Реорганизация государственного аппарата в 50х-60х гг. «Реформы Хрущёва»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 12:52, реферат

Описание работы

Популярность эта не случайна. Сам характер времени, известного громкими начинаниями и столь же оглушительными провалами, колоритная личность главного героя эпохи, дающая повод для самых разноречивых суждений, наконец, весьма близкие аналогии с современностью — все это питает научный и общественный интерес к проблемам «великого десятилетия».

Содержание работы

Введение 3
§1. Государственное управление в период 50х-60х гг. 5
§1.2 Высший и местный государственный аппарат в СССР в 7
50-60 годы XX в.
§1.3 Органы управления промышленностью в СССР в 1950-1960 годы 12
XX в.
§1.4 Органы управления другими отраслями народного хозяйства в 15
СССР в 50-60 годы XX в.
§1.5. Органы управления социально-культурной сферой в СССР 18
в 50-60 годы XX в.
§1.6. Орган управления административно-политической сферой в СССР 21
в 50-60 годы XX в.
§2 Новый курс в деревне. 24
Меры по подъему сельского хозяйства
§ 2.1 Целинная «Эпопея» 26
§ 2.2 XX съезд: разоблачение «культа личности» 27
§ 2.3 Реформа управления экономикой 29
§ 2.4 Успехи и неудачи аграрной политики 31
§ 2.5 Реформа школы 32
§ 2.6 Новая социальная политика 33
§2.7 Новочеркасские события 35
§2.8 В поисках выхода 36
Заключение 38
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Federalnoe_agentstvo_morskogo_i_rechnogo_transp.docx

— 74.33 Кб (Скачать файл)

      Итог реформы оказался неутешительным: общеобразовательный потенциал общества снизился. С осени 1964 г. средняя школа вновь стала десятилетней.

    

§ 2.6 Новая социальная политика

 

Из всех реформ, осуществленных в хрущевское «великое десятилетие», наибольшее воздействие на дальнейшее развитие советского общества имели преобразования в социальной сфере.

Обратной стороной успехов в послевоенном восстановлении хозяйства в Советском Союзе был низкий уровень жизни и сверхвысокая норма эксплуатации трудящихся. Чтобы создать видимость материального благополучия в Москве, Ленинграде, некоторых других крупных промышленных центрах, туда свозились товары и продукты, производимые в стране. Всевозможными способами деньги изымались из деревни. Росло число натуральных и денежных налогов с населения, принудительно размещаемых займов.

     В течение семи лет после денежной реформы 1947 г. проводились массовые снижения розничных цен на товары народного потребления. Их главная цель была чисто политической: наглядно подтвердить «заботу» партии и правительства о народе. Безусловно, был в политике снижения цен и экономический, антиинфляционный расчет: к 1952 г. индекс цен снизился наполовину по сравнению с высоким уровнем 1946 г., но тем не менее оставался в 2 раза выше уровня последнего предвоенного года.

       За семь лет для многих современников стала очевидна и другая закономерность: после очередного снижения цен неизменно увеличивалась сумма подписки на государственный заем, снижались расценки и зарплата рабочих и служащих. Закономерным итогом такой социальной политики к 1953 г. стал всеобщий дефицит элементарных потребительских товаров, усиление социального неравенства. Реальным единственным достижением социальной политики послевоенного времени явилось расширение системы образования и здравоохранения.

      Начало перестройки социальной политики было положено летом 1953 г., когда Председатель Совета Министров Г. М. Маленков публично назвал неотложной задачу в 2 — 3 года резко повысить обеспеченность населения

продовольственными и промышленными товарами.  Уже к 1955 г. произошли

определенные сдвиги к лучшему. Продажа населению мяса увеличилось в  2,2 раза,  масла — в  1,58 раза,  одежды и белья — почти в 2 раза, мебели — более чем в 3 раза. Первые крупные шаги были сделаны в решении самой острой социальной проблемы — жилищной.

