Реорганизация государственного аппарата в 50х-60х гг. «Реформы Хрущёва»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 12:52, реферат

Описание работы

Популярность эта не случайна. Сам характер времени, известного громкими начинаниями и столь же оглушительными провалами, колоритная личность главного героя эпохи, дающая повод для самых разноречивых суждений, наконец, весьма близкие аналогии с современностью — все это питает научный и общественный интерес к проблемам «великого десятилетия».

Содержание работы

Введение 3
§1. Государственное управление в период 50х-60х гг. 5
§1.2 Высший и местный государственный аппарат в СССР в 7
50-60 годы XX в.
§1.3 Органы управления промышленностью в СССР в 1950-1960 годы 12
XX в.
§1.4 Органы управления другими отраслями народного хозяйства в 15
СССР в 50-60 годы XX в.
§1.5. Органы управления социально-культурной сферой в СССР 18
в 50-60 годы XX в.
§1.6. Орган управления административно-политической сферой в СССР 21
в 50-60 годы XX в.
§2 Новый курс в деревне. 24
Меры по подъему сельского хозяйства
§ 2.1 Целинная «Эпопея» 26
§ 2.2 XX съезд: разоблачение «культа личности» 27
§ 2.3 Реформа управления экономикой 29
§ 2.4 Успехи и неудачи аграрной политики 31
§ 2.5 Реформа школы 32
§ 2.6 Новая социальная политика 33
§2.7 Новочеркасские события 35
§2.8 В поисках выхода 36
Заключение 38
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Federalnoe_agentstvo_morskogo_i_rechnogo_transp.docx

— 74.33 Кб (Скачать файл)

      В систему органов управления торговлей входили Министерство внешней торговли и Министерство торговли. Министерство внешней торговли являлось общесоюзным ведомством и ведало торговыми операциями с зарубежными странами. Министерство торговли имело статус союзно-республиканского ведомства и руководило государственной оптовой и розничной торговлей через одноименные министерства союзных республик. С марта по август 1953 года оба министерства входили в одно ведомство. В январе 1955 года для развития экономического сотрудничества со странами Восточной Европы было создано Главное управление по делам экономических связей со странами народной демократии при Совмине СССР, преобразованные в 1957 г. в Госкомитет по внешнеэкономическим связям.Приход к территориальной системе управления промышленностью и строительством повлек за собой временную ликвидацию (с1958 по 1965 гг.) Министерства торговли СССР.

    В СССР существовала плановая экономика. Первый общегосударственный плановый орган - Государственная плановая комиссия при Совете труда и обороны (Госплан) - появился в июле 1923 г. С 1936 года Государственная плановая комиссия действовала при Совнаркоме. Согласно Конституции СССР 1936 года утверждение перспективных и текущих планов экономического развития возлагалось на высшие органы государственной власти, а их непосредственная разработка на Госплан.

      В 1948 году Государственная плановая комиссия была преобразована в Государственный плановый комитет. Это, однако, не отразилось на его компетенции и характере деятельности. В годы хрущевских реформ управления народным хозяйством Госплан дважды, в 1955-1957 гг и в 1959-1962 гг., разукрупнялся на два ведомства: по перспективному планированию и по текущему планированию. С 1965 года и перспективное и текущее планирование было сосредоточено в едином государственном органе - Госплане СССР.

     Центральным органом руководства финансовой, кредитной и денежной системой страны являлся Наркомат финансов, переименованный в 1946 году Министерство финансов. Минфин имел статус союзно-республиканского органа. С 1946 года по 1954 год в его непосредственном подчинении находился Государственный Банк СССР, перешедший затем в ведение правительства.

§1.5. Органы управления социально-культурной сферой в СССР в 50-60 годы XX в.

      Становление административно-командной системы и связанная с ней централизация управления привели к постепенному ограничению самостоятельности союзных республик в решении вопросов социально-культурного строительства. До начала Великой Отечественной войны федеральные органы управления были образованы для науки, высшего и среднего профессионального образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта. В послевоенный период и для руководства школьным образованием создается федеральный орган управления - союзно-республиканское Министерство просвещения (1966). Лишь органы социального обеспечения на всем протяжении существования СССР оставались республиканским ведомством.

      В 1946 Всесоюзный комитет по делам высшей школы и Главное управление трудовых резервов преобразуются соответственно в Министерство высшего образования и Министерство трудовых резервов. Эта реорганизация сопровождалась передачей в непосредственное ведение Министерства высшего образования СССР более 300 вузов, находившихся до этого в административном подчинении различных министерств и ведомств.

      В марте 1953 года Министерство высшего образования и Министерство трудовых резервов вошли в состав Министерства культуры. В марте 1954 года они были вновь восстановлены как самостоятельные ведомства. В 1959 году Министерство высшего образования переименовывается в Министерство высшего и среднего специального образования, а Главное управление трудовых резервов (под таким названием оно выделилось в 1954 г. из Министерства культуры) - в Госкомитет по профессионально-техническому образованию. Оба ведомства с 1954 года имели статус союзно-республиканского органа. В 1966 году такой же статус получило Министерство просвещения, являвшееся до этого республиканским ведомством.

