Шпаргалка по "Государству и праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 20:15, шпаргалка

Описание работы

1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. ПУТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ
Предмет истории отечественного государства и права - возникновение, развитие и смена типов и форм государства и права, а также гос. органов и правовых институтов конкретных государств на территории нашей страны.

Файлы: 1 файл

шпаргалка по иогп.docx

— 72.06 Кб (Скачать файл)

1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. ПУТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ

Предмет истории отечественного государства и права - возникновение, развитие и смена типов и форм государства и права, а также гос. органов и правовых институтов конкретных государств на территории нашей страны.

При изучении данной дисциплины применяются такие научные методы, как хронологический, хронологически-проблемный, проблемно-хронологический, периодизация, сравнительно-исторический, ретроспективный, социологический, а также метод социологических исследований.

Социальная ценность истории отечественного государства и права заключается в существе выполняемых этой наукой функций: познавательной, интеллектуально-развивающей, практической политической, мировоззренческой, воспитательной.

Определение времени появления государства у восточнославянских племен зависит от трактовки самого понятия "государство". Традиционно считается что не любая политическая организация общества тождественна государственности, что государство - это наивысшая форма политич. организации общества.

Достоверных данных о восточных славянах в первой половине первого тысячелетия нашей эры практически нет. Во второй половине первого тысячелетия нашей эры восточные славяне заселяют Восточно-Европейскую равнину от Балтики до Черного моря.

Откуда пришли восточные славяне, точно неизвестно. Датируемая история Руси начинается лишь с IX в., а летописи начали появляться только на рубеже XI-XII вв. Видимо, на Руси до ее крещения (конец X в.) не было даже своей письменности.

Прародиной славян в русских летописях называется Подунавье (Центральная Европа), откуда (под давлением неведомых волохов) в IV в. славяне вынуждены были отступить в другие районы. На север пошли ляхи (поляки, т. е. западные славяне, осевшие по Висле), на северо-восток и восток - будущие восточные славяне (заселившие пространство от Среднего Поднепровья (Киев - поляне) до Ладоги (Новгород-ильменские словене)), на юг - будущие южные славяне (сербы). Среди образовавших восточнославянских племенных союзов, помимо полян и ильменских словен, можно выделить древлян, вятичей, радимичей и северян.

Догосударственные образования (княжения) возникают на основе родовой, кровной близости.

О живших в V в. в Прикарпатье антах (видимо, тоже славянах) известно, что у них господствовала военная демократия - догосударственная форма политической организации славянского общества.

Восточнославянские союзы племен (поляне, древляне, ильменские словене, северяне, вятичи и др.) находились на разных уровнях развития, и поэтому в одних процесс государствообразования протекал быстрее, а в других - медленнее. Первыми пришли к государственности ильменские словене на севере (Новгород) и поляне на юге (Киев).

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. КНЯЖЕСКИЕ УСТАВЫ - ИСТОЧНИКИ ДРЕВНЕРУССКОГО ПРАВА

К сер. IX в. северные восточные славяне (ильменские словене), видимо, платили дань варягам (норманнам), а южные восточные славяне (поляне и пр.) в свою очередь платили дань хазарам.

В 859 г. объединившиеся славяне и финно-угоры (племена, жившие неподалеку от Новгорода - чудь и меря) выгнали варягов из Новгорода. Вскоре началась анархия, постоянные междуусобицы. В итоге победила партия, которая позвала обратно варягов.

В 862 г. в Новгород прибыл княжить варяжский конунг Рюрик. Через несколько лет после призвания варягов в Новгороде вспыхнуло восстание против их власти, возглавлявшееся Вадимом, которое было подавлено. Восточные путешественники сообщают о трех догосударственных образованиях в IX в. на территории, заселенной восточными славянами: Куяба (Киев), Славия (Новгород) и Артания (предположительно Рязань).

После смерти Рюрика правителем при его сыне Игоре стал Олег, дружинник или родственник Рюрика; после его смерти вокняживается сам Игорь Рюрикович.

В 882 г. Олег совершает поход на юг и захватывает Киев, центр племенного союза полян, где до этого правили Аскольд и Дир. В Киев была перенесена столица теперь уже объединенного восточнославянского государства. Затем Олег подчинил себе древлян, радимичей и др. Русы (росы) - это либо поляне (по имени реки Рось, впадающей в Днепр недалеко от Киева), либо варяги (как уже отмечалось, есть данные, что Рюрик происходит из варяжского племени русь).

Таким образом, во второй половине IX в. образовалось Русское государство с центром в Киеве - Киевская Русь.

