Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 11:59, реферат
Целью курсовой работы является определение перспективных направлений развития малого предпринимательства со стороны государства, отвечающих современным условиям экономических преобразований.
Исходя из сформулированной цели, поставлены следующие задачи:
- сформулировать понятие и перечень классификационных признаков субъектов малого предпринимательства;
- сформулировать наиболее эффективные и доступные государству формы централизованной поддержки малых предприятий,
Введение. 2
1. Малый бизнес как объект государственного регулирования. 5
1.1 Сущность и субъекты малого бизнеса. 5
1.2 Формы и методы государственного регулирования малого бизнеса. 9
2. Анализ влияния государственной поддержки на развитие малого бизнеса в России 21
2.1 Специфика развития малого предпринимательства в России. 21
2.2 Основные проблемы субъектов малого предпринимательства. 28
Заключение. 49
Список использованной литературы.. 52
Для обеспечения реального динамизма развития малого предпринимательства необходим импульс, исходящий из структур внешней бизнес-среды, и прежде всего со стороны государства, призванного содействовать ускоренному развитию малого предпринимательства в интересах стабилизации социально-экономического положения в обществе и достижения целевых установок национальной экономики, трансформированной на устойчивое развитие. Мировой опыт свидетельствует и о том, что без государственной поддержки развитие малого предпринимательства происходит очень медленно.
В отличие от других форм
государственного регулирования
Основными целями государственной политики по развитию малого предпринимательства являются: создание благоприятных условий для осуществления эффективного бизнеса; ускоренное развитие малого предпринимательства как основы и фактора формирования конкурентной среды; расширение самозанятости населения; увеличение доли участия в формировании валового регионального и валового внутреннего продукта, в налоговых доходах федерального, регионального и местного бюджетов [18, с. 2].
Формы государственной поддержки
предпринимательской
Во-первых, соответственно формам
государственного регулирования экономики
и предпринимательской
Во-вторых, формы государственной
поддержки могут носить материальный
или моральный характер. Материальными
формами государственной
Моральными формами
Под государственной финансовой поддержкой малого предпринимательства принято подразумевать комплекс мер, направленных на повышение доступности для субъектов малого предпринимательства финансово-кредитных ресурсов [19, с. 19].
В-третьих, формы государственной поддержки предпринимательской деятельности можно подразделить на прямые и косвенные. Прямые формы государственной поддержки устанавливаются в отношении конкретных видов и субъектов предпринимательской деятельности, в частности, в отношении субъектов малого предпринимательства. Косвенные формы государственной поддержки оказывают опосредованное влияние на конкретные виды предпринимательской деятельности. Это, в первую очередь, всевозможные меры при импорте товаров, принимаемые в целях поддержки отечественных товаропроизводителей. Кроме того, прямые формы государственной поддержки в отношении одних видов и субъектов предпринимательской деятельности могут по своей сути одновременно выступать косвенными формами государственной поддержки других видов и субъектов предпринимательской деятельности. Например, государственная поддержка отечественных производителей сельскохозяйственной техники может опосредованно оказывать благоприятное влияние на сельское хозяйство [8, с. 81].
Можно было бы говорить, например,
о косвенном (опосредованном) государственном
регулировании и, соответственно, о
косвенной государственной
В настоящее время Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» регулирует связи, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства. Им определены также порядок формирования инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки. Итак, согласно ст. 7 Закона № 209-ФЗ государство предусматривает множество мер для нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства:
- специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
- упрощенная система ведения
бухгалтерской отчетности для
малых предприятий,
- упрощенный порядок
- льготный порядок расчетов
за приватизированное
- особенности участия
субъектов малого
- меры по обеспечению
прав и законных интересов
субъектов малого и среднего
предпринимательства при
- меры по обеспечению
финансовой поддержки
- меры по развитию
- иные, направленные на
обеспечение реализации целей
и принципов Федерального
Меры поддержки малого и среднего предпринимательства, предусмотренные Законом, в частности, включают:
- размещение в открытом
доступе информации о
- создание организаций,
оказывающих консультационную
- поддержку в области подготовки и переподготовки кадров;
- поддержку в области инновационной деятельности и промышленного производства;
- поддержку в области
внешнеэкономической
- поддержку в области ремесленной деятельности;
- поддержку организаций,
осуществляющих
Статьи 9, 10, 21–25 Закона № 209-ФЗ содержат детальный перечень мер информационной, консультационной и иных видов поддержки малого и среднего предпринимательства:
1. Финансовая поддержка
(ст. 17) — может осуществляться
в соответствии с
Финансовая поддержка малого предпринимательства может осуществляться по двум основным направлениям.
Первое из них предполагает
направление бюджетных средств
непосредственно в сферу малого
бизнеса, т.е. связано с оказанием
субъектам малого предпринимательства
прямой финансовой помощи в виде гарантий
по кредитам коммерческих банков; полной
или частичной компенсации
Второе направление
2. Оказание имущественной помощи субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления утверждают перечни государственного имущества и муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства [5, с. 61].
3. Информационная поддержка
(ст. 19) — осуществляется в виде
создания федеральных,
- о реализации федеральных
и муниципальных программ
- о количестве субъектов
предпринимательства и их
- об обороте товаров
(работ, услуг) небольших
- о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства;
- в области маркетинга и развития бизнеса [1].
4. Консультационная поддержка (ст. 20) — осуществляется в виде:
- создания организаций,
образующих инфраструктуру
- компенсации затрат, произведенных
и документально
Поддержку в области подготовки,
переподготовки и повышения квалификации
кадров оказывают органы государственной
власти и местного самоуправления.
Она осуществляется путем разработки
образовательных программ на основе
государственных
Кроме того, в Законе № 209-ФЗ отдельно определены особенности оказания поддержки по определенным направлениям деятельности:
- поддержка в области
инноваций и промышленного
Информация о работе Роль государства в развитии малого бизнеса