Романо-германская правовая семья: история и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Нормативно-правовая база состоит из действующих законодательств многих стран мира, относящихся к рассматриваемой правовой системе. Среди других крупных кодексов, принятых в Центральной и Западной Европе на рубеже XVIII и XIX веков, французский Гражданский Кодекс (1804) бесспорно занимает первое место благодаря своему политическому влиянию и исторической значимости. «Моя действительная слава заключается не в том, что я выиграл 40 сражений. Ватерлоо стерло в памяти все воспоминания о всех этих победах. Но что, несмотря ни на что, не сотрется в памяти, что будет жить вечно, так это мой Гражданский кодекс», - Наполеон Бонапарт. Также были рассмотрены Прусское всеобщее земское право (1794) и Австрийское гражданское уложение (1811).

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………3
1. Изучение римского права в европейских университетах XI – XVI вв………..5
1.1 Рецепция Римского права: историческая обусловленность………….5
1.2 Право в университетах. Студенческие корпорации в Болоньи………7
1.3. Методы изучения права в университетах………………………........10
2. Источники (формы) права в романо-германской правовой семье…………...14
2.1. Закон……………………………………………………………....……14
2.2. Обычай……………………………………………………………........20
2.3. Судебная практика……………………………………………….........22
2.4. Доктрина…………………………………………………………….....25
3. Особенности системы права в романо-германской правовой семье.....……...27
3.1. Правовая норма в романо-германской системе права....……………27
3.2. . Романская и Германская группы………………………………….....29
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы…………………

Файлы: 1 файл

Курсовая по ТГП романо-германская система права.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

Романское право. Франция прошла длительную правовую историю, и в основе ее современной системы источников права до сих пор лежат кодексы наполеоновской эпохи. Общепризнано, что, несмотря на многочисленные поправки, кодексы эти устарели, а в современный этап своего правового развития страна вступила с огромной массой правовых актов, лежавших за пределами традиционной кодификации.

Основным направлением упорядочения этого массива правовых актов Франции стала разработка кодексов по типу отраслевых сборников, включающих как законодательные, так и подзаконные акты. Во французской правовой системе в качестве самостоятельного источника права признаются и общие принципы права. Роль общих принципов особенно важна тогда, когда в законодательной структуре имеются существенные пробелы. Это наиболее наглядно прослеживается в области административного права. Административные суды и Государственный совет в силу некодифицированности административного законодательства наиболее часто ссылаются на общие принципы права. Во французской юридической литературе источники права делятся на две основные группы: первичные (основные) и вторичные (дополнительные). В первую группу входят государственные нормативные акты. К вторичным (дополнительным) источникам права относят в первую очередь судебную практику. Судебная практика сыграла важную роль в развитии французского права, а современная законодательная практика еще шире открывает ей дорогу для правотворчества в виде индивидуальных и общих норм. Из простого толкователя закона и унификатора собственных решений – а именно такую роль отводит судебной практике теория разделения властей – судебная практика превратилась сегодня в источник французского права (хотя и дополнительный, по мнению французских авторов), «источник в рамках закона». Судья, хотя он и не обязан жестко следовать существующей практике и сохраняет в определенной степени свободу решения, все же находится под сильным влиянием авторитета предыдущих судебных решений.

В романской группе стилеформирующими особенностями обладают доктрина причинности, обход закона, прямой и косвенные иски, правовое положение внебрачных детей, вещные иски к третьим лицам по делам о неосновательном обогащении, степень гражданско-правовой ответственности без вины, наконец, неизвестное общему праву, но имеющееся во всех правовых системах стран континентальной Европы «ведение дел в интересах третьих лиц без полномочий с их стороны».

