Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 20:20, курсовая работа
Основные цели работы – рассмотрение общего понятия системы права, выступающей как внутренняя форма права, которая отражает общественные отношения в той или иной стране, раскрытие и анализ религиозных правовых систем.
Для этого в рамках данной курсовой работы решаются следующие задачи:
ознакомиться с системой права и ее структурой;
рассмотреть правовую систему и ее классификацию;
раскрыть и проанализировать религиозные правовые системы;
выявить проблемы взаимоотношения норм права с религиозными нормами.
Введение…………………………………………………………………....3
Глава 1 Общее понятие правовой системы……………………………...5
Понятие и структура системы права………………………………….5
Правовая система. Понятие и ее структура…………………………..9
Классификация правовых систем……………………………………12
Глава 2 Религиозные правовые системы………………………………...17
2.1 Мусульманская правовая система…………………………………...17
2.2 Индусское право…………..…………………………………………..22
2.3 Иудейское право как разновидность религиозного права………….26
Заключение……………………….…………………………………….....33
Список литературы……………………………………………………….35
В целом к настоящему времени проделана большая работа по кодификации индусского права. Судьи руководствуются в первую очередь новыми законами и прецедентами. В статье 141 Конституции Индии устанавливается, что суды должны следовать прецедентам, созданным Верховным судом14.
Ныне сфера действия старых правовых обычаев резко сократилась. Однако и сейчас индусское право активно используется при регулировании таких вопросов, как правовое положение детей, опекунство, усыновление, брак, раздел и наследование имущества. Сохранилось оно также в регулировании отношений государственного землевладения.
Следовательно, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что индусское право обязывает своих последователей принять на веру определенные догмы и определенное понимание мира, которое предлагает особую общественную структуру и особый образ жизни, таким образом, религиозные предписания в огромной степени играют ту же роль, которая в других типах обществ принадлежит праву.
2.3 Иудейское право
как разновидность
Иудейское право является одной из религиозных правовых систем, существующих в современном мире. Его изучению уделяется определенное внимание, как в зарубежной, так и отчасти в отечественной литературе. Однако, с учетом его глубокой исторической значимости не только для еврейского народа, но и для ряда других, соседних народов, его огромного влияния на их общую и правовую культуру, а также экономическую и социально – политическую жизнь, правовую теорию и правоприменительную практику это представляется крайне недостаточным.
Необходимость глубокого
и разностороннего изучения иудейского
права на ряду с другими правовыми
системами и семьями
В иудейском праве существуют и функционируют, с одной стороны, нормы, закрепляющие религиозные ритуалы, с другой – религиозные нормы, регламентирующие поведение евреев в их частной и общественной жизни. И с третьей стороны – нормы, создаваемые и применяемые в настоящее время в процессе повседневной деятельности судами.
Несмотря на то, что большая часть израильского населения исповедуют иудаизм, впрочем, как и большинство евреев, проживающих в других странах мира, а в некоторых политических и научных изданиях не без определенных оснований говорится о том, что иудаизм не формально – юридически, а фактически является «государственной религией», официальной религией государства Израиль, тем не менее, иудейское право, даже по названию, не говоря уже о содержании, никогда не отождествлялось и не может отождествляться со всем израильским правом.
Первое по своей сути и характеру рассматривается как древнейшее религиозное право, оказывающее, однако, огромное влияние на современную общественно – политическую и правовую жизнь Израиля. В то же время, второе, израильское право считается в формально – юридическом плане светским правом, интегрирующим в себе наряду с нормами светского законодательства нормы религиозного, иудейского права15.
Будучи весьма своеобразным по своей природе и характеру правом, значительно отличающимся от других правовых систем, иудейское право не образует вместе с этими правовыми системами какой – либо отдельной правовой семьи. Находясь в определенной взаимосвязи и взаимодействии с другими правовыми системами иудейское право, тем не менее, радикально отличается от них и выделяется среди них.
