Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 18:44, курсовая работа
Нормативно-правовая база состоит из действующих законодательств многих стран мира, относящихся к рассматриваемой правовой системе. Среди других крупных кодексов, принятых в Центральной и Западной Европе на рубеже XVIII и XIX веков, французский Гражданский Кодекс (1804) бесспорно занимает первое место благодаря своему политическому влиянию и исторической значимости. «Моя действительная слава заключается не в том, что я выиграл 40 сражений. Ватерлоо стерло в памяти все воспоминания о всех этих победах. Но что, несмотря ни на что, не сотрется в памяти, что будет жить вечно, так это мой Гражданский кодекс», - Наполеон Бонапарт. Также были рассмотрены Прусское всеобщее земское право (1794) и Австрийское гражданское уложение (1811).
Введение ……………………………………………………………………………3
1. Изучение римского права в европейских университетах XI – XVI вв………..5
1.1 Рецепция Римского права: историческая обусловленность………….5
1.2 Право в университетах. Студенческие корпорации в Болоньи………7
1.3. Методы изучения права в университетах………………………........10
2. Источники (формы) права в романо-германской правовой семье…………...14
2.1. Закон……………………………………………………………....……14
2.2. Обычай……………………………………………………………........20
2.3. Судебная практика……………………………………………….........22
2.4. Доктрина…………………………………………………………….....25
3. Особенности системы права в романо-германской правовой семье.....……...27
3.1. Правовая норма в романо-германской системе права....……………27
3.2. . Романская и Германская группы………………………………….....29
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы…………………
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Институт международных отношений и права
Кафедра государственно-правовых наук
Ямцун Екатерина Павловна
Романо-германская правовая семья: история и современность.
Курсовая работа студента первого курса
по Теории государства и права
Научный руководитель: Попушина Н.Ю.
Новосибирск
2010
ПЛАН
Введение ……………………………………………………………………………3
1. Изучение римского права в европейских университетах XI – XVI вв………..5
1.1 Рецепция Римского права: историческая обусловленность………….5
1.2 Право в университетах. Студенческие корпорации в Болоньи………7
1.3. Методы изучения
права в университетах………………………
2. Источники (формы) права в романо-германской правовой семье…………...14
2.1. Закон……………………………………………………………..
2.2. Обычай…………………………………………………………….
2.3. Судебная
практика………………………………………………....
2.4. Доктрина…………………………………………………………
3. Особенности системы права в романо-германской правовой семье.....……...27
3.1. Правовая норма в романо-германской системе права....……………27
3.2. . Романская и Германская группы………………………………….....29
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ.
Романо-германская правовая семья включает в себя почти все наиболее развитые страны Европы: Германию, Францию, Австрию, Швейцарию, Бельгию, Люксембург, Голландию, Италию, Португалию, Испанию и др.. В связи с этим актуальность изучения данного вопроса видится вполне ясно. Причем как в области особенностей, современного состояния правовой семьи, так и ее происхождение, эволюция. Юридическая техника не стоит на месте и с каждым годом юристы всех стран пытаются усовершенствовать ее, направить на практическое улучшение жизни общества, на решение конкретных дел по справедливости. Для этого детально изучают прошлое романо-германской правовой семьи, ее истоки, проблемы, возникавшие на пути формирования. Характеризуя степень изученности вопроса можно отметить, что за счет активного развития сравнительного правоведения за последние десятилетия романо-германскую правовую семью наряду с другими системами права достаточно подробно описывают в своих научных трудах ученные многих стран. Весомую работу проделал Рене Давид, французский компаративист, его книга «Основные правовые системы современности» отражает самые важные аспекты основных систем права. Берман Г.Дж. в своей книге «Западная традиция права: эпоха формирования» подробно описывает изучение рецепцию римского права.
Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований, посвященных исключительно данной правовой семьи.
Таким образом, при раскрытии темы курсовой работы я ставлю перед собой следующую цель: исследование сущности, происхождения и особенностей Романо-германской правовой семьи.
С указанной
целью связаны следующие задачи
Нормативно-правовая база состоит из действующих законодательств многих стран мира, относящихся к рассматриваемой правовой системе. Среди других крупных кодексов, принятых в Центральной и Западной Европе на рубеже XVIII и XIX веков, французский Гражданский Кодекс (1804) бесспорно занимает первое место благодаря своему политическому влиянию и исторической значимости. «Моя действительная слава заключается не в том, что я выиграл 40 сражений. Ватерлоо стерло в памяти все воспоминания о всех этих победах. Но что, несмотря ни на что, не сотрется в памяти, что будет жить вечно, так это мой Гражданский кодекс», - Наполеон Бонапарт. Также были рассмотрены Прусское всеобщее земское право (1794) и Австрийское гражданское уложение (1811). 1 января 1900 г вступило в силу Германское Гражданское Уложение, состоявшее из 5 частей, каждая из которых содержала нормы какой-либо отрасли права. Этот кодекс достаточно труден для понимания, так как текст насыщен сложными абстрактными понятиями, в нем отсутствует наглядность и конкретность в подходе к предмету регулирования. Хотя следует также отметить, что юристы – профессионалы говорят о кодексе с восхищением, признавая лаконичность и логичность текста.
