Римское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 05:54, реферат

Описание работы

Глубокое уважение римлян к своим правовым традициям и особенно благоговейное отношение к Законам XII таблиц не позволяли им открыто отказаться от этого исторического памятника. Но существенные изменения в экономической и политической жизни Рима сделали необходимым фактический отказ в повседневной правовой практике от устаревших норм Законов XII таблиц и квиритского права в целом. Возникла насущная необходимость в создании новых форм правотворчества, более гибких и позволяющих учитывать меняющиеся общественные условия.

Файлы: 1 файл

Источники права в классический период и постклассический.docx

— 53.14 Кб (Скачать файл)

Содержание Дигест весьма широко и разнообразно. В них рассматриваются  некоторые общие вопросы правосудия и права, обосновывается деление  права на публичное и частное, дается очерк возникновения и  развития римского права, излагается понимание  закона и т.д. Сравнительно немного, места отведено публичному праву, главным  образом в последних книгах (47—50), где говорится о преступлениях  и наказаниях, о процессе, правах фиска, городском управлении, военном  пекулии и т.п. Представлены здесь  и вопросы, относящиеся к сфере  международного права: ведение войны, прием и отправка посольств, статус иностранцев, и т.д.

Наиболее полно в Дигестах представлено частное право. Особенно много внимания в них уделено  наследованию (по Закону и завещанию), брачным отношениям, вещному праву, различным видам договоров. Здесь  отразились многие новые тенденции, характерные для постклассического  римского права: слияние преторского  и цивильного права и устранение многих формальностей последнего (например деления вещей на манципируемые  и неманципируемые), смягчение отцовской  власти, стирание различий между легатами и фидеикомиссами и т.д. В стремлении приспособить римскую классическую юриспруденцию к византийской действительности в VI в. комментаторы нередко искажали первоначальный текст, включали новые  положения, причем делая это от имени  цитируемого автора (интерполяции). Вероятно, целый ряд изменений  в классических текстах был осуществлен  не непосредственно компиляторами, а составителями копий работ, которыми они пользовались и в  которые ранее на полях рукописи и между строчками были внесены  уже вставки и исправления. Выделение  интерполяций и глоссем, позволяющее  различать классическое и постклассическое право, составляет одно из наиболее важных направлений в современной романистике.

Дигесты написаны на латыни, но многие термины, а иногда и целые  извлечения (из Марциана, Папиниана  и Модестйна) даны по-гречески. Придав Дигестам силу закона, Юстиниан запретил их комментирование, а также ссылки на старые законы и сочинения юристов.

Первоначальный текст  Дигест Юстиниана не сохранился. Наиболее древняя и полная копия (флорентийская  рукопись) относится к VI или VII вв. Сохранился также ряд копий Дигест Юстиниана, составленных в XI—XII вв., но в них  были допущены значительные сокращения, а также значительные искажения  текста (так называемые "вульгата").

Своеобразной частью кодификации  Юстиниана являются Институции —  элементарный учебник права, обращенный императором к "юношеству, любящему законы". Для составления Институций по указанию Юстиниана в 530 году была составлена специальная комиссия из Трибониана (председатель) и профессоров  права Феофила и Дорофея. Последние  и являются фактическими авторами Институций Юстиниана, поскольку Трибониан  в это время был занят-подготовкой  Дигест. Институций были изданы 21 ноября 533 года и в том же году (одновременно с публикацией Дигест) получили силу императорского закона, стали применяться  как официальный источник права.

В основу Институций Юстиниана  были положены сочинения Гая (Институций и "Повседневные дела"), а также  Институций Флорентина, Марциана, Ульпиана и Павла. Определенное влияние на них оказали дигесты, а также  ряд императорских конституций. Институций Юстиниана, хотя и в меньшей  степени, чем Дигесты, отразили черты  постклассического (позднеримского, византийского) права. Многие устаревшие правовые институты  были из них исключены (например вышедшие из употребления формы брака, легисакционный и формулярный процесс и т.п.). С другой стороны, был включен  ряд новых положений, относящихся  к юридическому лицу, конкубинату, колонату, кодициллу и т.п. Некоторые вопросы  в Институциях Юстиниана разработаны  подробнее, чем в Институциях  Гая, в частности получила дальнейшее развитие классификация вещных прав, расширен круг оснований возникновения  обязательств (добавлены квазиделикты).