При изучении иудейского права, как и любой иной правовой системы, важно учитывать не только то общее, что сближает различные правовые системы между собой, но и особенное, что отличает их друг от друга и что подчеркивает их своеобразие, относительную самостоятельность по отношению друг к другу и неповторимость.
Рассмотрим несколько наиболее характерных особенностей и черт иудейского права.
Во – первых, на весьма длительный и противоречивый по сравнению с другими религиозными правовыми системами период становления и развития этого права, сопряженный с его многочисленными изменениями, далеко не однозначными толкованиями содержащихся в нем норм, принципов и положений, с весьма разнообразными, сообразующимися с духом того или иного исторического периода дополнениями. В этой особенности отметим лишь то, что проблема периодизации иудейской общественно – политической и правовой жизни далеко не простая и далеко не маловажная для понимания сущности и выполняемой иудейским правом роли в жизни еврейского сообщества и что наиболее распространенными критериями периодизации процесса становления и развития иудейской правовой системы являются не столько юридические, сколько смешанные с правовыми социально – политические критерии.
Вторая характерная черта иудейского права – чрезвычайно противоречивый характер процесса его становления и развития, который наложил заметный отпечаток не только на его внешнюю сторону (структуру священных книг, формы иудейского права и др.), но и на его сущность и содержание16.
При этом речь идет не только о противоречиях внутреннего порядка, порождаемых различными религиозными течениями и доктринами или же внутриполитической раздробленностью древних иудеев, приведшей, в конечном счете, к разделению единого Еврейского царства на два самостоятельных государства: Южное царство, сохранявшее традиционные иудейские законы и прежний порядок оправления религиозной службы, и Израильское царство (северное), почитавшее культ золотого тельца и произвольно изменившее порядок богослужения. Речь идет также о противоречиях внешнего плана, связанных с непрерывным противодействием процессу развития иудейского права извне и многовековым противостоянием, а зачастую и открытой борьбой иудейской религии и права с другими религиями и порождаемым ими правом.
Третья черта иудейского
права – преимущественно
Иудейское право – это комплекс обязанностей, регулирующих все аспекты еврейской жизни. Разумеется, что этот комплекс относится в первую очередь к нормам публичного права, в разряд которых следует отнести, особенно применительно к древнеиудейскому праву, не только нормы, регулирующие отношения членов иудейского общества к своему государству, общественным институтам, но и к Богу, к его законам и заповедям, к религиозным ритуалам и жертвоприношениям, к иудейской религии в целом. Среди многочисленных и разнообразных обязанностей по отношению к иудейской вере и к Богу главной для правоверного иудея, является обязанность строгого соблюдения религиозных канонов и верности своему Богу17.
Четвертая черта иудейского права – многофункциональный его характер, проявляющийся в том, что оно выполняет не только стандартные, присущие любой правовой системе функции (регулятивные, воспитательные и др.), но и свои собственные, присущие только ему. Речь идет прежде всего о функциях, связанных с формированием еврейского сообщества и поддержанием его на протяжении многих веков в духовно – нравственном и религиозном единении. Это своего рода объединительная функция иудейского права, возникшая на религиозной основе.
Соблюдение одних и тех же законов, возникших на одной и той же религиозной основе, одних и тех же заповедей, обычаев, а позднее национальных и иных традиций, несомненно, объединяло иудеев независимо от того, проживали ли они на своей исторической родине или в других странах, выступало одним из важнейших факторов формирования и сохранения их сообщества.
Значительная группа функций иудейского права связана не только с воздействием его на повседневную экономическую, социально-политическую и иные сферы жизни общества, но и на современное израильское право. Как отмечается в научной литературе, иудейское право в его нынешнем виде не всегда является результатом системного мышления, а носит скорее эмпирический и догматический характер, поскольку в представлении применяющих его раввинских судов и самих являющихся оплотом этого права раввинов оно дается Богом навечно, для соблюдения его всеми поколениями народа Израиля. Несмотря на эти отмечаемые разными авторами недостатки иудейского права, оно, тем не менее, оказывает весьма действенное влияние на современное израильское право. Об этом свидетельствует, прежде всего, само действующее законодательство Израиля которое в значительной своей части было сформулировано и оформлено в соответствии с требованиями иудейского права или же в той или иной мере было подвержено влиянию со стороны его.
