Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 15:18, курсовая работа
Цель в рассмотрении теоретических основ права в обеспечении безопасности государства и роль права на практике в обеспечении военной безопасности государства.
Задачи изучить понятие права обеспечения военной безопасности государства, значение военной безопасности государства и роль права в практике обеспечения военной безопасности государства.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Введение
Предмет теории государства и права с долей условности его следует разделить на два уровня. Первый - это изучение общих закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права, а также в отношениях между государством, правом и политикой, моралью, и религией. К этому уровню исследований необходимо отнести общие закономерности в развитии и функционировании правового регулирования.
Полученные знания закрепляются с помощью наиболее емких по содержанию категорий и понятий - типология государства; формы возникновения государства; государственная власть; формы государства; «обычное право»; источники права; механизм правового регулирования; предмет правового регулирования. Концентрируя внимание на закономерностях государства и права - реальных устойчивых, повторяющихся связях, - наука освещает особенности государственности и правового регулирования на определенном историческом этапе развития.
Второй уровень исследования общего, устойчивого в праве имеет более предметный характер. Уровень абстрагирования и обобщения здесь значительно меньше, например, изучение структуры юридической нормы и влияние на нее такого явления, как специализация правовых норм; изучение правоотношения, его составляющих субъективных юридических прав и субъективных юридических обязанностей; анализ структуры субъективного права. Исследование на этом уровне также осуществляется по принципу установления особенностей, например, в развитии видов юридической ответственности, содержательной наполняемости санкцией в современный период развития общества.
Юридическая наука - одна из разновидностей социальных наук. Исследует такие важнейшие социальные феномены, как государство, право, правовое регулирование. Безусловно, при их изучении не следует отрываться, абстрагироваться от взаимосвязи этих явлений с другими социальными реалиями, в том числе и экономическими процессами.
Юридическая наука неоднородна, и в ее составе, целые циклы относительно обособленных наук. Теория государства и права функционирует в составе так называемых теоретико-исторических наук о государстве и праве.
Предметом теории государства и права является общее, закономерное, устойчивое в развитии государства и права, юридического регулирования. Пути исследования многоплановы - от изучения самых общих закономерностей развития государства и права и до фазы конкретизации устойчивого, принципиального в осуществлении государственной власти и правового регулирования общественных отношений.
Тема: «Роль права в обеспечении военной безопасности государства».
Цель в рассмотрении теоретических основ права в обеспечении безопасности государства и роль права на практике в обеспечении военной безопасности государства.
Задачи изучить понятие права обеспечения военной безопасности государства, значение военной безопасности государства и роль права в практике обеспечения военной безопасности государства.
Процесс обеспечения военной безопасности России, как все явления и процессы жизни, подчиняется действию всеобщих, диалектических закономерностей. В системе этих закономерностей центральное место принадлежит закону единства и борьбы противоположностей. С точки зрения действия данного закона, обеспечение военной безопасности России представляется как диалектический процесс возникновения, развития, обострения и разрешения определенных противоречий.
Современный мир скатывается к насильственной цивилизации. Действует ряд факторов, как способствующих этому переходу, так и противодействующих ему. Способствующими являются следующие факторы: сохранение социально-экономических, геополитических и идеологических антагонизмов; открытое противоборство политических сил и структур; возникновение новых центров силы и наращивание их мощи; усиление ориентации многих государств на военно-силовые подходы; превалирование на региональных, локальных уровнях дестабилизирующих тенденций.
Неоднозначность хода и перспектив мирового развития обусловлены двумя основными обстоятельствами. Первое: сохранение до последнего момента в качестве базовых линий мировой политики противоречий между Западом и Востоком, Севером и Югом - ведущими западными государствами и развивающимися странами, что может привести к их резкому обострению и возрастанию военной опасности.
Второе: нарастающие изменения в конфигурации военно-политических связей, которые проявляются: с одной стороны, в ослаблении влияния государств бывшего постсоветского пространства, с другой - в укреплении позиций США в мировой политике; в выходе на первые роли интегрирующийся Европы; в усилении предпосылок для военно-политической конфронтации между Севером и Югом; в обострении борьбы за региональную гегемонию на Ближнем Востоке, в Латинской Америке, Юго-Восточной Азии, а также в странах СНГ.12
Изучение основных закономерностей взаимодействия государств на международной арене показывает, что национальные интересы различных стран часто совпадают, пересекаются, для достижения определенных политических, экономических и иных целей политическое руководство использует все имеющиеся в его распоряжении средства. Поэтому обострение межгосударственных противоречий часто влечет за собой применение военной силы для их разрешения.
Проблема защиты национального достояния, национальных ценностей, ресурсов, вооруженными средствами, проблема военной безопасности страны продолжает оставаться одной из приоритетных в деятельности национальных институтов власти. У всякого суверенного государства существует собственное национальное достояние. Защищенность национального достояния от любых видов значимого ущерба есть национальная безопасность. В обеспечении безопасности основным предметом защиты являются национальные, общественные, личные ценности.
