Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 20:15, шпаргалка
1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. ПУТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ
Предмет истории отечественного государства и права - возникновение, развитие и смена типов и форм государства и права, а также гос. органов и правовых институтов конкретных государств на территории нашей страны.
В этом же году I съездом Советов Белоруссии была принята Конституция Белорусской ССР, со столицей в Минске.
Советская власть в Прибалтике была разгромлена. Были ликвидированы провозглашенные здесь Латвийская ССР и Литовская ССР (некоторое время в 1919 г. существовала объединенная Литовско-Белорусская ССР). Эстония, Латвия и Литва стали независимыми буржуазными государствами.
В 1920-1921 гг. были ликвидированы буржуазные закавказские государства - Грузия, Азербайджан и Армения. В 1921 г. I съезд Советов Азербайджанской ССР принял первую Конституцию Советского Азербайджана, со столицей в Баку. В начале 1922 г. съезды Советов Армянской ССР и Грузинской ССР приняли первые Конституции Советской Армении со столицей в Ереване, и Советской Грузии, со столицей в Тифлисе (Тбилиси). Эти основные законы советских республик были созданы по образцу и подобию Конституции РСФСР 1918 г.
В Средней Азии в 1920 г. были образованы Хорезмская народная советская республика (на территории хивинского ханства) и Бухарская народная советская республика (на территории бухарского эмирата).
В 1920 г. на Учредительном съезде Забайкалья в Верхнеудинске была также провозглашена Дальневосточная республика, ставшая буферным государством между Советской Россией и Японией.
В 1918-1920 гг. продолжается процесс федерализации Советской России. В конце 1918 г., в соответствии с декретом СНК РСФСР "О немецких колониях Поволжья", в окрестностях Саратова была образована Трудовая Коммуна немцев Поволжья.
В начале 1919 г. была создана Башкирская автономная республика в составе России (одно время планировалось образование Татаро-Башкирской республики). В 1920 г. состоялся I съезд Советов Башкирской АССР. В это же время была закреплена и автономия Татарии в составе Российской Федерации.
В 1919 г., по инициативе Симферопольского Военно-Революционного Комитета, в Крыму, на части территории бывшей Таврической губернии, была создана Крымская ССР, позже ставшая автономной республикой в составе Советской России.
В 1920 г. на среднеазиатской территории была учреждена Киргизская АССР в составе России.
В период Гражданской войны в составе Советской России возникают также Калмыцкая, Вотская (Удмуртская), Марийская, Чувашская автономные области, а также Карельская Трудовая Коммуна.
47. РАЗВИТИЕ ПРАВА В ПЕРИОД ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
Существенно меняется система источников норм советского права. В 1918 г. в РСФСР в ходе правоприменения запрещаются ссылки на дореволюционное законодательство.
Важным толчком в развитии советского права стало принятие Конституции РСФСР 1918 г., Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном семейном и опекунском праве и КЗоТ.
На развитии финансового права сказалась господствовавшая в период Гражданской войны экономическая политика военного коммунизма. Большевики, исходя из своих общетеоретических установок, отменили к 1920 г. таможенные сборы и косвенные налоги. Проблему возрастающего дефицита государственного бюджета они решали, проводя ничем не обеспеченную денежную эмиссию.
В связи со стремлением большевиков перейти
от нормальных товарно-денежных отношений
к бестоварному продуктообмену в период
Гражданской войны была максимально сужена
сфера регулирования имущественных отношений
нормами гражданского права. Их место
занимают административно-
Конституция РСФСР 1918 г. и КЗоТ РСФСР 1918 г. закрепили всеобщую трудовую повинность российских граждан, т. е. право на труд одновременно стало обязанностью. На конституционном уровне был закреплен основной принцип распределения материальных благ: "Не трудящийся, да не ест". Введен запрет на самовольный переход служащих из одного ведомства в другое. Регулярно проводились трудовые мобилизации. Социалистическую дисциплину труда укрепляла деятельность рабочих дисциплинарных товарищеских судов (с 1919 г.), одним из правовых оснований работы которых стал Декрет "О борьбе с прогулами".
14 февраля 1919 г. ВЦИК принял очень важное Положение "О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию". Провозглашалось коллективное хозяйство (колхоз) в таких формах, как сельскохозяйственная коммуна, артель и товарищество.