     На XX съезде была выдвинута широкая программа повышения жизненного уровня, включавшая в себя сокращение рабочего времени, массовое жилищное строительство, повышение заработной платы низкооплачиваемым работникам и целый ряд других важных преобразований. Их реализация в последующие годы не была последовательной и не носила комплексного характера.

    

 

 

§2.7 Новочеркасские события

 

     1962 год стал годом крушения хрущевской «оттепели» и всех надежд, которые она породила в обществе. В стране вновь возникла необходимость распределять дефицитные продукты по талонам и карточкам. Решение руководства страны повысить с июня 1962 г. цены на мясо, молоко и масло, «чтобы способствовать быстрому увеличению продуктов животноводства», вызвало взрыв возмущения в стране. В донесениях КГБ, которые непрерывно шли в ЦК КПСС, сообщалось о выступлениях в Риге, Киеве, Москве; призывы к забастовкам раздавались в Ленинграде, Иванове, Магнитогорске. Смысл «подстрекательских» высказываний сводился к тому, что новые цены следует отменить, изыскать необходимые стране средства не за счет трудящихся, а отказавшись, например, от помощи слаборазвитым странам, снизив зарплату высокооплачиваемым чиновникам, или найти какие-либо другие пути решения проблемы. Народ увидел в повышении цен попытку

власти решить свои проблемы за счет масс.

       В городе Новочеркасске повышение цен совпало с очередным снижением расценок (т. е. фактическим уменьшением зарплаты) на крупнейшем предприятии Новочеркасска — электровозостроительном заводе (НЭВЗе). Первого июня, когда стало известно о новых ценах, у заводоуправления стихийно собрался митинг. Рабочие требовали сообщить правительству о том, что они в знак протеста прекращают работу. Решили утром с красными флагами и портретами Ленина идти к горкому партии. Послали делегации на другие предприятия с призывом поддержать их. Местные власти «обычную» забастовку сумели представить как антисоветский бунт и личный выпад против Хрущева.

     В ночь на 2 июня к заводу направили войска и танки. Решение применить оружие против демонстрантов было принято спешно приехавшими  в   «бунтующий»   Новочеркасск  членами Президиума и секретарями ЦК КПСС Козловым, Микояном, Полянским, Кириленко, Ильичевым, Шелепиным и согласовано с Хрущевым. Стрельба из автоматов по безоружным людям, заполнившим площадь перед горкомом, не была спровоцирована нападением на солдат. Расстрел был хладнокровно подготовлен и не менее хладнокровно осуществлен. Причем солдаты внутренних войск, стоявшие в оцеплении, большей частью стреляли поверх голов. Ряд офицеров отказались дать приказ танкам идти на демонстрантов.

     События в Новочеркасске тщательно скрывались от населения страны. Правду о них народ узнал лишь в начале 90-х годов.

    

§2.8 В поисках выхода

 

      Нарастание экономических трудностей — а в конце 50-х годов к ним прибавились и экологические проблемы — поставило руководство страны перед выбором: либо изменения в коренных основах социалистического строя, чего не желало ни руководство страны, ни вся партийно-хозяйственная элита, либо путь очередных реорганизаций административно-командной системы. Отвергнув первое, с конца 50-х годов руководство начинает развивать идею рывка к коммунизму.

     Поддержка бригад «коммунистического труда», атака на приусадебные хозяйства, усиление борьбы с любыми отклонениями от общественных стандартов — от ширины брюк до абстрактного искусства — означали отход от первоначального варианта реформ.

     Следующим закономерным шагом в этом ряду стал поворот к форсированному строительству коммунизма, провозглашенному на XXII съезде КПСС в октябре 1961 г. В

Программе КПСС говорилось о том, что в ближайшее десятилетие (1961 —

1970) СССР, «создавая  материально-техническую базу коммунизма, превзойдет по производству продукции на душу населения наиболее мощную и богатую страну капитализма — США; значительно поднимется материальное благосостояние и культурно-технический уровень трудящихся». На второе десятилетие (1971 — 1980) планировалось создать мощную материально-техническую базу коммунизма, которая бы обеспечила изобилие материальных и культурных благ для всего населения.