Сохранение и наращивание национального достояния обеспечивает нормальное существование страны и создает условия для ее успешного развития. Военная безопасность характеризует способность государства и его вооруженных сил противодействовать или препятствовать нанесению ущерба ее национальному достоянию вооруженными средствами, а также защищать военные организации, военную мощь от ущерба. В этом основная специфика военной безопасности.
Военная безопасность - это такое состояние межгосударственных и внутригосударственных отношений и обороноспособности страны, при которых сводится к минимуму вероятность возникновения войн и вооруженных конфликтов и обеспечивается ее надежная защищенность от вооруженного нападения. Военная безопасность - это тот структурный элемент национальной безопасности, который является важнейшим, и еще длительное время будет занимать центральное место в ее системе.
Военная безопасность Российской Федерации является составной частью национальной безопасности России. Успешное развитие государства не может быть осуществлено без укрепления национальной, военной безопасности. Исследование сущности военной безопасности и на основе этого раскрытие направлений совершенствования военной безопасности Российской Федерации повысят обороноспособность России.
Важнейшим элементом военной безопасности России является система обеспечения военной безопасности, под которой понимается механизм, преобразующий принятую государством стратегию в области военной безопасности в скоординированную деятельность конкретных ведомств, организаций, общественных объединений и граждан на основе действующего законодательства.
Система обеспечения военной безопасности государства - комплекс органов и мер - закономерно связанных друг с другом и объединенных в целостное образование, единство, создаваемый применительно к особенностям безопасности страны. Он основан на соответствующих конституционных установках и требованиях военной доктрины, направленных на противодействие, препятствие нанесению ущерба национальному достоянию государства вооруженными средствами.3
Важную роль в системе обеспечения военной безопасности государства играют силовые структуры: разведка, контрразведка, пограничные войска, вооруженные силы. В современных условиях возрастает роль человеческого фактора в системе обеспечения военной безопасности Российской Федерации как важнейшего и неотъемлемого слагаемого боевой готовности и боеспособности Вооруженных сил, мощи государства. Его носителями является люди, социальные группы, слои, классы и нации, действующие во всех сферах жизни общества: экономической, политической, социальной и других.
Структура системы военной безопасности государства представляет собой сложную систему внутренних и внешних элементов. Она включает в себя:
1. личность, общество, государство как субъекты военной безопасности;
2. национальное достояние – ценности и ресурсы;
3. совокупный потенциал государства в основных сферах жизнедеятельности: экономический; научно-технический; социальный; политический; духовный;
4. оборонную мощь государства;
5. внутриполитические отношения в стране;
6. систему внешнеполитических (международных) отношений.
Система обеспечения военной безопасности обеспечивает сочетание централизованного и децентрализованного управления силами и средствами в соответствии с федеративным устройством России и распределением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органами местного самоуправления.
Особое место в обеспечении военной безопасности занимает процесс подготовки и принятия упреждающих решений по защите национальных интересов. Основу системы обеспечения военной безопасности составляет военная организация государства.
В ее состав входят войска, силы и средства силовых министерств и ведомств Российской Федерации, другие министерства и ведомства, реализующие меры организационного, политического, правового, социального, экономического, управленческого, военного и иного характера, направленные на обеспечение стабильного развития государства и общества, гарантирующие возможность и способность нейтрализовать угрозы в военной сфере.4
Выполнение этих мер позволяет предотвратить либо пресечь внешнюю военную агрессию, обеспечить суверенитет, территориальную целостность, политическую, экономическую и информационную независимость государства, дальнейшее осуществление демократических преобразований в соответствии с целями развития и национальными интересами России. Главным структурным элементом системы обеспечения военной безопасности является ее управленческий компонент: высшие органы государственного и военного управления - Президент РФ, его Администрация, Совет безопасности РФ, Правительство РФ и подчиненные ему федеральные органы исполнительной власти.
Важнейший элемент системы обеспечения военной безопасности - силовой компонент, включающий в свой состав Вооруженные силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы с соответствующими системами управления и всестороннего обеспечения. Обеспечивающий компонент - часть промышленного и научного комплексов страны, военная инфраструктура, система нормативно-правового и финансово-экономического обеспечения, участвующая в процессе военного строительства и обеспечения военной безопасности, структура внешнеполитического обеспечения.
Содержания военной безопасности государства позволяет охарактеризовать ее компоненты, элементы в целом, в их взаимосвязи и взаимодействии. Объектом военной безопасности государства является национальное достояние (ценности, ресурсы). Национальное достояние государства составляют:
- государственный суверенитет, территориальная целостность государства, социально-политическая стабильность общества и конституционного строя, стратегическая стабильность и безопасность в ближнем Зарубежье и в мире в целом,
- свободный доступ к экономическим рынкам, важным стратегическим зонам и коммуникациям, достаточная военная мощь, обороноспособность вооруженных сил государства,
- оборонный производственный комплекс, экономический, научный и другие потенциалы.
Государственный суверенитет - это свойство государства самостоятельно и независимо от возможностей других государств осуществлять свои функции на собственной территории и за ее пределами, в международном общении. Государственный суверенитет проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве и независимости.
Информация о работе Роль права в обеспечении военной безопасности государства