Реорганизация государственного аппарата в 50х-60х гг. «Реформы Хрущёва»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 12:52, реферат

Описание работы

Популярность эта не случайна. Сам характер времени, известного громкими начинаниями и столь же оглушительными провалами, колоритная личность главного героя эпохи, дающая повод для самых разноречивых суждений, наконец, весьма близкие аналогии с современностью — все это питает научный и общественный интерес к проблемам «великого десятилетия».

Содержание работы

Введение 3
§1. Государственное управление в период 50х-60х гг. 5
§1.2 Высший и местный государственный аппарат в СССР в 7
50-60 годы XX в.
§1.3 Органы управления промышленностью в СССР в 1950-1960 годы 12
XX в.
§1.4 Органы управления другими отраслями народного хозяйства в 15
СССР в 50-60 годы XX в.
§1.5. Органы управления социально-культурной сферой в СССР 18
в 50-60 годы XX в.
§1.6. Орган управления административно-политической сферой в СССР 21
в 50-60 годы XX в.
§2 Новый курс в деревне. 24
Меры по подъему сельского хозяйства
§ 2.1 Целинная «Эпопея» 26
§ 2.2 XX съезд: разоблачение «культа личности» 27
§ 2.3 Реформа управления экономикой 29
§ 2.4 Успехи и неудачи аграрной политики 31
§ 2.5 Реформа школы 32
§ 2.6 Новая социальная политика 33
§2.7 Новочеркасские события 35
§2.8 В поисках выхода 36
Заключение 38
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Federalnoe_agentstvo_morskogo_i_rechnogo_transp.docx

— 74.33 Кб (Скачать файл)

              Федеральное агентство морского  и речного транспорта

               Федеральное бюджетное образовательное  учреждение

                        высшего профессионального образования

Волжская государственная академия водного транспорта

 

                                               Юридический факультет

 

                           Кафедра теории и истории государства  и права

 

 

Реферат

на тему:

Реорганизация государственного аппарата в 50х-60х гг.    «Реформы Хрущёва»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 1 курса

                                  Милова Е.С.

 

                                                                            Проверил: Доктор юридических наук

                                                                                                            Мигунова Т.Л.

 

 

 

                               Нижний Новгород 2014г.

                                       Содержание 

Введение                                                                                                                 3

§1. Государственное управление в период 50х-60х гг.                                      5

§1.2 Высший и местный государственный аппарат в СССР в                     7

        50-60 годы XX в.                                                                                    

§1.3  Органы управления промышленностью в СССР в 1950-1960 годы     12

           XX в.

§1.4  Органы управления другими отраслями народного хозяйства в      15

         СССР в 50-60 годы XX в.

§1.5. Органы управления социально-культурной сферой в СССР             18

          в 50-60 годы XX в.

§1.6. Орган управления административно-политической сферой в СССР     21

            в 50-60 годы XX в.

 

§2 Новый курс в деревне.                                                                              24

      Меры по подъему сельского хозяйства

 

§ 2.1 Целинная «Эпопея»                                                                               26

§ 2.2 XX съезд: разоблачение «культа личности»                                       27

§ 2.3 Реформа управления экономикой                                                        29

§ 2.4 Успехи и неудачи аграрной политики                                                 31

§ 2.5  Реформа школы                                                                                   32

§ 2.6 Новая социальная политика                                                                 33

§2.7 Новочеркасские события                                                                      35

§2.8 В поисках выхода                                                                                  36

Заключение                                                                                                    38

Список используемой литературы                                                               39

 

 

 

 

 

                            Введение

 

      Тема Хрущевских реформ — одна из самых популярных в публицистике и исторических исследованиях последних лет.

     Популярность эта не случайна. Сам характер времени, известного громкими начинаниями и столь же оглушительными провалами, колоритная личность главного героя эпохи, дающая повод для самых разноречивых суждений, наконец, весьма близкие аналогии с современностью — все это питает научный и общественный интерес к проблемам «великого десятилетия».

     Можно, конечно, по-разному относиться к Н. Хрущеву, его проектам и идеям, по-разному оценивать накопленный в тот период опыт общественной модернизации.

     Однако при всех «плюсах» и «минусах» 50-е — начало 60-х годов интересны для современников уже тем, что именно тогда начинали формироваться элементы новой политической культуры, культуры реформаторства.

