Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 15:18, курсовая работа
Цель в рассмотрении теоретических основ права в обеспечении безопасности государства и роль права на практике в обеспечении военной безопасности государства.
Задачи изучить понятие права обеспечения военной безопасности государства, значение военной безопасности государства и роль права в практике обеспечения военной безопасности государства.
Территориальная целостность государства - неприкосновенность государственной территории. Целостность государственной территории предполагает запрещение насильственного расчленение территории, какого либо государства или отторжения и захвата части его территории. Территориальная целостность и неприкосновенность государства является одним из принципов международного права. Он вытекает из принципов уважения государственного суверенитета и предполагает свободу государства в своих действиях до тех пор, пока эти действия не наносят ущерба неприкосновенности и целостности территории другого государства.
Принцип территориальной неприкосновенности и целостности входит в число тех общепринятых принципов, в пределах которых государства осуществляют свою самостоятельность во внешних делах. Он закреплен в многочисленных договорах, соглашениях и декларациях государств.5
Социально-политическая стабильность общества и конституционного строя относится к жизненно важным национальным ценностям. Социально-политическая стабильность общества и государства проявляется как устойчивость и упорядоченность всех социальных и политических образований, их структур, функций, отношений между ними, как управляемость социальными и политическими процессами и соответственно - предсказуемость действий управляющих и управляемых подсистем.
Стабильность любой системы не может быть полной, абсолютной, ибо это означало бы мертвый покой, отсутствие всякого движения, развития. Она может быть лишь относительной, обеспечивая сохранение, устойчивое функционирование и развитие системы при непрерывных, но контролируемых изменениях ее подсистем и элементов.
Военную мощь определяют как совокупность материальных и духовных возможностей общества, которые используются государством либо институтами власти для ведения войны или решения задач с использованием вооруженной силы. Военная мощь, обороноспособность - это национальное достояние государства в современных условиях.
Военная опасность - возникновение угрозы нанесения ущерба военной мощи и обороноспособности. Военная мощь определяется экономическим, научно-техническим, социальным, политическим, духовным и собственно военным потенциалом, совокупность которых составляет ее потенциальную мощь.
Совокупный потенциал государства является важнейшим показателем, характеризующим государство с точки зрения его возможностей в целом. Потенциал - имеющиеся в наличии силы, средства, а также те максимальные возможности, способности, которые могут быть использованы в конкретной области при определенных условиях.6
Военная безопасность характеризует, с одной стороны, собственные возможности государства по противодействию военной силе со стороны других стран, с другой - состояние системы межгосударственных отношений, особенно на их военно-политическом уровне. Военная безопасность непосредственно связана с состоянием военно-политической обстановки на глобальном, региональном уровнях, а также с обороноспособностью страны.
Исторический опыт мирового развития учит: чтобы избежать социально-политических катаклизмов в обществе, в XXI веке нужны в первую очередь новые, нетрадиционные подходы в исследовании обеспечения военной безопасности государства.
Анализ мировой практики, научных трудов, результатов исследований показывает, что сущность этих новых аспектов исследования военной безопасности государства заключается:
- в выявлении источников опасностей и угроз;
- в определении возможностей общества противостоять негативным воздействиям на социально-политическую систему;
- в выяснении сущности власти и нацеленности ее на решение жизненно важных вопросов;
- в объективном анализе действий основных социально -политических институтов, связанных с обеспечением устойчивого развития общества и вооруженных сил;
- в изучении способов деятельности различных субъектов военно-политического руководства с учетом уровня политического сознания и типа социально-политического поведения масс.
Особое значение при этом имеет выявление внутренних и внешнеполитических характеристик проблемы, факторов и условий, которые влияют на социально-политические процессы в сфере военной безопасности.7
Важнейшее направление государственной политики Российской Федерации, как указано в Концепции национальной безопасности Российской Федерации - обеспечение военной безопасности страны. Главной целью в данной области военно-политической деятельности «является обеспечение возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть в XXI веке, при рациональных затратах на национальную оборону». В Концепции также подчеркивается, что наша страна в предотвращении войн и вооруженных конфликтов отдает предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако защита национальных ценностей (достояний, ресурсов) России требует наличия достаточной для ее обороны военной мощи.8
Важнейшей задачей военной политики Россия является осуществление сдерживания в целях предотвращения агрессии любого масштаба против России, и ее союзников, в том числе с применением ядерного оружия.
«Российская Федерация в тексте «Военной доктрины Российской Федерации» оставляет за собой право на применение ядерного оружия в ответ на использование против нее, и ее союзников ядерного и других видов оружия массового уничтожения. А также, в ответ на крупномасштабную агрессию с применением обычного оружия в критических для национальной безопасности Российской Федерации ситуациях».9
Российская Федерация в сложившейся международной обстановке при наличии потенциальных опасностей должна обладать ядерными силами, способными гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому государству-агрессору или коалиции государств на любых условиях обстановки. В решении проблемы обеспечения военной безопасности государства может быть несколько аспектов.
Первый базируется на концепции примата международного права в военной политике государств и военных союзов. Эта концепция исходит из того, что сила оружия в качестве гаранта безопасности должна быть заменена безусловным выполнением международных правовых норм, широким сотрудничеством и доверием. Часть этой концепции, направленная на предотвращение войн невоенными средствами, всемерно поддерживается Россией.
Второй аспект к обеспечению военной безопасности базируется главным образом на силе, что выражается в непрерывном стремлении создать и содержать в условиях мирного времени военный потенциал, адекватный существующим и прогнозируемым угрозам для наших национальных интересов.
