Религиозно-правовые системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Основные цели работы – рассмотрение общего понятия системы права, выступающей как внутренняя форма права, которая отражает общественные отношения в той или иной стране, раскрытие и анализ религиозных правовых систем.
Для этого в рамках данной курсовой работы решаются следующие задачи:
ознакомиться с системой права и ее структурой;
рассмотреть правовую систему и ее классификацию;
раскрыть и проанализировать религиозные правовые системы;
выявить проблемы взаимоотношения норм права с религиозными нормами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………....3

Глава 1 Общее понятие правовой системы……………………………...5

Понятие и структура системы права………………………………….5

Правовая система. Понятие и ее структура…………………………..9

Классификация правовых систем……………………………………12

Глава 2 Религиозные правовые системы………………………………...17

2.1 Мусульманская правовая система…………………………………...17

2.2 Индусское право…………..…………………………………………..22

2.3 Иудейское право как разновидность религиозного права………….26

Заключение……………………….…………………………………….....33

Список литературы……………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

Курсовая по ТГП.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

Исходя из вышеизложенного  можно сделать вывод, что мусульманская  правовая система – это не только одна из старейших и наиболее распространенных в мире религиозно – правовых систем, но и значительная часть мировой правовой культуры.

Мусульманское право – это единая исламская  система социально-нормативного регулирования, которая включает как собственно юридические нормы, так и религиозные и нравственные постулаты, а также обычаи. Так, мусульманское право определяет молитвы, которые правоверный должен читать; посты, которые он должен соблюдать; милостыни, которые он должен подавать и паломничества, которые он должен совершать.

Мусульманское право выделяет три основных источника права:

    • Коран;
    • Сунна;
    • Ижма.

Коран – собрание изречений Мухаммеда, составленное через несколько лет после его смерти, – первый источник мусульманского права. Он состоит главным образом из положений нравственного характера, носящих слишком общий, характер, чтобы иметь точность, конкретность и определенность юридических норм. Коран, например, учит мусульманина, высказывать сострадание слабым и неимущим, честно заниматься предпринимательством, не предлагать взятки судьям, уклоняться от ростовщичества и азартных игр. Однако в Коране не указывается, каковы правовые санкции за нарушение этих заветов. Содержащиеся в нем правила касаются в основном молитвенных ритуалов, поста и паломничества. Даже в тех случаях, когда Коран затрагивает проблемы права в собственном смысле, относящиеся, например, к семейным отношениям, он не предлагает единой системы общих правил, а лишь дает решение нескольких вопросов.

Вторым по значимости источником права является «Сунна» – собрание преданий о пророке Мухаммеде, о его бытии и поведении, своего рода итог толкования Корана в первые десятилетия после смерти пророка, отразивший политическую и религиозную борьбу вокруг его наследства.

Третьим источником мусульманского права служит так называемая «Ижма» – согласованное заключение древних правоведов, знатоков ислама, об обязанностях правоверного, получившее значение юридической истины, извлеченной из Корана или Сунны.

Считается также  источником мусульманского права аналогия (Кия-с) – правила применения к новым сходным случаям предписаний, установленных Кораном, Сунной или Ижмой, причем Ижма имеет куда более важное значение по сравнению с другими источниками.

Два последних  источника явились результатом  деятельности многочисленных суннитских и шиитских правовых школ, оказавших огромное влияние на эволюцию мусульманского права. Появление Ижмы и Кия-с обусловлено двумя основными причинами:

  • Коран не был полным сводом юридических норм, а Сунна, наоборот, представляла собой множество казуистических положений, которые зачастую противоречили друг другу и в которых простые мусульмане и судьи практически не могли самостоятельно разобраться;
  • В Коране и Сунне не нашли отражения новые отношения, в закреплении которых были заинтересованы господствующие слои общества.

К числу вторичных  источников права, возникших в более поздний период развития исламских государств, можно отнести закон (нормативно-правовой акт), который сегодня в большинстве мусульманских стран играет весьма важную роль в социальном регулировании. В нем могут содержаться нормы, не только дополняющие, конкретизирующие положения первичных религиозно – правовых документов, но и идущие вразрез с Кораном, Сунной, Ижмой (например, об ограничении брачного возраста совершеннолетием, о допущении спекуляции, ссудно-кредитных операций). В этом случае закон вряд ли может считаться формой мусульманского права.

Глубинным источником исламской  правовой системы является религиозно-правовая доктрина. Именно она обусловила особую логику развития мусульманского права, своеобразие его формальных источников, их тесную взаимосвязь. Эта доктрина была и остается основным питательным источником мусульманского права, его корневой системой.

