Шпаргалка по истории государства и права зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:02, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по истории государства и права зарубежных стран.

Файлы: 1 файл

Ответы на вопросы по истории государства и права зарубежных стран.docx

— 186.03 Кб (Скачать файл)

2. Народные собрания –  считались законодательными органами. Они были трех видов:

1) собрания по центуриям  – решали вопрос о войне  и мире, избирали высших магистратов,  принимали или отклоняли законы, даровали гражданство, являлись  высшей апелляционной инстанцией  для приговоренных к смертной  казни;

2) собрания по территориальным  трибам — здесь преобладало  влияние плебеев. Такие собрания  назывались плебейскими сходками. Со временем роль этих собраний  возросла, особенно в области  законодательства, так как их  решения не нуждались в утверждении  сенатом. Плебейские сходки решали  вопросы о допуске на высшие  должности магистратов из числа  плебеев. Позднее эти собрания  стали издавать законы, обязательные  для всех граждан;

3) куриатные комиции –  при родовом строе они играли  важную роль, но после возникновения  государства ее утратили. Они  решали вопросы брачно-семейных  отношений, наследства, совершения  религиозных обрядов.

3. Магистраты. Повседневная  исполнительно-распорядительная власть  находилась в руках магистратов.  Распоряжения магистратов считались  обязательными для всех граждан.  Они могли наложить вето на  решения коллег. Должности магистрата  были выборными, срочными и  безвозмездными. К магистратам относились  цензоры, избиравшиеся на 5 лет.  Они составляли списки граждан  по имущественному цензу, на  основании которых производилось  налоговое обложение.

Высшие должности занимались представителями узкого круга знатных  фамилий. Им же принадлежали крупные  земельные угодья.

15. Римская империя. Принципат.  Доминат. 

Республиканский период делится на 2 подпериода:

  1. Принципат
  2. Доминат

Принципат -  теоретически самый  важный период Римской империи. В  этот период Римская империя –  самая большая территориально и  самая сильная держава мира.

Это особая форма монархии, совмещавшая  монархические и республиканские  черты. Обладатели высшей силы в основном именовались- принцепс( первый среди равных). Формально продолжало существовать республиканское устройство: сенат, комиции(нар.собрание), магистратуры ( кроме цензоров). Но они утратили прежние политические значения., т.к. выборы в них и их деятельность контролировались принцепсом. Реальная власть в руках принцепса и близких ему людей.

Доминат -  следующая фаза постепенного перехода Римской республики в абсолютную монархию, с неограниченной властью. Сенат - превратился в сословие с  декоративными функциями. Основынм центром власти стал бюрократический  аппарат, ориентированный на личность доминуса (господин).

Император – издавал законы, назначал чиновников всех уровней и многих офицеров армии. Но все ещё существовали республиканские магистратуры, как  консулы и преторы, но это всего  лишь были почетные титулы.

16. Магистратуры в государственном  механизме Римской республики.

Магистратура- общее название должностей в Др.Риме. В эпоху империи прежние республиканские магистраты продолжали существовать, хотя с сильно сокращенной компетенцией. Консулы -  являлись только почетными чиновниками, им было предоставлено представительство в Сенате, некоторые судебные функции в уголовном процессе, а также заведыванием празднеств во имя императора.

Преторы – лишь отчасти сохранили  прежние судебные обязанности, им было предоставлены мелкие гражданские  процессы  в области торговли, исков между казной и частными лицами и т.п. По окончанию службы они вступали в сенат.

Эдилы- отчасти сохранили свои полицейские обязанности -  надзор за рынком и порядком в городе.

Народный трибунат – в своих  расширенных функциях перешел на императора, а другие народные трибуны  утратили почти всякое значение.

 

17. Законы XII таблиц.

Знаменитый памятник права Др.Рима. Законы были написаны на 12 деревянных досках, которые выставлялись на городской площади. Они регулировали не публичные, а частные  ( между гражданами) отношения:

  1. Устанавливали право на чужие вещи, которые делились на сельские ( право проезда и прогона скота по чужой земле) и городские (запрещалось загораживать свет и строить высокие здания)
  2. 2 основных способа приобретения собственности : производный ( когда владелец передавал свое право на вещь приобретателю в силу сделки, по наследству) и первоначальный ( был основан на самоличных действиях приобретателя – захват, соединения и переработка вещи.
  3. Были предусмотрены отдельные случаи уничтожения или повреждения чужих вещей, что влекло за собой ответственность возместить причиненный ущерб.
  4. Если не было завещания, то все сыновья, состоящие под властью отца получали после его смерти равную долю имущества.

