Шпаргалка по "Государству и праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 20:15, шпаргалка

Описание работы

1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. ПУТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ
Предмет истории отечественного государства и права - возникновение, развитие и смена типов и форм государства и права, а также гос. органов и правовых институтов конкретных государств на территории нашей страны.

Файлы: 1 файл

шпаргалка по иогп.docx

— 72.06 Кб (Скачать файл)

В 1943-1944 гг. были упразднены автономии крымских татар, калмыков, чеченцев, ингушей, балкарцев в составе Советской России, поскольку эти нации были обвинены в пособничестве немецко-фашистским захватчикам. Эти народы (в первую очередь крымские татары, чеченцы и ингуши) по личному указанию Сталина были депортированы в республики Средней Азии и Казахстан.

В 1944 г. к Советскому Союзу, по решению Малого Хурала Тувы, присоединилась Тувинская Народная Республика, она на правах автономной области вошла в состав Российской Федерации.

По решению съезда народных комитетов Закарпатской Украины в Мукачево (1944) и в соответствии с международным советско-чехословацким договором (1945) в состав Украинской ССР вошло Закарпатье. По советско-польскому договору был произведен обмен территориями между Польшей и СССР:

Белостокская область Белоруссии отошла к Польше, а Украина получила район с центром в городе Владимир-Волынский (Северо-Западная Украина)

Литовской ССР отошла от Германии Клайпеда (Мемель), аннексированная Гитлером в 1939 г. В состав Советского Союза вошла также часть Восточной Пруссии с центром в Кенигсберге, позже преобразованная в Калининградскую область России. Финляндия передала Советской России Печенгу (Петсамо) на стыке границ СССР, Финляндии и Норвегии.

После победы над Японией в 1945 г. в состав СССР были возвращены Южный Сахалин и Курильские острова (ныне - районы Сахалинской области Российской Федерации)

Это были последние территориальные приращения СССР в истории советского государства и в отечественной истории вообще.

61. ИЗМЕНЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО И СЕМЕЙНОГО ПРАВА В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОИНЫ

Советская экономика, основанная на господстве гос. собственности, оказалась достаточно подготовленной к ведению такой широкомасштабной и затяжной войны, какой была Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Народные комиссариаты СССР могли распределять и перераспределять материальные и трудовые ресурсы страны, излишки материалов и оборудования, списывать убытки предприятий.

Применялись реквизиции объектов негос. собственности в военных целях (напр., реквизиция тягловой силы в прифронтовой полосе, реквизиция плавсредств в месте переправ).

Естественно, в условиях военного времени было максимально централизовано управление советским народным хозяйством.

Законодательство военного времени в особом порядке защищало жилищные права военнослужащих, членов их семей, а также рабочих и служащих предприятий, эвакуированных во время ВОВ в восточные и среднеазиатские районы Советского Союза.

Совершенствовалось советское наследственное право, в частности расширялся круг наследников по закону, была установлена очередность призвания наследников. Наследниками по закону были признаны родители, а также братья и сестры наследодателя Были установлены три очереди наследников:

1) дети (в том числе усыновленные), супруг (супруга), нетрудоспособные родители и другие нетрудоспособные лица, находившиеся на иждивении наследодателя;

2) трудоспособные родители наследодателя;

3) братья и сестры наследодателя. Наследники более дальней очереди призывались к наследству при отсутствии наследников более близкой очереди. Наследники одной очереди делили наследство между собой на равные доли.

Завещать свое имущество можно одному или нескольким наследникам по закону или гос. органам и общественным организациям (напр., Ком. партии).

Семейное право. Была увеличена гос. помощь беременным, многодетным и одиноким матерям, усилена охрана материнства и детства, установлено почетное звание "Мать-героиня" и учрежден орден "Материнская слава" и "Медаль материнства". Были внесены существенные изменения в КЗоБСО РСФСР 1926 г.

Терял юридическую силу брак, не зарегистрированный надлежащим образом в органах ЗАГС. Соответственно советский правовой лексикон вновь обогатился понятием "внебрачный ребенок", а также "одинокая мать".

Был усложнен порядок расторжения законных браков. Суд был обязан приложить все усилия к примирению супругов, расторгнуть же брак имел право лишь суд вышестоящего звена. Были значительно увеличены размеры гос. пошлин, взыскиваемых при оформлении развода.

Холостяки, одинокие и малосемейные граждане еще в 1941 г. были обложены специальным налогом.