Германское право. В Германии, как и во Франции, основой  действующего права являются кодексы. Как и во Франции, они стары, неоднократно изменялись, в частности после Второй мировой войны, когда из них были исключены новеллы, внесенные во времена нацизма. Однако значительная часть изменений в праве Германии по сравнению с довоенным временем, в том числе с периодом Веймарской республики, внесена не через кодексы, а с помощью специальных законов, регламентирующих различные сферы жизни общества. В отличие от Франции Основной закон ФРГ 1949 г. не признает за исполнительной властью право на автономную регламентарную власть и запрещает практику декретов-законов. Правительственные и иные подзаконные акты в Германии Могут быть изданы только в рамках исполнения законов, хотя на практике встречались исключения из этого правила. Германия не знает консолидированных кодексов «нового типа», подобных тем, которые так распространены во Франции.

Что касается публичного права, то здесь его роль меньше, чем во Франции, что связано, во-первых, с более широкой конституционно-правовой регламентацией в сфере действия государственного права, а во-вторых, с тем, что государственные структуры Германии имеют не столь значительную историю, как во Франции, где соответственно более значима роль исторически сложившихся обыкновений в сфере конституционного права. Как и во Франции, судебная практика приобретает в Германии характер источника права, когда какая-то правовая проблема однозначно подтверждена при решении ряда аналогичных дел и данное решение подтверждено авторитетом высшей судебной инстанции. Однако о более или менее полном совпадении ситуации в обеих странах можно говорить лишь применительно к общей судебной системе. Особенно большие различия обнаруживаются в связи с той весомой ролью, которую играет в государственных структурах Германии Конституционный суд. Его решения – это источник права, стоящий наравне с законом. Его толкования законов обязательны для всех органов, в том числе и для суда. Если у обычного суда при рассмотрении дела возникает сомнение в конституционности подлежащей применению нормы, он приостанавливает дело, обращается с запросом в Конституционный суд, а затем решает дело в соответствии с заключением последнего.

Система источников права в Германии отражает федеральный  характер государственного устройства страны. Каждая из земель в составе Германии имеет свое законодательство. Это усложняющий систему источников права фактор. Федеральное право имеет приоритет над правом земель (ст. 31 Основного закона Германии 1949 г.). Однако, с одной стороны, земли участвуют через бундесрат в федеральном нормотворчестве, а с другой – законодательная компетенция федерации ограничена определенными рамками. Так, по Основному закону, вопросы, не отнесенные к исключительной или совместно действующей законодательной компетенции федерации, остаются в компетенции земель (ст. 70-74 Конституции Германии). В целом, однако, действует правило, согласно которому в случае расхождения федерального закона и закона земли превалирует первый.

Согласно ст. 25 Конституции Германии 1949 г., «общие нормы международного права являются составной частью права федерации. Они имеют преимущество перед законом и непосредственно порождают права и обязанности для жителей федеральной территории». Влияние международного права отражено в праве Германии значительно более четко, чем во Франции, где оно также признается, но выражено Конституцией в значительно более умеренной форме, ибо Конституция говорит (ст. 55) не о нормах международного права, а о «договорах или соглашениях, должным образом ратифицированных или одобренных».

К стилевым особенностям германской правовой семьи, относят общие оговорки, открывающие «ворота» в судебное право, понятие «правовой сделки», учение об абстрактном (реальном) договоре, ответственность, вытекающую из вины при заключении договора (culpa in contrahen-do), доктрину отпадения основания сделки, усиление роли института неосновательного обогащения, поземельную книгу.

Таким образом, нетрудно увидеть, что принадлежность права разных стран к одной  и той же крупной правовой системе (или семье) отнюдь не исключает весьма существенных различий между национальными правовыми системами. Следует отметить, что для юридической концепции этой семьи характерна гибкость, выражающаяся в том, что юристы не склонны соглашаться с решением того или иного вопроса, которое в социальном плане кажется им несправедливым. Действуя на основе принципов права, они действуют как бы на основе делегированных им полномочий. Осуществляя поиск права сообща, каждый в своей сфере и с использованием своих методов, юристы этой правовой семьи стремятся к общему идеалу - достичь по каждому вопросу решения, отвечающего общему чувству справедливости на основе сочетания различных интересов, как частных, так и всего общества. Также характерно стремление к созданию абстрактных правовых норм, к охвату всей сферы права хорошо структурированной системой и, наконец, просто к разработке методов для построения юридических конструкции. Рассматривая роль источников права для данной системы права необходимо отметить, что господствующая доктрина утверждает тождество права и закона. Это предполагает умаление в некотором смысле значимости других источников. Судебная практика применяется, но в сравнение например с системой обычного права Англии гораздо в меньшем количестве случаев. В связи с этим возникают трудности в реализации четко кодифицированных норм на практике.