Еще в 1918 г. ВЦИКом был принят Декрет "О лесах". Леса оставались в ведении местных органов советской власти (местных советов). В 1920 г. СНК РСФСР принял Декрет "Об охоте". И охраной и промыслом животных ведал Народный комиссариат продовольствия РСФСР.
В 1919 г. Народный комиссариат юстиции РСФСР издал Руководящие начала по уголовному праву РСФСР, что положило конец вакууму советского уголовного права, имевшему место на начальном этапе Гражданской войны (1918-1919).
49. РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА В ГОДЫ НЭПА. ВСЕСОЮЗНЫЙ СЪЕЗД СОВЕТОВ, ЦИК СССР
Новая экономическая политика (НЭП) начала осуществляться в 1921 г. и завершилась во второй половине 30-х гг. Мероприятия в период НЭПа: замена продразверстки продналогом; разрешение частной торговли и мелких капиталистических предприятий; допущение капитализма в виде концессий, аренды мелких промышленных предприятий и земли под строгим контролем государства; перевод государственной промышленности на хозрасчет; замена натуральной зарплаты денежной и т. п. НЭП обеспечила быстрое восстановление разрушенного Гражданской войной хозяйства страны.
Самым важным в развитии советского государственного аппарата в годы НЭПа стало образование Союза Советских Социалистических Республик, а следовательно, союзного уровня органов государственной власти и управления.
Верховным органом государственной власти СССР, выражавшим верховенство советского народа, стал Съезд Советов СССР (Всесоюзный съезд Советов).
Естественно, сохранялась вся остальная многоступенчатая система Советов разных уровней.
В компетенцию Всесоюзного съезда Советов входили все без исключения вопросы, которые Конституцией СССР были отнесены к ведению Союза ССР. Только Всесоюзный съезд Советов был вправе менять Конституцию СССР.
В период между Всесоюзными съездами Советов верховным органом государственной власти в СССР являлся Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР. В отличие от центральных исполнительных комитетов союзных республик ЦИК СССР был двухпалатным. Союзный Совет ЦИК СССР избирался Всесоюзным съездом Советов из представителей союзных республик пропорционально населению каждой из них. В Совет Национальностей ЦИК СССР входили по пять представителей от каждой союзной и автономной республики и по одному представителю от каждой автономной республики в составе ЗСФСР (Армения, Азербайджан, Грузия) и автономной области. Совету Национальностей ЦИК СССР были переданы функции упраздненного Народного комиссариата по делам национальностей (Наркомнаца) РСФСР.
Обе палаты ЦИК СССР были равноправными, решение ЦИК СССР принималось только в случае согласия обеих палат этого органа.
ЦИК СССР, по сути, являлся одновременно и исполнительным, и законодательным органом государственной власти СССР, осуществляя полномочия Всесоюзного съезда Советов, кроме отнесенных к исключительному ведению съезда (изменение Конституции СССР).
ЦИК СССР формировал свой Президиум, ответственный перед ЦИК СССР. Он являлся высшим союзным государственным органом в период между сессиями ЦИК СССР. В этом смысле его можно назвать коллективным главой советского государства.
Президиум ЦИК СССР образовывался из Президиума Союзного Совета ЦИК СССР (7 человек), Президиума Совета Национальностей ЦИК СССР (7 человек). Еще 7 членов Президиума ЦИК СССР избиралось на совместном заседании обеих палат ЦИК СССР.
50. РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА В ГОДЫ НЭПА. СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ, ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
ЦИК СССР образовывал правительство СССР - Совет Народных Комиссаров СССР. Аналогично Всероссийский центральный исполнительный комитет, по Конституции РСФСР 1918 г., образовывал СНК РСФСР. СНК СССР, как и СНК РСФСР, был прежде всего исполнительным и распорядительным органом, хотя обладал и определенными законодательными функциями. Гос. органами отраслевого управления в СССР, как и в РСФСР, стали народные комиссариаты (наркоматы). По Конституции СССР все наркоматы делились на общесоюзные, объединенные (союзно-республиканские) и республиканские.
Общесоюзные наркоматы функционировали только на союзном уровне: в союзных республиках находились лишь уполномоченные этих наркоматов. К общесоюзным наркоматам относились народный комиссариат иностранных дел, народный комиссариат военных и морских дел, народный комиссариат внешней торговли, народный комиссариат путей сообщения, народный комиссариат почт и телеграфов.