62. ИЗМЕНЕНИЕ УГОЛОВНОГО ПРАВА В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Уголовное право развивалось в период Великой Отечественной войны в направлении усиления наказаний и криминализации деяний, не признаваемых до этого преступлениями. Усиливался общепредупредительный характер наказания.

Уже 6 июля 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР издал специальный Указ, имевший красноречивое название "Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения" (без квалифицирующих признаков - от 2 до 5 лет тюремного заключения).

15 ноября 1943 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР была повышена ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну (наказание увеличено до 10 лет лишения свободы).

Ужесточалась борьба с хищениями государственной и общественной собственности (вторую жизнь получил печально знаменитый "закон о трех колосках" от 7 августа 1932 г.).

Даже без квалифицирующих признаков виновные в нарушении правил местной противовоздушной обороны наказывались лишением свободы на срок не менее 6 месяцев.

Виновные в нарушении правил учета и передвижения военнослужащих и призывников наказывались лишением свободы на срок не менее 1 года (для лиц начальствующего состава - на срок не менее 2 лет). Привлекались к уголовной ответственности и лица, уклонявшиеся от обязательного обучения военному делу.

Уголовная ответственность была установлена за несдачу трофейного имущества в суточный срок.

Была усилена охрана даже личной собственности граждан. Так, пленум Верховного суда СССР в своем разъяснении от 8 января 1942 г. установил, что кража личного имущества граждан, совершенная во время воздушного налета или при оставлении населенного пункта в связи с наступлением врага, а также кража имущества эвакуированных как в пути, так и оставленного в предыдущем месте проживания является квалифицированной кражей и по своему характеру и повышенной общественной опасности подпадает под признаки кражи, совершенной во время пожара, наводнения или другого стихийного бедствия. Соответственно ужесточалось наказание за указанные разновидности краж.

Президиум Верховного Совета СССР своим Указом от 19 апреля 1943 г. определил, что фашистские захватчики, совершившие зверства по отношению к военнопленным и мирному населению, подлежат смертной казни через повешение либо ссылке на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет.

Суды широко практиковали отсрочку исполнения приговоров в отношении военнослужащих и военнообязанных граждан с направлением их в действующую армию, чтобы там они "искупили свою вину кровью".

63. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В 1945 - НАЧАЛЕ 1950-х гг

В послевоенное время Советский Союз активно участвовал во всех важнейших мировых внешнеполитических процессах, начиная с Ялтинской и Потсдамской конференций руководителей Великобритании США и СССР.

В 1945 г. было подписано американо-британо-советское соглашение о судебном преследовании и наказании главных военных преступников в Европе и принят Устав Международного военного трибунала (работал в 1946 г. в Нюрнберге, Германия). В 1946 г. СССР также участвовал в создании и функционировании аналогичного Международного военного трибунала на Дальнем Востоке для выявления и наказания главных японских военных преступников.

СССР, а также Украинская ССР и Белорусская ССР на конференции в Сан-Франциско (США) в 1945 г. выступили одними из учредителей ООН. В декабре 1946 г. Генеральная Ассамблея ООН по инициативе СССР приняла резолюцию "О принципах всеобщего регулирования и сокращения вооружений". СССР активно участвовал в создании комиссии по контролю над атомной энергией ООН (МАГАТЭ) в конце 1945 - начале 1946 г. СССР в послевоенные годы принимал активное участие в работе Совета Безопасности ООН, МАГАТЭ, Экономического и Социального Совета ООН, Организации Объединенных Наций по образованию, науке и культуре (ЮНЕСКО).

В первые послевоенные годы СССР заключил целый ряд международных договоров, как с капиталистическими, так и с будущими социалистическими государствами, по целому ряду важнейших, прежде всего экономических, вопросов двустороннего сотрудничества. Так, всеобъемлющие торгово-промышленные договоры СССР заключил с Польшей (1945), Монголией (1946), Румынией (1947), Венгрией (1947), Болгарией (1948).

Однако отношения между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции очень быстро накалились, что привело к "холодной войне", продолжавшейся до 80-х гг. В 1948 г. США, Великобритания Франция и их западные союзники образовали военно-политический союз, трансформировавшийся в 1949 г. в Организацию Североатлантического договора (НАТО). На территории американской, британской и французской зон оккупации в Германии была образована Федеративная Республика Германия (ФРГ). В ответ на это СССР и восточноевропейские союзники создали Организацию Варшавского договора (ОВД), а в советской зоне оккупации в Германии была образована Германская Демократическая Республика (ГДР). В 1949 г. по инициативе СССР был создан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Учредителями СЭВ стали СССР, Болгария, Венгрия Польша, Румыния, Чехословакия. Позже к СЭВ присоединились Албания (1949) и ГДР (1950).