Сложность вопроса заключается в том, что правовые системы, составляющие романо-германскую семью, многочисленны, и каждая из них имеет свои специфические по сравнению с другими черты.
Глава 1. Изучение римского права в европейских университетах XI – XVI вв.
1.1. Рецепция Римского права: историческая обусловленность.
Романо-германская правовая система возникла в Европе. Она сложилась в результате усилий европейских университетов, которые выработали и развили, начиная с XII века, на базе кодификации императора Юстиниана общую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира. Термин «романо-германская» был выбран для того, чтобы отдать должное совместным усилиям, прилагавшимся одновременно университетами латинских и германских стран. Название «континентальное право», а тем более «гражданское право» (Civil Law), используемое в англоязычной литературе, вызывает большую критику. Р.Давид подчеркивает, что романо-германская правовая семья в своем историческом развитии не была продуктом деятельности государственной власти (в этом ее отличие от формирования английского общего права), а была исключительно продуктом культуры, независимым от политики. Если это в какой-то мере верно по отношению к первой, доктринальной стадии рецепции, то о следующей стадии этого сказать нельзя.
Романо-германская правовая семья имеет весьма длинную юридическую историю. Она связана с правом Древнего Рима, но более чем тысячелетняя эволюция значительно отдалила не только материальные и процессуальные нормы этого права, но и саму концепцию права и правовой нормы от того, что было признано во времена Августа и Юстиниана. Романо-германские правовые системы как бы продолжают римское право, они результат его эволюции, но никоим образом не являются его копией. Последнее тем более верно, что многие их элементы имеют иные источники, нежели римское право.
В XII и XIII веках на западе Европы произошло возрождение права. Рецепция1 проявилась во всех планах; одним из его важных аспектов был аспект юридический. Новое общество вновь осознало необходимость права; оно начало понимать, что только право может обеспечить порядок и безопасность, которых требует божественный замысел и которые необходимы для прогресса. Тогда в средневековой Европе господствовало натуральное хозяйство, а торговля и рыночное производство не имели широкого распространения, поэтому не было нужды и в римском праве. Но как только промышленность и торговля – сначала в Италии, а позже и в других странах – развили дальше частную собственность, тотчас же было восстановлено и вновь получило силу авторитета тщательно разработанное римское частное право. Римское право – классическое выражение жизненных условий и конфликтов общества, в котором господствует частная собственность. Именно это обусловило возможность приспособления римского права к развивающимся в недрах средневековой Европы товарно-денежным отношениям. Римское право есть законченное право простого товарного производства, следовательно, докапиталистического; это право, однако, заключает в себе большую часть правовых отношений Нового времени, т.е. именно то, в чем нуждались горожане в период возникновения городов и чего они не находили в местном обычном праве. Идеал христианского общества, основанного на милосердии, был отброшен, равно как и идея создания на Западе града божьего. Сама церковь стала более отчетливо различать религиозное общество верующих и светское общество, суд совести и правосудие и создала в эту эпоху каноническое частное право. В XIII веке уже перестали смешивать религию и мораль с гражданским порядком и правом; за правом вновь была принята его собственная роль и автономия, которые отныне стали характерными для западных образа мысли и цивилизации. Идея, что общество должно управляться правом и подчиняться нормам разума, не была совершенно новой. В отношениях между частными лицами она допускалась римлянами. Но возврат к этой идеи в XII веке — революционный шаг. Философы и юристы требовали, чтобы общественные отношения были основаны на праве и чтобы был положен конец режиму анархии и произвола, царившему в течение веков. Они хотели нового права, основанного на справедливости, постигнуть которую позволяет разум; они одновременно осуждали произвол и отвергали обращение в гражданских отношениях к сверхъестественному. Эти идеи становятся господствующими в Западной Европе в XII и XIII веках и будут там безраздельно царить вплоть до наших дней.
1.2. Право в университетах. Студенческие корпорации в Болоньи.
