«Ингушский
Государственный Университет»
Курсовая
работа по дисциплине: «Теория государства
и права»
На
тему: «Семья религиозного права»
Выполнил: студентка 3 курса
Факультет: юриспруденция
Группа: Юру 12-03-06.
Даурбекова Хажар Ибрагимовна.
2012
г.
Содержание
Введение…………………………………………………………...........
3
1. Понятие и классификация правовых
систем………………………. 4
1.1. Понятие правовой системы.
Правовая семья……………………. 4
1.2. Классификация правовых систем………………………………….
5
2. Основные характеристики семьи
религиозного права…….. ………7
2.1. Признаки религиозной правовой
семьи…………………………… 9
2.2. Мусульманская правовая система…………………………………..
9
2.3. Индусское право…………………………………………………….
16
2.4. Право Дальнего Востока на
примере Китая………………………..20
Заключение………………………………………………………………..
27
Список использованной литературы…………………………………….
28
Введение
Правовая
картина мира складывается из множества
существующих и функционирующих на современном
этапе развития общества национальных
правовых систем. Все они в той или иной
мере взаимосвязаны, взаимозависимы и
оказывают, в той или иной степени, воздействие
друг на друга.
Разная
степень их взаимосвязи и взаимодействия
определена тем, что одни национальные
правовые системы имеют больше
общих признаков и черт, чем
остальные, другие же, наоборот, отличаются
доминирующим характером специфических
черт и особенностей по отношению
друг к другу, имеют между
собой гораздо меньше общего,
чем особенного.
Среди сотен существующих
в современном мире правовых
систем многие правовые системы
обладают превалирующими схожими
чертами. Эти сходства, как правило,
обусловливаются одними и теми
же или очень близкими между
собой типами общества, общими
или сходными историческими условиями
развития общества, общей или
схожей религией, а также другими
аналогичными им обстоятельствами.
Наличие общих
признаков и черт у разных правовых систем
позволяет классифицировать их между
собой или подразделять на отдельные группы,
или правовые семьи. В юридической литературе
правовая семья понимается как совокупность
национальных правовых систем, выделенная
на основе общности их различных признаков
и черт.
Целью
настоящей работы является – не только
раскрыть сущность, дать характеристику
и обозначит признаки религиозной правовой
семьи, но и рассмотреть понятие правовая
семья, отметить существующие классификации
правовых семей прошлого и современности.
1. Понятие и классификация
правовых систем.
1.1. Понятие правовой системы.
Правовая семья.
В юридическом
сравнительном правоведении правовую
систему рассматривают в узком и широком
смысле: под узким понимают национальное
право, а под правовой системой в широком
смысле – определенную совокупность национальных
правовых систем, которые объединяет общность
источников права, основных правовых понятий
или категорий, методов и способов развития.
Для обозначения правовых систем в широком
смысле используются разные термины, так
Р. Давид использует термин «семья правовых
систем», К. Цвайгерт, К.Г. Эберт – «правовые
круги», А.Х. Саидов – «правовая система»
. Термин «правовая семья» наиболее распространен
в литературе по сравнительному правоведению.
Каждая национальная правовая
система игнорирует всю правовую
действительность конкретного государства:
доктрину, структуру, источники,
ведущие институты и отрасли,
традиции, правосознание, правопонимание,
правовую культуру и т.д. Категория
«правовая семья» служит для
обозначения группы правовых
систем, имеющих сходные юридические
признаки, позволяющие говорить
об относительном единстве этих
систем. Это сходство является
результатом их конкретно-исторического
и логического развития, а также
интеграции основных правовых
систем современности.
В свете cказанного
правовую систему можно определить
как научную категорию, дающую
многомерное отражение правовой
действительности конкретного государства
на ее идеологическом, нормативном,
институциональном и социологическом
уровнях. Такое наиболее широкое
понимание правовой системы является
сегодня преобладающим в юридической
литературе.
1.2. Классификация правовых систем
Многоаспектность правовой
системы, а также различия в
методологии ее исследования
обуславливают разнообразие
классификации правовой системы.
Наиболее обстоятельным здесь
представляется подход А.Х. Саидова,
который предполагает глобальную
типологию правовых систем, основанную
на социально-экономических критериях,
и внутритиповую их классификацию,
построенную на юридических критериях.
