Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:45, контрольная работа
В январе уличные протесты заставили покинуть президентский пост тунисского автократа Зина эль-Абидина Бен Али (Zine El Abidine Ben Ali). Ему пришлось спешно бежать из страны в Саудовскую Аравию. Эти события продолжили череду характерных для последних лет восстаний против авторитарных лидеров. На постсоветском пространстве такие восстания зовутся «оранжевыми революциями» и остаются кошмаром правителей от Минска до Ташкента.
Это происходит, в частности, при отсутствии периодической смены у власти различных правящих группировок. Люди, принадлежащие к какой-либо одной группировке, имеющей при диктаторском режиме власть на протяжении очень длительного времени, в силу особенностей человеческой психики приобретают чрезмерную самоуверенность и гордыню и, соответственно, утрачивают здравый смысл. Следствием этого всегда являются различные экономические, политические и военные авантюры и злоупотребления.
«Подлинная ценность демократии состоит в том, что она должна защищать нас от злоупотреблений властью. Демократическая система позволяет нам избавиться от одного правительства и выбрать себе другое, которое, как мы надеемся, будет лучше» - подчеркивает Хайек.
Даже в условиях ограниченной демократии повышается способность власти на прогрессивные общественные преобразования. Земельная реформа П.Столыпина оказалась бы невозможной без развернувшихся в конце Х1Х в. острых общественных дискуссий о судьбе сельской общины и путях развития сельского хозяйства. Результатом этой реформы было значительное увеличение производства продовольствия. Объем производства зерна в 1909-1913 гг. на 28 % превышал соответствующий показатель в США, Аргентине и Канаде вместе взятых.
Введенный Лениным НЭП, ожививший экономику после ее грандиозного развала, вызванного «военным коммунизмом», сохранялся лишь до тех пор, пока в компартии существовала внутренняя демократия при наличии ожесточенных дебатов, в частности, на партийных съездах, по различным экономическим проблемам. Но когда Сталин ликвидировал эту демократию в конце 20-х годов, НЭП был ликвидирован, после чего на Украине начался голод, за которым последовали чудовищные политические репрессии.
Прекращение репрессий после
смерти тирана в 1953 г. дало возможность
Хрущеву ослабить убийственный бюрократический
нажим на сельских производителей,
в частности снизить налоги и
расширить систему
Наконец, введение демократии М.Горбачевым позволило, в конце концов, России выползти из пропасти экономического кризиса, которым закончилось правление коммунистического режима.
Однако демократия в России была либо ограниченной, либо продолжалась недолго (февраль-октябрь 1917 г., 1987-2000 гг.). В конце концов, власть царей и генсеков признавалась незыблемой, что приводило к злоупотреблениям и авантюрам. Николай 11 ввязался в первую мировую войну, что привело к полному развалу экономики и гибели императора. Внутренние и внешние авантюры сталинского режима вызвали грандиозные людские потери, как в мирное время, так и в войне с нацистской Германией. Начавший было разумную политику в области сельского хозяйства Хрущев свалился в новые авантюры, вроде выращивания кукурузы за Полярным кругом и неистовой экономической погони за Соединенными Штатами, что кончилось сокращением производства продовольствия. А развернутая брежневским режимом гигантская и совершенно бессмысленная гонка вооружений в огромной степени привела к краху советской экономики.
Возникшая у нас сейчас
т.н. «управляемая демократия», понятно,
замедлила решение общественных
проблем. Война в Чечне и сопутствующие
ей террористические акты не прекращаются,
малый и средний бизнес задавлен
бюрократией, уровень жизни большинства
населения остается удручающе низким,
а коррупция не обнаруживает ни малейших
признаков ослабления. А у большинства
населения упорно сохраняется надежда
на доброго и справедливого
3. Проблемы российской
демократии на современном
Уже почти пятнадцать лет
минуло после краха тоталитарного
режима в России. Внутри этого периода
можно наметить несколько этапов.
Первый этап, между 1989 и 1991 годами, был
временем протодемократии, опиравшейся
в основном на протестные настроения;
эта демократическая волна и смыла коммунистический
режим. Глушко Е.А. О парламентаризме в
современной России//Разделение властей
и парламентаризм, М., 1992. С. 94.
Но та же революционная волна в значительной
степени породила в стране и обстановку
хаоса, что создавало понятное стремление
власти преодолеть его, добиться политической
стабилизации. Между рыночными реформами
и демократией, которая еще сохраняла
многие советские черты, возникла определенное
противоречие, которое разрешилось в 1991
году государственным переворотом. Здесь
присутствуют видные юристы, которые,
думаю, согласятся, что тогда имело место
нарушение Конституции, а стало быть, мы
можем квалифицировать это событие именно
так.
Потом случилась попытка второго государственного переворота. Она была более опасна, - по той причине, что поступок рождает привычку, привычка рождает характер. Россия имела шанс попасть в разряд стран, где перевороты являются политической обыденностью. Этого не произошло. Мы получили режим «управляемой демократии». Не будем сейчас останавливаться на вопросе, как датировать начало этого явления, не будем и сравнивать его с советской демократией или какой-либо другой. Отметим лишь, что определенной спецификой оно обладает. Худо-бедно под флагом управляемой демократии была обеспечена победа Бориса Ельцина в 1996 году, затем победа умеренных или правоцентристских сил на парламентских выборах 1999 года и победа Владимира Путина на выборах 2000 года.
Далее мы вошли в полосу стабилизации, в ходе которой демократические права и свободы шаг за шагом ущемлялись. Режим «управляемой демократии» постоянно скользил в одну и ту же сторону, что демонстрировало его неустойчивость. Я полагаю, что эта конструкция вообще неустойчива, что рано или поздно она начинает стремиться к более стабильным формам. Такой формой может стать либо реальная демократия со всеми работающими институтами, пусть и с определенной российской спецификой, либо авторитарно-бюрократический режим, который уже не будет никак ограничен со стороны законов и Конституции, и провозглашаемая «диктатура закона» станет для власти необязательной.