К настоящему времени  в рамках романо-германской правовой семьи был разработан ряд юридических  конструкций и концепций, получивших широкое распространение и признание  во всем мире. К их числу относятся: 1) признание и законодательное закрепление принципов правового государства; 2) реализация на законодательном и правоприменительном уровне принципа разделения властей; 3) обеспечение конституционного правосудия, т.е. создание системы конституционного контроля; 4) учреждение и регулирование административной юстиции;    5) создание гарантий развития политического и юридического плюрализма; 6) обеспечение развития местного и судейского самоуправления. Эти принципы стали непреходящими ценностями мировой правовой мысли и юридической практики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В данной работе была описана Романо-германская правовая семья. Рассмотрены наиболее важные аспекты системы, отличающие ее от других.  Итак, характеризую данную семью можно отметить:

    • самобытность
    • историческую преемственность
    • сложность (многоуровневая структура)
    • единство (схожая юридическая техника)
    • равнозначность права и закона (закон - основной источник)
    • специфичность национальных правовых систем

Романо-германская правовая семья  на протяжении многих веков изменялась, дополнялась, преобразовывалась - ее эволюция очевидна. Но как в средние века, так и в современное время она всегда стремилась решать практические вопросы по справедливости. Ее приверженцы всегда придерживались мнения, что именно четкая и ясная кодификация способна заставить власть, юристов, граждан действовать правильно и честно. Однако это затрудняло применение законов на практике, ведь невозможно предусмотреть и продумать все возможные случаи. Сейчас наблюдается тенденция к сближению правовых систем различных стран и судебный прецедент становится в  странах Романо-германской семьи все более весомым источником права. Хотя несомненно закон не теряет своей силы и в современных условиях.

Также следует  отметить, что даже принадлежность стран к одной и той же крупной правовой семье, отнюдь не исключает существенных различий между национальными правовыми системами этих стран.

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.

  • Аннерс Э. История европейского права. М., 1999
  • Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998.
  • Берман Г.Дж. Вера и закон: примирение права и религии. М., 1999.
  • Григорьев А.Ф., Синюков В.Н. Правовые системы. Саратов, 1995.
  • Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1998. 3-е изд.
  • Конституции зарубежных государств: Учебное пособие. – М.: Право и закон, 1998.
  • Муромцев Г.И. Источники права // Правоведение. 1992. № 2.
  • Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. М., 1993.
  • Рулан Н. Юридическая антропология. Учебник для вузов. М., 1999
  • Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. М., 1993.
  • Сравнительное правоведение. М., 1988.
  • Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М., 1996.
  • Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права: 1 том. М., 1998.

 

 

 

 

 

1 Рецепция (от лат. receptio – принятие) – это восстановление действия (отбор, заимствование, переработка и усвоение) того нормативного, идейно-теоретического содержания римского права, которое оказалось пригодным для регулирования новых отношений более высокой ступени общественно-правового развития.

2 Корпорация – монополистическое объединение, включающее в себя людей, принадлежащих к одной профессии, сословию и т.п.

3 Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998

4 Термин «пандекты» (всеохватывающие, всеобъемлющие) является средневековым эквивалентом, синонимом для обозначения «Дигест» – составной части кодификации Юстиниана, включавшей разнообразные сочинения римских юристов. В дальнейшем пандектами стали называть всю систему римского частного права, а пандектным – немецкое частное право, разработанное на базе римского права.

 

5 Давид Р. Основные правовые системы современности, М., 1967




Информация о работе Романо-германская правовая семья: история и современность