Распространение таких прогрессивных взглядов было тесно связано с возникновением первых университетов - культурных и научных центрах Европы. Именно там впервые право преподавалось как четко очерченный и систематизированный свод знаний, наука, в которой отдельные юридические решения, нормы и законодательные акты изучались объективно и объяснялись с точки зрения общих принципов и истин, базовых для всей этой системы в целом. Наиболее известный университет, в котором, преподавалось право - Болонский университет в Италии. В университетах не преподавали «практическое право». Университетский профессор учил методу, позволявшему создавать самые справедливые по содержанию нормы, более всего соответствующие морали и благоприятствующие нормальной жизни общества. Он видел свою роль в том, чтобы описывать существующую практику или давать практические советы, как эффективно реализовать правовые нормы. Право рассматривали как модель социальной организации. Его изучение не было акцентировано на судебном разбирательстве или исполнении вынесенных решений; оно оставляло в стороне процессуальные процедуры, доказательства, способы исполнения, отдавая их на откуп административной регламентации и практическим установкам. Университетская наука обращена к праву во взаимосвязи с философией, теологией и религией, она указывает судьям, как решать дела на основе справедливости, предписывает правила, которым добропорядочные люди должны следовать в своем социальном поведении.
Большое внимание университеты уделяли текстам римского права. В конце XI в. их начали изучать в разных городах Италии и других стран. В некоторых случаях студенты объединялись и нанимали на год учителя, чтобы он объяснял им эти тексты. Юридически это объединение принимало форму партнерства (в римском праве — societas) профессора и студентов. Особенную известность приобрел один учитель, который начал преподавать в Болонье примерно в 1087 г. которого звали Гварнерием, хотя в историю он вошел под именем Ирнерия. Студенты стекались к нему со всей Европы. По современным подсчетам, в Болонье в XII—XIII вв. одновременно изучали право до десяти тысяч студентов. Будучи чужестранцами, большинство из студентов находились юридически в сложном положении. Например, иностранца могли заставить отвечать по долгам любого из его соотечественников. Если болонский купец имел претензии к лондонскому, он мог взимать убытки с любого английского студента, который попадется ему под руку. Чтобы защититься от подобных угроз, студенты объединялись в "землячества" по этническому и географическому принципам: франки, пикардийцы, провансальцы, алеманны (немцы), англы, испанцы и так далее, всего около двадцати землячеств. Наконец, они объединились в две гильдии: одна объединяла всех студентов из местностей к северу от Альп, другая — к югу. Каждая из этих двух групп была организована в виде корпорации2 (universitas). Будучи единой организацией, студенты могли гораздо эффективнее договариваться с городским правительством и контролировать управление школой. Болонья стала прообразом средневекового высшего учебного заведения, находящегося под контролем студентов, в противоположность университету, находящемуся под контролем преподавателей, такому, который был основан позже в Париже. В конце концов все такие заведения стали называть "университетами".
Студенческая организация получила от города Болоньи хартию. Студенческой гильдии дана была широкая гражданская и уголовная юрисдикция над ее членами. Таким образом, студенты были исключены из гражданского бесправия, связанного со статусом иностранца, и приобрели своего рода искусственное гражданство. Болонская хартия требовала, чтобы студенческая гильдия обеспечивала "братское милосердие, взаимную связь и приязнь, заботу о больных и нуждающихся, ведение похорон и искоренение злобы и ссор, присутствие и сопровождение наших кандидатов на докторскую степень к месту экзамена и обратно, духовное благосостояние членов".
Руководящим органом студенческого университета был генеральный совет, в который каждое землячество избирало двух членов. Генеральный совет избирал ректора. Ректор должен был быть не моложе 24 лет и находиться в университете не менее 5 лет. Генеральный совет принимал решения большинством голосов. По крупным вопросам решения принимались собранием ("конгрегацией") студентов. Посещение этих собраний было обязательным, на них каждый студент имел право выступать и голосовать. Генеральный совет имел право принимать статуты университета. Статуты определяли экономические дела университета, включая плату за разные услуги и заработную плату, цену на аренду книг и жилья, условия дачи в долг. Они также регулировали вопросы дисциплины студентов и профессоров, а также многие аспекты учебной программы. Однако крупнейшим ограничением студенческого самоуправления служило условие, по которому ни один принятый ассамблеей статут не мог быть изменен иначе как через 20 лет после его принятия единогласным решением всех студентов и преподавателей. Болонская система юридического образования была перенесена в другие европейские города, включая Падую, Перуджу, Пизу, Саламанку, Монпелье и Орлеан, Прагу, Вену, Краков, Гейдельберг. Однако большинство университетов к северу от Альп, приняли парижский тип организации, когда профессора и студенты всех четырех факультетов — богословского, юридического, медицинского, свободных искусств — состояли в единой организации и подчинялись одному главе и одному управлению.
Воспитанные
в духе новой юридической науки,
новые поколения университетски
Информация о работе Романо-германская правовая семья: история и современность