В философском плане правовая
типология рассматривается им
как единство общего (исторический
тип права), особенного (правовые
семьи) и единичного (конкретные
национальные правовые системы).
По мнению А.Х. Саидова, правовая
карта мира включает семьи
общего права, романо-германского
права, скандинавского права,
латиноамериканского права, социалистического
права, а также права развивающихся
стран.
В зарубежной литературе
по данной проблеме преобладают
две основных позиции. Одна
из них, концепция «правового
стиля» немецкого ученого К.
Цвайгерта, складывается из таких
факторов, как происхождение и
эволюция правовой системы; своеобразия
юридического мышления; природа
источников права и способы
их толкования. На этой основе
К. Цвайгерт следующие правовые
круги: романский, германский, скандинавский,
англо-американский, социалистический,
право ислама, индусское право.
Отечественные авторы чаще
всего следуют классификации
французского ученого Р.Давида. В
ее основе лежат два взаимосвязанных
критерия – «идеологический», включающий
фактор религии, философии, социально-экономического
строя и юридико-технический.
Исходя из них, Р. Давид выделяет
семьи романо-германского, англо-саксонского
права, а также «другие виды
общественного строя и права»,
включающие право афро-азиатских
развивающихся стран и стран
Дальнего Востока. Думается, указанная
классификация, а также ее толкование
отечественными авторами нуждаются
в некотором уточнении. Так, если в момент
выхода в русском переводе работы Р. Давида
социалистическое право действовало в
значительной части мира, то с распадом
СССР и «социалистического содружества»
оно практически перестало существовать.
Поэтому вряд ли правомерно сегодня рассматривать
социалистическое право как одну из основных
правовых систем современности.
Нельзя также ставить
обычное, индусское и мусульманское
право в один ряд с правом
современных развитых стран, т.е.
рассматривать их как типологически
однородные явления . Во-первых, потому
что это право иной исторической
эпохи. А, во-вторых, по той причине,
что нигде в современном мире
обычное, индусское либо мусульманское
право не является правом национальным.
В тех регионах, где сохранилось
их действие, они выступают лишь
как подсистемы национального
права. А основанием национальных
правовых систем здесь является
право европейского типа. Разнотипная
структура указанных правовых
систем позволяет проводить их
классификацию на основе критериев
как европейского, так и традиционного
права.
Что касается глобальной
типологии правовых систем, то, как
представляется, она включает
правовые системы европейского
типа, правовые системы традиционного
типа, а также правовые системы
афро-азиатских развивающихся стран,
сочетающие черты первых двух
типов правовых систем . В каждой
из этих правовых систем имеется
немало подвидов. Кроме того, следует
иметь в виду, что существуют
и иные правовые системы, которые
с высокой мерой условности
в юридической литературе объединяют
в семью религиозного права.
С учетом всего выше
изложенного остановимся на
характеристике религиозной правовой
семьи.
2. Основные характеристики семьи
религиозного права
2.1. Признаки религиозной правовой
семьи
Правовая
семья представляет собой более
или менее широкую совокупность
национальных правовых систем, которые
объединяют общность источников
права, основных понятий, структуры
права и исторического пути
его формирования.
Религиозная правовая
семья — это правовая система,
где основным источником права
выступает священный памятник.
К семье религиозного права
относятся правовые системы таких
мусульманских стран, как Иран,
Ирак, Пакистан, Судан, а также
индусское право общин Индии,
Сингапура, Бирмы, Малайзии.
Среди признаков этой правовой
семьи можно выделить следующие:
- главный создатель права Бог,
а не общество, государство, поэтому
юридические предписания даны
раз и навсегда, в них нужно
верить и соответственно строго
соблюдать;
- источниками права являются
религиозно-нравстенные нормы
и ценности, содержащиеся, в частности,
в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся
на мусульман либо в Шастрах,
Ведах, законах Ману и т.д.
и действующие в отношении
индусов;
- весьма тесное переплптение
юридических положений с религиозными,
религиозными, философскими и моральными
поступками, а также с местными
обычаями образует в своей
совокупности единые правила
поведения;
- особое место в системе
источников права занимают труды
ученых-юристов (доктрины),конкретизирующие
и толкующие первоисточники и
лежащие в основе конкретных
решений;
- отсутствует деление
права на частное и публичное;
-нормативно-правовые акты
(законодательство) имеют вторичное
значение;
-судебная практика в
собственном смысле слова не
является источником права;
- во многом основана
на идее обязанностей, а не
прав человека (как это имеет
место в романо-германской и
англо-саксонской правовых семьях).