      Однако, Хрущев, очевидно, начал осознавать, что аппаратными методами и приемами остановить нарастающие негативные тенденции невозможно. Но и стоять на месте было нельзя, нужно было «накормить, одеть и обуть народ».

      Неудачей окончилась попытка в ноябре 1962 г. разделить обкомы и райкомы КПСС на промышленные и сельские. Принятое решение вызвало серьезное недовольство партийных и хозяйственных руководителей всех рангов. В результате эффективность народного хозяйства не увеличилась, но зато возросла численность управленческого аппарата, выросла и сила бюрократии. Хрущев безуспешно пытался ослабить это влияние, сократить государственный аппарат.

      В начале 60-х годов Хрущев предпринял последнюю попытку порвать со сталинским наследием. На XXII съезде начался новый виток антисталинской кампании. Достоянием гласности стали новые факты террора, из партии были исключены наиболее близкие соратники Сталина: Каганович, Маленков и др.

     25 апреля 1962 г. на сессии Верховного Совета СССР Хрущев выступил с

предложением о разработке проекта новой Конституции. Он заявил, что

Конституция 1936 г. устарела в своих основных положениях и необходимо отразить новый этап в развитии советского общества и государства. На сессии была образована Конституционная комиссия под председательством Н. С. Хрущева.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           Заключение

      В 1964 году завершилась политическая деятельность 
Н.С.Хрущёва, в течение десяти лет возглавлявшего Советский Союз. Его десятилетие реформ было очень трудным временем. Именно на это время приходится начало разоблачения преступлений сталинской системы.  Удивительным и на первый взгляд не логичным кажется поступок Н.С.Хрущёва, бывшего "своим человеком" в окружении Сталина. Его доклад на ХХ съезде КПСС произвел эффект разорвавшейся бомбы не только в СССР, но и во всем мире. Рухнули старые догмы и старые мифы. Люды увидели реалии тоталитаризма. Страна замерла, а за тем постепенно началось возрождение Советского Союза. Реформы сыпались одна за другой.  

      Причиной многих неудач Н.С.Хрущёва, действительно, была спешка и его взрывной характер. Однако во всех его делах всегда четко просматривалось стремление к тому, чтобы наша страна была первой. И она действительно была первой. Без Советского Союза отныне не решался ни один важный международный вопрос. Цена побед советских людей была немалой. Мировое лидерство предъявило счёт, и этот счёт был немалый. Всё меньше средств оставалось в бюджете на улучшение жизни рядового советского человека. Естественно, это не вызывало восторга людей. Но всё же забота о нуждах проявлялась не на словах, а на деле.

      В магазинах появлялось всё больше и больше промышленных товаров. Стремилось накормить людей сельское хозяйство. Однако трудности продолжали иметь место. На этих трудностях и сыграла оппозиция Н.С.Хрущёва. Он был лишён всех государственных и правительственных постов.

 

 

 

 

                          Список используемой литературы

1.Зеленин  И.Е. Аграрная политика И.С. Хрущева  и сельское хозяйство 

           страны // Отечественная история - 2000 №1.

 

2.Можаева Н.Г. История государственного управления в России - М., 2007.

3.Омельченко Н.А. История государственного управления в России - М., и  

       2007.

 

4.Наумов Л. Я. «Н. С. Хрущев и реабилитация жертв массовых политических

    репрессий» // «Вопросы истории», № 4.

 

5.Солженицын А. И. «Архипелаг ГУЛАГ». Т.3., М., 1991 г.

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Реорганизация государственного аппарата в 50х-60х гг. «Реформы Хрущёва»