Римское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 05:54, реферат

Описание работы

Глубокое уважение римлян к своим правовым традициям и особенно благоговейное отношение к Законам XII таблиц не позволяли им открыто отказаться от этого исторического памятника. Но существенные изменения в экономической и политической жизни Рима сделали необходимым фактический отказ в повседневной правовой практике от устаревших норм Законов XII таблиц и квиритского права в целом. Возникла насущная необходимость в создании новых форм правотворчества, более гибких и позволяющих учитывать меняющиеся общественные условия.

Файлы: 1 файл

Источники права в классический период и постклассический.docx

— 53.14 Кб (Скачать файл)

Источники права в классический период. В III веке до н.э. — III веке н.э. формально продолжали действовать Законы XII таблиц (официально они были отменены в VI веке н.э. в ходе законодательных реформ византийского императора Юстиниана). Глубокое уважение римлян к своим правовым традициям и особенно благоговейное отношение к Законам XII таблиц не позволяли им открыто отказаться от этого исторического памятника. Но существенные изменения в экономической и политической жизни Рима сделали необходимым фактический отказ в повседневной правовой практике от устаревших норм Законов XII таблиц и квиритского права в целом. Возникла насущная необходимость в создании новых форм правотворчества, более гибких и позволяющих учитывать меняющиеся общественные условия.

На новом этапе истории  римского права его наиболее характерным  источником становятся эдикты преторов, на базе которых наряду с цивильным  правом (по-прежнему уважаемым, но все  менее применяемым) вырастают две  новые и совершенно самостоятельные  правовые системы: "преторское право" (jus praetorium) и "право народов" (jus gentium). Обе эти системы были результатом  правотворческой деятельности преторов. Таким образом, в Риме возникла сложная (по сути дела — тройная) система  источников права.

Вступая в должность, претор обнародовал свой эдикт, где содержались  юридические формулы, с помощью  которых он намеревался поддерживать порядок и вершить суд. Эти  формулы существенно отклонялись  от норм цивильного права, хотя формально  претор должен был действовать в  его рамках. Положения, которые содержались  в эдиктах, сами не имели силу закона, но были обязательными, поскольку поддерживались преторской властью. Сам претор был  обязан следовать своему эдикту, срок действия которого истекал через  год. Приходящий ему на смену претор, как правило, лишь несколько изменял  эдикт своего предшественника, внося  в него новые положения (edictum novum) и отбрасывая устаревшие. Но поскольку  основная часть эдикта сохранялась (edictum tralaticium), преторское право, наряду с гибкостью и приспособляемостью, характеризовалось определенной преемственностью и стабильностью.

Особую роль в развитии права в классический период сыграли  эдикты претора перегринов, должность  которого была учреждена в 242 году до н.э. Последний регулировал отношения  между римскими гражданами и иностранцами (перегринами), а поэтому вообще не был связан нормами цивильного права. В своем правотворчестве (при  издании эдикта) он обладал большой  свободой усмотрения, мог в своих  правоположениях ссылаться на "справедливость" (aegitas) или на "естественный разум" (naturalis ratio). Созданное преторами перегринов "право народов" было не международным, а внутригосударственным, т.е. римским  правом, причем его наиболее развитой и совершенной частью.

С установлением империи  постепенно изменилось и положение  преторов в политической системе  Рима. Формально преторы сохраняли  право на издание эдикта, но их активное правотворчество приходило в  противоречие с растущим самовластием императоров. Поэтому уже в первые века нашей эры преторы взяли  за правило полностью копировать эдикт своего предшественника. Таким  образом, содержание эдикта становилось  неизменным, и он не порождал новых  норм права. В связи с этим император  Адриан решил кодифицировать преторское право, поручив эту работу известному юристу Юлиану (между 125 и 138 гг. н.э.): Составленный последним эдикт (известный как  эдикт "Юлиана) был официально одобрен  сенатус-консультом и получил название "вечного эдикта" (edictum perpetuum). Он стал обязательным для всех последующих  магистратов. С этого времени  преторский эдикт по сути дела застывает  и перестает быть источником новых  правовых норм.

Уже в первые годы империи  падает значение народных собраний, которые  к концу 1 в. н.э. крайне редко принимали  новые законы, а затем вообще лишились этого права. При императорах  вновь выросло значение сенатус-консультов, которые в Предшествующий период (в эпоху поздней республики) не обладали правовой силой. В первой половине 1 в. н.э. сенатус-консульты обычно не имели санкций, но они приобретали  обязательную силу благодаря эдикту претора. Но Адриан вновь вернул сенату законодательную власть, и сенатус-консульты стали выступать в качестве закона. Роль их как источника права возросла, поскольку они составлялись от имени принцепса и часто назывались по его имени.