Как и Институций Гая, Институций Юстиниана состоят из 4 книг. Под  влиянием Дигест они были разделены  на титулы, которые состоят из отдельных  фрагментов. Хотя систематика Институций Юстиниана позаимствована из Институций Гая, расположение материала (особенно в последней книге) имеет некоторые  отличия.

В первой книге даются общие  сведения о правосудии и праве, о  правовом статусе лиц, о вольноотпущенниках, о браке, об отцовской власти, об опеке и попечительстве. Вторая книга  посвящена вещному праву. В ней  подробно рассматриваются новые  способы деления и свойства вещей, предусматриваются новые способы  их приобретения. Здесь же говорится  о завещаниях и легатах.

В третью книгу включены титулы, относящиеся к наследованию без завещания, степени когнатского  родства и т.п. В этой же книге  излагаются общие положения об обязательствах и обстоятельно освещаются отдельные  виды договоров. В отличие от Институций Гая обязательства из деликтов включены в четвертую книгу, где особенно подробно рассмотрен закон Аквилия  о возмещении вреда. Далее разбираются  вопросы защиты прав (разные виды исков  и интердиктов). В заключительной части Институций Юстиниана добавлены  два титула, где перечислены обязанности  людей и разные виды преступлений, особенно разработанные в императорском  законодательстве (оскорбление величества, прелюбодеяние, отцеубийство, подлоги  и т.д.).

Как исторический источник Институций Юстиниана имеют меньшую  ценность, чем Дигесты и Кодекс Юстиниана, но они обладают и несомненными достоинствами — систематическим, сжатым и четким изложением правового  материала по широкому кругу вопросов. Подлинный текст Институций Юстиниана  не сохранился, наиболее древняя копия  относится к IX веку.

Кодификация Юстиниана подвела  своеобразную черту под многовековым развитием римского права, представляя  собой концентрированный итог всей его предшествующей истории. Поэтому  Свод законов Юстиниана хотя и  отразил некоторые постклассические и чисто византийские черты, является в своей основе источником римского права.

В 535—555 гг. указанные выше три сборника римского права были дополнены сборниками конституций (новелл) самого Юстиниана, в которых  в большей степени отразились уже особенности не римского права, а византийского общества и права. Однако эти сборники были составлены частными лицами и не имели официального характера. Наиболее крупный из них  включал 168 новелл, из которых 153 принадлежат  Юстиниану. Значительно позднее (в средние века) сборники новелл Юстиниана стали включаться в Corpus juris civilis в качестве его четвертой книги.

§ 3. Римское право  классического и постклассического  периодов

Публичное и частное  право. В судебной практике и юриспруденции Рима в классический период было выработано деление" права на публичное и частное. Это деление, отразившее присущее любому цивилизованному обществу противоречие между частным и общественным интересом, оставило глубокий след в последующей истории права. По характеристике Ульпиана, публичное право относится к положению римского государства, а частное — к пользе отдельных лиц.

Деление права на публичное  и частное, которое в произведениях  римских юристов объяснялось  чисто логически и в отрыве от социального содержания права, имело  под собой объективные различия в методах правового регулирования. Публичное право носило императивный характер, оно включало в себя отношение  власти — подчинения. В частном  праве выражались отношения формально  равных лиц, но находящихся в обществе с имущественной дифференциацией  всегда в экономически неравном положении. Его субъекты имели определенную правовую и хозяйственную автономию. Охрана частных интересов осуществлялась лишь по инициативе заинтересованных лиц.

Римские юристы утверждали, что публичное право как выражение "общественного интереса" стоит  выше частного ("частные соглашения не должны изменять публичного права"). Но публичное право классического  и постклассического периода  было менее разработанным, чем частное  право. Кроме того, в связи с  кризисом республиканских порядков, а затем и утверждением монархического строя "общественный интерес", лежащий  в основе публичного права, в римской  юриспруденции все более откровенно связывался с интересами императоров. В период империи верноподданически  настроенными юристами по существу было создано новое публичное право, которое порывало с республиканскими и демократическими традициями, обосновывало произвол римских императоров.

