Шпаргалка по "Государству и праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 20:15, шпаргалка

Описание работы

1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. ПУТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ
Предмет истории отечественного государства и права - возникновение, развитие и смена типов и форм государства и права, а также гос. органов и правовых институтов конкретных государств на территории нашей страны.

Файлы: 1 файл

шпаргалка по иогп.docx

— 72.06 Кб (Скачать файл)

Осенью 1922 г. подготовленный проект ГК РСФСР обсуждался сначала на уровне Народного комиссариата юстиции РСФСР, затем - Совнаркома РСФСР. Его одобрил лично Ленин. Кодекс был утвержден решением ВЦИК 31 октября 1922 г. и вступил в силу с 1 января 1923 г.

Обязательственное право. Даже в период НЭПа советское право не восприняло полностью "буржуазный" принцип свободы договора, хотя в основном административно-правовые способы регулирования хозяйственной деятельности и уступили на время место договорным отношениям.

Гос. предприятия должны были в натуре (реально) исполнять свои обязательства друг перед другом исполнение этого правила строго контролировалось органами (комиссиями) гос. арбитража.

Вещное право. ГК РСФСР 1922 г. различал три вида собственности: гос., кооперативную и частную. Земля, ее недра, леса, воды, железные дороги общего пользования и их подвижной состав, летательные аппараты находились в исключительной гос. собственности.

В отдельных случаях частным предпринимателям (включая иностранных) предоставлялись определенные права в изъятие из действующих российских гражданских законов, в концессионном порядке.

Частная собственность допускалась лишь на мелкие промышленные предприятия и строения.

Частные предприниматели и кооперативные организации имели возможность арендовать гос. промышленные предприятия.

Наследственное право. Наследственная масса (имущество, кот. можно передать по наследству) ограничивалась 10 тыс. руб. (этот лимит был отменен в 1926 г. в разгар НЭПа). Также был установлен прогрессивный налог на наследство, превышающее 1 тыс. руб. Это были явные ограничения свободы наследования.

Допускалось наследование по закону и по завещанию. Наследниками могли быть супруг (супруга) наследодателя, его нисходящие родственники (дети внуки, правнуки…), а также лица (не только родственники), находившиеся в течение последнего года жизни наследодателя на его иждивении. Все указанные наследники одновременно призывались к наследованию после умершего наследодателя.

Право завещательного распоряжения имуществом ограничивалось кругом наследников по закону. Наследодатель мог лишь увеличивать (уменьшать) причитающиеся им доли наследственной массы или вообще лишить одного или несколько таких наследников доли наследства. В 1928 г. наследодателю было запрещено лишать наследства несовершеннолетних.

Выморочное имущество безоговорочно поступало в доход государства.

В 1928 г. были разрешены завещания в пользу советского государства, отдельных его органов.

54. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В ПРЕДВОЕННЫЙ ПЕРИОД В 1920 - НАЧАЛО 1930-х гг

На протяжении 20-30-х гг. Советский Союз в своей внешней политике старался решить ряд задач, среди которых можно выделить следующие:

1. Прорыв дипломатической и экономической блокады страны. Ряд мирных договоров с приграничными странами был заключен уже в 1920-1921 гг., а после Генуэзской конференции 1922 г. началось постепенное налаживание отношений СССР со странами Запада. Первой восстановила дипломатические отношения с СССР Германия. В 1922 г. между этими гос-вами был заключен договор, определивший дружеский характер отношений между ними на следующее десятилетие. Обе стороны были заинтересованы в тесном политическом, экономическом и военном сотрудничестве - и униженная Версальским миром Германия, и нуждавшаяся в научно-техническом содействии Советская Россия. В сер. 1920-х гг. СССР установил дипломатические отношения с Англией, Францией, Италией и рядом др. ведущих стран мира. В 1934 г. СССР был принят в Лигу Наций.