Опасность второго варианта развития событий становится все сильнее. Не хочется думать, что все уже предрешено. У нас еще есть множество возможностей, однако они отнюдь не увеличиваются. Поэтому вопрос о защите демократических прав и свобод приобретает в настоящее время особое значение. Дело даже не в том, что нам хочется жить в демократической стране. Дело в том, что нам хочется жить в стране под названием Россия, а ее будущее зависит от того, станет ли она реально демократической или нет. Мы уже не раз убеждались на нашем печальном, к сожалению, опыте, что никакие авторитарные режимы Россию и ее народ к процветанию не приводят.
Вопрос сегодня заключается
в том, сможем ли мы мобилизовать общественное
мнение. Бережнов А.Г. Принцип разделения
властей в контексте теории и практики
советской и современной российской государственности.//
Разделение властей: история и современность.
М., 2001. С. 315.
Поэтому дискуссии по проблемам защиты
и развития демократических институтов,
дискуссии, проводимые не с подачи властей,
а, напротив, с целью установить демократический
контроль над властью, представляются
мне чрезвычайно важными.
Попытаемся сопоставить
между собой разные периоды российской
государственности, начиная с 1905 года,
по степени демократичности. Для
своего анализа воспользуемся
Таблица №1
Индекс демократизации России(10-бальная система) |
||||||
Ключевые институты демократии |
Конституционная монархия |
Февральский режим |
Советский режим (1918-1990) |
Демократи-зация (1990-1999 гг.) |
Путинский режим(2000-2003 гг.) |
|
1. Выборы должностных лиц |
0 |
6 |
0 |
8 |
8 |
|
2. Свободные, честные, частые выборы |
2 |
2 |
0 |
6 |
3 |
|
3. Свобода выражения граждан |
4 |
6 |
0 |
6 |
4 |
|
4. Альтернативные источники информации |
6 |
8 |
0 |
8 |
4 |
|
5. Автономия ассоциаций |
4 |
8 |
0 |
8 |
6 |
|
6. Всеобщие гражданские права |
3 |
6 |
0 |
5 |
4 |
|
ИТОГО: |
19 |
36 |
0 |
41 |
29 |
|
Что же получается? Демократизацию до 1917 года можно суммарно оценить в 19 баллов, февральский режим - в 36 баллов (это был наиболее демократический режим дореволюционной поры), советский - в 0 баллов, потому что в том тоталитарном государстве ни одного из этих шести институтов не было, демократизацию 1990-х годов - в 41 балл, но за последние четыре года Россия упала до 29 баллов, откатившись в сторону авторитаризма дальше того режима, что был установлен Временным правительством в 1917 году. Этот откат фиксируется и многими зарубежными наблюдателями и организациями, например, «Transparency International».
Итак, куда же мы шли и куда пришли? Состоявшейся демократии в России никогда не было. Было три попытки демократизации. Первая кончилась падением монархии. Вторая кончилась в 1917 году наступлением советского тоталитарного режима. Сегодня, после третьей попытки, Россия - страна угасающей демократизации.
В чем же мы больше всего
потеряли за последние годы? Выборы
стали менее свободными, менее
честными, правда, пока не менее частыми,
хотя об этом тоже идет речь. Мы существенно
потеряли в свободе выражения мнений.
К нам вернулся страх и люди начали бояться
высказывать свою точку зрения не только
в Москве, но и в регионах. Замечательную
вещь сказал президент Татарстана Минтимер
Шаймиев, когда Путин стал строить свою
«вертикаль власти» весной 2000 года. Во
время телемоста с Казанью его спросили,
как он оценивает действия президент,
и Шаймиев ответил: «Очень хорошо оцениваю,
мы давно это сделали в Татарстане. Пора
сделать это и в России». Глушко Е.А. О парламентаризме
в современной России//Разделение властей
и парламентаризм, М., 2002. С. 94.
Мне кажется, точнее не скажешь.
Не в полной мере совершенна
и избирательная система, применяемая
при формировании Государственной
Думы. В настоящее время половина
депутатов Думы избирается по мажоритарной
системе относительного большинства
(становится депутатом тот кандидат,
который набирает простое большинство
относительно других кандидатов - часто
бывает, что против данного кандидата
голосует значительное большинство
избирателей). Другая половина депутатов
избирается по пропорциональной избирательной
системе (голосование происходит за
партийные списки, к тому же избирательные
объединения, не набравшие 5% минимума
голосов, исключаются из распределения
депутатских мандатов). Последние
выборы в Государственную Думу показали,
что в совокупности избирательные
объединения, не набравшие 5% голосов, получили
49% голосов. Практически мнение 49% избирателей
не было учтено в ходе выборов - этим
принижается значимость парламента
как представительного органа всего
населения страны. Все это говорит
о необходимости изменения
Все это лишь некоторые
проблемы, связанные с процессом
становления представительной демократии
в современной России. Сейчас мы
имеем возможность наблюдать
трансформацию данного
3.1. Поражение юной демократии России
Во-первых, власть постепенно
отчуждалась от народа и вскоре стала
для него чужой, т.е. произошло как
бы зеркальное отображение по отношению
к коммунистам, ранее стоящим
у власти. Создалась ситуация, что
те, кто искренне боролся за демократию
и реформы, оказались обманутыми
заложниками президентской
Во-вторых, Российский народ
оказался не подготовлен к цивилизованному
образу жизни, т.к. преступный коммунистический
режим превратил его в