Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 15:18, курсовая работа
Цель в рассмотрении теоретических основ права в обеспечении безопасности государства и роль права на практике в обеспечении военной безопасности государства.
Задачи изучить понятие права обеспечения военной безопасности государства, значение военной безопасности государства и роль права в практике обеспечения военной безопасности государства.
Оборонная промышленность, производящая вооружение и военную технику, а также большой ассортимент другой продукции военного назначения в основном и определяет характер и облик военной экономики. Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) образует фундамент развития военной экономики, служит важнейшей опорой военной мощи государства.12
В отечественных
и зарубежных научных трудах ОПК
понимается как совокупность научных,
исследовательских, испытательных
организаций и предприятий
В нашем понимании ОПК объединяет организации, выпускающие продукцию военного назначения и оказывающие специальные услуги для вооружённых сил своей страны и зарубежных государств. Конечная цель оборонно-промышленного комплекса – гарантированно обеспечивать оснащение вооружённых сил и других силовых структур новыми образцами, типами и видами вооружения, военной и специальной техники в требуемых количествах в заданные сроки. Для определения военной мощи страны, выявления её экономических возможностей по обеспечению военного строительства, содержанию необходимых вооружённых сил первостепенное значение имеет изучение масштабов, уровня развития и структуры материального производства.
Масштабы экономического
и военно-экономического потенциала
(ВЭП) государства определяются количественными
и качественными
Так, по численности
населения Россия (142,8 млн. чел.) занимает
8 место в мире, уступая Китаю (1347,6
млн. чел.), Индии (1241,5 млн чел.), США (313,1 млн чел.), Индонезии (242,3
млн чел.), Бразилии (196,7 млн чел.), Пакистану
(176,7 млн чел.) и Нигерии (162,5 млн чел.). С
точки зрения определения состояния оборонно-промышленного
комплекса и оценки ВЭП значение имеют
не только количественные показатели,
но и такие качественные критерии, как
здоровье общества, его образовательный
уровень, морально-психологическое состояние,
половозрастная структура населения в
целом и трудоспособного контингента
в частности – квалификационно-
Для исследования
экономических основ военной
мощи необходимо изучить состояние
главных элементов
В частности, Российская Федерация занимает 11 место в мире по размеру ВВП (1,48 млрд. долл.). Для сравнения: размер ВВП США – 14,5 млрд. долл., Китая – 5,9 млрд. долл., Японии – 5,5 млрд. долл., Германии – 3,2 млрд. долл.
С точки зрения оценки экономического потенциала большое значение имеют не только абсолютные масштабы ВВП, но и его отраслевая структура. Анализ отраслевой структуры ВВП позволяет судить о том, в какой степени страна располагает возможностями для организации производства современных сверхсложных видов и систем оружия.13
В современных условиях ВЭП главным образом зависит от промышленного потенциала страны. Для количественной характеристики потенциала промышленности в целом и отдельных её отраслей используются различные стоимостные и натуральные показатели, которые позволяют оценить максимальные производственные мощности страны по выпуску тех или иных видов продукции. Для исследования промышленного потенциала особое значение приобретает оценка производственных мощностей предприятий основных отраслей оборонной промышленности.
В качестве важного
обобщающего количественного
Одна из важнейших
проблем военно-экономических
Практическое
решение этих вопросов связано с
большими трудностями методологического,
информационного и иного
Из официально
публикуемых данных наиболее полное
представление о масштабах
В структуре военной мощи всех стран в современный период в огромной степени усилилась роль науки и техники. Решающим фактором обеспечения безопасности государства стал научно-технический прогресс, который влияет на военное дело двояко. Во-первых, с ним напрямую связано ускорение процесса создания новых, более совершенных и эффективных средств вооружённой борьбы. Во-вторых, стимулируется инновационное развитие экономики, рост производительности труда, а следовательно, увеличение экономического и военно-экономического потенциалов.
На данный момент научно-технический потенциал стал одним из ключевых факторов, определяющих военную мощь, главной предпосылкой в деле обеспечения устойчивого развития и упрочения национальной безопасности любой страны, повышения её конкурентоспособности в мире. Вооружённые силы являются постоянным потребителем передовых научных, технических и технологических достижений, позволяющих создавать системы, комплексы и образцы вооружения и военной техники (ВВТ), позволяющие выполнять боевые задачи с высокой эффективностью в реальном масштабе времени и в любых условиях боевой обстановки.