Писаные законы (княжеские уставы) стали издаваться на Руси с X в. Тогда был издан Церковный устав князя Владимира, устанавливавший десятину и определявший юрисдикцию церковных властей (в частности, семейные правоотношения). Более подробный устав на эту же тему издал чуть позже князь Ярослав Мудрый.

Княжеские уставы во многом опирались на великокняжеское судебное правотворчество (в Киевской Руси князь лично вершил правосудие).

С XI в. основным законодательным источником древнерусского права становится Русская Правда.

3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПО РУССКОЙ ПРАВДЕ

Особым правовым положением ("над законом") обладали князья. В привилегированном правовом положении находились более мелкие феодалы - бояре, напр., их жизнь защищалась двойной вирой (штраф за убийство).

Боярство выделилось из боевых соратников князя его старших дружинников. В XI-XII вв. происходит оформление боярства как особого сословия и закрепление его правового статуса. Вассалитет формируется как система отношений с князем-сюзереном; его характерными признаками становятся специализация вассальной службы, договорный характер отношений и экономическая самостоятельность вассала.

Боярство как особая социальная группа было призвано выполнять две основные функции: 1) участвовать в боевых походах князя; 2) участвовать в управлении и судопроизводстве.

Среди зависимых категорий населения по Русской Правде выделяются следующие группы:

- смерды (крестьяне) - лично свободные сельские труженики. Участвовали в военных походах как ополченцы. Обладали определенным имуществом, которое могли завещать только сыновьям. Закон защищал личность и имущество смерда. В судебном процессе смерд выступал полноправным участником;

- закупы (рядовичи) - лица, отрабатывающие свой долг в хозяйстве кредитора. Закон охранял личность и имущество закупа, запрещая господину беспричинно наказывать его и отнимать имущество. Если сам закуп совершал правонарушение.

то ответственность его была двойственной: господин уплачивал за него штраф потерпевшему, но сам закуп мог быть "выдан головой", т. е. обращен в холопство; такой же исход ждал закупа в случае его попытки уйти от господина не расплатившись. В качестве свидетеля в судебном процессе закуп мог выступать только в особых случаях;

- рядовичи - по договору (ряду) работали у землевладельца, нередко оказывались как бы временными рабами, их социально-правовой статус сходен с положением закупа;

- изгои - лица, находившиеся как бы вне социальных групп (напр., отпущенные на волю холопы, зависимые от своего бывшего хозяина)

- холопы (челядины) - фактически рабы. В холопство попадали путем самопродажи (напр., для уплаты виры), рождения от рабыни, купли-продажи (напр., из-за границы), женитьбы на рабыне, поступления в ключничество (услужение, напр., в княжеском хозяйстве), а также в результате совершения преступления ("поток и разграбление", "выдача головой"). В холопство переходили не сумевшие выплатить долг закупы Холоп являлся не субъектом, а объектом права. Все, чем обладал холоп, считалось собственностью его господина. Личность холопа не защищалась законом. За его убийство взимался штраф, как за уничтожение имущества. Штрафную ответственность за холопа нес его господин Холоп не мог выступать в качестве стороны в судебном процессе.

4. ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Древнерусское государство сложилось и вплоть до первой трети XII в. существовало как монархия С формальной точки зрения она была не ограниченной. Но в исторической и юридической литературе обычно понятие "неограниченная монархия" отождествляется с западной абсолютной монархией XV-XIX вв. Поэтому для обозначения формы правления европейских государств раннего Средневековья стали использовать особое понятие - "раннефеодальная монархия"

Великий киевский князь организовывал дружину и военное ополчение, командовал ими, заботился об охране границ государства, возглавлял военные походы в целях покорения новых племен, установления и взимания с них дани, вершил суд, руководил дипломатией, осуществлял законодательство, управлял своим хозяйством. Помогали киевским князьям в управлении посадники, волостели, тиуны и прочие представители администрации. Вокруг князя постепенно сформировался круг доверенных лиц из числа родственников, дружинников и племенной знати (боярский совет).

"В послушании" у киевского  великого князя находились местные  князья. Они выставляли ему войско, передавали ему часть собираемой  с подвластной территории дани. Земли и княжества, где правили  зависимые от киевских князей  местные княжеские династии, постепенно  передавались сыновьям великого  князя, что укрепляло централизованное  Древнерусское государство вплоть до его наибольшего расцвета в середине XI в. во время правления кн. Ярослава Мудрого.

Для характеристики формы государственного устройства Киевской Руси обычно используется выражение "относительно единое государство", которое нельзя отнести ни к унитарным, ни к федеративным.