Подразделения объединенных наркоматов находились и на союзном, и на республиканском уровнях. При этом такой наркомат СССР руководил соответствующими (одноименными) республиканскими наркоматами. К объединенным наркоматам относились такие наркоматы, как Высший Совет Народного Хозяйства, народный комиссариат продовольствия народный комиссариат труда, народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции.
В первые годы НЭПа были приняты Положения о местных Советах, всячески активизировалась их деятельность.
В 1922 г. в советских республиках была воссоздана прокуратура. Прокур
Была воссоздана и российская адвокатура. При губернских отделах юстиции создавались коллегии защитников, т. е. адвокаты в годы НЭПа не были независимы от гос. властей.
Был создан Верховный суд СССР, на который в частности, возлагались определенные функции судебного конституционного надзора. Также Верховный суд СССР разрешал судебные споры между союзными республиками.
В составе Верховного суда СССР была образована Военная коллегия (фактически передана Военная коллегия Верховного суда РСФСР).
Для разрешения имущественных споров между гос. учреждениями и предприятиями в 1922 г. были учреждены арбитражные комиссиипри областных экономических совещаниях, возглавляемые Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны.
Органы государственной безопасности на союзном уровне возглавлялись Объединенным гос политическим управлением (ОГПУ) при СНК СССР.
Продолжала совершенствоваться система рабоче-крестьянской милиции в системе народного комиссариата внутренних дел.
51. ОБРАЗОВАНИЕ СССР. КОНСТИТУЦИЯ СССР 1924 г. УК РСФСР 1922 г
Первый шаг на пути объединения советских социалистических республик был сделан в 1919 г., когда был создан их военно-политический союз при главенстве РСФСР. К 1922 г. существовало уже две советские федерации: Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика и Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика, а также две унитарные советские республики Украинская Советская Социалистическая Республика и Белорусская Советская Социалистическая Республика. Эти республики и основали в 1922 г. СССР.
30 декабря 1922 г. I Съезд советов СССР принял Декларацию и Договор об образовании СССР, избрал Всесоюзный Центральный Исполнительный Комитет, высший орган государственной власти СССР в период между всесоюзными съездами советов. Таким образом, были заложены конституционные основы СССР, закрепленные Конституцией СССР 1924 г.
Первая Конституция СССР была принята в 1924 г. II Съездом советов СССР, в ее основу были положены Декларация и Договор об образовании СССР, принятые в 1922 г. I Съездом советов СССР.
Высшим органом власти СССР объявлялся Съезд Советов СССР, избиравшийся от городских Советов (1 депутат от 25 тыс. избирателей) и от губернских съездов Советов (1 депутат от 125 тыс. избирателей), т. е. выборы были не прямыми, а ступенчатыми (депутаты нижестоящих Советов выбирали своих представителей в вышестоящие).
В период между съездами высшим органом власти был Центральный Исполнительный Комитет СССР состоявший из Союзного Совета, избиравшегося съездом из представителей республик пропорционально их населению, и Совета Национальностей состоявшего из представителей союзных и автономных республик (5 депутатов от каждой) и автономных областей (по 1 депутату от каждой). В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным и исполнительным государственным органом был его Президиум. ЦИК СССР формировал также высший исполнительный и распорядительный правительственный орган - Совет Народных Комиссаров СССР. При ЦИК СССР создавался также Верховный суд СССР (на него возлагались также функции конституционного суда).
Основой для разработки Уголовного кодекса РСФСР 1922 г. явились Руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1919 г.
Решение о необходимости подготовки проекта Уголовного кодекса РСФСР было принято коллегией народного комиссариата юстиции РСФСР в 1920 г. В том же году проект Кодекса был обсужден III Всероссийским съездом советской юстиции, с ним были ознакомлены губернские отделы юстиции. Потом принципиальные изменения в проект Уголовного кодекса были внесены на IV Всероссийском съезде советской юстиции (январь 1922 г.).
В мае 1922 г., после тщательного постатейного обсуждения, УК РСФСР был утвержден ВЦИК в целом, после чего был передан в его Президиум "для окончательного редактирования". УК РСФСР 1922 г. вскоре был переработан и в новой редакции утвержден в 1926 г.
52. ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РСФСР 1922 г
ГК РСФСР начал разрабатываться уже после окончания Гражданской войны, летом 1921 г. Первоначально речь шла лишь о правовой регламентации общей части обязательственных отношений.
ГК РСФСР 1922 г. был построен на принципах, провозглашенных Декларацией основных частных имущественных прав, признаваемых РСФСР, принятой ВЦИК в мае 1922 г..