       Первый специальный орган управления наукой - Комитет по заведованию учеными и учебными учреждениями функционировал с 1926 по 1938 г. Однако централизованная система руководства наукой в СССР не сложилась. Причины этого заключались в организации самой науки, существовавшей в трех организационно - правовых формах: академическая наука, представленная Академией наук СССР, ее институтами, отделениями и филиалами, а так же республиканскими академиями наук, находилась в ведении правительства СССР и правительств союзных республик; отраслевая наука - система отраслевых научно - исследовательских институтов и отраслевых академий (Академия педагогических наук, Академия медицинских наук, Академия сельскохозяйственных наук и т.д.) - в ведении государственных органов, осуществлявших управление соответствующими вузами.

      С целью координации научных работ в масштабах страны, преодоления ведомственной разобщенности и выработки единой научно - технической политики в 1965 г. был образован общесоюзный Государственный комитет по науки и технике.

       В первые годы существования Советского государства управление культурой находилось в ведении Наркомата просвещения.

       После войны органы управления культурой и искусством не однократно подвергались реорганизациям. В 1953 году шесть ведомств этой отрасли (Комитет по делам искусств, Министерство кинематографии, Комитет радиоинформации, Комитет радиовещания, Совинформбюро и Главное управление полиграфической промышленности, издательств и книжной торговли) и два образовательных ведомства (Министерство высшего образования и Министерство трудовых резервов) слились в союзно-республиканское Министерство культуры. В таком виде это министерство просуществовало недолго. В 1954 году из него выделились образовательные ведомства. Дальнейшая реорганизация Министерства культуры велась по двум направлениям:

1) расширение прав союзных республик, в ведение одноименных министерств, которых было передано большое  число учреждений культуры,

2) создание самостоятельных федеральных  органов для управления отдельными подотраслями.

      В 1957 году создается Госкомитет по радиовещанию и телевидению, переименованный в 1959 году в Госкомитет по телевидению и радиовещанию, в 1963 году - Госкомитет по кинематографии и Госкомитет по печати.

      Характерной чертой государственного управления культурой и искусством являлось нередко личное вмешательство первых лиц государства (особенно И.В. Сталина и Н.С. Хрущева) в процесс культурного творчества, когда в соответствии с их субъективными восприятиями и пристрастиями менялись приоритеты в культурной и идеологической политике.

     Охрана труда являлась единственной отраслью социально - культурной сферы, с самого начала отнесенной к совместному ведению Союза ССР и союзных республик. Лишь в середине 1950-х годов для управления этой отраслью был образован государственный орган. Им стал Госкомитет по вопросам труда и заработной платы.

      В 1946 году Наркомат здравоохранения был переименован в Министерство здравоохранения. В 1946-1948 годах и с 1967 года в качестве самостоятельного ведомства действовало Министерство медицинской промышленности.

 

§1.6. Орган управления административно-политической сферой в СССР в 50-60 годы XX в.

       В первые послевоенные годы система управления обороной страны не отличается стабильностью. В 1950 году Министерство вооруженных сил было разукрупнено на Военное министерство и Военно-морское министерство. Во время общей реорганизации министерств в 1953 году их вновь объединяют в одно ведомство - Министерство обороны СССР. Организация управления вооруженными силами страны была строго централизована. Министерство обороны осуществляло свои функции на всей территории СССР, а так же в отношении советских войск, находившихся за рубежом. В центральный аппарат Министерства обороны входили: Генеральный штаб, управление видами вооруженных сил (сухопутных войск; военно-воздушных сил; военно-морского флота; войск ПВО; специальных войск), и т.д.

      В систему местных органов Министерства обороны входили:

1) органы управления военных  округов, групп войск, округов ПВО, флотов во главе с командующими, военными советами и штабами, которые имели экстерриториальное  построение и подчинялись только  Министерству обороны;

2) военные комиссариаты, образовавшиеся  в соответствии с административно-территориальным  делением и находившиеся в  двойном подчинении - вышестоящим  органам Министерства обороны  и местным Советам.

     Начавшаяся в 1950-х годах либерализация политического строя потребовала реорганизации контрольных органов. В 1957 году вместо Министерства Государственного контроля создается Комиссия советского контроля. Ее компетенция распространялась не только на государственные, но и на общественные и военные учреждения. К участию в ее работе привлекались широкие слои советской общественности. В 1962 году было решено вернуться к системе двуединого партийно-государственного контроля, существовавшей еще во времена В.И. Ленина. Комитет партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совмина СССР функционировал три года. В 1965 году он был разделен на Комитет народного контроля при Совете министров СССР и Комитет партийного контроля при ЦК КПСС.

      В области охраны общественного порядка и государственной безопасности управления осуществляли Наркомат внутренних дел и Наркомат государственной безопасности.