2. Поиск политических и экономических партнеров. На протяжении всех 20-30-х гг. дружественным СССР гос-вом была лишь Монгольская Народная Республика. Кроме того, наша страна оказывала военную помощь испанскому республиканскому правительству в гражданской войне и Китаю в войне с Японией. В зависимости от конкретных внешнеполитических обстоятельств СССР сотрудничал в разные годы с Германией. Англией, Францией и рядом др. государств. 3. Продвижение "мировой революции" за пределы СССР. Эту задачу советское гос-во начало выполнять еще в 1919 г., когда в Москве для этих целей был создан Коминтерн - международная коммунистическая организация. События того времени позволяли большевикам надеяться на скорый успех мировой революции, так как в различных частях Европы вспыхнули социалистические восстания, а наступление Красной Армии на Варшаву в 1920 г. должно было установить советскую власть в Польше. Коминтерном были организованы восстания в Германии и Болгарии (1923). Однако неудачи военных выступлений, а также крайне негативная международная реакция на них заставили руководство СССР несколько дистанцироваться от непосредственного участия в революционной деятельности в др. странах. Тем не менее на протяжении всех лет своего существования советское гос-во продолжало осуществлять контроль за действиями крайне левых сил и их поддержку во всем мире. Таким образом, в течение 20 - начале 30-х гг. СССР сумел преодолеть дипломатическую изоляцию. В то же время ведущие гос-ва мира рассматривали существование СССР как потенциальную угрозу их безопасности. Во внешней политике советской страны был совершен переворот от идеи мировой революции к концепции построения социализма в условиях капиталистического окружения и необходимости в этой связи сотрудничества с иностранными гос-вами.

57. ПОДГОТОВКА И ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ СССР 1936 г. ИЗМЕНЕНИЕ ФИНАНСОВОГО ПРАВА В 1930-1941 гг

В 1935 г. была создана Конституционная комиссия для подготовки текста новой Конституции СССР: ее возглавил Генеральный секретарь Центрального комитета всесоюзной коммунистической партии большевиков (ЦК ВКП(б)) (с 1922 г.) И.В. Сталин (Джугашвили).

Новая Конституция СССР была принята в 1936 г. Она получила название "сталинской"

Конституция СССР, принятая в 1936 г., юридически закрепила окончательный отказ Советского Союза от НЭПа. Экономической основой СССР была провозглашена общественная собственность в форме государственной и кооперативно-колхозной собственности.

Высшим органом государственной власти вместо Всесоюзного съезда Советов стал двухпалатный Верховный Совет СССР (его депутаты стали избираться населением напрямую), коллективным главой государства - постоянно действующий Президиум Верховного Совета СССР. Правительство СССР (Совнарком СССР) сохранило свое название и структуру.

Советы всех уровней стали называться советами депутатов трудящихся, что подчеркивало искоренение класса эксплуататоров в Советском Союзе. По этой же причине право участвовать в выборах получили все граждане СССР, кроме лишенных этого права на основании соответствующего судебного решения.

Конституция СССР 1936 г. сделала шаг к оформлению партийно-командной системы, в ней говорилось о том, что решения Коммунистической партии обязательны для общественных и государственных органов.

Конституция СССР 1936 г. внесла изменения в федеративную структуру СССР, так, ЗСФСР была разделена на 3 советские социалистические республики: Армянскую, Азербайджанскую и Грузинскую.

В 1940 г. в состав СССР были приняты такие новые советские социалистические республики: Эстонская, Латвийская, Литовская и Молдавская.

Финансовое право. В 1930-1931 гг., в условиях повсеместного свертывания НЭПа, в СССР была проведена налоговая реформа. Все прежние налоги и сборы были заменены двумя: налогом с оборота (для всех социалистических предприятий) и отчислением от прибыли (только для государственных предприятий). Налоги стали собираться в общесоюзный бюджет, а уже оттуда перераспределяться между союзными и автономными республиками, а также местными Советами. Это усилило экономическую централизацию Советского Союза.

Что касается отношений государства с гражданами, то была проведена конверсия государственных займов - обмен облигаций всех прежних займов на один новый. Вместе с тем было несколько отсрочено погашение облигаций государственного займа, что сохранило государству значительные денежные средства.

58. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ В 1930-1941 гг. ИЗМЕНЕНИЕ СЕМЕЙНОГО И УГОЛОВНОГО ПРАВА

Правовая система СССР (и соответственно РСФСР) в 1930-1941 гг. характеризуется прежде всего все большим сращиванием партийных (большевистских) и государственных (советских) структур. Возникает практика принятия совместных партийно-государственных нормативных актов - постановлений СНК СССР и ЦК ВКП(б), предварительно утверждаемых (и фактически разрабатываемых) Политбюро ЦК ВКП(б).

Усиливаются централизаторские тенденции в сфере правотворчества: нормативно-правовые акты (в том числе законы), принимаемые в союзных республиках, максимально унифицируются, обычно по образцу российских.

Советское право рассматриваемого периода характеризуется предельной жесткостью, даже жестокостью (показателен в этом смысле "закон о трех колосках" направленный на борьбу с расхищением социалистической собственности). Вместе с тем деятельность специальных правоохранительных органов (Объединенное государственное политическое управление СССР, а позже - Народный комиссариат внутренних дел СССР) была вопиюще неправомерной.