Частное право, где коллективные интересы общества и государства  реализовывались путем защиты интересов  отдельных его представителей, выступавших  в качестве собственников, в классический период получило значительно более  глубокую и тонкую разработку. Отражая  объективные потребности развитого  торгово-денежного оборота, оно преодолело былой формализм и охватило более  широкий круг отношений, связанных  с товарным производством. Римское  частное право в классическую эпоху достигло высокого для своего времени уровня юридической техники. Именно частное право Рима оказало  большое влияние на последующую  историю права, было воспринято многими  правовыми системами в эпоху  средневековья и в новое время. Достижения римской юриспруденции  используются также в праве и  юридической науке даже тех стран  мира, где не существует деления  права на публичное и

частное.

Вещное право. Правовое регулирование вещных отношении занимало центральное место в римском частном праве. Само понятие вещного права еще не было известно римским юристам, но они четко отличали вещные иски (actiones in rem) от личных исков (actiones in personam), связанных с обязательственными отношениями.

Для практических целей римские  юристы классической и постклассической эпохи использовали целый ряд  классификаций вещей, с которыми в имущественном обороте были связаны различные последствия. Это уже известное нам деление  вещей на манципируемые и неманципируемые, утратившее постепенно свое былое значение, а также на движимые и недвижимые, делимые и неделимые, заменимые (определяемые родовыми признаками) и незаменимые (индивидуально определенные) вещи и т.п.

Особое место в имущественных  отношениях в римском государстве, где экономика носила аграрный характер, занимала земля. Наряду с землями, которые  еще в древнейший период перешли  в частную собственность отдельных  рабовладельцев, длительное время существовала также государственная земля, рассматриваемая как общественная (ager publicus). После принятия закона Лициния борьба вокруг этой земли не только не ослабла, но разгорелась с новой силой. Нобилитет расхищал эти земли, создавая на них крупные рабовладельческие латифундии, с которыми не могли конкурировать мелкие крестьянские хозяйства. Поскольку чрезвычайные законодательные меры, которые осуществили братья Гракхи с целью перераспределения земли в пользу мелких собственников, не дали результата, логическим итогом всего предшествующего развития Рима стал аграрный закон III года до н.э., который предусмотрел, что земли, составлявшие общественный фонд, больше не подлежат переделу. Это окончательно закрепило частную собственность на землю, сделало ее безраздельно господствующей.

Потребности имущественного оборота и расширение территории римского государства привели к  появлению в классическую эпоху  новых видов права собственности. Поскольку известная предшествующему  периоду квиритская собственность  имела ярко выраженный национально-римский  характер и становилась все более  архаичной в силу целого ряда условностей, необходимых для ее приобретения, сама жизнь потребовала выработки  новых и менее сложных форм закрепления собственнических интересов. В рамках преторского права с  помощью особых юридических средств  была создана конструкция так  называемой преторской, или бонитарной, собственности. Претор в тех случаях, когда в силу несоблюдения формальностей  квиритского права приобретатель  вещи не мог получить статус квиритского  собственника, брал под защиту интерес  покупателя, фактически закрепляя приобретенную  им вещь в составе его имущества (in bonis).

Для защиты прав бонитарного  собственника преторы использовали и институт давностного владения, известный квиритскому праву. Претор признавал бонитарную собственность  в конечном счете и квиритской, как если бы такое право возникло на основе приобретательной давности. Таким образом, бонитарный собственник, владеющий вещью, получал защиту претора от притязаний со стороны  квиритского собственника, чье право  на вещь становилось "голым". Со временем преторы стали предоставлять  бонитарному собственнику юридическую  поддержку и на тот случай, когда  в силу тех или иных обстоятельств  последнему приходилось добиваться возврата вещи от других лиц (в том  числе и от квиритского собственника). С этой целью применялся особый Публицианов  иск (actio in rem Publiciana).

В связи с расширением  границ римского государства, включением в него все новых провинций  и роста числа иностранцев  получили признание и правовую защиту также провинциальная собственность (для римских граждан) и собственность  перегринов.

Римские юристы специально не разрабатывали саму конструкцию  права собственности как таковую, но они раскрыли его юридическое  содержание путем признания различных  полномочий, принадлежащих собственнику вещи. К этим полномочиям ими относились: право владения, право пользования, право распоряжения, право на плоды  или доходы, которые приносит вещь, право истребования своей вещи от третьих лиц. Право собственности  рассматривалось как наиболее полное господство лица над вещью, как абсолютное и неограниченное право. Такое понимание  частной собственности было использовано и развито впоследствии в праве  многих государств нового времени.

Информация о работе Римское право