      В марте 1953 года при общей реорганизации министерств МВД и МГБ объединяются в одно ведомство - Министерство внутренних дел во главе с Л.П. Берией. В июне 1953 года Берия был снят с должности и арестован. Позднее, в декабре 1953 года по решению суда его расстреляли. Это положило начало перестройке аппарата МВД: было упразднено особое совещание при МВД, восстановлен нормальный порядок расследования и судебного разбирательства дел, обновлен личный состав министерства. В марте 1954 года из МВД СССР выделился союзно-республиканский Комитет государственной безопасности (КГБ).

      КГБ функционировал в качестве самостоятельного органа с 1954 года по 1991 года. К его основным задачам относились: государственная безопасность, расследование государственных преступлений, разведывательная и контр разведывательная деятельность, охрана государственных границ, принятие мер по охране документов и сведений, составляющих государственную тайну, борьба с терроризмом. В 1960-е годы КГБ возглавлял деятельность, направленную против диссидентского движения.

     В октябре 1964 года при активном участии КГБ был смещен со своих постов Первый секретарь ЦК КПСС и Председатель Совета Министров СССР Н.С. Хрущев.

      После выделения КГБ в самостоятельный орган Министерство внутренних дел сосредоточилось исключительно на охране общественного порядка. В 1960 году в соответствии с политическим курсом на расширение прав союзных республик МВД СССР было ликвидировано, а его функции отошли республиканским МВД. В феврале 1962 года МВД союзных республик переименовываются в министерства охраны общественного порядка. Новое название должно было подчеркнуть, на каких основаниях предполагалось строить деятельность этих органов. Однако ликвидация МВД СССР себя не оправдала. В июле 1966 года восстанавливается союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка СССР, а в ноябре 1968 года ему возвращается прежнее название - Министерство внутренних дел. На МВД было возложено: обеспечение общественного порядка, предупреждение, пресечение и расследование преступлений, организация работы по обеспечению пожарной безопасности и безопасности дорожного движения (служба ГАИ), паспортный контроль и содержание мест заключения.

 

 

 

 

 

 

§2 Новый курс в деревне.

Меры по подъему сельского хозяйства

 

     К началу 50-х годов в наиболее сложном положении оказалось сельское хозяйство страны. Заявление Г. М. Маленкова на XIX съезде КПСС (1952 г.) «об окончательном и бесповоротном решении зерновой проблемы» было откровенной фальсификацией. Во всех республиках ощущалась острая нехватка зерна, мяса, сахара. Реальный сбор урожая в 1949 — 1952 гг. был не намного выше дореволюционного, так же как и средняя урожайность.

     В то же время численность населения страны выросла почти на сорок миллионов человек. В 1952 г. Страна собрала не 8 млрд. пудов, как это было официально заявлено, а всего 5,6 млрд. пудов зерна. Колхозы и совхозы сдали даже часть семенного фонда. Но зерна не хватало даже для текущих потребностей, приходилось использовать государственные резервы.       Поголовье скота и производство мяса было ниже, чем в 1916. Российская деревня жила фактически на грани голода.

      Незначительные капитальные вложения первых послевоенных лет были

направлены в наиболее пострадавшие от войны западные области и республики страны и мало коснулись российского Нечерноземья, районов Сибири и Дальнего Востока. Колхозы Российской Федерации, Украины, Белоруссии, являясь основными поставщиками сельхозпродуктов страны, были вынуждены отдавать почти все производимое ими в «закрома Родины».

      Деревня с 20-х годов развивалась как сырьевой придаток города. Обмен

продукцией между ними не был эквивалентным. Не до конца оправившаяся от военных разрушений, деревня давала обществу больше, чем получала.

Заготовительные цены во много раз были ниже рыночных цен.

       В 1953 г., как и четверть века назад, государство платило колхозам около 80 копеек за центнер зерна. Затраты же на его производство составляли шесть рублей. Цены на картофель не возмещали даже расходов по его доставке на заготовительные пункты.

Налоги, платежи, производственные расходы, отчисления в неделимый фонд

поглощали 68 % денежных доходов колхозов России (против 51% в 1940 г.).

Дорого обходились колхозам услуги МТС — в 1/5 урожая зерновых. В результате колхозы России за редким исключением были убыточными. Убытки погашались за счет государственных кредитов, которые чаще всего просто списывались. Вследствие подобной политики сельское хозяйство фактически было отсталым, крестьянский труд — тяжел и непривлекателен. Сами крестьяне утрачивали интерес к земле, стремились уехать в город. Каждый год деревня теряла около двух миллионов человек.

      Н. С. Хрущев первым среди руководителей страны сказал правду о тяжелом положении российской деревни. Но его первые попытки еще при жизни Сталина несколько сгладить антикрестьянскую направленность аграрной политики успехом не увенчались. И лишь в сентябре 1953 г. на Пленуме ЦК КПСС была предпринята попытка перехода от административных к экономическим методам хозяйствования на селе: если стране  необходимо продовольствие, то крестьянам надо платить.

Информация о работе Реорганизация государственного аппарата в 50х-60х гг. «Реформы Хрущёва»