Целью этого закона было ослабить патрициано – плебейское противостояние путем внедрения равного для  всех частного и уголовного права. Наиболее значимый факт- внедрение денег, в форме медных монет , которые взвешивались и в соответствии с весом получали номинал.

 

18. Общая  характеристика и периодизация  средневекового государства в  Зап.Европе

Падение Западной Римской  империи означало окончательное  крушение античных политико-правовых порядков и гибель цивилизации, представлявшей собой высшее достижение древнего мира. На смену приходят средние века, когда западноевропейское общество надолго было отброшено назад  и вынуждено было проделать новый виток развития от примитивных протогосударств к крупным «варварским" королевствам, а в конечном счете - к централизованным национальным государствам. Развал Римской империи сделал возможным выход на политическую арену Западной Европы новых этносов и народов.

Историю средневековья, которая  охватывает в Западной Европе более  тысячи лет, принято делить на периоды  в зависимости от тех ее аспектов, которые составляют предмет рассмотрения (хозяйственная жизнь и степень  развития феодальных отношений, культура, религия и т.д.).

Периодизация средневековья  связывалась прежде всего с уровнем развития феодального способа производства (становление феодализма - раннее средневековье, расцвет феодализма - развитое средневековье, упадок феодализма - позднее средневековье).

Так, в Европе в период ранних (варварских) государств, когда  формирующийся класс земельных  собственников-феодалов сплачивался  вокруг королевской власти, пользовавшейся также поддержкой христианской церкви и крестьян-общинников, первые, как  правило, крупные государственные  образования приобретали форму  раннефеодальных монархий.

Средневековое государство, превратившееся в Западной Европе в IX-XIII вв. в великое множество государств-поместий и отличавшееся крайней степенью экономической и политической децентрализации, приняло форму сеньориальной  монархии.

Экономический подъем в XIII-XV вв., связанный с ростом городов  и развитием торгового оборота, с накоплением капитала, породил  возможность  постепенного территориального объединения государств на национальной основе, усиление королевской власти, искавшей поддержки у представителей сословий. Для этого периода характерно становление сословно-представительных монархий.

Наконец, в позднем средневековье (XVI-XVII вв.), когда полным ходом идет разложение феодализма и формируются основные элементы капиталистической системы, королевская власть все более возвышается над обществом, делает ставку на бюрократический централизм, на военно-полицейскую силу, на устранение политической оппозиции. Таким образом, на своей последней стадии средневековое государство выступает в форме абсолютной монархии. Падение абсолютизма означало уже конец всего старого режима и начало Новой истории.

В истории западноевропейского  средневековья сельская (крестьянская) община не порождала каких-либо особых проблем для государства. Она  являлась простым объединением крестьян, ведущих индивидуальное хозяйство, и обладала минимальными административными  и судебными функциями. В политическом плане она полностью находилась под властью короля, сеньора или  церкви.

Несмотря на характерную рассредоточенность политической власти, главным институтом в политической системе все в большей степени становилось государство. Его политическое значение и вес определялись тем, что королевская власть, даже в эпоху глубокой феодальной раздробленности, являлась единственным общепризнанным представителем страны и народа в целом. Закрепляя феодальные формы поземельной собственности, сословные привилегии феодалов, средневековое государство, как любое другое государство, осуществляло общесоциальные функции (поддержание мира, традиционного правового порядка и т.д.). В средние века в странах Западной Европы сложилась и приобрела общесоциальную ценность национальная государственность, которая при всех ее различиях в разных странах стала стержнем единой европейской культуры и цивилизации.

 

19. Общественно-политический  строй государства франков. Монархия  Меровингов и монархия Каролингов. Реформы Карла Мартелла.

Государство франков было по своей форме раннефеодальной  монархией, прошедшую в своем развитии 2 основных периода. Рубеж, разделяющий эти периоды характеризуется, не только сменой правящих династий, он стал началом перестройки франкского общества, когда началась складываться сеньориальная монархия.

Общественный  строй 

 У франков сохраняется старая общинная организация, хотя социально-классовые различия проявлялись в правовом положении социальных групп.