Пятая черта – ограниченный характер прямого регулятивного воздействия иудейского права на израильское общество и распространение его на евреев, проживающих на территории других стран.
В отличие от ранних стадий своего развития и от других правовых систем современное иудейское право не оказывает прямого регулятивного воздействия на все общественные отношения, возникающие в пределах израильского общества и государства. Сфера его непосредственного влияния в настоящее время – это система отношений, являющихся объектом семейного права. Более того, это прежде всего система отношений, возникающих между людьми в процессе и в результате бракосочетаний и разводов.
Иудейское право, будучи неотъемлемой составной частью правовой системы современного Израиля, формирует собой персональное право граждан еврейской национальности в отношении дел, касающегося их личного статуса. Это означает, что с помощью иудейского права в настоящее время решается круг таких вопросов, касающихся лично каждого еврея, как вопросы бракосочетаний и разводов, материального содержания членов семей и алиментов, вопросы ограничения в семейно-брачных отношениях недееспособных лиц и т.д. Кроме того иудейское право регулирует отношения, касающиеся иудейского религиозного милосердия и богослужения, а также вопросы интерпретации религиозных концепций, в том числе касающихся бракосочетаний и разводов «иностранных евреев», проживающих в Израиле18.
Относительно узкая сфера прямого регулирования общественных отношений с помощью норм иудейского права вовсе не означает, что оно не имеет влияния на все иные общественные отношения. Такое влияние осуществляется опосредствованно, через систему правовых норм, установленных государством, при активном воздействии на процесс правотворчества и правоприменения со стороны иудейского права.
Ограниченный характер
непосредственного
В израильской юридической литературе в связи с этим особо подчеркивается, что иудейское право не претендует на универсальную или территориальную законность. Оно является персональным правом каждого и всех евреев, независимо от их места постоянного проживания, гражданства и даже веры. Так как еврей даже тогда, когда он принимает другую веру, все равно считается евреем, хотя он может при этом утратить определенные права. Последнее предопределяется библейским подходом к отождествлению религии с политическими институтами и определением верности Израилю не только в силу происхождения человека, но и его «новообращения» или, что одно и то же, его перехода в другую веру19.
Следовательно, можно сделать вывод, что от всех религиозных правовых систем иудейское право отличается своим ярко выраженным целевым национальным и социальным характером, наличием у него особых, специфических источников права, а также принципов, лежащих в основе всей системы иудейского права и одновременно пронизывающих ее.
Заключение
Во введении курсовой работы была обоснована актуальность темы, определены предмет, объект, цели, задачи, а также охарактеризованы источники информации, показаны научная и практическая значимость.
В первой главе рассмотрены общетеоретические вопросы, связанные с понятием и основным назначением системы права, а также правовой системы, ее структуры и классификации.
Вторая глава имеет аналитический характер и содержит исследования и анализ типов религиозной правовой системы и их отличие от других систем права.
Религиозная правовая система – это единый религиозно-нравственный и правовой регулятор всех сторон жизни общества.
Фактически правовые и религиозные нормы имеют большое значение для общества и государства.
При написании курсовой работы были использованы различные материалы, на основании которых был проведен анализ всех типов религиозной правовой системы.
По данной теме курсовой работы можно сделать следующие выводы.
Современная правовая карта мира раскрывает многообразие правовых систем и в то же время свидетельствует о стремлении государств к сближению, единству в законодательстве, правоприменительной деятельности и сфере регулирования рыночных отношений, охраны окружающей среды, в регулировании других сфер общественной и государственной жизни.