Постепенно укреплялась  и расширялась и самостоятельная  законодательная власть императоров. Первоначально императорские законы (конституции) рассматривались как  результат делегации власти со стороны  народных собраний, но во 11 в. н.э. юристы обосновали положение, согласно которому римский народ передал свою законодательную  власть императорам. К этому времени  законодательство императоров превращается в важнейший источник права. Законы императоров в отличие от многих актов магистратов действовали  на всей территории римского государства, а не были ограничены пределами города или отдельной провинции.

Акты императорской власти (конституции) делились на следующие  основные виды:

1) Эдикты — общие положения, основанные на власти "империум", а поэтому юридически обязательные только при жизни данного императора. Но уже со II в. н.э. они начинают соблюдаться и его преемниками.

2) Рескрипты — ответы или советы императора отдельным лицам или магистратам, запрашивающим консультации по правовым вопросам.

3) Декреты — решения, вынесенные императором в судебных делах, на основе которых сложилась самостоятельная императорская юриспруденция.

4) Мандаты — инструкции, адресованные правителям провинций, которые в ряде случаев содержали также нормы гражданского или уголовного права, которые применялись и к перегринам.

Первоначально конституции  императоров касались лишь вопросов публичного порядка (организации администрации, преступлений и т.п.), но постепенно они все более и более охватывали все сферы правового регулирования. Многие выработанные в императорскую  эпоху формы правовых актов оказали  впоследствии большое влияние на законодательную технику средневековых  монархий.

Источники права постклассического  периода. В период домината в связи с глубоким кризисом рабовладельческой системы римское право претерпевает некоторые незначительные изменения, но его основные институты практически сохраняются в прежнем виде. Наибольшие изменения в это время происходят именно в источниках права, среди которых все больший удельный вес приобретает законодательство императоров. В связи с установлением всевластия императоров новые поколения юристов утрачивают право давать обязательные консультации, лишаются возможности формулировать новые правовые нормы, как это уже раньше произошло с преторами.

Сокращается число классических юристов, труды и мнения которых  по-прежнему рассматривались в качестве источника права. В 426 году специальными знатоками Феодосия II и Валентиана III о цитировании была признана юридическая  сила за сочинениями лишь пяти юристов: Папиниана, Павла, Ульпиана, Мадестина  и Гая. Судьи должны были выявлять общее мнение этих юристов, а в  случае разногласия между ними —  мнение большинства. В случае равенства  голосов решающим признавалось мнение Папиниана, если же в этом случае Папиниан не высказывался, судья мог действовать  самостоятельно.

Утрата римским правом былого динамизма, стирание граней между  цивильным и преторским правом, поскольку  это деление в едином императорском  законодательстве утрачивает свой смысл, создали благоприятные условия  для проведения кодификационных  работ. Особенно оживленно работы по систематизации права велись в восточной  части Римской империи (Византии). Здесь в конце III века н.э. были составлены частные сборники римского права  — Кодекс Грегориана и Кодекс Гермогениана, включившие в себя подлинные тексты императорских законов со 196 по 365 г. н.э., а в 438 году осуществлена первая официальная кодификация императорских  конституций (Кодекс Феодосия). Особенностью сборника Феодосия, свидетельствующей  о более высоком уровне кодификационных работ, было то, что он включал в себя только действующее императорское законодательство.

Всеобъемлющая систематизация римского права была проведена в 528—534 гг., т.е. уже после падения  Западной Римской империи, по указанию византийского императора Юстиниана. Руководство кодификационными работами осуществлял видный юрист Трибониан. Результатом работы комиссии явилось  составление ряда крупных сборников  римского права, подвергшегося, однако, некоторым интерполяциям — включениям норм более позднего, в частности  греческого и восточного права. На более  позднем этапе истории права (уже  в средние века) эти сборники стали  выступать как единый Свод законов  Юстиниана (Corpus juris civilis).