С развитием феодализма десятичную систему управления (тысяцкие - сотские - десятские) сменила дворцово-вотчинная (воевода, тиуны, огнищане, старосты, стольники и прочие княжеские должностные лица).

Ослабление (со временем) власти великого киевского князя и рост власти крупных феодальных землевладельцев стали причинами создания такой формы государственно-властного органа, как феодальные (княжеские с участием некоторых бояр и православных священников) съезды (снемы). Снемы решали наиболее важные вопросы: о военных походах, о законодательстве.

Вечевые собрания проходили, как правило, в чрезвычайных ситуациях: напр., война, городское восстание, государственный переворот.Вече - народное собрание - возникло еще в догосударственный период развития восточнославянского общества и по мере укрепления княжеской власти и становления феодализма теряло свое значение, кроме Новгорода и Пскова.

Органом местного крестьянского самоуправления была вервь - сельская территориальная община, выполнявшая, в частности, административные и судебные функции.

и вовсе отменялись.

29. ВОЕННАЯ И СУДЕБНАЯ РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.

Начало военной реформы было положено в 1857 г. отменой военных поселений. В 1874 г. был издан новый "Устав о воинской повинности" и введена всеобщая воинская обязанность. Устанавливался 6-летний срок действительной службы в армии; отслужившие зачислялись на 9 лет в запас (во флоте соответствующие сроки - 7 лет и 3 года), им предоставлялся ряд льгот. Для лиц с высшим образованием срок службы сокращался до 6 мес. На смену палочной дисциплине в армию пришло гуманное воспитание и обучение солдат. Кастовость офицерского корпуса уничтожалась в связи с возможностью вступления в него лиц недворянского происхождения. В целом реформа способствовала улучшению боеспособности русской армии.

Подготовка к судебной реформе началась еще в 50-е гг. XIX в. В ее основу были положены принципы независимости суда от администрации, равенства сторон перед судом, гласности и состязательности процесса, права обвиняемого на защиту.

Всего было принято в 1864 г. 4 законодательных акта: Учреждение судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав гражданского судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Первой судебной инстанцией стал мировой судья чьему рассмотрению подлежали уг. дела о нетяжких преступлениях (максимальное наказание за совершение которых не превышало 1,5 лет) и несложные гражданские дела (с ценой иска не более 500 руб.). Мировой судья принимал решение единолично Решение мирового судьи можно было обжаловать в уездный (столичный) съезд мировых судей. Мировые судьи работали бесплатно.

В систему общих судов входили окружные суды судебные палаты и Правительствующий сенат.

Окружные суды рассматривали дела, не отнесенные к подсудности мировых судей, при этом уголовные дела рассматривались с участием присяжных заседателей.

Судебные палаты были апелляционными инстанциями для окружных судов, могли выступать в качестве первой судебной инстанции по наиболее серьезным уг. делам (о религиозных и политических преступлениях).

Сенат - высшая кассационная суд. инстанция, рассматривающая жалобы на приговоры, вынесенные общими судами с участием присяжных заседателей. Он также выполнял функции суда первой инстанции при привлечении к уг. ответственности высших гос. чиновников.

В 1867 г. прошла также военно-судебная реформа: была несколько либерализована система военных судов.

Адвокатура в России была создана в ходе судебной реформы 1864 г. Среди адвокатов выделялись присяжные и частные поверенные. Присяжные поверенные (адвокаты в собственном смысле этого слова), объединенные в коллегии (под руководством Совета присяжных поверенных), выступали в качестве защитников в уголовном процессе, чем не могли заниматься частные поверенные. Частные поверенные могли работать только при определенном суде.

30. РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.: ЗЕМСКАЯ, ГОРОДСКАЯ И СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМЫ

Земская реформа. В 1864 г. в России были созданы земские органы самоуправления. Система земских органов была двухуровневой: на уровне уезда и губернии. Распорядительные земские органы назывались собраниями, а исполнительные - управами. Члены управы назначались земским собранием соответствующего уровня.

Уездные земские собрания избирались землевладельцами (помещиками), городскими жителями, некоторое количество мест в них имели даже представители крестьян-общинников. Губернские земские собрания формировались уездными земскими собраниями данной губернии. Председатель губернского земского собрания утверждался в должности министром внутренних дел и губернатором соответствующей губернии. В компетенцию органов земского самоуправления входило решение местных хозяйственных проблем. Члены земских собраний выбирались на 3 года, их частичная ротация происходила ежегодно.

Информация о работе Шпаргалка по "Государству и праву"