Малозначительную роль в правовом регулировании играет обычай, если, конечно, он не имеет религиозных  оснований. Исламские юристы не относят  его к праву и не рассматривают  как его источник. Однако когда  отношения оказываются нерегламентированными  правом, не обеспечиваются юридически, обычай может выступать их регулятором.

Структура мусульманского права также имеет существенные особенности, вытекающие из его природы. Оно не подразделяется на общее и  частное право, как в романо-германской системе, или на общее право и право справедливости, как в странах англосаксонской семьи. Здесь существуют иные принципы интеграции, связи норм, их структурного объединения.

Так, можно выделить правовые комплексы норм, принципов в соответствии с основными мусульманскими толками (ритами):

  • суннитскими (ханифитским, маликитским, шафиитским, ханбалит-ским);
  • несуннитскими (шиитским, вахбитским, зейдутским, абадитским).

Наличие различных ветвей в исламе обусловливает аналогичную  дифференциацию в праве, объединение  юридических норм вокруг тех или иных религиозных течений. Каждый толк, как правило, «обрастает» определенным комплексом норм, принятых в соответствии с избранными религиозными постулатами. Вместе с тем сохраняется и отраслевой принцип дифференциации правовых норм, хотя и с некоторыми особенностями. В частности, существует «право личного статуса» - отрасль, регулирующая семейные, наследственные и некоторые другие отношения; деликтное право, устанавливающее меры уголовно-правовой ответственности; муамалат - закрепляющая гражданско-правовые отношения; отрасль так называемых властных норм — сфера государственного и административного права; международное право (сийар).

Система мусульманского права отличается от других правовых систем своеобразием, неповторимостью  источников, структуры, терминов, конструкций, понятием нормы. Если континентальные европейские юристы под нормой права подразумевают предписание конкретного исторического законодателя, то исламские правоведы под ней понимают правило, адресованное мусульманской общине Аллахом11. Поэтому его нельзя изменить, отменить, оно бесспорно и абсолютно должно исполняться.

Таким образом, можно сделать вывод, что мусульманское  право это система морально-правовых норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии – исламе и обладает определенной спецификой, присущей только ей и отличающей ее от других правовых систем, а также оказывающей серьезное воздействие на миллионные массы людей во всех уголках земного шара.

 

 

 

 

2.2 Индусское  право

 

Древнейшей  правовой системой из религиозных правовых систем является индусское право. Одним из убеждений индуизма является то, что люди разделены с момента рождения на социальные и иерархические категории, каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей и даже мораль. Оправдание кастовой структуры общества - основы философской, религиозной и социальной системы индуизма. В качестве регулятора поведения допускается обычай.

Позитивное  индусское право является обычным  правом, в котором в той или  иной мере преобладает религиозная  доктрина. Она определяет нормы поведения, в соответствии с ней изменяются или толкуются обычаи. Обычаи весьма разнообразны. Каждая каста или подкаста следует своим собственным обычаям.

В настоящее  время индусское право распространяется на 300 – 350 миллионов индусов. Подавляющее большинство их проживает в республике Индия. Большая часть остальных индусов представлена национальными меньшинствами в Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на восточном побережье Африки (Танзания, Уганда, Кения).

Таким образом, нормы индусского права применяются ко всем индусам, которые исповедуют сложную систему религиозных, философских и социальных взглядов, именуемую индуизмом, независимо от места их жительства.

Основу индуизма составляет учение о перевоплощении душ и кастовом делении общества. Согласно этому учению, все хорошие и плохие поступки человека, совершаемые им на земле, создают основу его будущего существования, определяемую моральными качествами истекшей жизни.

В отличие  от христианства, иудаизма и мусульманства, которые обосновывают идею равенства всех людей перед богом, индуизм исходит из идеи, что люди с момента рождения разделены на социальные иерархические группы (касты), каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей, особую мораль. Члены касты подчиняются своду правил, регулирующих их поведение в общении между собой и, что еще важнее, по отношению к членам других каст12.

Традиционно выделяются четыре большие группы:

  • брахманы (первоначально священнослужители);
  • кшатрия (воины);
  • вайшья (торговцы);
  • шудра (слуги и ремесленники).

Переход из одной  касты в другую невозможен, невзирая на служебные успехи, богатство и политическую власть. Каждая каста не должна быть запятнана контактами с некоторыми предметами, общением с представителями низших каст. Нарушение этих правил влекло за собой правовые последствия, признаваемые в судебном порядке (например, признание в определенных случаях недействительным брака между членами разных каст, определение правового положения детей от таких браков и т.д.).

