Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 11:59, реферат
Целью курсовой работы является определение перспективных направлений развития малого предпринимательства со стороны государства, отвечающих современным условиям экономических преобразований.
Исходя из сформулированной цели, поставлены следующие задачи:
- сформулировать понятие и перечень классификационных признаков субъектов малого предпринимательства;
- сформулировать наиболее эффективные и доступные государству формы централизованной поддержки малых предприятий,
Введение. 2
1. Малый бизнес как объект государственного регулирования. 5
1.1 Сущность и субъекты малого бизнеса. 5
1.2 Формы и методы государственного регулирования малого бизнеса. 9
2. Анализ влияния государственной поддержки на развитие малого бизнеса в России 21
2.1 Специфика развития малого предпринимательства в России. 21
2.2 Основные проблемы субъектов малого предпринимательства. 28
Заключение. 49
Список использованной литературы.. 52
Налоговое законодательство. Его либерализация призвана сыграть существенную роль в улучшении положения малого бизнеса.
В этом направлении ведется
соответствующая работа. В настоящее
время в Налоговом кодексе
Российской Федерации предусмотрено
три специальных налоговых
Эта ставка довольно высока. Поэтому премьер-министр России В.В. Путин, возглавляющий «Единую Россию», заявил на ее последнем съезде о необходимости снижения ставки налога втрое. Это должно уменьшить фискальную нагрузку на малые и средние предприятия.
Примечательно, что независимо от объекта налогообложения уплата единого налога заменяет уплату налога на прибыль (подоходного налога), налога на добавленную стоимость, налога на имущество. А вместо единого социального налога предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, уплачивают взносы в Пенсионный фонд.
Применение единого налога
на вмененный доход позволяет
субъекту предпринимательства точно
планировать ежегодные
В 2005 г. внесены изменения
и дополнения в главы Налогового
кодекса с целью
Однако упрощенная система налогообложения среди мелких предпринимателей не получила всеобщего распространения. Она мешает состыковке интересов и создает помехи ведению стандартного бухгалтерского и налогового учета.
С 1 января 2006 г. в систему
налогообложения введен единый налог
на вмененный доход (ЕНВД). Характер
его применения и размеры непосредственно
отнесены к вопросам местного значения,
причем несколько расширены виды
предпринимательской
С 1 января 2006 г. вступили в силу изменения, внесенные в Налоговый кодекс, определяющие порядок взимания налогов по упрощенной системе налогообложения. Они предполагают наличие патента у индивидуальных предпринимателей, работающих без наемных работников. Патент предусмотрен для 58 видов деятельности, к которым отнесены, в частности, ремонт обуви, пошив одежды, ремонт часов, фотоуслуги и т.п. Решение о введении патентной системы принимает субъект Федерации. Рассчитывается налог для каждого вида деятельности по индивидуальной формуле. Согласно ей определяется потенциальный доход, который облагается по ставке 6%. Поэтому сумма налога известна предпринимателю заранее. Патент применяется на добровольной основе. Его можно приобрести на квартал, полугодие, девять месяцев или год.
Треть стоимости патента оплачивается через 25 дней после его получения в налоговом органе, а оставшиеся две трети — после истечения срока, на который был взят патент. Основные преимущества такого режима состоят в выходе предпринимателей из неправовой среды, более высоком уровне защищенности от произвола контролирующих органов (упрощенная форма расчета налога снижает риски бухгалтерских ошибок). Для данной системы характерны ограниченные и предсказуемые налоговые выплаты. Вследствие выхода предпринимателей из теневой сферы ее применение обеспечивает прирост бюджетных доходов. Однако в настоящее время, несмотря на явные преимущества патентной системы для деятелей малого предпринимательства, основная часть субъектов Федерации пока не ввела данный режим налогообложения. Патентная система относительно активно используется всего лишь в нескольких регионах страны (в частности, в Москве, Калининградской и Оренбургской областях) [8, c. 86].
Объединения предпринимателей. В современном российском социуме такие объединения выступают весьма важным элементом системы поддержки предпринимателей. К настоящему времени в России сформировалось, по разным оценкам, от 1500 до 2500 межотраслевых, отраслевых и профессиональных объединений предпринимателей, действующих на общероссийском, межрегиональном и региональном уровнях, в том числе около 400 некоммерческих организаций федерального уровня. Крупнейшими организациями федерального масштаба являются Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей), Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», Общероссийская общественная организация «Деловая Россия».
В этот процесс все более
включается и государственная власть.
Так, при Правительстве Российской
Федерации создан Совет по конкурентоспособности
и предпринимательству. В нем
доля представителей бизнеса и объединений
предпринимателей составляет 4/5. При
Минэкономразвития России действует
Экспертный совет по развитию предпринимательства.
