Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 11:59, реферат
Целью курсовой работы является определение перспективных направлений развития малого предпринимательства со стороны государства, отвечающих современным условиям экономических преобразований.
Исходя из сформулированной цели, поставлены следующие задачи:
- сформулировать понятие и перечень классификационных признаков субъектов малого предпринимательства;
- сформулировать наиболее эффективные и доступные государству формы централизованной поддержки малых предприятий,
Введение. 2
1. Малый бизнес как объект государственного регулирования. 5
1.1 Сущность и субъекты малого бизнеса. 5
1.2 Формы и методы государственного регулирования малого бизнеса. 9
2. Анализ влияния государственной поддержки на развитие малого бизнеса в России 21
2.1 Специфика развития малого предпринимательства в России. 21
2.2 Основные проблемы субъектов малого предпринимательства. 28
Заключение. 49
Список использованной литературы.. 52
- поддержка в области
ремесленной деятельности (ст. 23). Органы
государственной власти
- поддержка субъектов,
осуществляющих
- поддержка субъектов,
осуществляющих
Закон № 209-ФЗ предусматривает создание инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства — системы коммерческих и некоммерческих организаций, которые осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных и иных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, и иные организации [1].
Требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются в программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Закон предусматривает оказание финансовой помощи субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства.
Для каждой из категорий субъектов малого бизнеса федеральными, муниципальными и местными программами могут быть предусмотрены свои меры поддержки, например гранты на развитие бизнеса, получение на льготных условиях производственных помещений. Кроме того, малые и микропредприятия могут в упрощенном порядке вести бухгалтерский учет. Также они избавлены от необходимости представлять большинство форм статистической отчетности.
Стимулирование развития малого бизнеса в России на государственном уровне осуществляется по нескольким направлениям: создается институциональная среда, реализуются специальные государственные программы, и особое внимание уделяется кредитованию малого бизнеса государственными банками.
На данный момент уже достаточно развита сеть базовых объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. В регионах России функционируют более 1350 объектов инфраструктуры, в том числе 75 региональных и 150 муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, 52 агентства поддержки малого бизнеса, более 50 бизнес-инкубаторов, более 70 научных и технологических парков, 30 специализированных лизинговых компаний. В 24 регионах создано 50 инновационно-технологических центров [7, с. 44].
Важную роль в стимулировании малого бизнеса призваны сыграть и меры налогового порядка. Имеется в виду прежде всего, что система его налогообложения должна быть щадящей — не тормозящей его развитие. Очевидно, что нынешняя система налогообложения такому критерию не отвечает. Вместе с тем снижение налогового бремени и упрощение налоговой отчетности для малого бизнеса должны сопрягаться с увеличением доли налогов, уплачиваемых субъектами малого бизнеса, в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Очевидно, что решение таких противоречивых задач возможно только при максимально возможном вовлечении предпринимателей в легальный бизнес, увеличении их численности и численности работников на предприятиях малого бизнеса, росте объемов производства и товарооборота в них [13, с. 79].
Таким образом, системы налогообложения малого бизнеса могут и должны способствовать его развитию. Вместе с тем стимулирование через этот инструмент воздействия на налогоплательщиков должно быть исключительно адресным, чтобы связанные с этим инструментом стимулирующие возможности не использовались бы для необоснованного занижения их налоговых обязательств.
2. анализ ВЛИЯНИЯ
2.1 Специфика развития малого предпринимательства в России
Главные проблемы развития современного российского бизнеса находятся в прямой зависимости от характера и содержания экономической политики, от его поддержки государством. В связи с этим знаменитую формулу Л. Макаревича «Государство в России должно научиться управлять рыночными реформами» можно считать, по существу, бесспорной. Это доказано не только отечественным, но особенно позитивным опытом большинства успешных стран мирового социума. К сожалению, несмотря на все усилия по активизации малого бизнеса со стороны государства от федерального до муниципального уровня, коренного улучшения ситуации не происходило [8, с. 81].
В нашей стране количество малых предприятий по сравнению с крупными предприятиями гораздо меньше, чем в развитых странах.
На 1 октября 2009 г. число зарегистрированных малых предприятий составило 1 136,2 тыс., что на 10,2% выше, чем по состоянию на 1 октября 2008 г. Количество МП в расчете на 100 тыс. жителей достигло 791,9 ед., увеличившись по сравнению с 1 октября 2008 г. на 73,0 ед.
Наиболее значительно
число зарегистрированных малых
предприятий на 100 тыс. жителей увеличилось
в Северо-Западном ФО, заметное увеличение
произошло также в
Таблица 1
Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации [21]
Федеральные
округа Количество зарегистрированных МП на 1 октября 2009 г. в расчете на 100 тыс. чел. населения
Прирост / сокращение (-)
количества зарегистрированных МП на 100 тыс. чел. населения
за период 01.10.2007- 01.10.2008
РФ 791,9 73,0
Центральный 996,9 61,3
Северо-Западный 1 402,7 223,6
Южный 499,1 10,1
Приволжский 623,2 58,9
Уральский 661,3 43,2
Сибирский 658,8 97,0
Дальневосточный 794,8 121,3
Увеличение количества зарегистрированных МП сопровождалось ростом среднесписочной численности занятых на МП.