Семейное право. В 30-х гг. советское государство вплотную занялось проблемой увеличения рождаемости. В этих целях, в частности, были запрещены аборты, увеличена материальная помощь роженицам установлена гос. помощь многосемейным, расширена сеть родильных домов, детских яслей и детских садов, усилено уголовное наказание за неплатеж алиментов.

Чтобы предотвратить разводы, напр., увеличена гос. пошлина за гос. регистрацию расторжения брака в органах ЗАГС.

Уголовное право. Вторая половина 30-х гг. XX в. ознаменовалась массовыми сталинскими политическими репрессиями, проходившими с нарушениями законности. Кулаки отправлялись на специальное поселение (по сути, в ссылку), расправу чинили такие внесудебные органы, как судебная коллегия Объединенного государственного политического управления (ОГПУ), печально знаменитые "тройки" и Особое совещание народного комиссариата внутренних дел (НКВД).

Были приняты поистине драконовские законы сыгравшие трагическую роль в истории России.

1. Постановление ЦИК СССР и СНК СССР от 7 августа 1932 г. "Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности" ("закон о трех колосках", за малейшее хищение "социалистической собственности" сажали сразу и надолго)

2. Постановление ЦИК СССР от 8 июня 1934 г. "О дополнении Положения о государственных преступлениях статьями об измене Родине" (правовая основа для последующей борьбы с "врагами народа").

3. Постановление ЦИК СССР от 1 декабря 1934 г. "О порядке ведения дел о подготовке или совершении террористических актов" (значительное ослабление уголовно-процессуальных гарантий прав обвиняемых в совершении ряда преступлений).

59. ПЕРЕСТРОЙКА ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Конституционные основы советского государства и права в годы Великой Отечественной войны остались незыблемыми: продолжали функционировать СНК СССР, Верховный Совет СССР (он собирался в 1942. 1944, 1945 гг.), местные советы депутатов трудящихся, прочие государственные органы.

22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ "О военном положении", власть на территориях, объявленных на военном положении была в значительной степени передана военным органам управления.

23 июня 1941 г. была создана Ставка Главнокомандования (позже - Ставка Верховного Главнокомандования) - высший стратегический военный орган ее позже возглавил Генеральный секретарь ЦК ВКП(б): председатель Государственного комитета обороны И.В. Сталин.

30 июня 1941 г. совместным решением Президиума Верховного Совета СССР, СНК СССР и ЦК ВКП(б) был создан Государственный комитет обороны (ГКО) во главе с Генеральным секретарем ЦК ВКП(б) И.В. Сталиным (он впервые занял официальный государственный, а не партийный пост). ГКО являлся высшим чрезвычайным государственным органом в период военного времени.

Президиум Верховного Совета СССР издал Указ о всеобщей мобилизации граждан 1905-1918 гг. рождения. Начали формироваться отряды народного ополчения, совершенствовалась структура Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

На военные рельсы под руководством СНК СССР была переведена промышленность Советского Союза. Были созданы новые народные комиссариаты (в частности, Народный комиссариат боеприпасов СССР и Народный комиссариат танковой промышленности СССР), успешно была проведена эвакуация ряда промышленных объектов из прифронтовой полосы (преимущественно на Урал).

В годы Великой Отечественной войны резко возросла значимость партийно-командной системы СССР, например, широко практиковались совместные постановления Совета Народных Комиссаров СССР, Центрального Комитета Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) и Президиума Верховного Совета СССР.

Именно в годы войны завершается становление культа личности И.В. Сталина, Генерального секретаря ЦК ВКП(б), председателя ГКО и Верховного Главнокомандующего.

В 1945 г., после победоносного окончания войны СССР против фашистской Германии, милитаристской Японии и их союзников, Государственный комитет обороны был расформирован, как и Ставка Верховного Главнокомандования.

60. ИЗМЕНЕНИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЕДИНСТВА В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОИНЫ

Были расширены права союзных республик в области обороны и внешней политики (народные комиссариаты обороны и иностранных дел стали союзно-республиканскими). Украина и Белоруссия реально были признаны субъектами международного права, так как являлись одними из учредителей Организации Объединенных Наций на конференции в Сан-Франциско (США, штат Калифорния) в июне 1945 г.

В годы Великой Отечественной войны был упразднен ряд автономных национальных образований прежде всего в составе РСФСР. Еще в 1941 г. была упразднена автономия немцев Поволжья.

Информация о работе Шпаргалка по "Государству и праву"