     Процесс этот так и остался не завершенным.О чем лучше всего свидетельствуют реалии сегодняшнего дня. Последнее обстоятельство — еще один повод, чтобы вновь вернуться к опыту сорокалетней давности.

Н. С. Хрущев, став  секретарем ЦК КПСС, и получив возможность через партийный аппарат реально влиять на ситуацию. Он по собственной инициативе поставил задачу разоблачить «культ личности», создать прочные гарантии против его повторения. Свое предназначение как лидера страны Хрущев видел в том, чтобы дать мир и благосостояние советскому народу. Однако личная причастность Хрущева к репрессиям, ограниченный политический кругозор, недостаточная общая культура не позволили ему быть до конца последовательным. Он неясно представлял средства для достижения поставленных целей.

     В экономике Хрущев видел задачу в основном в изменении методов руководства министерствами, Госпланом, но не смог подняться до осознания необходимости глубоких структурных реформ.

     Не был готов Хрущев к демократизации общественных институтов, а также к тому, чтобы по-настоящему включить в борьбу за реформы широкие слои общества. Хрущевская альтернатива не была безупречной, но она в большей мере отвечала потребностям развития страны, интересам партийно-государственной номенклатуры, потому победил курс на медленное освобождение от пут сталинизма, модернизацию советской системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

    §1. Государственное управление в период 50х-60х гг

         СССР вышел победителем из второй мировой. Советский народ получил возможность вернуться к мирному созидательному труду. Значительно укрепились международные позиции СССР, он превратился в одну из двух сверх держав, ликвидировал монополию США на обладание ядерным оружием, возглавил социалистическое содружество государств. В 1949 г по его инициативе образуется Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), в 1955г. - Организация Варшавского договора. В то же время раскол мира на две системы и начало «холодной войны» между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции втянула СССР в разорительную гонку вооружений, вынуждавшую направлять огромные средства на создание и поддержание паритета с США и их союзниками по НАТО в военной области.  

     После смерти Сталина (1953) начался этап либерализации внутренней и внешней политики СССР, получивший название десталинизации, или хрущевской оттепели. Были осуществлены меры по демократизации общественно-политической жизни страны, создано коллективное руководство партией и государством, прекращены репрессии и начата реабилитация их жертв, расширены права союзных республик, предприняты шаги по нормализации отношений с капиталистическими странами. Однако десталинизация проводилась непоследовательно и оказалась заложницей борьбы за власть борьбы внутри коллективного руководства. Во второй половине 50-х годов Н.С. Хрущев добился политического лидерства в стране, соединив в своих руках посты Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР. Принятая по его инициативе программа «развернутого коммунистического строительства», предусматривающая выход СССР на наивысшие в мире экономические и социальные показатели, не соответствовала возможностям страны. Склонность Н.С. Хрущева к непродуманным экономическим и политическим экспериментам, разрыв между словами и делами привели к ухудшению экономического положения в стране, нарастанию недовольства его политикой и в «верхах» и в «низах» общества, к дестабилизации системы управления.

     В октябре 1952 году состоялся XIX съезд КПСС. Он внес поправки в Устав партии, изменившие структуру ее руководящих органов. Высшим партийным органом остался съезд, на котором избирали новый состав Центрального комитета. Предусматривался регулярный созыв пленумов ЦК. Вместо политбюро для руководства деятельностью ЦК между пленумами создавался Президиум ЦК. По сравнению с Политбюро его состав увеличивался почти вдвое. На октябрьском (1952) Пленуме ЦК были избраны 25 членов и 11 кандидатов в члены Президиума ЦК. Функции проверки исполнения решений партии и подбора кадров возлагались на секретариат ЦК, состав которого так же расширялся.

     В сентябре 1953 года Пленум ЦК учредил пост Первого секретаря ЦК, на который был избран Н.С. Хрущев.

     В 1950-1960-х годах происходило укрепление политической роли Президиума ЦК в структуре руководящих партийных органов. В октябре 1964 г. члены Президиума ЦК, не довольные политикой Н.С. Хрущева, сумели через Пленум ЦК провести решение об освобождении его с постов Первого секретаря ЦК и Председателя Совета Министров СССР. Первым секретарем был избран Л.И. Брежнев.

     На XXIII съезде партии (март-апрель 1966 г.) Президиум ЦК переименовывается в Политбюро ЦК, а должность Первого секретаря - в Генерального секретаря. Эти перемены не сопровождались изменением содержания деятельности данных органов.