В январе-сентябре 2009 г. прирост оборота МП отмечается в 71 регионе, при этом прирост более чем на 30% наблюдался в 21 из них. При этом объемы оборота МП сократились всего в 13 регионах (см. табл. 2).
Таблица 2
Объемы оборота МП по федеральным округам Российской Федерации в январе-сентябре 2009 г. [21]Федеральные округа млн. руб. На душу населения, руб. В % к январю-сентябрю 2008 г.
РФ 10 987 506,1 76 581,8 114,7
Центральный 4 964 675,4 132 229,8 111,9
Северо-Западный 1 227 364,5 89 386,4 125,6
Южный 982 600,8 43 057,2 111,0
Приволжский 1 615 533,6 52 605,8 113,3
Уральский 862 902,8 70 273,5 121,8
Сибирский 995 401,7 50 287,5 111,3
Дальневосточный 339 027,3 51 422,3 125,0
Итоги деятельности малых
предприятий в региональном разрезе
можно рассматривать как
Ситуацию, характеризующую развитие малого предпринимательства в Иркутской области, можно оценить по показателям, представленным в таблице 3. При этом необходимо отметить, что отсутствие полной статистической информации о деятельности всех субъектов малого предпринимательства, недостаточное качество статистических показателей, получаемых на основе выборочных обследований с использованием постоянно меняющейся методики расчета, отсутствие статистического наблюдения за индивидуальными предпринимателями не позволяют составить представление о реальной сфере малого предпринимательства и осложняют принятие эффективных решений.
Таблица 3
Состояние малого предпринимательства Иркутской области [20]Показатели 2007 г. 2008 г.
Количество малых предприятий, ед. 10440 11852
Количество работающих на малых предприятиях, чел. 78562 82097
Количество предпринимателей без образования юридического лица, чел. 51452 61669
Доля занятых в малом бизнесе в общем количестве занятых в экономике региона (без учета работников у ПБОЮЛ), % 16,4 17,8
Доля отгруженных товаров собственного производства, выполнено работ, услуг собственными силами малых предприятий в объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, оказанных услуг в целом по области, % 9,7 10,2
Среднемесячная заработная плата, руб. 5480 7515
На малых предприятиях
работало на постоянной основе 82,1 тыс.
человек. В области зарегистрировано
61,6 тыс. предпринимателей, осуществляющих
свою деятельность без образования
юридического лица. Общее количество
занятых в малом
Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем валовом региональном продукте 2008 г. — 10,8% (оценка ВРП 2008 г. — 316 867,2 млн. руб. Малыми предприятиями в 2008 г. произведено продукции на сумму 34 351,8 млн. руб.). Доля в ВРП 2005г. — 8,5%.
В 2008 г. объем выпуска продукции, работ, услуг составил 38 млрд. рублей (темп роста — 110,4%) [20].
Сложившаяся структура малых предприятий по видам деятельности в Иркутской области близка к структуре малых предприятий в Российской Федерации. Наибольшую долю составляют предприятия торговли и общественного питания, что объясняется относительно быстрой окупаемостью вложенных средств, стабильным потребительским спросом (см. табл. 4).
Таблица 4
Отраслевая структура малых предприятий Иркутской области [20]Вид деятельности Доля, %
Оптово-розничная торговля 42,
Услуги и операции с недвижимостью 18,0
Строительство 11,17
Обрабатывающие производства
Транспорт и связь 5,96
Сельское и лесное хозяйство 4,1
Прочие 7,7
Несмотря на положительные тенденции в России уровень развития малого и среднего бизнеса в настоящее время не соответствует потребностям экономики страны. К европейскому уровню (25–30 предприятий на тысячу жителей) приближаются лишь Санкт-Петербург (23 предприятия) и Москва (21 предприятие), на третьем месте Магадан (12 предприятий). В среднем же по России на тысячу жителей приходится 6 малых предприятий, в депрессивных районах и вовсе 1–2 [3, с. 25].
Ныне в общем количестве
экономически активного российского
населения предприниматели
В таблице 5 отражены основные
показатели, характеризующие развитие
малого и среднего предпринимательства
в экономически развитых странах. В
современной экономике
Таблица 5
Показатели развития малого и среднего бизнеса в России и за рубежом [6, с. 13]Страны
Кол-во
МСП, тыс.
Кол-во
МСП на 1000
жителей
Занято на малых и средних
предприятиях,
млн чел.
Доля МСП
в общей
численности
занятых, % Доля МСП в ВВП, %, оценочно
Великобритания 2 630 46 13,6 49 50 - 53
Германия 2 290 37 18,5 46 50 - 52
Италия 3 920 68 16,8 73 57 - 60
Франция 1 980 35 15,2 54 55 - 62
Страны ЕС 15 770 45 68 72 63 - 67
США 19 300 74,2 70,2 54 50 - 52
Япония 6 450 49,6 39,5 78 52 - 55
Россия
843, в том
числе малых
287 5,8 7 12 9 - 10
Приведенное сравнение деятельности малого и среднего предпринимательства в России и за рубежом свидетельствует о различном вкладе малого предпринимательства в экономику и в решение социальных проблем в нашей стране и промышленно развитых странах. Опережающее развитие малого предпринимательства за рубежом обусловлено более длительным становлением этой сферы хозяйствования, а также реализацией комплекса разнообразных мер по реализации государственной поддержки предпринимательства в общем.
Информация о работе Роль государства в развитии малого бизнеса