И здесь руководители крупнейших
объединений предпринимателей принимают
активное участие в деятельности
советов и комиссий при федеральных
органах исполнительной власти. Так,
президент организации «ОПОРА России»
является членом 10 советов на федеральном
уровне, а всего руководители этой
организации представлены в 16 совещательных
органах. При органах исполнительной
власти субъектов РФ также созданы
советы по развитию предпринимательства.
Особо следует отметить, что в
настоящее время во многих муниципальных
образованиях регулирование бизнес-
Однако в целом участие
самих предпринимателей и их объединений
в общественной деятельности пока можно
оценить как недостаточное, что,
со своей стороны, снижает регулирующую
роль государственной власти. Более
динамичное развитие объединений предпринимателей
может быть, на наш взгляд, обеспечено
путем использования механизма
обязательных консультаций государственных
органов (и местного самоуправления)
с объединениями
Кредитно-банковская система. Одной из необходимых составляющих существования и дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства в России является доступность и действительная возможность получения кредитных ресурсов.
Потребность малого и среднего предпринимательства в заемных средствах постоянно растет, например, в 2008 г. она оценивалась в 700-800 млрд. рублей. Реально же кредитов было выдано на сумму 250 млрд., что составляет 30% от необходимого объема. По оценкам экспертов, объемы кредитования малого и среднего предпринимательства в России смогут догнать объемы кредитования в развитых странах не ранее чем через 15 лет. При этом заемные средства могут быть использованы на различные цели: пополнение оборотных средств, приобретение торгового, производственного или офисного оборудования, ремонт торговых и производственных площадей, приобретение автотранспорта или объектов недвижимости, расходы по капитальному и (или) текущему ремонту помещений, приобретение лицензионного программного обеспечения и др. [15, c. 50]
Финансовый кризис ухудшил ситуацию на этом сегменте. Государством основные усилия (1 трлн. рублей) направлены на оказание финансовой поддержки «флагманам» экономики. Тем временем сфера кредитования малого и среднего предпринимательства сокращается. Многие банки свернули программы кредитования малого и среднего предпринимательства из-за высоких операционных издержек. Исключение составляют около двадцати крупнейших банков, таких, как Сбербанк, ВТБ 24, Уралсиб, Альфа-банк, КМБ-банк, Банк Москвы, Росбанк, НОМОС-банк, Промсвязьбанк и др. (всего около двадцати). Ограниченность предложения кредитов для субъектов малого предпринимательства и отсутствие конкурентного рынка услуг по кредитованию приводят к сохранению высоких процентных ставок.
В 2008 г. Ассоциация российских банков (АРБ) провела исследование преград на пути кредитования малого предпринимательства. Основными из них названы: отсутствие надежных заемщиков (37,9%), высокие операционные издержки (21,3%), отсутствие обеспечения займов (13,8%), несоответствие условиям банка (12,4%), непрозрачность бизнеса (4,3%).
К отмеченным необходимо добавить следующие причины недостаточного уровня кредитования: незначительный масштаб деятельности субъектов малого предпринимательства, что затрудняет его оценку; отсутствие стимулов для адекватного отражения финансовых результатов в отчетности и, соответственно, предоставление непрозрачной и недостоверной отчетности; низкое качество проработки бизнес-планов при привлечении кредитов; несоответствие рентабельности малого предпринимательства размеру процентных ставок по кредитам, к которым добавляются взимаемые банком комиссии, и др. [15, c. 51]
Подробнее обозначим лишь некоторые из них.
Обеспечение финансовыми
ресурсами посредством
Поскольку суммы кредита относительно небольшие, кредитование малого предпринимательства является нерентабельным. Действительно, ограничения по минимальной сумме кредита вводятся банками в целях увеличения рентабельности кредитования. При небольших суммах кредитов, ставки по которым являются конкурентными на рынке, доходность минимальна. В то же время небольшие суммы кредитов связаны с трудозатратами сотрудников банка на обслуживание кредитной заявки, оценкой и мониторингом залога, обслуживанием самого кредита. Трудозатраты сотрудников, как правило, не зависят от предоставляемой суммы кредита, т.е. они могут быть приблизительно равными при предоставлении кредита в 1 млн. руб. и 20 млн. руб. Вполне понятно, что рентабельнее предоставить один кредит на сумму 20 млн. руб., чем 20 кредитов по 1 млн. руб.
Кроме этого, ухудшают финансовый
результат кредитной
Как правило, малые предприниматели
обращаются за кредитами в начале
своей деятельности, плохо понимая
перспективы роста и
Информация о работе Роль государства в развитии малого бизнеса