     В 1960-е годы начинают складываться организационные основы КПСС и организационный механизм партийного руководства советским обществом. Верховный орган партии -   съезд КПСС, созывавшийся в соответствии с Уставом не реже одного раза в пять лет, - заслушивал отчеты ЦК, обсуждал очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики и основные направления экономического и социального развития СССР на предстоящую пятилетку, избирал ЦК партии, решал другие вопросы партийной и государственной жизни. Пленум ЦК выбирал Генерального секретаря, формировал постоянно действующие руководящие органы партии - Политбюро, Секретариат, Комитет партийного контроля. Политбюро являлось коллективным руководящим органом, а секретари ЦК отвечали за конкретный участок работы - идеологию, международные вопросы, сельское хозяйство, промышленность и т.д.

 

§1.2 Высший и местный государственный аппарат в СССР в

                                        50-60 годы XX в.

     Высшим органом государственной власти СССР по Конституции СССР 1936 г. являлся Верховный Совет СССР. Он избирался гражданами СССР на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на четыре года. Верховный Совет был правомочен решать все вопросы, отнесенные к ведению Союза ССР в том числе: принятие и внесение изменений в Конституцию СССР, принятие в состав СССР новых союзных республик, образование новых автономных республик и областей, утверждение государственных планов экономического и социального развития, государственного бюджета и отчета о его исполнении, создание подотчетных ему органов. С созданием Верховного совета СССР прекратили свое существование съезды Советов СССР.

     Верховный Совет СССР первого созыва был избран в декабре 1937 года и приступил к работе в 1938 году. В 1946 году прошли выборы Верховного Совета СССР второго созыва. Основной формой работы Верховного совета являлась сессия. При Сталине имело место нарушение конституционных сроков созыва сессий Верховного Совета не только во время войны, но и в после военный период. С 1954 года сессии Верховного Совета стали проводится в строгом соответствии с Конституцией, то есть не менее двух сессий в год.

      Верховный Совет СССР состоял из двух равноправных палат - Совета Союза и Совета Национальностей. Палаты различались по способу формирования. Каждая палата избирала своего председателя, руководившего заседаниями, и его заместителей, а так же совещательный орган - Совет старейшин, на который возлагалось проведение организационной работы: определение повестки дня, установление регламента и т.д. Если проводились совместные заседания палат, то председатели вели их поочередно.

      Палаты могли создавать постоянные комиссии. В задачи постоянных комиссий входили разработка законопроектов по собственной инициативе или по поручению палаты, подготовка заключений или поправок к ним, контроль за выполнением министерствами и ведомствами Конституции СССР и других законов.

       Постоянно действующим высшим органом государственной власти являлся Президиум Верховного Совета СССР. Он избирался на первой сессии Верховного Совета нового созыва и был ответственен перед ним. Он устанавливал систему и компетенцию центральных государственных органов по руководству народным хозяйством и социально - культурной сферой, образовывал министерства и ведомства, назначал и смещал министров и других должностных лиц. Указы Президиума Верховного Совета подлежали утверждению на сессии Верховного Совета. Руководил деятельностью Президиума его Председатель. Эту должность в 50-60 годы XX в. последовательно занимали Н.М. Шверник (1946-1953), К.Е. Ворошилов (1953-1960), Л.И. Брежнев (1960-1964), А.И. Микоян (1964-1965), Н.В. Подгорный (1965-1977) и другие.

      В систему органов государственного управления СССР входили правительство СССР, правительства союзных республик, министерства и ведомства СССР и союзных республик.

      Высшим органом государственного управления являлось правительство СССР. Конституция СССР 1936 года[1] определила его как «высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти».    Правительство образовывалось Верховным Советом СССР и было ему подотчетно. В его состав включались Председатель Совета Министров, его заместители, министры и председатели никоторых комитетов при правительстве. Количественный состав Совета Министров постоянно менялся. Будучи органом государственного управления общей компетенции, Совет министров СССР осуществлял общее руководство народным хозяйством, социально-культурной сферой, развитием науки, обороной, внешней политикой, охраной общественного порядка и т.п. Он был наделен правом приостанавливать действие постановлений и распоряжений правительств союзных республик, отменять приказы и инструкции министерств. Совет министров непосредственно контролировал исполнение своих актов.

Информация о работе Реорганизация государственного аппарата в 50х-60х гг. «Реформы Хрущёва»