 На низшей  ступени находился - раб. Раб  в отличие от свободного общинника  считался вещью. Кража раба  считалась кражей животного. Брак раба со свободным влек потерю последним потерю свободы.

 У франков  наличествуют социальные группы, четко отграниченные одна от  другой - свободные франки, полусвободные  литы. Различия между ними были  связаны с происхождением и  правовым статусом лица, той социальной  группы, к которой он принадлежал. 

 Знать  пользовалась полнотой политической, экономической, личной правоспособности.

 Лит, представлял собой неравноправного жителя общины франков, находящегося в личной и материальной зависимости от своего хозяина. Литы могли вступать в договорные отношения, отстаивать свои интересы в суде, участвовать в военных походах со своим хозяином. Лит мог быть освобожден своим господином, у которого, однако, оставалось его имущество.

Государственный строй: С формированием сеньориальной монархии во главе государства франков стоял король. Он выступал как охранитель мира, как исполнитель судебных решений общины. Королевские предписания касались незначительного круга, государственных дел - призыва в войско, вызова в суд. Власть франкских королей передавалась по наследству с 8 века. Все нити государственного управления сосредотачивались в королевском дворе, в руках королевских слуг и приближенных. Среди них выделялись - дворцовый граф, рефендарий, камерарий.

 Дворцовый  граф выполнял , главным образом, судебные функции, руководил судебными поединками, наблюдал за исполнением приговоров.

 Рефендарий  ведал королевскими документами,  оформлял акты, предписания короля.

 Камерарий  следил за поступлениями в  королевскую казну, за сохранность  имущества дворца.

Графы начинают управлять округами. Они обладали полицейскими, военными и судебными  функциями. Во второй половине Х века королевская власть была ограничена созданным Королевским Советом, состоящим из представителей служилой знати и высшего духовенства. Без согласия Совета король фактически не мог принять решения.

Монархия  Меровингов. Короли щедро наделяли знать землей, чтобы привлечь их на свою сторону. Эта земля становилась  наследственной отчуждаемой собственностью, также утверждается частная собственность на землю. Возникает система патроната («покровительства»). Многие из крестьян становились крепостными . По мере уменьшения земельного фонда королей, их масть также уменьшалась, а росло могущество знатных фамилий. Государственная власть оказалась в руках управляющего королевским дворцом майорлома. Он становится фактическим главой государства. Эта должность превращается в наследственное достояние богатого рода, давшего начало династии Каролингов.

^ Монархия  Каролингов. В первой половине VIII века майордом Карл Мартелла  конфисковал у непокорных магнатов  земли и передал их в условное  пожизненное держание — бенефиций, за что бенефециарий должен был нести военную службу. Сеньер и вассал, так стали именовать лиц, у которых установились эти договорные отношения. Увеличились права сеньоров, которые получали именную грамоту короля, и все государственные полномочия передавались владельцу имения.

Органы государственного управления. К ним, прежде всего, следует  отнести высших должностных лиц  — минестериалов, управлявших королевским  хозяйством. Страна была разделена  на округа, которыми управлял уполномоченный короля — граф. Постепенно они превратились в крупных землевладельцев

. Реформа Карла Мартелла — создание качественно нового войска — феодального ополчения, находящееся в строгой зависимости от короля. Конфисковав некоторую часть земель (церковных и монастырских), Мартелл стал раздавать ее в качестве так называемых бенефициев — пожалований. Бенефициарий был обязан являться на военную службу по первому требованию короля: земля была ему вознаграждением за нее. Новое ополчение было конным. Подавление крестьянских выступлений становится его главной функцией. Реформой Карла Мартелла крестьяне были почти отстранены от военной службы. Базой для созданий нового профессионального конного войска послужили крупные землевладельцы, средние и мелкие феодалы. Следует отметить, что реформа Карла Мартелла усилила центральную власть. Укрепившийся благодаря ей слой средних и мелких феодалов составил на определенное время опору каролингской династии. По примеру короля другие крупные магнаты тоже стали практиковать раздачу бенефиций, что содействовало созданию иерархической структуры феодального общества и земельной собственности.

 

20.Основные  черты права франков. Салическая правда.

 

Формирование  государственности у франкских  племен сопровождалось созданием права. Это осуществлялось с помощью  записи древнегерманских обычаев. Так  появились «варварские правды»: Салическая, Рипуарская, Бургундская, Аллеменская и др.

Информация о работе Шпаргалка по истории государства и права зарубежных стран