Обширные кодификационные  работы, которые велись под непосредственным руководством самого императора, снискавшего  себе славу самого великого законодателя всех времен и народов, начались с  составления Кодекса Юстиниана, Подготовка Кодекса была поручена созданной  в феврале 528 года комиссии, состоявшей из десяти высших должностных лиц  и юристов, среди которых особенно выделялись Трибониан и Феофил. Комиссия была уполномочена, использовав ранее  изданные частные и официальные  сборники, а именно: Кодексы Грегориана и Гермогениана, Кодекс Феодосия, собрать  воедино императорские конституции, устранить имеющиеся в них  противоречия, исключить устаревшие законодательные положения. Кодекс Юстиниана, первая редакция которого не сохранилась, был составлен с  поразительной быстротой и издан 7 апреля 529 года. Не вошедшие в него законодательные акты отныне подлежали  отмене.

Поспешность в составлении  Кодекса была причиной многих его  недостатков (противоречий, устарелых  положений), которые стали особенно очевидными в связи с составлением других частей кодификации Юстиниана. Целый ряд нововведений, содержавшихся  в законодательстве Юстиниана, особенно в сборнике "50 решений" (отмена различий между гражданским правом и "правом народов", между квиритской и бонитарной собственностью и т.д.), делали необходимой разработку новой  редакции Кодекса Юстиниана. Эта  работа была поручена в начале 534 года комиссии из 5 юристов под руководством Трибониана. Переработанный вариант  Кодекса (именно в этом виде он и  сохранился) был опубликован 16 ноября 534 года, а 29 декабря того же года был  наделен силой закона.

По примеру Законов XII таблиц Кодекс Юстиниана был разделен на 12 книг. В книге 1 рассматриваются  вопросы церковного права и христианской теологии, книги 2 — 8 посвящены различным  вопросам частного права, в книгах 9 — 12 затрагиваются различные стороны  публичного права (административное управление, преступления и наказания и т.д.). Каждая книга распадается на титулы, а последние — на фрагменты.

В рамках отдельных титулов  императорские конституции расположены  в хронологическом порядке; древнейшая из использованных в Кодексе —  Конституция Адриана 117 года (6.23.1), самая  поздняя — Конституция Юстиниана  от 4 ноября 534 года. Фрагменты, содержащие текст отдельных конституций, включают сведения об издавшем их императоре, о  лице, кому они адресованы, о дате и месте их издания. Составителем Кодекса было разрешено вносить  существенные изменения в цитируемые законодательные положения (редактировать, сокращать и т.д.), о чем свидетельствуют  сравнения с соответствующими текстами конституций по Кодексу Феодосия.

Важнейшую часть кодификации  императора Юстиниана, выделявшуюся по богатству использованного правового  материала, составляют дигесты, или  пандекты. Последний термин позаимствован  из греческого языка, что означает "содержащий в себе все".

По замыслу Юстиниана, изложенному в специальной Конституции  от 12 декабря 530 года, его дигесты  должны были стать всеобъемлющим  сборником, охватывающим правовое наследие классической эпохи. Подготовка дигест была поручена специальной комиссии под руководством Трибониана, в которую  вошли помимо видных чиновников и  практиков известные профессора константинопольской (Феофил, Грациан) и бейрутской (Дорофей и Анатолий) правовых школ. Составители дигест (позднее они стали называться компиляторами) были наделены широкими полномочиями по отбору и сокращению текстов классических юристов ("древних юристов"), по устранению в них противоречий, повторений и устаревших положений, по внесению в них иных изменений с учетом императорских конституций.

В процессе работы над дигестами  комиссия просмотрела и использовала 2 тыс. сочинений, обработала 3 млн. строчек. В случае возникновения спорных  вопросов она обращалась за разъяснениями  к Юстиниану, который издавал  соответствующие конституции, составившие "50 решений". Дигесты, учитывая масштабность использованного в них материала, были подготовлены исключительно за короткий срок, опубликованы 16 декабря 533 года специальной Конституцией.

Дигесты представляют собой  уникальный правовой памятник, насчитывающий  около 150 тыс. строк, включающий более 9 тыс. текстов, взятых из книг римских  юристов, живших с 1в. до н.э. по IV в. н.э. Более других в Дигестах цитируются Ульпиан, Павел, Папиниан, Юлиан, Помпоний, Модестин. Так, тексты Ульпиана составляют 1/3, Павла — 1/6, Папиниана — 1/18 часть.

Структурно Дигесты делятся  на семь частей (в самом тексте такой  рубрики нет) и на 50 книг, которые  в свою очередь (кроме книг 30—32 о  легатах и фидеикомиссах) расчленяются на титулы, имеющие названия. Титулы состоят из фрагментов, число и  размеры которых неодинаковы. Каждый фрагмент содержит в себе текст из сочинения какого-нибудь юриста. Фрагмент приводится с указанием автора и  названия работы, откуда почерпнута цитата.

Информация о работе Римское право