеологию.

 

1.3 Классификация правовых систем

 

Исторически в каждой стране действуют свои правовые обычаи, традиции, законодательство, юрисдикционные органы, сформировались особенности правового менталитета, правовой культуры. Различия между правом разных стран значительно уменьшаются, если исходить не из содержания конкретных норм, а из их более постоянных элементов, использованных для создания, толкования, оценки норм. Сами нормы могут быть бесконечно разнообразны, но способы их выработки, систематизации, толкования показывают наличие некоторых типов, которых не так уж много. Поэтому возникла группировка правовых систем в «семьи». Категория «правовая семья» служит для обозначения группы правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, позволяющие говорить об относительном единстве этих систем. Это сходство является результатом их конкретно – исторического и логического развития6.

Например, заслуживает  поддержки подход западных компаративистов, отрицающих типологию правовых систем единственно по признаку их классовой  сущности. При классификации они  используют различные факторы, начиная  с этических, расовых, географических, религиозных и заканчивая юридической техникой и стилем права. Отсюда множество классификаций.

Одна из самых популярных — классификация правовых семей, данная Рене Давидом. Она основана на сочетании двух критериев: идеологии, включающую религию, философию, экономические и социальные структуры, и юридической техники, включающие в качестве основной составляющей источники права.

Рене Давид выдвинул идею трихотомии - выделения трех основных семей: романо-германской, англо-саксонской, и социалистической. К ним примыкает остальной юридический мир, который получил название «религиозные и традиционные системы»7.

В основе другой классификации  лежит концепция «западного права». В это время возникает дуализм: западное право как продукт либерального общества, основанного на индивидуализме, традициях христианства, свободе предпринимательства и стремлении к правовой стабильности, призванного сохранить фундаментальные ценности, и социалистическое право как исключительно нестабильное, преходящее, определяемое социалистическими экономическими, политическими и культурными условиями, в частности господством государственной собственности и планирования. В структуре западного права выделяются романо-германская и англосаксонская системы. Впоследствии Рене Давид отошел от этой позиции и стал придерживаться концепции трихотомии.

Иная классификация  была предложена К. Цвайгертом и Г. Котцем. В основу этой классификации положен критерий «правового стиля». «Стиль права» по мнению авторов, складывается из пяти факторов:

    1. происхождение и эволюция правовых систем;
    2. своеобразие юридического мышления;
    3. специфические правовые институты;
    4. природа источников права и способы их толкования;
    5. идеологические факторы.

На основе этого различаются следующие «правовые круги»: романский, германский, скандинавский, англо–американский, социалистический, право ислама, индуистское право.

По существу, получен тот же результат, что и у Рене Давида. При этом во всех случаях, не учитывается марксистско-ленинская типология права, в основе которой лежит критерий общественно-экономической формации (рабовладельческое право, феодальное право, буржуазное право, социалистическое право).

А.Х. Саидов полагает, что  только единство глобальной марксистско-ленинской  типологии и внутритиповой классификации правовых систем, дает возможность составить целостное представление о правовой карте мира. Он выделяет внутри буржуазного типа права восемь правовых семей. Таких как: романо-германскую, скандинавскую, латиноамериканскую, правовую семью «общего права», и дальневосточную правовую семью. Они рассматриваются наряду с семьей социалистического права. В пределах социалистической правовой семьи, теперь уже в историческом аспекте, существовали относительно самостоятельные группы: советская правовая система, правовые системы соцстран Европы, правовые системы соцстран Азии, и правовая система республики Куба.