Вооружённые силы
и оборонно-промышленный комплекс являются
не столько пассивным потребителем
научного потенциала и ресурсов государства,
сколько одним из мощных и постоянно
действующих катализаторов
По данным американской некоммерческой исследовательской организации Мемориальный институт Баттель (Battelle Memorial Institute), мировые расходы на науку и НИОКР в 2011 г. составили 1,2 трлн. долл.
Неоспоримым лидером в этой области уже 40 лет подряд остаются США: их затраты на науку и НИОКР составили в 2011 году треть от мирового объёма затрат – 405,3 млрд. долл., или около 2,7% от объёма американского ВВП. Китай в 2011 году потратил на исследования и разработки 153,7 млрд. долл. (1,4% ВВП) и вышел на второе место в мире, потеснив Японию. Расходы на НИОКР в Японии составили 144,1 млрд. долл. (3,3% ВВП). Россия же замыкает десятку мировых лидеров по расходам на науку: российские затраты на НИОКР в 2011 г. выросли с 22,1 млрд. до 23,1 млрд. долл. При этом доля этих расходов в ВВП страны остаётся неизменной – 1%.17
В структуру военной мощи государства входит и военный потенциал. На наш взгляд, военный потенциал представляет собой совокупность людских, материальных, военных и иных объективно существующих возможностей государства и его способность мобилизовать и использовать эти возможности для обеспечения обороноспособности страны. Британские исследователи из Royal United Services Institute for Defence and Security Studies (RUSI) определяют военный потенциал как величину, характеризующую способность государства использовать свои вооружённые силы для того, чтобы повлиять на события за пределами национальной территории.
Оценка военного потенциала государства традиционно считается весьма непростой с методологической точки зрения, т. к. приходится иметь дело с разнородными показателями, характеризующими различные ресурсы. Прежде всего, должен учитываться уровень развития вооружённых сил государства. Данный показатель, в свою очередь, можно определить, исходя из следующих параметров:
- наличие в структуре вооружённых сил государства стратегических ядерных сил (СЯС) и степени развитости их морского, сухопутного и авиационного компонентов, количества ядерных боезарядов;
- развитие сил общего назначения, которое определяется многими компонентами, включая численность вооружённых сил по конкретным категориям лиц (лиц, состоящих на действительной военной службе, находящихся в резерве и проходящих службу в военизированных формированиях);
- наличие и степень оснащённости системами высокоточного оружия.18
При определении военной мощи также должны учитываться численность вооружённых сил (абсолютная и относительная в виде процента от общей численности населения) и их мобилизационные возможности.
В настоящее время общепринятыми критериями оценки военного потенциала стран мира служат такие показатели, как абсолютная и относительная величина доли ВВП, выделяемой на оборону (табл. 2).
Для оценок и
расчётов военно-технического потенциала
на всех уровнях исследований и принятия
соответствующих решений
- техническая
оснащённость вооружённых сил
и других войск (военной
- наличие запасов вооружения и военной техники, содержащихся в арсеналах, на базах и складах;
- состояние
военной инфраструктуры (стационарные
объекты), предназначенной для
Таким образом, важнейшими структурными элементами военной мощи являются военно-экономический, научно-технический и военный потенциалы.
Заключение
За последние годы жизнь внесла большие коррективы в конкретное содержание ВП РФ, как в устоявшиеся взгляды и концепции по этому вопросу, так и в принимаемые решения. В новых военно-политических подходах и концепциях все большее место занимают суждения о том, что война и военная сила - не самый эффективный инструмент политики, что безопасность невозможно обеспечить только военно-техническими средствами.
Поэтому главный упор в разрешении конфликтов и спорных проблем надо стремиться делать на политические средства и дипломатические усилия. Вместе с тем в мире по-прежнему существуют источники военной опасности. И пока неприменение силы не стало нормой международных отношений, национальные интересы РФ требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи.
В русле таких подходов разработаны и приняты конституционные основы обеспечения безопасности России, Закон «Об обороне», Концепция национальной безопасности РФ, Военная доктрина РФ, Основы (концепция) государственной политики РФ по военному строительству на период до 2005 года.
Главными целями военной политики Российской Федерации на современном этапе, вытекающими из концептуальных направлений и положений Военной доктрины РФ, являются следующие:
- предотвращение крупномасштабных военных столкновений на мировой арене, содействие прекращению и недопущению вооруженных конфликтов между бывшими республиками СССР, оперативная нейтрализация любых военных провокаций;
- защита независимости России, обеспечение безопасности, суверенитета, неприкосновенности границ, территориальной целостности Ф, сдерживание от развязывания войн и военных конфликтов, направленных против нее;
Информация о работе Роль права в обеспечении военной безопасности государства