Роль государства в развитии малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 11:59, реферат

Описание работы

Целью курсовой работы является определение перспективных направлений развития малого предпринимательства со стороны государства, отвечающих современным условиям экономических преобразований.
Исходя из сформулированной цели, поставлены следующие задачи:

- сформулировать понятие и перечень классификационных признаков субъектов малого предпринимательства;
- сформулировать наиболее эффективные и доступные государству формы централизованной поддержки малых предприятий,

Содержание работы

Введение. 2
1. Малый бизнес как объект государственного регулирования. 5
1.1 Сущность и субъекты малого бизнеса. 5
1.2 Формы и методы государственного регулирования малого бизнеса. 9
2. Анализ влияния государственной поддержки на развитие малого бизнеса в России 21
2.1 Специфика развития малого предпринимательства в России. 21
2.2 Основные проблемы субъектов малого предпринимательства. 28
Заключение. 49
Список использованной литературы.. 52

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.docx

— 65.06 Кб (Скачать файл)

 

- поддержка в области  ремесленной деятельности (ст. 23). Органы  государственной власти субъектов  Российской Федерации вправе  разрабатывать и утверждать перечни  видов ремесленной деятельности. Поддержка может осуществляться  в виде создания организаций,  образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области ремесленной деятельности, в том числе палат ремесел, центров ремесел, и обеспечения их деятельности;

 

- поддержка субъектов,  осуществляющих внешнеэкономическую  деятельность (ст. 24) — может осуществляться  в виде сотрудничества с международными  организациями и иностранными  государствами в области развития  малого и среднего предпринимательства,  содействия в продвижении на  рынки иностранных государств  российских товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, а также создания благоприятных  условий для российских участников  внешнеэкономической деятельности, создания организаций, образующих  инфраструктуру поддержки субъектов  малого и среднего предпринимательства  и оказывающих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, и обеспечения деятельности таких организаций, реализации иных мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность [17, с. 10];

 

- поддержка субъектов,  осуществляющих сельскохозяйственную  деятельность (ст. 25).

 

Закон № 209-ФЗ предусматривает  создание инфраструктуры поддержки  субъектов малого и среднего предпринимательства  — системы коммерческих и некоммерческих организаций, которые осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных  или муниципальных нужд при реализации федеральных и иных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, и иные организации [1].

 

Требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки  субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются в программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

 

Закон предусматривает оказание финансовой помощи субъектам малого и среднего предпринимательства  и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств  местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных  и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства.

 

Для каждой из категорий субъектов  малого бизнеса федеральными, муниципальными и местными программами могут  быть предусмотрены свои меры поддержки, например гранты на развитие бизнеса, получение на льготных условиях производственных помещений. Кроме того, малые и  микропредприятия могут в упрощенном порядке вести бухгалтерский учет. Также они избавлены от необходимости представлять большинство форм статистической отчетности.

 

Стимулирование развития малого бизнеса в России на государственном  уровне осуществляется по нескольким направлениям: создается институциональная  среда, реализуются специальные  государственные программы, и особое внимание уделяется кредитованию малого бизнеса государственными банками.

 

На данный момент уже достаточно развита сеть базовых объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. В регионах России функционируют  более 1350 объектов инфраструктуры, в  том числе 75 региональных и 150 муниципальных  фондов поддержки малого предпринимательства, 52 агентства поддержки малого бизнеса, более 50 бизнес-инкубаторов, более 70 научных и технологических парков, 30 специализированных лизинговых компаний. В 24 регионах создано 50 инновационно-технологических центров [7, с. 44].

 

Важную роль в стимулировании малого бизнеса призваны сыграть  и меры налогового порядка. Имеется  в виду прежде всего, что система его налогообложения должна быть щадящей — не тормозящей его развитие. Очевидно, что нынешняя система налогообложения такому критерию не отвечает. Вместе с тем снижение налогового бремени и упрощение налоговой отчетности для малого бизнеса должны сопрягаться с увеличением доли налогов, уплачиваемых субъектами малого бизнеса, в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Очевидно, что решение таких противоречивых задач возможно только при максимально возможном вовлечении предпринимателей в легальный бизнес, увеличении их численности и численности работников на предприятиях малого бизнеса, росте объемов производства и товарооборота в них [13, с. 79].

 

Таким образом, системы налогообложения  малого бизнеса могут и должны способствовать его развитию. Вместе с тем стимулирование через этот инструмент воздействия на налогоплательщиков должно быть исключительно адресным, чтобы связанные с этим инструментом стимулирующие возможности не использовались бы для необоснованного занижения  их налоговых обязательств.

