Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 11:59, реферат
Целью курсовой работы является определение перспективных направлений развития малого предпринимательства со стороны государства, отвечающих современным условиям экономических преобразований.
Исходя из сформулированной цели, поставлены следующие задачи:
- сформулировать понятие и перечень классификационных признаков субъектов малого предпринимательства;
- сформулировать наиболее эффективные и доступные государству формы централизованной поддержки малых предприятий,
Введение. 2
1. Малый бизнес как объект государственного регулирования. 5
1.1 Сущность и субъекты малого бизнеса. 5
1.2 Формы и методы государственного регулирования малого бизнеса. 9
2. Анализ влияния государственной поддержки на развитие малого бизнеса в России 21
2.1 Специфика развития малого предпринимательства в России. 21
2.2 Основные проблемы субъектов малого предпринимательства. 28
Заключение. 49
Список использованной литературы.. 52
Курсовая работа: Роль государства в развитии малого бизнеса
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 2
1. Малый бизнес как объект
государственного
1.1 Сущность и субъекты малого бизнеса. 5
1.2 Формы и методы
2. Анализ влияния
2.1 Специфика развития малого предпринимательства в России. 21
2.2 Основные проблемы субъектов малого предпринимательства. 28
Заключение. 49
Список использованной литературы.. 52
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой
работы определяется необходимостью активизации
развития малого бизнеса как одного
из условий скорейшего завершения рыночной
трансформации отечественной
В решении возложенных
на малый бизнес задач первостепенная
роль принадлежит органам
Анализ практики зарождения
малого бизнеса в отечественной
экономике выявило наличие
С другой стороны, фактическое состояние малого предпринимательства представителями всех заинтересованных сторон оценивается как крайне неудовлетворительное. В исследуемой сфере Россия значительно отстает от остальных членов «Большой восьмерки», стран Восточной Европы, Китая.
Выявление факторов, определивших рассмотренное противоречие и далее — способов их скорейшей нейтрализации является важней макроэкономической задачей. Ее решение обеспечит возможность реализации потенциала малого предпринимательства в части стимулирующего воздействия на основные аспекты развития современного общества — экономику, социальную сферу, научно-технический прогресс.
Целью курсовой работы является
определение перспективных
Исходя из сформулированной цели, поставлены следующие задачи:
- сформулировать понятие
и перечень классификационных
признаков субъектов малого
- сформулировать наиболее
эффективные и доступные
- проанализировать
- определить возможные
пути активизации роли
- выявить способы повышения эффективности малого бизнеса в кризисный период.
В первой главе курсовой работы
нами были изучены теоретические
основы роли государства в поддержке
малого бизнеса, для чего были определена
сущность и признаки малого бизнеса,
критерии отнесения субъектов
Вторая глава курсовой работы построена на анализе влияния поддержки государства на развитие российского малого бизнеса. Дана характеристика современного состояния малого предпринимательства, в том числе в сравнении с зарубежным опытом, обозначены причины слабого развития российского малого бизнеса, рассмотрены возможности повышения активности государства в развитии малого предпринимательства. Особенно, на наш взгляд, это необходимо в условиях экономического кризиса.
Теоретическую и информационную базу курсовой работы составили исследования российских ученых, экономическая периодика, статистические данные, размещенные на портале поддержки малого предпринимательства.
1. малый бизнес как объект государственного регулирования
1.1 Сущность и субъекты малого бизнеса
Понимание необходимости развития малого бизнеса требует ясного представления о том, какое место он занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности.
В современных условиях малое предпринимательство (МП) относится к числу необходимых элементов рыночной экономики, поскольку этот сектор включается в структуру современной модели рыночно-конкурентного хозяйства и оказывает существенное влияние на темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта (ВВП).
Во всех развитых индустриальных странах сфера малого бизнеса играет важную роль в экономической системе государства. Заполняя вакуум между громоздкими гигантами, малые предприятия в некотором смысле цементируют экономику, используют пустующие рыночные ниши и стимулируют деятельность крупных корпораций.