Будучи сторонницей первого аспекта к обеспечению военной безопасности, Россия вместе с тем не может не учитывать реалий современного мира, когда методы силового давления, военных угроз и прямого применения военной силы не скоро исчезнут из арсенала средств достижения государствами своих политических целей. Это обстоятельство составляет для нашего государства единственно приемлемый в настоящее время третий подход к обеспечению военной безопасности.
Суть этого аспекта заключается в примате правовых, дипломатических и других невоенных средств предотвращения войны с одновременным содержанием силовых военных структур, обладающих потенциалом оборонной достаточности. Под этим потенциалом следует понимать такие военные силы, которые при минимальных затратах на их содержание в мирное время были бы способны обеспечить сдерживание возможного агрессора от развязывания войны, а в случае нападения - осуществить стратегическое развертывание и отразить агрессию. Иными словами, Вооруженные силы России и другие оборонные структуры должны быть такими, чтобы, с одной стороны, надежно обеспечить защиту жизненно важных интересов, связанных с независимостью и территориальной целостностью нашего государства, а с другой - быть минимально обременительными для экономики страны.
Реализуя третий аспект, руководство нашего государства:
- исходит из непреходящего значения основополагающих принципов и норм международного права, которые органично взаимосвязаны и дополняют друг друга;
- рассматривает в качестве партнеров все государства, чья политика не наносит ущерба ее национальным интересам и безопасности и не противоречит Уставу ООН;
- строго соблюдает действующие договоры в области ограничения, сокращения и ликвидации вооружений, содействует их реализации, обеспечению определяемого ими режима.
Стратегическая цель обеспечения военной безопасности Российской Федерации - создать и поддерживать политическое, международное и военно-стратегическое положение страны, которое исключало бы возможность для любого государства или союза государств путем любых видов воздействия ослабить роль и значение Российской Федерации, как субъекта международных отношений, изменить вектор ее социально-экономического развития, нанести ущерб ее национальным интересам.
Под военной мощью государства понимают совокупность материально-производственных возможностей экономики и всех духовных сил общества, его способности мобилизовать их и использовать для предотвращения войны, а если этого сделать не удастся, для отражения агрессии.
Военная мощь государства – это совокупность материальных и духовных сил страны и способность мобилизовать их для достижения целей войны, и складывается она из экономических, социальных, научно-технических, политических и собственно военных потенциалов (факторов).
В научных центрах Российской Федерации военную мощь рассматривают как часть материальных и духовных сил государства, общества, необходимых для достижения военно-политических целей и обеспечения национальной безопасности. Для сравнения, зарубежные авторы, как правило, это понятие употребляют для обозначения всей совокупности материальных и моральных ресурсов нации, имеющих значение для интересов внешней политики страны, для расширения её влияния и присутствия в мире, с тем, чтобы получить в результате экономическую и политическую выгоду.10
В некоторых публикациях ставится знак равенства между военной и оборонной мощью, что, с нашей точки зрения, неверно. Оборонная мощь – это более широкое понятие, нежели военная мощь, так как оборона государства осуществляется усилиями всей страны с применением как военных, так и невоенных средств. В частности, еще в Федеральном законе «Об обороне» (1996) указывалось на то, что «под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооружённой защите и вооружённая защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории».
Для анализа и получения научно обоснованной оценки военной мощи государства необходим определённый ряд показателей, характеризующих всю сложность и многоаспектность структуры данного феномена. Однако нужно отметить, что до сих пор не существует ни четкой методологии, ни теоретической базы для точной оценки, во-первых, ресурсов, которые могут быть использованы в военных целях, а во-вторых, определения достоверных размеров военного потенциала в целом.
Ряд вопросов возникает также относительно значения различных составляющих военной мощи государства. Для определения военной мощи конкретного государства, как нам представляется, прежде всего, надо сопоставить характеристики его военной мощи с аналогичными показателями его геополитических соперников. В структурном отношении военная мощь государства представляет собой сложную систему тесно взаимосвязанных элементов, важнейшими из которых являются военно-экономический, научно-технический и военный потенциалы.11
Обеспечение защиты
национальных интересов и собственной безопа
Такое целеполагание неизбежно требует значительных по объёму вооружённых сил, что не может быть осуществлено без соответствующего экономического обеспечения. Иными словами, экономические ресурсы составляют материальную основу военной мощи. Именно этим объясняется тот факт, что экономический потенциал любой страны играет определяющую роль по отношению к военной мощи.
Военная экономика понимается как сложная система специализированных структур национального хозяйства, целенаправленно используемых для экономического обеспечения военного строительства, подготовки и ведения войн, надёжной защиты национальной безопасности. Функциональное предназначение военной экономики заключается в производстве огромного ассортимента продукции военного назначения (вооружение и военная техника), а также в материально-техническом обеспечении функционирования военной организации государства.
Как сказано в «Военной доктрине Российской Федерации» (2010), основной задачей военно-экономического обеспечения обороны является создание условий для устойчивого развития и поддержания возможностей военно-экономического и военно-технического потенциалов государства на уровне, необходимом для реализации военной политики. Экономическое обеспечение военного строительства представляет собой сложную совокупность разнообразных по характеру и многочисленных по форме производственных, организационных, управленческих и иных мероприятий, нацеленных на удовлетворение потребностей вооружённых сил и обеспечение безопасности государства.
Информация о работе Роль права в обеспечении военной безопасности государства