 

 

2. анализ ВЛИЯНИЯ государственной  поддержки НА РАЗВИТИЕ малого  бизнеса в россии

 

 

 

2.1 Специфика развития  малого предпринимательства в  России

 

Главные проблемы развития современного российского бизнеса находятся  в прямой зависимости от характера  и содержания экономической политики, от его поддержки государством. В  связи с этим знаменитую формулу  Л. Макаревича «Государство в России должно научиться управлять рыночными  реформами» можно считать, по существу, бесспорной. Это доказано не только отечественным, но особенно позитивным опытом большинства успешных стран  мирового социума. К сожалению, несмотря на все усилия по активизации малого бизнеса со стороны государства  от федерального до муниципального уровня, коренного улучшения ситуации не происходило [8, с. 81].

 

В нашей стране количество малых предприятий по сравнению  с крупными предприятиями гораздо  меньше, чем в развитых странах.

 

На 1 октября 2009 г. число зарегистрированных малых предприятий составило 1 136,2 тыс., что на 10,2% выше, чем по состоянию  на 1 октября 2008 г. Количество МП в расчете  на 100 тыс. жителей достигло 791,9 ед., увеличившись по сравнению с 1 октября 2008 г. на 73,0 ед.

 

Наиболее значительно  число зарегистрированных малых  предприятий на 100 тыс. жителей увеличилось  в Северо-Западном ФО, заметное увеличение произошло также в Дальневосточном  ФО (см. табл. 1).

 

 

Таблица 1

 

Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным  округам Российской Федерации [21]

Федеральные

 

округа Количество зарегистрированных МП на 1 октября 2009 г. в расчете на 100 тыс. чел. населения 

Прирост / сокращение (-)

 

количества зарегистрированных МП на 100 тыс. чел. населения 

 

за период 01.10.2007- 01.10.2008

РФ 791,9 73,0

Центральный 996,9 61,3

Северо-Западный 1 402,7 223,6

Южный 499,1 10,1

Приволжский 623,2 58,9

Уральский 661,3 43,2

Сибирский 658,8 97,0

Дальневосточный 794,8 121,3

 

 

Увеличение количества зарегистрированных МП сопровождалось ростом среднесписочной  численности занятых на МП.

 

В январе-сентябре 2009 г. прирост  оборота МП отмечается в 71 регионе, при этом прирост более чем  на 30% наблюдался в 21 из них. При этом объемы оборота МП сократились всего  в 13 регионах (см. табл. 2).

 

Таблица 2

 

Объемы оборота МП по федеральным  округам Российской Федерации в  январе-сентябре 2009 г. [21]Федеральные  округа млн. руб. На душу населения, руб. В % к январю-сентябрю 2008 г.

РФ 10 987 506,1  76 581,8 114,7

Центральный 4 964 675,4  132 229,8 111,9

Северо-Западный 1 227 364,5  89 386,4 125,6

Южный 982 600,8  43 057,2 111,0

Приволжский 1 615 533,6  52 605,8 113,3

Уральский 862 902,8  70 273,5 121,8

Сибирский 995 401,7  50 287,5 111,3

Дальневосточный 339 027,3  51 422,3 125,0

 

 

 

Итоги деятельности малых  предприятий в региональном разрезе  можно рассматривать как положительные. В январе-сентябре 2009 г. оборот МП вырос  на 14,7% относительно аналогичного периода  предыдущего года. Наиболее значительное увеличение оборота МП произошло в Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах.

 

Ситуацию, характеризующую  развитие малого предпринимательства  в Иркутской области, можно оценить  по показателям, представленным в таблице 3. При этом необходимо отметить, что  отсутствие полной статистической информации о деятельности всех субъектов малого предпринимательства, недостаточное  качество статистических показателей, получаемых на основе выборочных обследований с использованием постоянно меняющейся методики расчета, отсутствие статистического наблюдения за индивидуальными предпринимателями не позволяют составить представление о реальной сфере малого предпринимательства и осложняют принятие эффективных решений.

 

Таблица 3

 

Состояние малого предпринимательства  Иркутской области [20]Показатели 2007 г. 2008 г.

Количество малых предприятий, ед. 10440 11852

Количество работающих на малых предприятиях, чел. 78562 82097

Количество предпринимателей без образования юридического лица, чел. 51452 61669

Доля занятых в малом  бизнесе в общем количестве занятых  в экономике региона (без учета  работников у ПБОЮЛ), % 16,4 17,8

Доля отгруженных товаров  собственного производства, выполнено  работ, услуг собственными силами малых  предприятий в объеме отгруженных  товаров собственного производства, выполненных работ, оказанных услуг  в целом по области, % 9,7 10,2

Среднемесячная заработная плата, руб. 5480 7515

 

 

На малых предприятиях работало на постоянной основе 82,1 тыс. человек. В области зарегистрировано 61,6 тыс. предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования  юридического лица. Общее количество занятых в малом предпринимательстве  без учета работников у индивидуальных предпринимателей составило 143,7 тыс. человек  или 17,8% от общего количества занятых  в экономике области.