Становление МП в современной России является необходимым условием решения комплекса сложнейших социально-экономических проблем, вовлечения в предпринимательский сектор значительной части незанятого населения, переориентации кредитной и налоговой политики на стимулирование развития производства, переход к инновационному типу экономического развития и т.д.
О значительном потенциале малого бизнеса свидетельствует тот факт, что за годы реформ — с конца 80-х до середины 90-х гг. XX в. — это был самый быстрорастущий сектор экономики, причем формирование его происходило в сложнейших условиях.
В научной литературе вместо термина «малое предпринимательство» часто употребляется термин «малый бизнес». Данные понятия практически тождественны. Отличие состоит лишь в том, что термин «малое предпринимательство» — это юридический термин, поскольку употребляется в нормативных актах за некоторыми исключениями, а «малый бизнес» — экономический. Но, в сущности, это одно и то же явление.
В самом общем виде под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность данного понятия [10, c. 50].
В юридической и экономической
литературе дается множество определений
МП или малого бизнеса, затрагивающих
различные аспекты данного
- небольшой рынок сбыта,
не позволяющий фирме
- правовая независимость
— предприятие управляется не
через формализованную
- персонифицированное
Изучение и анализ состояния и развития малого бизнеса в современных условиях предполагают в первую очередь рассмотрение критериев отнесения предприятий к малым. На сегодняшний день в мире не выработано единого подхода, позволяющего относить предприятия к малым или средним. В одних государствах применяется весь спектр критериев в целом, в других только его составляющие.
В Европе, Северной Америке и РФ данные критерии достаточно различны, но их объединяет общая основа: форма собственности, объем оборота, число занятых работников, объем произведенной продукции, выручка от реализации произведенных товаров и оказанных услуг и др.
Например, в США используют три варианта отнесения предприятий к малым — сфера деятельности, численность занятых на предприятии и нормативно-правовой подход. Предприятия считаются наименьшими (микропредприятия), если численность занятых в них не превышает 25 человек, включая владельца. К малым предприятиям относятся предприятия с числом занятых от 25 до 99 человек. Предприятия оптовой торговли попадают в категорию малых, если их оборот находится в пределах 18 млн долл. в год. В розничной торговле и сфере обслуживания, включая транспортные средства, этот предел равен 5 млн долл. Согласно законодательству США малым считается предприятие, если оно существует и действует независимо от других предприятий, но не доминирует в своей области [16, с. 39].
В Венгрии введены два критерия отнесения предприятий к малым: численность и годовой оборот. В Бельгии и Польше предприятие относится к малым и средним, если численность его работников не превышает 50 человек, в Греции — не более 100 человек, в Дании малые предприятия имеют численность работающих не более 500 человек, в Финляндии к малым предприятиям относятся предприятия, в которых работают от 10 до 249 человек. В Румынии критерии по численности малого предприятия — от 2 до 25 человек, среднего — от 26 до 250 человек.
В Европейском союзе (ЕС) существует следующая классификация микро, малых и средних предприятий:
- численность работающих человек — от 10 до 250;
- величина годового оборота — 740 млн евро;
- величина балансовой стоимости активов — 527 млн евро.
В соответствии с приведенной классификацией ЕС малые предприятия должны отвечать двум критериям: критерию численности и одному из двух финансовых критериев, а также быть экономически независимыми [6, с. 12].
В Российской Федерации в
соответствии с Федеральным законом
от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и
среднего предпринимательства в
Российской Федерации» лимитируются доля
участия других лиц, численность
работников и выручка организации.
К субъектам малого предпринимательства
относятся коммерческие организации
(за исключением государственных
и муниципальных унитарных
- доля участия РФ, субъектов
РФ, муниципальных образований,
- доля участия других
юридических лиц, не
- средняя численность
занятых за предшествующий
- предельные выручки от
реализации товаров (работ,
микропредприятия — 60 млн руб.;
малые предприятия — 400 млн руб.;
средние предприятия — 1000 млн руб.
Категория субъекта малого или
среднего предпринимательства
Многообразие критериев
в разных странах связано с
особенностями политического
Применение различных
критериев отнесения
1.2 Формы и методы
Информация о работе Роль государства в развитии малого бизнеса