На сегодняшний день выделяют несколько основных критериев объединения, классификации правовых систем различных государств. К ним относят:

  1. Общность генезиса (возникновения и последующего развития). Иначе говоря, системы связаны между собой исторически, имеют общие государственно-правовые корни (произрастают из одного древнего государства, основаны на одних и тех же правовых началах, принципах, нормах).
  2. Общность источников, форм закрепления и выражения норм права. Речь идет о внешней форме права, о том, где и как фиксируются его нормы (в законах, договорах, судебных решениях, обычаях), об их роли, значении, соотношении.
  3. Структурное единство, сходство. Правовые системы стран, входящих в одну правовую семью, должны обладать сходством структурного построения нормативно-правового материала. Как правило, это находит выражение на «микроуровне» - на уровне строения нормы права, ее элементов, а также на «макроуровне» - на уровне строения крупных блоков нормативного материала (отраслей, суботраслей, других подразделений).
  4. Общность принципов регулирования общественных отношений. В одних странах это идеи свободы субъектов, их формального равенства, объективности правосудия и т.д., в других - теологические, религиозные начала (например, мусульманские страны), в третьих - социалистические, национал-социалистические идеи и т. п.
  5. Единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права. Родственные в правовом отношении страны обычно используют тождественные или сходные по своему значению термины, что объясняется единством их происхождения. По этой же причине законодатели стран, входящих в одну правовую систему, при разработке правовых текстов применяют одинаковые юридические конструкции, способы построения нормативного материала, его упорядочения, систематизации8.

Также в науке выделяют и основные типы правовых систем9. К ним относят:

  1. англосаксонскую (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и другие);
  2. романо–германскую (страны континентальной Европы, Латинской Америки, некоторые страны Африки, а также Турция);
  3. религиозно-правовую (страны, исповедующие в качестве государственной религии ислам, индуизм, иудаизм);
  4. социалистическую (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба);
  5. систему обычного права (экваториальная Африка и Мадагаскар).

Таким образом, из всего  вышеизложенного можно сделать  вывод, что классификация правовых систем позволяет на фоне всей совокупности правовых систем глубже и разностороннее исследовать отдельные правовые системы, увидеть их достоинства и недостатки, выработать практические рекомендации и предположения по их частичному совершенствованию или же полному реформированию.

Также классификация правовых систем способствует своеобразному «обмену опытом» между различными правовыми системами в плане их наиболее оптимального построения и функционирования, создает предпосылки для заимствования наиболее оправдавших себя норм, принципов и институтов, одних правовых систем другими.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Религиозные правовые системы

 

2.1 Мусульманская правовая система

 

На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер взаимодействия права и религии были различными. Так, в некоторых правовых системах связь религиозных и правовых норм была настолько тесной, что их следует считать религиозными правовыми системами. К одной из таких правовых систем относят мусульманское право, которое, по существу, является одной из сторон религии ислама и называется «шариатом».

Как система  норм, выражающих в религиозной форме волю феодально-религиозной знати, санкционируемых и поддерживаемых теократическим мусульманским государством, мусульманское право в своей основе сложилось в эпоху становления феодального общества в Арабском халифате в VII–X вв. и базируется на исламе. В соответствии с догмами ислама, действующее право пришло от Аллаха, который открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Мусульманское право, в отличие от романо – германской и англосаксонской правовых систем, является морально-правовой системой, представляющей собой одну из сторон ислама.

Мусульманская правовая система берет свое начало в Коране и считается плодом божественных установлений, а не продуктом человеческого разума и социальных условий. Право Аллаха дано человечеству раз и навсегда, поэтому общество должно руководствоваться этим правом, а не создавать свое под влиянием тех или иных условий и обстоятельств. Правда, мусульманская правовая доктрина признает, что божественное откровение нуждается в разъяснении и толковании, на что ушли века кропотливой работы мусульманских юристов. Но эти усилия были направлены не на создание права, а лишь на то, чтобы приспособить ниспосланное Аллахом право к практическому использованию10.

Закон в современном  западном понимании как акт, изданный компетентной властью, не существует в мусульманском праве. Теоретически только Аллах имеет законодательную власть, а земные правители не обладают полномочиями создавать право, законодательствовать. В действительности единственным реальным источником мусульманского права служат труды древних ученых-юристов.

Информация о работе Религиозно-правовые системы