В 1947 г. было установлено, что сношения гос учреждений и должностных лиц с учреждениями и должностными лицами иностранных государств могли осуществляться только через МИД СССР или Министерство внешней торговли СССР.

.

65. ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ АППАРАТЕ В СЕРЕДИНЕ 1950-х - СЕРЕДИНЕ 1960-х гг

В 1957 г. Центральный Комитет Ком. партии Советского Союза принял постановление "Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связи с массами". Оно значительно оживило деятельность местных Советов. В союзных республиках были приняты новые Положения о местных (сельских и районных) Советах депутатов трудящихся.

Отраслевой принцип управления промышленностью был заменен территориальным. Многие министерства были упразднены. Советский Союз был разделен на 105 экономических административных районов. В каждом из них Советом Министров соответствующей союзной республики был создан совет народного хозяйства (совнархоз), который и руководил промышленными предприятиями и стройками.

Краевые и областные Советы депутатов трудящихся были разделены на промышленные и сельские, которым соответственно подчинялись промышленные и сельскохозяйственные районы.

Реформа была явно неудачной, и вскоре промышленные и строительные министерства, а также единые краевые и областные Советы депутатов трудящихся были восстановлены.

Было ликвидировано Особое совещание при Министерстве внутренних дел СССР, обладавшее судебными полномочиями.

За счет выделения ряда подразделений из МВД СССР был учрежден КГБ при Совете Министров СССР.

Областные и краевые управления МВД и милиции были реорганизованы в единые управления внутренних дел исполнительных комитетов областных и краевых Советов депутатов трудящихся. Органы милиции в районах, городах и рабочих поселках были преобразованы в соответствующие отделы исполнительных комитетов районных, городских и поселковых Советов депутатов трудящихся.

При исполнительных комитетах районных Советов депутатов трудящихся были восстановлены наблюдательные комиссии (надзирали за режимом законности в исправительно-трудовых учреждениях данного района).

В Ленинграде впервые возникли добровольные народные дружины по охране общественного порядка.

Упразднены Минюст СССР и минюсты союзных республик с передачей их функции Верховному суду СССР, верховным судам республик, краевым и областным судам.

Ликвидирована обособленная система транспортных судов, рассмотрение подсудных им дел было возложено на народные суды, краевые и областные суды, верховные суды автономных и союзных республик.

Принято Положение о прокурорском надзоре в СССР. Было четко определено, что органы прокуратуры СССР составляют единую централизованную систему, надзирающую за соблюдением социалистической законности в стране, возглавляемую Генеральным прокурором СССР.

Расширены надзорные полномочия верховных судов союзных республик за счет надзорных полномочий Верховного суда СССР.

Утверждено Положение о военных трибуналах. Система военных трибуналов, образуя подсистему военной юстиции, замыкалась на систему судов общей юрисдикции через Военную коллегию Верховного суда СССР.

66. РАЗВИТИЕ ПРАВА В СЕРЕДИНЕ 1950-х - СЕРЕДИНЕ 1960-х гг

Неоднократно поднималась заработная плата ряда категорий трудящихся, значительно улучшались условия труда (особенно для несовершеннолетних работников и женщин). Были значительно расширены права работников, в частности, работники и служащие получили право одностороннего расторжения трудового договора (увольнения с работы по собственному желанию) с предупреждением администрации работодателя за две недели.

Уголовная ответственность за самовольный уход с предприятия, а также за прогул была заменена дисциплинарной ответственностью. Развивалась система товарищеских судов на предприятиях. Первичным органом, рассматривавшим трудовые споры, становились комиссии по трудовым спорам смешанного состава. Вышестоящим органом для комиссии по трудовым спорам являлся местный (фабричный, заводской) комитет профессионального союза, чье постановление в свою очередь можно было обжаловать в соответствующий народный суд.

Принят Закон о гос. пенсиях. Пенсии по старости назначались мужчинам - по достижении 60-летнего возраста при 25-летнем стаже; женщинам - по достижении 55-летнего возраста при 20-летнем стаже. Размер пенсий (в том числе по старости и по инвалидности) значительно увеличивался.

Повышена роль профсоюзов в решении вопросов пенсионного обеспечения рабочих и служащих.

Расширены права колхозов в области планирования своей хозяйственной деятельности. Произошли изменения в принципах и форме оплаты труда колхозников.

Информация о работе Шпаргалка по "Государству и праву"