На основе Конституции Индии 1950 года к настоящему времени отменены все правила об ответственности за нарушение норм кастовой принадлежности. Но многие индусы, особенно в сельской местности, все еще придерживаются традиционных правил поведения. До сих пор редки среди них браки между членами разных каст, особенно если женщина принадлежит к более высокой касте. Не часто и вдовы вторично выходят замуж, хотя в 1956 году было отменено старое правило индусского права, согласно которому такой брак признавался недействительным, а дети от него – незаконнорожденными.

Главная черта  индусского права – тесная связь  с религией.

Оно является неотъемлемой частью индуизма, в состав которого наряду с правом входят также различные религиозные верования и обряды, моральные и философские ценности, предполагающие определенный образ жизни, общественный порядок, социальную организацию.

Индусская система  права – одна из древнейших в  мире. Веды – сборники индийских религиозных песен, молитв, гимнов и предисловий, созданные в далекой древности, во втором тысячелетии до нашей эры и даже раньше, – содержат тексты, в которых отдельные строки можно истолковать как правила поведения. Правда, хотя индусы и считают веды божественным откровением и источником религии и права, их практическое влияние на духовную жизнь индусского общества было весьма незначительным.

Дальнейшее  развитие права связано с дхармашастрами – обширными сводами правил поведения, приписываемых известным ученым. Особенно хорошо известны дхармашастры царя Ману. В них содержится относительно упорядоченная система правил, которые с определенной долей условности можно назвать юридическими.

Идея прав человека чужда индусскому праву. Его  основа – комплекс обязанностей, соблюдение которых предписано для всех, кто не хочет покрыть себя позором, и думает о потустороннем мире. И судебные прецеденты, и акты, устанавливаемые светскими правителями, доктрина индуизма не считает источниками права. Но одновременно она требует повиновения приказам власти. При этом даже когда имеется закон, судья не обязан применять его всегда точно. По своему усмотрению он должен всеми возможными средствами примирить власть и справедливость. 

В период английской колониальной экспансии индусское право претерпело существенные изменения. Многие его институты и нормы подверглись модификациям и даже были заменены новыми решениями. Сложилось нечто вроде "англо-индусского права". В области права собственности и обязательственного права на смену традиционным нормам очень скоро пришли нормы общего права. Тем не менее, полного вытеснения индусского права не произошло, и ряд его традиционных норм и институтов продолжал действовать. Все тяжбы, касающиеся наследования, брака, касты и некоторых обычаев, решались в соответствии с нормами индусского права.

Сформировавшись еще в древности и пройдя двухтысячелетний путь развития, индусское право сохранило, хотя и в ограниченных пределах, свое регулирующее значение вплоть до настоящего времени. Основная причина существования этого права таится не в его особых свойствах, а в тесной связи норм с традиционными, чрезвычайно устойчивыми индусскими социальными институтами и в первую очередь с общинной и кастовой структурами, способными к адаптации в самых различных социально – экономических и политических условиях. В сельской местности большинство индусов не воспринимают новые законы и живут так, как жили их предки, а правосудие осуществляется главным образом на основе традиционных и хорошо знакомых им институтов.

В период борьбы за независимость были выдвинуты  идеи полной кодификации индусского права. После провозглашения независимости в 1947 году правительство Индии представило на рассмотрение парламента проект кодекса, который должен был охватить семейное и наследственное право. Однако из-за противодействия консервативных сил проект не был утвержден и правительство пошло по пути подготовки отдельных законопроектов. Первым был принят в 1955 году закон о браке, унифицировавший брачное право и приспособивший его к современным взглядам на семью.

В соответствии с традиционными нормами расторжение брака в принципе запрещалось, допускалась полигамия (хотя она и не была широко распространена среди индусов). Брак обычно заключался по указанию родителей будущих супругов, не требовалось ни согласия брачующихся, ни достижения ими определенного возраста13. Вместе с тем индусское право создавало удивительно много препятствий к браку: запрещались браки между членами разных каст, между даже очень дальними родственниками. Закон о браке ослабил ограничения для вступления в брак и отменил запрет на браки между членами разных каст. Кроме того, он разрешил разводы и запретил полигамию, установил право на получение алиментов, определил минимальный брачный возраст.

В 1956 году вступили в действие еще три закона: о несовершеннолетних и опекунстве, о наследовании, об усыновлении и выплате средств на содержание членов семьи.

Информация о работе Религиозно-правовые системы