 

Доля продукции, произведенной  малыми предприятиями, в общем валовом  региональном продукте 2008 г. — 10,8% (оценка ВРП 2008 г. — 316 867,2 млн. руб. Малыми предприятиями  в 2008 г. произведено продукции на сумму 34 351,8 млн. руб.). Доля в ВРП 2005г. — 8,5%.

 

В 2008 г. объем выпуска продукции, работ, услуг составил 38 млрд. рублей (темп роста — 110,4%) [20].

 

Сложившаяся структура малых  предприятий по видам деятельности в Иркутской области близка к  структуре малых предприятий  в Российской Федерации. Наибольшую долю составляют предприятия торговли и общественного питания, что  объясняется относительно быстрой  окупаемостью вложенных средств, стабильным потребительским спросом (см. табл. 4).

 

Таблица 4

 

Отраслевая структура  малых предприятий Иркутской  области [20]Вид деятельности Доля, %

Оптово-розничная торговля 42,23

Услуги и операции с  недвижимостью 18,0

Строительство 11,17

Обрабатывающие производства 10,8

Транспорт и связь 5,96

Сельское и лесное хозяйство 4,1

Прочие 7,7

 

 

Несмотря на положительные  тенденции в России уровень развития малого и среднего бизнеса в настоящее  время не соответствует потребностям экономики страны. К европейскому уровню (25–30 предприятий на тысячу жителей) приближаются лишь Санкт-Петербург (23 предприятия) и Москва (21 предприятие), на третьем месте Магадан (12 предприятий). В среднем же по России на тысячу жителей приходится 6 малых предприятий, в депрессивных районах и вовсе 1–2 [3, с. 25].

 

Ныне в общем количестве экономически активного российского  населения предприниматели составляют около 17%. Это в 3-4 раза ниже уровня западноевропейских стран.

 

В таблице 5 отражены основные показатели, характеризующие развитие малого и среднего предпринимательства  в экономически развитых странах. В  современной экономике промышленно  развитых стран от 50 до 60% валового внутреннего  продукта приходится на малые и средние  предприятия. Например, в Великобритании этот показатель составляет от 50 до 53%, в странах ЕС — от 63-67%, в Японии данный показатель составляет 55% от общей  доли всего ВВП; для сравнения, в  России данный показатель составляет от 9 до 12,5%. Для сравнения рассмотрим такой показатель, как число занятых  на малых и средних предприятиях. В Российской Федерации число  работающих на малых и средних  предприятиях составляет около 9 млн человек, это 17,8% от общей доли работающего населения. В странах ЕС на малых и средних предприятиях работают 68 млн человек, что составляет 72% от числа занятых, в Японии — 39,5 млн человек, это около 78% всех занятых в стране [6, с. 13].

 

 

Таблица 5

 

Показатели развития малого и среднего бизнеса в России и  за рубежом [6, с. 13]Страны 

Кол-во

 

МСП, тыс. 

Кол-во

 

МСП на 1000

 

жителей 

Занято на малых и средних 

 

предприятиях,

 

млн чел. 

Доля МСП

 

в общей 

 

численности

 

занятых, % Доля МСП в ВВП, %, оценочно

Великобритания 2 630 46 13,6 49 50 - 53

Германия 2 290 37 18,5 46 50 - 52

Италия 3 920 68 16,8 73 57 - 60

Франция 1 980 35 15,2 54 55 - 62

Страны ЕС 15 770 45 68 72 63 - 67

США 19 300 74,2 70,2 54 50 - 52

Япония 6 450 49,6 39,5 78 52 - 55

Россия 

843, в том 

 

числе малых

 

287 5,8 7 12 9 - 10

 

 

Приведенное сравнение деятельности малого и среднего предпринимательства  в России и за рубежом свидетельствует  о различном вкладе малого предпринимательства  в экономику и в решение  социальных проблем в нашей стране и промышленно развитых странах. Опережающее развитие малого предпринимательства  за рубежом обусловлено более  длительным становлением этой сферы  хозяйствования, а также реализацией  комплекса разнообразных мер  по реализации государственной поддержки  предпринимательства в общем.

Информация о работе Роль государства в развитии малого бизнеса