2.2. Мусульманская правовая система
Происхождение мусульманской
правовой системы. Мусульманское
право возникло как часть шариата
(система предписаний верующим
в Аллаха), представляющего собой
важнейший компонент исламской
религии. История мусульманского
права, нередко обозначаемого
термином «фикх», начинается с
пророка Му-хаммеда (Мухаммада), жившего
в 570 (по некоторым источникам
571 г.)— 632 гг. Мухаммед от имени
Аллаха адресовал некоторые основные
правила поведения, нормы верующим
мусульманам. Эти нормы формулировались
им главным образом в публичных
проповедях. Другая часть юридически
значимых норм сложилась в
результате жизнедеятельности, поведения
Мухамме-да. Позднее и те и другие
нормы нашли отражение в первичных
источниках мусульманской религии
и права. Однако их было мало
для системного регулирования
всей совокупности правовых отношений
мусульманской общины, а потому
после смерти Мухаммеда его
нормотворческую деятельность продолжили
ближайшие сподвижники «праведные»
халифы Абу-Бакр, Омар, Осман и
Али. Опираясь на Коран и
сунну, они формулировали новые
правила поведения, соответствующие,
на их взгляд, воле Аллаха и
Мухаммеда. В случае же «молчания»
Корана и сунны нормы устанавливались
совместным усмотрением либо
единолично каждым халифом.
В VIII—Х вв. существенное
влияние на развитие мусульманского
права оказали исламские правоведы
и мусульманские судьи — кади.
Их роль в формировании мусульманской
правовой системы была столь
значительной, что некоторые исследователи
стали определять мусульманское
право как право юристов. В
этот период зарождаются главные
ветви (толки) ислама, восполняются
правовые пробелы, на основе
толкования Корана формулируется
множество новых предписаний.
К концу Х в. мусульманское
право канонизировалось, и «ворота
исканий» для его исследователей
и реформаторов закрылись. Наступил
«век традиций», период действий
согласно установившимся правовым
нормам и доктринам. Мусульманские
судьи лишились права при отсутствии
в Коране, сунне и других источниках
нужных норм выносить решения
по своему усмотрению. Они должны
были руководствоваться принятым
населением страны толком. К XIII
в. мусульманское право практически
утратило свою целостность и
стало правом полидоктринальным,
разделенным на разные ветви.
Обязанность придерживаться конкретной
юридической школы обеспечивалась
государством, его правовой политикой.
В результате наднациональное
мусульманское право оказалось
раздробленным и разведенным
по разным национально-государственных
«квартирам», получило территориальную
«прописку». Подобно романс-германскому
праву периода кодификации оно
стало правом национальным.
Дальнейшее развитие
мусульманской правовой доктрины
шло по пути последовательного
устранения внутренних противоречий,
несогласованностей, существовавших
в рамках того или иного
толка, а также создания общих
положений, принципов, единых
для всех мусульманских правовых
школ. Эти нормы-принципы придали
мусульманскому праву логическую
целостность, стройность и значительно
повысили его регулятивный потенциал.
XIX в. знаменует принципиально
новую ступень развития мусульманского
права. Становление законодательства
в качестве самостоятельного
источника нормативного регулирования
привело к постепенному вытеснению
юридической доктрины, снижению
ее роли, хотя в содержательном
плане она продолжала оказывать
определенное воздействие на
правовую систему.
Со второй половины XIX
столетия происходит активное
заимствование европейского права,
в частности романс-германского,
которое в настоящее время
в отдельных арабских странах
(например, в Турции) практически
вытеснило мусульманские правовые
нормы. В других странах (Алжир,
Египет, Сирия и др.) мусульманское
право сохранилось в отдельных
сферах социальных отношений,
в частности в сфере «личного
статуса» мусульман. В тех странах,
где доминируют исламско-фундаменталистские
позиции (Иран, Пакистан, ЙАР, Ливия,
Судан), границы мусульманского права
более широки, включают различные
институты, подотрасли гражданского,
уголовного, государственного права,
других отраслей. Здесь наблюдается
своеобразный ренессанс исламско-правовой
культуры, возврат к традиционным
исламским ценностям, что закономерно
влечет за собой расширение
предмета регулирования мусульманского
права.